Неподалеку церковь Санта Мария Сопра Минерва. В древности на этом месте стоял храм Минервы. В эпоху инквизиции здесь проводились заседания комиссий по еретикам. Вполне может быть, что здесь каялись Галилей и граф Калиостро. Этот храм украшал сам Микеланджело, в частности, статуя Христа с крестом его работы.
Буквально в двух шагах от Пантеона находится удивительная церковь Сант-Иньяцио, посвященная основателю ордена Иезуитов Игнатию из Лойола. Огромная, величественная. Внутри по-римски уже привычно все «дорого-богато» - мрамор, золото, колонны, скульптуры, огромный купол с великолепной живописью… но нет – это не купол! Роспись сделана на плоском потолке! Это просто в голове не укладывается, и не сразу понимаешь, что фреска написана на плоской поверхности – настолько реалистична иллюзия объемного пространства, иллюзия купола. Купол-обманка! Эта жемчужина появилась в 1685 году - из-за недостатка средств не был построен купол, и художник-математик монах Андреа Поццо решил эту проблему кардинально – нарисовал его на гигантском холсте. К сожалению, «оригинальный купол» был утрачен и со временем заменен на копию в 1823 году, сделанную по проекту, оставленному предусмотрительным Андреа. Нам не совсем близки (точнее, совсем не близки) живописные изображения святых в храме, больше похожие на пухлых младенцев, практически полностью обнаженных женщин и мужчин с грудами мышц, пышущих физическим телесным могуществом (как это далеко от нашей канонической аскезы, возвышающей горе́!). Кстати, многие художники пользовались подобными иллюзионистическими приемами, но не у всех получался такой эффект. Гигантская 40-метровая трехмерная фреска «Глория (триумф) Святого Игнатия» вне всякого сомнения, лучшее творение художника и, без преувеличения, одно из чудес света. Современные спецэффекты никак не могут соперничать с этим монументальным зрелищем из далеких веков.
Еще в этом храме привлек внимание деревянный макет внушительных размеров – храм единой всемирной религии, на куполе которого на троне восседает Папа с посохом и еще каким-то атрибутом власти, а вокруг этого храма расположены макеты самых знаменитых соборов мира. Из наших там оказались Исаакиевский собор и собор Василия Блаженного.
Олицетворением былой мощи Римской империи, вне всякого сомнения, является Колизей - самое величественное сооружение античного времени. Он как будто живет своей жизнью, гордо возвышаясь над всеми остальными постройками, огромный, неповоротливый, важный. Взгляд постоянно натыкается, да что там – сам ищет его в пространстве, с какой площадки вы бы не осматривали город, вас буквально притягивает неимоверно сильная энергетика этого древнего монстра.
Колизей возвели за 8 лет - начали строить в 70-72 годах н.э., а в 80-м, как свидетельствует древнеримский государственный деятель Дион Кассия, на нем уже проходили инаугурационные игры, которые длились без перерыва 100 дней и которые он подробно описывает. Публика «любовалась» жестокими гладиаторскими боями, смертельной травлей диких животных, и охотой на них. На арене было убито более 9 тысяч животных: львов, тигров, медведей и даже слонов. Для того чтобы обильно пролитая кровь не бросалась в глаза, арену Колизея покрывали слоем окрашенного в красный цвет песка, который быстро впитывал кровь. Толпа неистово ликовала, обнажая самые низменные человеческие инстинкты. Здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии. Здесь мучили и казнили христиан.
Есть интересная версия, кто строил Колизей. На мраморной плите, найденной в 1813 году, латинская надпись гласит: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Это прямая ссылка на события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году нашей эры. Иерусалим был захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. Из этого следует, что Колизей построили иудеи.
Официальное название Колизея - Амфитеатр Флавиев. Также есть ссылка на латинское «колосс», что связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона, на которой впоследствии Веспасиан приказал поменять голову, дополнив её солнечной короной как у бога Солнца Гелиоса. На сегодня от колосса Нерона сохранились только остатки пьедестала недалеко от Колизея, одна из надписей на котором гласит: «До тех пор, как Колосс стоит — будет и Рим; Когда Колосс падёт — падёт и Рим; Когда Рим падёт — падёт весь мир».
Но есть и еще одна версия происхождения названия. Колизей в Риме долгое время занимал одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. И если взять за основу эту версию, то в основе появления названия лежит латинская фраза «colis eum?», которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра, то есть «вы служите ему?», имея в виду дьявола.
