Ситуация, в которой сегодня оказалось человечество является, пожалуй, одной из самых драматичных и экзистенциально напряженных в XXI столетии. Человечество вновь оказалось в опасности. «Обратно война! Только тогда – все на фронт, нынче – все по домам!» Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, которая ранее у людей не обнаруживалась, буквально поставила мир на паузу, ограничив перемещение людей в пространстве, замкнув их в свои квартиры и дома. Среди далеко идущих последствий, которые мы только сейчас начинаем осознавать, одно очевидно: наша жизнь изменится – у каждого по-своему, но так или иначе, это затронет фундаментальные паттерны деятельности, поведения и общения, к которым мы привыкли.
Это будет другая – преимущественно дистанционная модель жизни людей во всех возможных ее проявлениях, включая образование. Система образования, перешедшая в условиях коронавирусной пандемии на удаленный режим работы, предполагает поиск форм обучения, не только не уступающих традиционным, но и несущих в себе имманентные преимущества над ними.
Особую роль в системе дистанционного обучения обретают художественно-ассоциативные факторы, позволяющие осваивать проблемы естественных, общественных и гуманитарных наук на уровне их эмоционального постижения. К тому же, ассоциативное мышление – ахиллесова пята интеллекта, а, «образованность, как писал О.Э. Мандельштам, – школа быстрейших ассоциаций».
Художественно-ассоциативные факторы креативного мышления
Современная эпоха по праву считается эпохой перемен, непрерывного поиска ответов на вызовы времени. В ней «конвейерный» человек первой половины XX века и «офисный» человек второй его половины ушел в прошлое. Сегодня востребован, рекрутируется и настойчивее формируется «проектный» тип личности. Очевидно, что развитию творческого мышления содействует отражение проблем, связанных с профессией изобразительными средствами.
Искусство возникло раньше государства. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Особенностью искусства как формы общественного сознания является его полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология – средством ценностной ориентации, язык – универсальным средством общения, игра – организацией досуга людей, спорт – механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее мимесисом – воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. В этом смысле, искусство удваивает реальность.
Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа, который позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат, он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Эрнст Кассирер считал, что все исторические явления, все плоды культурного творчества обязаны своим существованием исключительно «актам концентрации и объективизации идей и представлений». Человека Кассирер рассматривал как «животное символическое», существо, строящее себе мир в символических формах.[1]
Искусство по своей природе метафорично, а апеллирование ассоциативной образностью есть, как известно, необходимый признак творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности. Знаток и мастер метафорического творчества Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Две главные метафоры» заметил: «Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления. Употребляя её, ученому случается сбиться и принять косвенное или метафорическое выражение собственной мысли за прямое. Подобная путаница должна быть исправлена; но ведь такого рода погрешность может допустить при расчетах и физик. Не следует же отсюда, будто математику надлежит изгнать из физики. Ошибка в применении метода не довод против него самого. Поэзия изобретает метафоры, наука их использует…».[2]
На особую роль искусства в формировании гармоничного и творческого мышления обращал внимание Леонардо да Винчи. Провозглашая принцип Arte-Scienza «Изучайте науку искусства и искусство науки», один из величайших изобретателей, художников и мыслителей всех времён руководствовался стремлением уравновесить науку и искусство, логику и воображение.
В ХIХ веке была открыта функциональная асимметрия полушарий головного мозга – одна из фундаментальных закономерностей его организации, проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления – абстрактно-логическое и пространственно-образное. Доказано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
Ограниченность образного мышления и безусловное преобладание формально-логического не только обедняет личность, лишая ее радости восприятия действительности во всей ее многокрасочности и удовольствия от ощущения себя неразрывной частью неисчерпаемо богатого мира. Дефектность образного мышления создает еще и предпосылки для постоянных конфликтов, как с миром, так и с самим собой. Ведь логическое мышление – вербально, по природе своей альтернативно. Оно не признает амбивалентных отношений, одновременного принятия и отвержения, полутонов между белым и черным, промежуточных вариантов между "да" и "нет". Образное мышление "схватывает" реальность в ее богатстве и противоречивости по законам многозначного контекста. Ведь зачастую, даже невольно брошенный взгляд несет больше информации о человеке, чем целая тирада высказанных слов о нем. Это происходит не потому, что наша речь недостаточно точна, как раз напротив, именно в силу своей точности и определенности речь становится недостаточной для выражения полноты бытия, того, что является мозаичным и диффузным.
