Первое, что мы отметили, сойдя с трапа самолета – необыкновенный воздух, мягкий, чистый, «вкусный». Было очень тепло, 20 градусов – в Италии полноправная весна!
Водитель, встречавший в аэропорту нашу группу паломников из храма свт. Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым) - русский эмигрант, москвич, в свое время окончивший МГУ. Очень общительный, открытый, всю дорогу до отеля что-то нам рассказывал, отвечал на многочисленные вопросы. Население Рима, по словам таксиста, 3-4 миллиона. Точную цифру назвать невозможно, т.к. немало эмигрантов, которые приехали в Италию за последние годы. Много украинцев, молдаван. Украинцы полностью «захватили» рынок социального обслуживания, никого не подпускают - вместо выбывших сразу ставят на это место своих, даже на время болезни невозможно втиснуться туда. «Если увидите инвалидную коляску и человека рядом – 100 процентов, это с Украины» - констатирует водитель. «Русских мало, - продолжает он, - в основном, это русские жены итальянцев». Мы интересовались многим, например, личностью Муссолини. Он ответил, что итальянцы разделяют время его правления на две части: первые годы, когда он для страны много сделал положительного в плане постройки дорог, бесплатной медицины, образования; радиовещание было проведено, построены новые церкви (до двух десятков – в народе их называют «фашистскими»). Последующий период, когда Муссолини «связался» с Гитлером и ввязал народ Италии в никому не нужную войну, на которой погибло более миллиона итальянцев (хотя цифры называются разные – от 480 тысяч и выше), оценивается ими крайне отрицательно. Итальянцы не очень стремились воевать, немцы вынуждены были их постоянно подталкивать, стимулировать. Германия за участие в войне обещала Муссолини, который мечтал о восстановлении Римской империи, юг Украины и Ростовскую область. Отошёл Муссолини от Гитлера только в 43-м году. Кстати, его внучка сейчас член итальянского парламента. Водитель говорил, что Италия принимает всех гонимых - к примеру, сделала женщина карикатуру на президента России, подверглась судебному преследованию - переехала в Италию; его знакомый чеченец, не захотевший служить в охране Кадырова - тоже здесь. На вопрос, хорошо ли здесь жить, водитель ответил уклончиво, мол, Италия - для туристов, для проживания более комфортна Германия.
На время своего путешествия мы остановились в гостевом доме польского женского монастыря во имя святой Елизаветы, неподалеку от одной из самых величественных и узнаваемых базилик города - церкви Санта-Мария-Маджоре.
Это папская базилика, одна из четырех главных храмов Италии. Мы отметили, что римские большие храмы напоминают наши петербуржские соборы: Троицкий в Александро-Невской Лавре, Казанский и другие. По преданию, в IV веке Папе Либерию и богатому аристократу приснился один и тот же сон - им явилась Богородица и повелела построить церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Дело было в разгар летней итальянской жары, но, о чудо! – утром 5 августа 352 года Эсквилинский холм был укутан снегом! Базилику построили. Многие Папы в дальнейшем достраивали и украшали эту очень почитаемую римскую церковь, но, к счастью, несмотря на переделки, раннехристианская базилика все же доминирует, удивляя своей торжественностью, совершенством, гармонией. Поражает средневековый мраморный пол в декоративном стиле - его сюда перенесли из императорского дворца. Колонны из коринфского порфира. Великолепные мозаики XIII века. В одной из капелл (часовен) базилики - Сикстинской, впечатляет скульптура Папы Сикста V: приклонив колени, он молится Младенцу перед Святой колыбелью. Часовня посвящена Рождеству Христову, о чем рассказывают сюжеты росписи и мозаики.