В 1750 году Папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом, освященным кровью погибших первых христианских мучеников. В середине арены был установлен крест и построены 14 часовен. С 1991 года в Страстную пятницу у стен Колизея начинается публичный Крестный ход к собору св. Петра, возглавляемый действующим понтификом. Наша знакомая, уже несколько лет живущая в Риме, с грустью рассказывала, что в этом году (впервые с 1656 года, когда в Риме свирепствовала чума, и не отмечали ни Рождество, ни Пасху) в Страстную Пятницу Богослужение крестного пути прошло без верующих. Это особенная служба. Папа по обычаю возглавляет шествие от Колизея в Собор св. Петра, совершая 14 стояний по 14 эпизодам крестного пути Христа: осуждение на смерть; Исус берет крест, первое Его падение, встреча с Матерью, помощь Симона, св. Вероника с платом, второе падение, утешение плачущих женщин, третье падение, Исуса обнажают, прибивают ко кресту, смерть, снятие с креста и погребение. В этом году Богослужение крестного пути впервые прошло на площади Св. Петра в минимальном составе. Тексты молитв 14 стояний писали заключенные, родные заключенных, тюремный воспитатель, судья, полицейский, священник и невинно осужденный, отсидевший 8 лет и оправданный. Крест несли бывший заключенный, полицейские, врачи. Пасхальная месса также проходила за закрытыми вратами собора. В интернете есть фото, как католический священник проводит пасхальное богослужение, играя на гитаре на крыше одной из римских церквей.
Наш экскурсовод с негодованием говорила о том, что под Колизеем строят метро: «как это вообще возможно?!» Римский метрополитен расширяется медленными темпами, т.к. любая стройка в Риме осложняется тем, что в ходе неё обнаруживаются останки древнейших сооружений, начинаются вестись раскопки, подключаются археологи, стройка временно приостанавливается.
Далее идем к Римскому Форуму, слушаем его многовековую историю. Древние римляне обосновались на холмах Палантин, Капитолий, Виминал, Эсквилин, Квиринал, Велиа. А между холмами была огромная болотистая территория, которую до VIII века до н.э. использовали как место для погребений. Потом были проведены глобальные работы по ее осушению, устройству сточных канав и Большой клоаки, и началось строительство Форума – на одной части разместили рынок, вторую планировалось использовать для проведения церемоний, дебатов, выборов и т.д. Постепенно Форум стал приобретать важнейшее политическое и религиозное значение. Строились новые здания и дороги. Во II веке до н.э. вокруг площади появились три большие базилики, в которых проводились судебные разбирательства (от них остались только руины и осколки колонн). В храме Сатурна устроили сокровищницу, в храме Юпитера изготавливали монеты. В I веке до н.э. были построены курии Корнелия и Юлия. В период правления Августа Форум приобрел статус центра Древнего Рима. Появились арка Августа и храм Цезаря. При правлении Константина и Максенция построили базилику Константина и базилику Ромула. А в I веке нашей эры Форум сильно пострадал от нашествия готов и вандалов.
Не так много сохранилось от величественных храмов. Мраморный храм Пуп города утрачен. Несколько белоснежных колонн осталось от храма Весты (весталки поддерживали огонь в храме и проводили обряды в честь богини домашнего очага). Храм Цезаря был построен на месте, где сожгли тело Юлия Цезаря. Недалеко от храма располагается триумфальная арка Августа в честь императора Октавиана Августа. В величественном храме Сатурна, который строили в память победы над этрусским правителем, некоторое время находились казначейство и налоговая служба. Храм диоскуров (детей бога Юпитера) можно опознать по трем колоннам, называемым «Три сестры».
С появлением христиан на Форуме строилось множество церквей, многие здания были устроены под храмы: церковь Св. Адриана в помещении курии; церковь Санта-Мария-ин-Каннапара в базилике Юлии; Санта-Мария-ин-Миранда в храме Антонина и Фаустины; Сан-Сальваторе-де-Статера в бывшем храме Сатурна. Рядом со Священной дорогой, построенной в 5 веке до н.э., была построена церковь св. Вакха и св. Сергия. Мы побывали в двух храмах Римского форума - Санта-Франческа-Романа и святых Космы и Дамиана Аравийских. Санта-Франческа-Романа - средневековая церковь, построенная на месте большого античного храма 2 века, посвященного богиням Венере и Роме (покровительницы древнего города). Есть предание, что Симон Волхв, желая показать свое превосходство над апостолом Петром, поднялся с помощью магии в воздух. Св. Петр стал на колени и стал истово молиться. Симон был посрамлен – упал и разбился. А на том месте, где молился св. Петр, остались следы от его колен. Плита с отпечатками хранится в этой церкви. Под алтарем были найдены мощи св. Франциски Римской. Эта святая особо почитается римскими водителями, они считают ее своей покровительницей и ежегодно в день ее памяти собираются здесь для молитвы. В церкви св. Франческа находится древняя икона Божией Матери VI века, а в раковине алтарной апсиды удивительная мозаика 1161 года с изображением Богородицы с Младенцем в окружении апостолов. Этот храм также очень популярен для проведения свадеб.