Ассоциативное мышление – ахиллесова пята интеллекта, а, «образованность, как писал О.Э. Мандельштам, – школа быстрейших ассоциаций. Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к намекам – вот любимая похвала Данте. В дантовском понимании учитель моложе ученика, потому что «бегает быстрее».[3] Апеллирование ассоциативной образностью есть необходимый признак креативности – творческих способностей индивида, характеризующейся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Согласно исследованию Элиса Пола Торренса, критериями креативности являются: 1) беглость, понимаемая, как количество идей, возникающих в единицу времени, 2) оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых, 3) метафоричность, – склонность к символическому, мышлению, 4) готовность работать в совершенно необычном контексте, 5) умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое.[4]
Художественно-ассоциативные составляющие электронного обучения (на основе LMS Moodle): на примере преподавания политологии
Описывая истоки художественного творения, М.Хайдеггер обратил внимание на то, что в треугольнике художник – творение – искусство, искусство занимает фундаментальное положение: «Может быть, творения и художники есть только постольку, поскольку есть искусство, в котором их исток?»/[5] А это значит, что не художник и его творение выражают искусство, а искусство определяет художника и его творение. Искусство изначально, в нем художник и его творение затребованы к определенному способу взаимораскрытия, образуя художественное произведение.
Механизм вовлечения в творческий процесс опирается на принцип, замечательно описанный Ф.Ницше в книге «Так говорил Заратустра», когда собравшаяся публика заявила, что довольно уже мы слышали о канатоходцах, наконец, пора бы увидеть хоть одного из них, и, собственное его искусство, а не рассказ о том, как можно плясать на канате.[6] В этой связи, представляется, что эффективным инструментом развития творческого мышления государственных служащих является вовлечение их на стадии обучения в вузе в процесс образного осмысления и выражения гуманитарных, социально-политических и социокультурных аспектов государственного и муниципального управления.
Исходя из этого, в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ходе практических занятий по дисциплине «Политология», используя возможности дистанционных технологий LMS Moodle, студентам бакалавриата рекомендуется в художественно-символической форме представить концептуальные основы и позиции видения явлений, имеющих отношение к политической теории и практике.
При решении кейсовых задач поощряется аргументация, опирающаяся на известные художественные образы. Приветствуются кейсовые задания, подготовленные самими студентами по тематике учебной дисциплины, основанные на анализе художественных произведений.
В процессе изучения «Политологии» студенту предлагается на листе А4 в формате Word в художественно-символической форме представить и разместить в дистанционной образовательной системе LMS Moodle свое видение тех модусов человеческого бытия, которые являются предметом политической науки. Необходимо выбрать 8 (восемь) из рекомендованных предметов – власть, политика, ценность, свобода, закон, идеология, права человека, Россия, патриотизм, экстремизм, война, национальное государство, политика, геополитика, государственная служба, национализм, права человека, лидерство, религия, культура.
Студентами выбирались разнообразные предметы и, естественно, демонстрировались различные позиции их восприятия. К примеру:
Освоению темы «Политическая власть» содействует художественно-ассоциативный потенциал программы Drag and Drop, размещенной в LMS Moodle. В задании на экране перед студентом представлены разнообразные образы власти. 1. «Солнце», манифестацией которого являлся древнеегипетский бог Атон, изображавшийся в виде человека с головой сокола, увенчанного солнечным кругом. Поклонение ему связано с религиозной реформой фараона Аменхотеп IV, объявившего себя сыном бога Солнца – ЭхнАтоном «живой дух Атона». 2. «Гильотина» – образ Великой Французской революции, описанный Эдмундом Берком, признанным, в последствии, основателем консервативной идеологии, в трактате «Размышления о революции во Франции». 3. «Насекомое» – образ деспотической власти, превращающей человека в «насекомое», описанный Францом Кафкой в новелле «Превращение». 4. «Тюрьма» – образ, описанный в работе Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы», как архитектурное пространство тюрьмы, в котором заключенные контролируются невидимым надзирателем, находящимся в башне тюрьмы. Образ тюремной власти, представленный М. Фуко, благодаря современным информационным технологиям стал паноптической моделью власти XXI века, власти, способной контролировать человека со всех возможных пунктов наблюдения.
Студенту, из предложенных – Вебер, Эхнатон, Аристотель, Кафка, Платон, Деррида, Фуко, Гоббс, Берк, необходимо правильно указать автора, переместив его из панели в панель на образ, соответствующий его творчеству.