В базилике мы увидели мраморную памятную доску святых Кирилла и Мефодия. Согласно житию равноапостольного Кирилла, Папа Римский освятил славянские книги и положил их в этом храме, т.е. фактически, одобрил созданную для славян грамоту, используемые для богослужений. Главное для любого храма, конечно же, святыни. В Санта-Мария-Маджоре находится особо чтимый образ Богородицы «Спасение народа римского». Папа Римский, уезжая куда-либо и приезжая обратно, обязательно молится перед этой иконой. Считается, что образ принадлежит кисти святого апостола и евангелиста Луки. В драгоценном ковчеге в крипте под престолом находятся дощечки, по преданию, оставшиеся от яслей Исуса. В главном алтаре покоятся мощи апостола Матфея и блаженного Иеронима Стридонского. В базилике похоронены Папы Пий V, Клименты VIII и IX, Павел V, Сикст V, а также скульптор Бернини и сестра Наполеона Полина Бонапарт. Раз в 25 лет для паломников открывают Святые ворота, пройдя через которые с твердой верой, вам, согласно преданию, будут отпущены грехи. Ждать совсем недолго – очередной раз врата откроются в 2025 году.
Ежегодно 5 августа в базилике вспоминается снежное чудо: мягко спускающееся с купола море белых лепестков, символизирующих снег – это сказочное действо надолго запомнится паломникам.
Перед главным входом в базилику - триумфальная колонна, воздвигнутая в 1614 году как благодарение Божией Матери за избавление от чумы. Колонна IV века, ее перенесли сюда с Римского Форума. Колонну венчает бронзовая статуя Богородицы с Младенцем на руках. Рядом небольшой уютный фонтан, а рядом еще фонтанчик - для того, чтобы напиться. Как мы потом узнали, такие небольшие фонтанчики разбросаны по всему городу, есть даже такие, вода из которых истекает более двух тысяч лет! Воды в Риме много и вся она пригодна для питья. Необыкновенная чистота и прозрачность всех городских фонтанов объясняется тем, что вода не застаивается, а сразу же уходит в канализацию, т.е. постоянно свежая, проточная. Сидя на ступеньках фонтана, уставшие после насыщенных до предела дней (маршруты по Риму практически все пешеходные, и ежедневно мы проходили по 9-12 километров), мы наслаждались колокольным звоном, который ежедневно в девять часов вечера звучал с самой высокой в Риме 75-метровой колокольни (14 век).
В первый же день побывали в одном из четырех главных (великих) храмов Рима – Латеранской папской базилике (Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано). Над входом надпись, что это «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Т.е. ее статус итальянцы поднимают выше всех храмов не только Рима (даже собора св. Петра), но и мира. В этих стенах прошло пять Латеранских Вселенских соборов Католической церкви. Здесь кафедра римского епископа, папский трон. На главном престоле, находящемся под балдахином, служит только Папа.
Потрясающей красоты собор. На фасаде - гигантские скульптуры отцов Церкви, в центре – Христос. Внутри еще более впечатляюще. Изящный потолок, богато расписанный, с позолотой. Мозаики в византийском стиле (1288-92 гг.), есть изображения Франциска Ассизского, Антония Падуанского, Папы Бонифация. Этот Папа, кстати, 1300 год объявил Юбилейным и одна из пяти дверей, ведущих в собор, открывается только по «юбилеям». В базилике захоронения шести Пап. В храме несколько капелл (часовен), все различаются своим оформлением. В нишах стен величественные статуи апостолов (16 век). Мраморный мозаичный пол. Четыре бронзовые позолоченные колонны, привезенные из иерусалимского храма Соломона, поддерживают сень над приделом Святых Тайн. Над этой сенью, в особой комнате, хранится стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю.
Когда мы вошли, в боковом приделе шла служба (месса), совершал епископ. Месса продолжалась ровно полчаса, включая семиминутную проповедь, чтения из Апостола, из Евангелия, две молчаливые паузы (видимо, для осмысления прочитанного отрывка из Евангелия). Почти все причащались: кому-то вкладывали в уста Тело Христово, другие протягивали руку и сами это делали. Один из причащающих был даже не в священном сане. После II Ватиканского собора у католиков стало практиковаться на соборных службах, что только возглавляющий должен быть в фелони, а остальные в стулах (епитрахилях).
Реликвии базилики впечатляют: над папским алтарем в двух серебряных реликвариях хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла; кусочек Ризы Богородицы; часть губки со следами Крови (ее, пропитанную уксусом, поднесли Распятому Спасителю).