В древней христианской церкви святых Космы и Дамиана Аравийских над главным алтарем сохранилась необыкновенной красоты византийская мозаика 6 века, изображающая Второе Пришествие Христа. В алтаре под престолом вместе с мощами святых мучеников Анфима, Леонтия, Евпрепия и Транквиллина покоятся мощи святых братьев-безсребренников Космы и Дамиана, почитаемые как чудотворные. Над престолом находится икона Божией Матери 12 века.
В 8 веке Форум окончательно утратил первоначальное значение. Жители стали растаскивать античные постройки для строительства конюшен, домов, мастерских. В Средние века на территории бывшего величественного Форума пасли скот. В 12 веке строятся крепостные стены, арка Тита. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения интерес к античной архитектуре появился вновь, разграбление руин продолжалось. Раскопки начались на территории Форума лишь в 19-20 веках.
Самые древние древности Форума, которые можно видеть в настоящее время: фундамент святилища Венеры-Клоакины (в нем римские войны проходили обряд очищения), Черный камень, фундамент Регии. Черный камень – это мраморный обелиск 4 века до н.э., под которым были обнаружены плиты с древними надписями. Также считается, что здесь похоронен Ромул – один из основателей Рима.
Хорошо сохранились античные триумфальные арки Тита и Септимия. Арка Тита облицована мрамором и на ней можно различить изображения богини Виктории и сцены сражения при Иерусалиме. На арке Септимия (3 век н.э.) видны рельефные изображения битв древних римлян с парфянами. Молодожены обязательно стараются проехать мимо арок, чтобы семейная жизнь сложилась удачно.
Одинокая колонна Фока (608 г.). Трибуна ораторов (5 век до н.э.). Арки, остатки стен, полуразрушенные своды храмов.… Смотря на руины былого могущества империи, приходят мысли о том, как нестабильно все в этом мире, и для человека, и для его творений – взлет, падение, снова взлет, снова падение. Нет ничего постоянного, нельзя с уверенностью думать о будущем: «хочешь насмешить Бога – расскажи Ему о своих планах». Можно только уповать на милость Божию к себе, своим детям, своему народу, стране, мiру…
Следующая грандиозная экскурсия – Ватикан. Пока едем в музеи Ватикана, экскурсовод отвечает на наши общие вопросы. В настоящее время в Риме 943 храма и около десятка монастырей. От экскурсовода мы узнали, что обязательный налог на Церковь в Италии отменён. Теперь эти средства идут на благотворительность. Кардинал получает 5 тысяч евро в месяц, нынешний Папа от зарплаты отказался, а Бенедикт, его предшественник, получал 2,5 тысячи. Кстати, местные жители предыдущего Папу любили, встречали, преподносили какие-то сувениры. Живет Папа Бенедикт в Ватикане, в женском монастыре. Новоизбранный Папа после конклава вместе с кардиналами поехал в свою резиденцию на автобусе. Летнюю папскую резиденцию Кастель-Гандольфо он передал под музей. Очень редко там появляется. Живёт же он в своей прежней резиденции, где жил, будучи ещё кардиналом. Зал аудиенции Папы вмещает в себя около 6 тысяч человек. Гражданами Ватикана являются около 800 человек. Есть в этом мини государстве, площадь которого 44 гектара, своя аптека, врач, своя подземная дорога. Половину площади занимают сады. Как государство Ватикан «родился» 11 февраля 1929 года.
У входа в музеи большая, как нам показалось сначала, очередь. Но экскурсовод уверила, что нам повезло, т.к. сейчас зима, не сезон, и это вообще не очередь. Действительно, прошли мы довольно быстро, минут через двадцать уже были внутри. На эту экскурсию мы выделили один день, конечно, это очень мало - Ватикан занимает первое место по количеству произведений искусства на единицу площади. Нам удалось за это время лишь пробежаться по нескольким залам, фотографируя все подряд (кроме Сикстинской капеллы – там не разрешено), и делая наскоро какие-то пометки в блокноте для памяти.
Буквально везде в папском дворце: в коридорах, переходах, залах – везде фрески, лепнина, картины, гобелены, скульптуры. Естественно, что работали над всем этим мастера с мировыми именами.