Кейс: «История политической мысли»
(подготовлен и представлен в LMS Moodle Валерией Огурцовой – студенткой СЗИУ РАНХ и ГС)
Ознакомьтесь с сюжетом одного из фильмов режиссёра Андрея Звягинцева, вышедшего в 2014 году, и выполните задания по этому кейсу, используя знания, полученные из материалов лекций на тему: «История политической мысли».
Действие фильма происходит в Мурманской области на берегу Баренцева моря.
Главный герой, автослесарь Николай Сергеев, живёт вместе с женой Лилией и сыном от первой жены Романом в маленьком приморском городке Загорьевске, в доме на берегу небольшой бухты, куда порой заплывают киты. Николай поддерживает приятельские отношения с местным полицейским Поливановым и его супругой, а также с подполковником ДПС Дегтярёвым (Степаныч), которому он периодически чинит бесплатно его старенькую «Ниву».
Когда коррумпированный мэр города Вадим Шелевят пытается изъять практически всё имущество Николая — дом, автомастерскую и его собственные земли, установив выкупную сумму в 639 тысяч рублей (которая не позволяет приобрести жильё в городе), главный герой прибегает к помощи старого армейского друга Дмитрия Селезнёва, ныне уважаемого столичного адвоката. После того, как суд во второй раз выносит решение в пользу мэра, Дмитрий определяет единственный способ борьбы с политиком — найти на него компромат.
Вечером после второго суда, когда Николай и Дмитрий обсуждают, что делать дальше, к Николаю приезжает пьяный мэр, оскорбляя его («У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»). На следующий день друзья решают воспользоваться этим вторжением и пишут заявление в полицию, однако в итоге в полиции задерживают Николая, который начинает возмущаться тем, что полицейские не хотят принимать такое заявление. Дальнейшие попытки отдать заявление также ни к чему не приводят — в прокуратуре и суде не оказывается на месте уполномоченных людей. Лилия пытается выручить Николая через своих знакомых сотрудников ДПС, обращаясь к жене Поливанова.
Дмитрий идёт на встречу с мэром один. Предъявив мэру папку с компроматом, суть которого в фильме не раскрывается, и намекая на знакомство с влиятельным московским политиком Костровым («членом Комитета»), Дмитрий требует у него выплатить Николаю в качестве справедливой компенсации сумму, рассчитанную независимым оценщиком (3,5 миллиона рублей).
Мэр серьёзно напуган предъявленным ему компроматом, однако, посовещавшись с местными правоохранителями (судья, прокурор и начальник полиции), наведя справки об адвокате и заручившись моральной поддержкой местного архиерея, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими подручными избивает Дмитрия и угрожает ему убийством. После случая на пикнике и угроз от мэра Дмитрий уезжает в Москву […] Вскоре и жену Николая обнаруживают погибшей при неясных обстоятельствах (в тот день она не приходила на работу и не отвечала никому на звонки). Убитый горем и изрядно подвыпивший Николай встречает в магазине местного священника отца Василия и задаёт ему вызывающие вопросы: «Ну и чё, где твой … Бог, … милосердный? […] Если я стану в храме поклоны бить — может жена моя воскреснет?», на что тот отвечает: «Не знаю, пути Господни неисповедимы…» — и излагает отрывок из Книги Иова (Иов. 40:20), попутно сравнив злоключения Николая со страданиями Иова.
Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги, а его дом разрушают экскаватором. Ряд улик (включая молоток, которым якобы был нанесён удар Лилии, впоследствии обнаруженный в доме Николая, и показания Поливановых, ставших свидетелями событий на пикнике), по мнению следователя, указывают на вину Николая. Суд признаёт Сергеева виновным и приговаривает его к 15 годам лишения свободы, а Романа берут под опеку супруги Поливановы. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение — «будет знать, на кого залупаться».
В финале фильма тот самый архиерей в большом храме, построенном на месте снесённого дома Николая, в присутствии самого мэра и других высокопоставленных гостей, обращается с проповедью об истине и правде, а Шелевят (губернатор) наклоняется к своему сыну и, показывая на икону Иисуса Христа, говорит: «Это наш Господь, он всё видит».
Задание:
1. Ознакомившись с фрагментом фильма, попробуйте вспомнить его название – известную метафору, которая широко использовалась во времена «эпохи Возрождения и Нового времени» различными философами и политическими деятелями как в трактатах, так и в трудах по истории политической мысли. Укажите автора этой метафоры и раскройте её смысл применительно к государству, политике и власти. Какие две концепции в своём учении синтезировал автор (английский философ) вышеуказанной метафоры и сторонником какой формы правления он являлся?