1 мая на площади около собора левые коммунисты проводят свои митинги, где и Папу критикуют, и Католическую церковь. Кстати, в интернете встречаются карикатуры на Римских пап. На одной, например, изображена очередь на кардинальское достоинство, в которой среди других стоит представитель нетрадиционной ориентации. На другой карикатуре Христос бичом изгоняет из храма Римского Папу, у которого на головном уборе шестиконечная звезда. В ужас пришли от модернистского изображения Христа в виде молодого супермена.
Рядом с базиликой знаменитое здание Баптистерия (440 г.), который долгое время оставался единственным в Риме, несколько готических построек 12 века (сохранились от Латеранского монастыря). Немного постояли здесь на богослужении - оно совершалось практически один к одному, как и в Латеранской базилике.
К северу от восточного фасада базилики Сан-Джованни-ин-Латерано находится папская капелла Святая Святых, к которой ведет главная во все времена реликвия - Святая лестница (Лестница Пилата), привезённая св. Еленой из дворца Пилата в Иеросалиме. По преданию, Спаситель несколько раз поднимался по ней на судилище и на белых мраморных камнях до сих пор видны следы каплей крови Христа.
Считается, что взойдя по 28 ступеням Святой лестницы с молитвой и смирением в сердце, человек может получить отпущение грехов. Чтобы подняться на коленях по священным ступеням, в Рим ежегодно приезжают тысячи паломников из разных стран мира. Католики на каждой ступени читают специальные 28 молитв; православные - «Отче наш» или на протяжении всего пути читают Акафист Страстям Христовым. Со временем ступени стали стираться. Чтобы сохранить реликвию, их покрыли деревянными панелями из ореха.
Лестница довольно высокая и крутая. Сначала колебались, наш спутник – литовский католический ксендз даже сразу сказал, что не пойдет, но видя нашу решимость, видя, как мы один за другим все же медленно, делая остановки на каждой ступени, с молитвой поднимались наверх, тоже проделал этот путь. Сквозь узкие прорези деревянного покрытия в нескольких местах можно было увидеть белоснежный камень, а в трех местах были прорезаны стеклянные окошки, через которые видны следы крови Спасителя. Ощущения непередаваемые, мысленно проживаешь все, что происходило два тысячелетия назад. Слезы, то ли от боли за то, что пришлось пережить нашему Спасителю, то ли от собственной боли в коленях… скорей всего все вместе. В капелле Святая Святых хранится древняя икона 1 в. н.э. – «Ахеропита» - нерукотворный Лик Христа на кедровом дереве. Мы поклонились святому образу.
За все время нашего пребывания в Риме мы присутствовали на трёх мессах: одна в женском польском католическом монастыре святой Елизаветы, при котором мы проживали. Пятнадцать минут шли утренние молитвы, речитативом сёстры читали их попеременно (их 14 человек молилось). До этого была получасовая медитация, потом появились ровно в шесть два священника, один служил, другой (видимо иностранец) ничего не говорил, а только причащал в конце. В монастыре идеальная чистота, все в мраморе, все блестит. В гостиной части скульптурная композиция Фатимских явлений Богородицы в 1917 году. Стенд с фотографиями о жизни монастыря. Свой дворик, в котором все внимание сразу притягивало великолепное дерево, цветущее ярко желтыми охапками соцветий – мимоза (дело было итальянской весной – в начале февраля). Умиротворяющее журчание воды в прудике с золотыми рыбками. Фонтанчики-поилки с чистой питьевой водой. Почти в каждом номере выход на свою личную небольшую террасу и общая большая терраса на крыше, с которой виден как на ладони весь Рим! Великолепие, лепота!
Распорядок нашего дня был такой: подъем, завтрак в 8 часов и в 9.30 мы отправлялись на экскурсии. Обратно возвращались часам к 9-10-ти вечера, и в 22 часа монастырь уже закрывался для прохода на территорию. На завтрак был натуральный йогурт с мюсли и кукурузными хлопьями (на выбор), молоко, масло, соки, чай, кофе, какао, воздушные белые булочки, два вида сыра, мясная нарезка (кроме сред и пятниц). Кстати, у католиков постов практически нет, даже в монастырях. Пост сводится к тому, что есть можно всё, только поменьше мяса и сладкого (кроме «пепельной среды» и Страстной пятницы). Обеденная наша трапеза и ужин уже были в городе, в основном мы обедали в одном и том же арабском кафе, потому что там всегда была рыба. В итальянских же кафе – спагетти, паста, пицца… и все очень дорого.
Вторая месса, которую мы посетили, была в Латеранском соборе, третья - в величественной Санта-Мария-Маджори. Там пел молодёжный хор, подумали даже, что из России, потому что пропели «Богородице Дево радуйся» по церковнославянски, но нет, между собой говорили по-английски. Впервые увидели, как совершается служба лицом к престолу, стоящему у западной стены (видимо, чисто технически не получилось водрузить отдельный престол лицом к народу).
Это мессы были будничные, получасовые. Католическая служба, вообще, непродолжительная, суховатая, она как-то не охватывает всё огромное пространство храма.
В воскресный день мы, естественно, пошли на службу в православный храм святителя Николая, который с 1920-х годов находится в трёхэтажном особняке. Под церковь отведена левая половина первого этажа. Золотая мозаика, зелёный мрамор. Белый с позолотой небольшой иконостас в классическом стиле напоминает иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге. В написании образов принимали участие такие художники, как Басин, Брюллов, Бруни, Марков – на тот момент пенсионеры Академии художеств. Некоторые иконы были подарены афонскими монахами; четыре иконы привезены из Сергиева Посада в 1893 году. В алтаре хранится крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором.
Храм был полон, в основном, украинцы и молдаване. Священник продолжал исповедь до самого последнего момента, до заключительной молитвы шестого часа. Бросились в глаза некоторые отличия от служб в московских храмах. Евангелие, к примеру, читали лицом к народу, а Царские врата были открыты до возгласа «Святая святым». На Великий вход, помимо двух пономарей со свечами, вышел ещё один с кадилом. На Евхаристическом каноне священник два раза выходил из алтаря, чтобы с амвона благословить молящихся.
Долгое время русский приход был единственным православным приходом в Риме. Сейчас в городе две православные церкви. Ставропигиальный храм святой великомученицы Екатерины был построен лет 10 назад, неподалёку от Ватикана, на возвышении. К храму ведет большая мраморная лестница. Церковь в древнерусском стиле, с колокольней, с золотыми куполами. Кстати, в Риме ни один крест, ни один купол не позолочен. Даже не прокрашен - всё серое. В Екатерининской церкви мы были накануне, на всенощной в субботний день. Попали как раз на заключительный момент крещения двух младенцев. Мальчика священник понес в алтарь, затем бережно принял девочку – приложил ее к образам Спасителя и Божией Матери. По всей видимости, мамы младенцев русские, а папы – итальянцы. Событие очень торжественное, папы не могли надышаться на своих чад, бегали с фотоаппаратами и камерами, фиксируя каждый момент. Много цветов, красиво одетые родственники – семейный праздник!
Огромное впечатление осталось от базилики священномученика Климента, находящейся равноудаленно от Латеранского собора и Колизея, посредине. Снаружи небольшая и, можно сказать, невзрачная, она впечатляет своими размерами внутри.
Входя, мы попадаем в средневековую церковь 12 века, затем по лестнице должны были спуститься ниже. Но! Мы не учли того, что существует фиеста и в дневное время храм на три часа закрывают. Нам пришлось прийти в базилику Сан-Клементе еще раз, и мы сразу же направились в самую нижнюю часть. Спускаемся по ступеням – и оказываемся в языческом храме Митры 2-3 веков и нескольких зданиях римского времени правления императора Домициана 81-96 гг.! От языческого святилища сохранился вход (пронаос), центральная часть храма (триклиний) – длинный грот с потолком, украшенным звездами, в центре которого расположен мраморный алтарь с изображением Митры, убивающего быка, за алтарем – его статуя, а вдоль стен мощные каменные лавки.
Рядом небольшая комната - митраистская школа, где готовили к посвящению. Остатки мозаичного пола и потолок, украшенный искусственным, но дорогим мрамором наводят на мысль, что это помещение было очень впечатляюще богато. Пошли на шум воды – оказался отлично сохранившийся и функционирующий древний акведук с чистой, быстрой водой. Колодец. Дно усыпанно монетами разных стран. До конца этот исторический уровень еще не исследован. На нижнем уровне базилики находятся также небольшие катакомбы, датируемые VII—VIII вв.
Поднимаемся выше, в раннехристианскую «нижнюю» базилику конца 4 века, на 4 с половиной метра ниже «верхней» церкви. Ее алтарь находится прямо над языческим святилищем (кстати, в течение всего 4 века христиане сосуществовали с язычниками, культ Митры был запрещен прп. Феодосием Великим лишь в 395 году). Здесь хранились мощи священномученика Игнатия Богоносца, принявшего мученическую смерть на арене Колизея. Античные колонны, 16 штук, разные по форме, размеру и материалу. Их сюда принесли из разрушенных римских построек. Со второй половины 8 века сохранились фрагменты настенной росписи: полотенца, ступни святых, нимбы. Сохранилось несколько фресок середины 9 века – «Брак в Кане», «Распятие», «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы у гроба», «Вознесение» (эта фреска больше остальных по размеру). В узкой овальной нише практически полностью сохранившаяся фреска – на престоле Богородица с Младенцем, в царских одеждах, с венцом на главе с предстоящими святыми Евфимией Всехвальной и Екатериной Александрийской. Очень хорошо сохранились фрески 11-12 вв.: сцены из жития сщмч. Климента, прп. Алексия человека Божия; изображение в рост прп. Антония; Христос на престоле с предстоящими архангелами, апостолом Андреем, свщмч. Климентом и коленопреклоненными свв. Кириллом и Мефодием.
Сюда, в Сан-Клементе, в 8 веке были принесены святыми Кириллом и Мефодием мощи Папы Климента, обретенные ими в Крыму. В 869 году св. Кирилл скончался и был погребен здесь же, по желанию римского народа. У первоначального места захоронения просветителя каждый славянский народ установил свою памятную доску: болгары, македонцы, сербы, греки, хорваты, украинцы. Российских здесь сразу две доски – от Русской Православной Церкви и от молодежи России. Пропели величание святому - особенно важно это поклонение было для нашего настоятеля, которому при пострижении дали имя этого святого.
В 1099 году здесь прошел совет, кардинал базилики был избран Папой (Пасхалий II) и почти сразу начали возводить новую базилику. Самое потрясающее и не укладывающееся в голове во всей истории этого места то, что оба храма – и языческий, и раннехристианский были засыпаны строительным мусором, заброшены и забыты. Новая базилика была построена, освящена, сюда перенесли мощи святых Климента, Игнатия и Кирилла, перенесли ценнейшие предметы убранства… и о существовании нижних древних храмов просто забыли аж до 1857 года, когда здесь начались раскопки и перед миром вновь предстали эти уникальные древнейшие, ценнейшие в историческом плане сооружения!
Осмотрев «нижний» храм, поднимаемся в современную, «новую», 12 века, базилику. Ее еще называют средневековой. Выполнена в раннехристианских традициях. Житийные фрески – мученичество св. Климента, которого выбрасывают в море привязанным к якорю; Траян приговаривает св. Игнатия Богоносца к растерзанию зверьми и мученичество на арене. Под главным алтарём маленькая часовня, где находятся мощи этих святых. В куполе апсиды грандиозная по размерам мозаика 12 века (есть предположения, что ее перенесли из «нижней» базилики или повторили мозаику 4-5 веков). В центре Распятый Спаситель на Кресте. Из Креста произрастает виноградная лоза и простирается по всей мозаике; в ее ветвях птицы, цветы, люди. Раннехристианская символика везде: рыбы, голуби (души в виде голубей поднимаются в Царствие Небесное по мосту, соединяющему небо и землю); Чаша – символ Евхаристии. Олени и лани пьют из источника живой воды. Древо жизни. Овцы окружили несущего крест Агнца. Птица-феникс - символ победы Христа над смертью. Очень впечатляюще! Базилика Святого Климента – это место, обязательное для паломников!
Остались грандиозные впечатления от посещения Пантеона и Колизея с экскурсией по античному Риму.
Пантеон (в переводе с древне-греческого "храм всех богов"). В 27-25 годах до нашей эры его построил римский полководец Марк Агриппа, зять императора Августа. Об этом свидетельствует надпись на фронтоне. В античные времена на этом месте было Марсово поле, от которого остался египетский обелиск. Вид Пантеона мрачноватый, но не может не вызывать восхищение своей мощью, грандиозностью, уникальной архитектурой, пережившей 2 тысячи лет. Говорят, что без помощи каких-то высших сил (инопланетян или нечистой силы) возвести Пантеон в то время было невозможно. Толщина его стен достигает 6 метров. Сразу поражает вход - 16 колонн из серого и красного гранита, высотой по 12 метров, а весом по 60 тонн, поддерживающих портик. В 17 веке всю бронзу с портика по приказу Папы Урбана VIII Барберини, переплавили для балдахина собора Святого Петра, после чего появился каламбур: "Чего не сделали варвары (barbari - по-итальянски), сделал Барберини".
Попав в сам храм, начинаешь ощущать себя букашкой, настолько впечатляют и подавляют масштабы. Купол – это отдельная песня, аналогов ему нет в мире. Огромная полусфера диаметром внутри более 43 метров с круглым 9-ти метровым отверстием в центре – через него внутрь попадает свет, "столб света", а в католический праздник Пятидесятницы прихожан храма сквозь отверстие осыпают лепестками красных роз ("Сошествие Святого Духа"). Пускают на эту службу только 300 человек. Это световое окно (окулюс) имело мистическое значение для всех религий: купол – небо, а отверстие - место сошествия божеств. Пантеон стал христианским с 608 года. У христиан окулюс - это "Око Господне". Экскурсовод с упоением рассказала нам об удивительном совпадении: при строительстве еще в начале 2 века было рассчитано так, что свет из окулюса в полдень озарял арку над центральным входом два раза в год - 4 сентября (в честь одного из важных божеств римского пантеона – Юпитера) и 7 апреля – в честь женского божества Манья Матер. Солнечная арка на православное Благовещение – на это стоит посмотреть! Кстати Пантеон сейчас является храмом Святой Марии и Мучеников. В нишах стен, отделанных мрамором, устроены часовенки (капеллы).
В мраморном полу в центре долго рассматривали (и не мы одни) отверстия, не могли понять, зачем они, искали в этом тоже что-то мистическое. Экскурсовод объяснила - через окулюс в храм попадает не только свет, но и вода во время дождей. Она как раз и выводится через вот эти дренажные каналы.
В Пантеоне похоронены знаменитые итальянцы: тот самый великий Рафаэль, король Виктор Эммануил II, при котором произошло воссоединение Италии, король Умберто I. На могилу Рафаэля каждый день 2020 года возлагается красная роза – этот год юбилейный, 500 лет со дня его смерти.
Говорят, что перед войной Гитлер посещая Рим, пробыл в Пантеоне целые сутки. Один, закрывшись изнутри. Жуть. Что он там делал? Молился? Призывал какие-то силы? Фюрер тяготел к языческому мистицизму и ветхозаветной жестокости. Папа Пий XI, у которого, кстати, немецкие корни, в 1939 году решился на протест против Гитлера, но помешала скоропостижная смерть.
Рядом с Пантеоном, на площади Минервы, на спине мраморного слона установлен египетский обелиск VI века до н.э. Слон - работа ученика Бернини. Говорят, что тот никогда слона не видел и слепил скульптуру по описанию. Поэтому у слона человеческие глаза и несоразмерно длинный хобот, раза в два длиннее, чем у живого.
(Продолжение следует)