В Бельведерском дворце разместился музей античных скульптур - огромная коллекция, несколько сотен экспонатов. Саркофаги (на одном из них запомнилось изображение амазонок), купели, барельефы. Запомнилось, что когда умирал второй супруг, то его хоронили в том же саркофаге, в котором был похоронен первый супруг. Саркофаг, в котором была захоронена первоначально мать императора Константина Елена и второй, где его дочь Констанция. Погребальные украшения, свитки, мумии, священные статуэтки, жуки-скарабеи. В центре зала, напоминающего Пантеон, установлен бассейн Нерона - огромная чаша из красного порфира. Всемирно известные статуи Аполлона и Гермеса, Лаокоона с сыновьями и Персея. Бронзовая позолоченная статуя Геркулеса (II век н.э.). Папа Павел IV, возмущаясь видом множества обнаженных скульптур, приказал их оскопить, что и было исполнено (лишь одной удалось этого избежать - Папа недосмотрел).
К главной капелле мира – Сикстинской - мы шли по галерее Арацци, стены которой украшены гобеленами, созданными учениками Рафаэля. Убиенные Вифлеемские младенцы, гобелен с изображением убийства Юлия Цезаря. Особенно поразил гобелен "Воскресение Христа", с которого Господь смотрит на вас, где бы вы не находились, Он буквально поворачивается за вами, пока вы идете по галерее, встречает и провожает вас.
Далее идем по галерее географических карт. Это крупнейшая в мире серия фресок, изображающих карты. Длина галереи 120 метров. 40 фресок размером 5 с половиной на 6 с половиной метров с подробными деталями регионов Италии, островов, городов и каких-то значимых событий. И это было создано тогда, когда не было ни спутников, ни съемки с высоты! Полтора года шла работа, с 1580 по 1583 год. Воинство Юлия Цезаря, переходящее реку Рубикон, победная битва Карла VIII с французами при Форново… Разглядывая карты, можно представить, как выглядела Италия и ее основные города в то время. Поражает уровень детализации: замки, церкви, деревья, лодки на воде, горы. И даже из раздела фантастики и язычества – морские существа, Нептун. А на золотом потолке галереи уже небесное: над картой определенного региона размещено религиозное событие, происходившее здесь, например, над Миланом – святой Амвросий; над Калабрией – святой Франциск; Михаил Архангел над Апулией, где его почитают в знаменитой пещере в Гаргано и т.д. Этим как бы подчеркивается Божие покровительство над землей Италии. И еще интересный факт - в XVI веке Италия, как единая страна еще не существовала, но на картах воедино собраны изображения всех ее регионов с центром в Риме. Фактически же объединение итальянских регионов началось только в XIX веке.
Далее попадаем в четыре комнаты, станцы, расписанные Рафаэлем, в которых в 16 веке находились апартаменты Папы Юлия II. Тогда художнику было 25 лет. Самой лучшей из этих фресок считается "Афинская школа", персонажи которой напоминают Микеланджело и самого Рафаэля. Маленькая месть Рафаэля - Микеланджело он изобразил в сапогах, подчеркивая его материальность (остальные персонажи босые или в сандалиях – т.е. выше материального). По словам современника и биографа Асканио Кондиви, великий Микеланджело часто спал в одежде, даже не снимая сапог, и когда решил снять, то вместе с сапогами слезла кожа. Микеланджело не считал Рафаэля талантливым от природы, а лишь усердное обучение дало такой результат. Два титана эпохи Возрождения, к слову сказать, крайне не терпели друг друга. Гениям вообще сложно ужиться. Их объединяло лишь то, что они работали на одной площадке – в Ватикане. Отношения их всегда оставались натянутыми. Микеланджело считал все лучшее в работах Рафаэля своими плодами и был очень задет тем, что его молодого соперника назначили главным архитектором в строительстве собора Святого Петра и Папа даже собирался сделать его кардиналом. Но Рафаэль умер (есть предположение, что его отравили), и строительство собора было передано Микеланджело, пережившего всех своих достойных соперников и почившего в почетном возрасте 89 лет. Кстати, в детстве он был очень болезненным, но благодаря своему образу жизни – физические нагрузки, скромное питание, неприхотливость и мирное устроение – болел всего лишь дважды за всю свою долгую жизнь. Микеланджело не был жаден, никому не завидовал, мало спал, много работал, раздавал деньги нуждающимся, дарил свои работы друзьям, скромен, терпелив, за исключением, когда сталкивался с несправедливостью. Из множества фигур ни одной не создал одну похожей на другую.