2. В самом начале фильма зрителям показываются леденящие душу пейзажи Кольского полуострова (место, где проходили съёмки), а потом камера медленно наводит объектив на скелет какого-то морского млекопитающего (предположительно кита), который в дальнейшем еще не раз фигурирует в фильме. Попробуйте порассуждать почему режиссёр в своём фильме использует именно этот образ-символ и почему именно скелет кита так важен, а не само животное? Какая политическая подоплёка читается в этом образе?
3. По сюжету главного героя – автослесаря Николая все придают и обманывают, используют, как им выгодно (есть некая параллель с библейским праведником Иовой) : жена изменяет с лучшим другом, тайно его не любит, его естественные права и свободы попраны местными органами самоуправления и властями, лучший друг – адвокат Дмитрий, который сначала вызвался помочь, так и не доводит судебное дело до конца, испугавшись за собственную жизнь, да и для сына он не всегда является непререкаемым авторитетом, так как тот частенько позволяет себе врать отцу и не всегда с ним откровенен. Как подобное состояние вражды, присутствующее в социальной сфере между индивидами, описал Томас Гоббс (привести точную цитату, можно даже две)? И какой выход политический философ предлагал из этого состояния, с помощью конкретно чего? Раскройте сущность его идеи!
4. Также дополнительно положение жителей этого городка усугубляется тем, что власть слишком централизована в руках коррумпированного мера. Назовите какие способы децентрализации власти вы знаете? Расскажите о том, какое значение имеют идеи системы разделения ветвей власти Джона Локка, Шарля Луи де Монтескье, Томаса Джефферсона, для децентрализации в условиях современной российской реальности? В чём заключаются отличия и общие черты между двумя концепциями этих философов?
5. Почему Августин Аврелий называл государство «разбойничьей машиной»? Кратко опишите его учение о двух градах: «божьем» и «светском».
Отдавая должное дистанционному обучению, отметим у него имеются, как свои преимущества, так и недостатки. Основное его достоинство – благоприятные условия для самостоятельной работы и творческого самовыражения обучаемого. Дистанционных технологий становится всё больше, а значит, всё больше возможностей для обучения и подачи материала. Издержки дистанционного обучения – в том, что качество обучения непосредственно зависит от образовательной среды, которая не может быть вся виртуальной. Как заметил Морис Мерло-Понти «Опыт собственного тела противостоит рефлексивной операции, которая отделяет субъект от объекта, а объект от субъекта, и которая преподносит нам в итоге мысль и тело так, как они существуют в идеальном виде, но никак не опыт тела или тело как оно существует в действительности».[7] Дистанционные технологии, даже в онлайн формате, не позволяют преподавателю одновременно воспринимать аудиторию в целом и каждого студента персонально, а значит по ходу изложения учебного материала изменять ритм разговора, улавливая выражения лиц, реакцию студентов, оперативно реагировать на реплики и вопросы, вводить новые аргументы, изменять способ подачи учебного материала.
Наконец, возвращаясь к теме нашего основного разговора, заметим, что принять верное решение государственному служащему в наше непростое время, порой, также бывает нелегко, как композитору, художнику или писателю выносить замысел музыки, картины, или книги. Зачастую понимание приходит интуитивно, на основе большого опыта, в процессе прослушивания музыки, осмотра картин, чтения книг. Неуклонно развивая собственное художественное мировосприятие, возможно, в соответствии определением Сократа, утверждать управление полисом (государственное управление) в качестве наиболее значимого из всех искусств.
КУГАЙ Александр Иванович профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.
[1] Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции / Пер. с нем. Б. Столпнера, П. Юшкевича. – СПб.: Алетейя, 1996.
[2] Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М. Фридлендера, Сост. В.Е. Багно. — М.: Искусство, 1991. – С.203.
[4] Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cloffs. – N.Y.: Prentice-Hall, 1962. P.97.
[5] Хайдеггер М. Исток художественного творения /Перевод c нем. Михайлова А.В. – М.: Академический проект, 2005.
[6] Ницше Ф Так говорил Заратустра //Ф.Ницше. Соч. в 2 том. – М.: Мысль, 1990.– Т.2. – С.9.
[7] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург: "Ювента" "Наука", 1999. С.137.