Возможно, что благодаря противостоянию опытного и молодого гениев мир увидел роспись Сикстинской капеллы - самого знаменитого музея Ватикана и мира. Расписывал ее сам (в смысле – один, без помощи: «я нахожусь в полном одиночестве и тяжелом физическом труде, и ни друзей и никого другого рядом не желаю») Микеланджело Буонарроти, будучи до этого известным как скульптор. Работал 4 года. 600 квадратных метров – именно такая площадь была покрыта изображениями. Самое сложное – потолок. Художник расписывал его, лежа на спине на придуманных им же «летящих» лесах (благодаря этому в капелле не прекращались богослужения и во время работ). 1000 кв. метров свода, около 300 различных фигур. До Микеланджело никто не создавал работ такого масштаба. После росписи потолка, художник сказал, что с живописью покончено, и лишь спустя 20 лет его уговорили вновь взяться за кисть для росписи «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Восемь лет писал он эту знаменитую фреску, работа давалась ему очень тяжело, через «надрыв». Возможно, это он хотел показать написанием своего автопортрета в виде святого мученика Варфоломея, с которого живьем содрали кожу. Изначально все фигуры на фреске были обнаженными. Но взошедший на престол Папа Павел IV потребовал, чтобы Микеланджело привел их в «приличный вид». Художник отказался это сделать, сказав, что сначала надо в приличный вид привести весь мир. Он считал, что всё истлеет и на Страшный Суд все предстанут обнажёнными. Набедренные повязки дорисовывал ученик Микеланджело, который вошел в историю под прозвищем «штанописец».
Неоднозначное зрелище… Да, великое, признанное во всем мире, искусство. Но как же тяжело нам, воспитанным на древнерусском каноническом изображении святых, воспринимать этот триумф плоти? В голове не укладывается, что эти массивные груды мышц, пышущие физическим здоровьем тела («мяса́» - как сказали бы ревнители древлего благочестия), лишь прикрытые набедренными повязками – это те же святые: мученики, апостолы, преподобные, святители! Торс Христа на фреске списан с Аполлона Бельведерского, многие святые писались с натурщиков. Как молиться им?
Экскурсовод высказала одно из предположений, почему так много «обнажёнки» - после чёрной чумы население Рима катастрофически сократилось, и с целью стимулирования рождаемости в искусстве стали практиковать обилие обнаженной плоти…
В Сикстинской капелле поистине было столпотворение, хотя экскурсовод опять напомнила нам, что сейчас не сезон и «народу мало». И, вообще, ежедневное посещение музеев Ватикана даже в этот период, доходит до 16 тысяч человек. Она рассказала, что в Сикстинской капелле 17 кардиналов на одном из конклавов в XII веке 33 месяца не могли избрать Папу, тогда всех их закрыли до тех пор, пока Папа не будет избран. Кстати, все эти 17 кардиналов впоследствии также стали Папами. Нынешний Папа в капелле недавно крестил 32 ребёнка - детей сотрудников посольства.
Нам крупно повезло, как сказала наш экскурсовод. Мы увидели уникальную экспозицию, организованную в связи с 500-летием со дня смерти Рафаэля: в Сикстинской капелле, в феврале (когда в Риме мертвый сезон и меньше всего туристов), ровно на одну неделю, вывесили десять гобеленов, выполненных по его эскизам. Надо сказать, что даже сам Рафаэль не видел гобелены все вместе, он успел посмотреть лишь на семь завершенных работ, вывешенных в капелле в 1519 году, а в 1520-м, в возрасте 37 лет художника не стало (кстати, Рафаэль и родился, и умер в Страстную пятницу).
Гобелены из золотых и шелковых нитей, каждый размером 30 кв. метров и весом 50-60 кг, готовились именно для этой главной папской капеллы, и какое-то время там висели – под фресками Микеланджело, - даже остались старые крепления в стенах. Последние сведения о нахождении гобеленов здесь восходят к концу XV века. Лишь в 1983-м году, когда праздновалось 500-летие со дня рождения Рафаэля, публике была впервые после многовекового перерыва представлена вся серия – 10 гобеленов.
Потолок Микеланджело в Сиксинской капелле
Затем их снова показали в 2010, но только четыре из 10-ти и всего на несколько часов, и только в этом году гобелены вновь собрали все вместе, перенесли из папской Пинакотеки. 10 рафаэлевских гобеленов с сюжетами на Деяния апостолов: "Передача ключей", "Проповедование Павла в Афинах", "Исцеление хромого", "Чудесный улов"… Выставка организована всего лишь на одну неделю, и мы попали как раз в это время. Вероятно, шанс увидеть гобелены в Сикстинской капелле теперь представится ещё очень нескоро.
Андреева Анна, руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке