«Образованность – школа быстрейших ассоциаций»

Технологии дистанционного обучения

 

Ситуация, в которой сегодня оказалось человечество является, пожалуй, одной из самых драматичных и экзистенциально напряженных в XXI столетии. Человечество вновь оказалось в опасности. «Обратно война! Только тогда все на фронт, нынче все по домам!» Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, которая ранее у людей не обнаруживалась, буквально поставила мир на паузу, ограничив перемещение людей в пространстве, замкнув их в свои квартиры и дома. Среди далеко идущих последствий, которые мы только сейчас начинаем осознавать, одно очевидно: наша жизнь изменится  у каждого по-своему, но так или иначе, это затронет фундаментальные паттерны деятельности, поведения и общения, к которым мы привыкли.

Это будет другая – преимущественно дистанционная модель жизни людей во всех возможных ее проявлениях, включая образование. Система образования, перешедшая в условиях коронавирусной пандемии на удаленный режим работы, предполагает поиск форм обучения, не только не уступающих традиционным, но и несущих в себе имманентные преимущества над ними.

Особую роль в системе дистанционного обучения обретают художественно-ассоциативные факторы, позволяющие осваивать проблемы естественных, общественных и гуманитарных наук на уровне их эмоционального постижения. К тому же, ассоциативное мышление ахиллесова пята интеллекта, а, «образованность, как писал О.Э. Мандельштам, школа быстрейших ассоциаций».

 

Художественно-ассоциативные факторы креативного мышления

 

Современная эпоха по праву считается эпохой перемен, непрерывного поиска ответов на вызовы времени. В ней «конвейерный» человек первой половины XX века и «офисный» человек второй его половины ушел в прошлое. Сегодня востребован, рекрутируется и настойчивее формируется «проектный» тип личности. Очевидно, что развитию творческого мышления содействует отражение проблем, связанных с профессией изобразительными средствами.

Искусство возникло раньше государства. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Особенностью искусства как формы общественного сознания является его полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология средством ценностной ориентации, язык универсальным средством общения, игра организацией досуга людей, спорт механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее мимесисом воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. В этом смысле, искусство удваивает реальность.

Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа, который позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат, он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Эрнст Кассирер считал, что все исторические явления, все плоды культурного творчества обязаны своим существованием исключительно «актам концентрации и объективизации идей и представлений». Человека Кассирер рассматривал как «животное символическое», существо, строящее себе мир в символических формах.[1]

Искусство по своей природе метафорично, а апеллирование ассоциативной образностью есть, как известно, необходимый признак творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности. Знаток и мастер метафорического творчества Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Две главные метафоры» заметил: «Метафора незаменимое орудие разума, форма научного мышления. Употребляя её, ученому случается сбиться и принять косвенное или метафорическое выражение собственной мысли за прямое. Подобная путаница должна быть исправлена; но ведь такого рода погрешность может допустить при расчетах и физик. Не следует же отсюда, будто математику надлежит изгнать из физики. Ошибка в применении метода не довод против него самого. Поэзия изобретает метафоры, наука их использует…».[2]

На особую роль искусства в формировании гармоничного и творческого мышления обращал внимание Леонардо да Винчи. Провозглашая принцип Arte-Scienza «Изучайте науку искусства и искусство науки», один из величайших изобретателей, художников и мыслителей всех времён руководствовался стремлением уравновесить науку и искусство, логику и воображение.

В ХIХ веке была открыта функциональная асимметрия полушарий головного мозга одна из фундаментальных закономерностей его организации, проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления абстрактно-логическое и пространственно-образное. Доказано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.

Ограниченность образного мышления и безусловное преобладание формально-логического не только обедняет личность, лишая ее радости восприятия действительности во всей ее многокрасочности и удовольствия от ощущения себя неразрывной частью неисчерпаемо богатого мира. Дефектность образного мышления создает еще и предпосылки для постоянных конфликтов, как с миром, так и с самим собой. Ведь логическое мышление – вербально, по природе своей альтернативно. Оно не признает амбивалентных отношений, одновременного принятия и отвержения, полутонов между белым и черным, промежуточных вариантов между "да" и "нет". Образное мышление "схватывает" реальность в ее богатстве и противоречивости по законам многозначного контекста. Ведь зачастую, даже невольно брошенный взгляд несет больше информации о человеке, чем целая тирада высказанных слов о нем. Это происходит не потому, что наша речь недостаточно точна, как раз напротив, именно в силу своей точности и определенности речь становится недостаточной для выражения полноты бытия, того, что является мозаичным и диффузным.

Ассоциативное мышление ахиллесова пята интеллекта, а, «образованность, как писал О.Э. Мандельштам, школа быстрейших ассоциаций. Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к намекам вот любимая похвала Данте. В дантовском понимании учитель моложе ученика, потому что «бегает быстрее».[3] Апеллирование ассоциативной образностью есть необходимый признак креативности творческих способностей индивида, характеризующейся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Согласно исследованию Элиса Пола Торренса, критериями креативности являются: 1) беглость, понимаемая, как количество идей, возникающих в единицу времени, 2) оригинальность способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых, 3) метафоричность, склонность к символическому, мышлению, 4) готовность работать в совершенно необычном контексте, 5) умение увидеть в простом сложное, а в сложном простое.[4]

Художественно-ассоциативные составляющие электронного обучения (на основе LMS Moodle): на примере преподавания политологии

 

Описывая истоки художественного творения, М.Хайдеггер обратил внимание на то, что в треугольнике художник творение – искусство, искусство занимает фундаментальное положение: «Может быть, творения и художники есть только постольку, поскольку есть искусство, в котором их исток?»/[5] А это значит, что не художник и его творение выражают искусство, а искусство определяет художника и его творение. Искусство изначально, в нем художник и его творение затребованы к определенному способу взаимораскрытия, образуя художественное произведение.

Механизм вовлечения в творческий процесс опирается на принцип, замечательно описанный Ф.Ницше в книге «Так говорил Заратустра», когда собравшаяся публика заявила, что довольно уже мы слышали о канатоходцах, наконец, пора бы увидеть хоть одного из них, и, собственное его искусство, а не рассказ о том, как можно плясать на канате.[6] В этой связи, представляется, что эффективным инструментом развития творческого мышления государственных служащих является вовлечение их на стадии обучения в вузе в процесс образного осмысления и выражения гуманитарных, социально-политических и социокультурных аспектов государственного и муниципального управления.

Исходя из этого, в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ходе практических занятий по дисциплине «Политология», используя возможности дистанционных технологий LMS Moodle, студентам бакалавриата рекомендуется в художественно-символической форме представить концептуальные основы и позиции видения явлений, имеющих отношение к политической теории и практике.

При решении кейсовых задач поощряется аргументация, опирающаяся на известные художественные образы. Приветствуются кейсовые задания, подготовленные самими студентами по тематике учебной дисциплины, основанные на анализе художественных произведений.

В процессе изучения «Политологии» студенту предлагается на листе А4 в формате Word в художественно-символической форме представить и разместить в дистанционной образовательной системе LMS Moodle свое видение тех модусов человеческого бытия, которые являются предметом политической науки. Необходимо выбрать 8 (восемь) из рекомендованных предметов – власть, политика, ценность, свобода, закон, идеология, права человека, Россия, патриотизм, экстремизм, война, национальное государство, политика, геополитика, государственная служба, национализм, права человека, лидерство, религия, культура.

Студентами выбирались разнообразные предметы и, естественно, демонстрировались различные позиции их восприятия. К примеру:

Освоению темы «Политическая власть» содействует художественно-ассоциативный потенциал программы Drag and Drop, размещенной в LMS Moodle. В задании на экране перед студентом представлены разнообразные образы власти. 1. «Солнце», манифестацией которого являлся древнеегипетский бог Атон, изображавшийся в виде человека с головой сокола, увенчанного солнечным кругом. Поклонение ему связано с религиозной реформой фараона Аменхотеп IV, объявившего себя сыном бога Солнца – ЭхнАтоном «живой дух Атона». 2. «Гильотина» образ Великой Французской революции, описанный Эдмундом Берком, признанным, в последствии, основателем консервативной идеологии, в трактате «Размышления о революции во Франции». 3. «Насекомое» образ деспотической власти, превращающей человека в «насекомое», описанный Францом Кафкой в новелле «Превращение». 4. «Тюрьма» образ, описанный в работе Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы», как архитектурное пространство тюрьмы, в котором заключенные контролируются невидимым надзирателем, находящимся в башне тюрьмы. Образ тюремной власти, представленный М. Фуко, благодаря современным информационным технологиям стал паноптической моделью власти XXI века, власти, способной контролировать человека со всех возможных пунктов наблюдения.

Студенту, из предложенных – Вебер, Эхнатон, Аристотель, Кафка, Платон, Деррида, Фуко, Гоббс, Берк, необходимо правильно указать автора, переместив его из панели в панель на образ, соответствующий его творчеству.

Кейс: «История политической мысли»

(подготовлен и представлен в LMS Moodle Валерией Огурцовой студенткой СЗИУ РАНХ и ГС)

Ознакомьтесь с сюжетом одного из фильмов режиссёра Андрея Звягинцева, вышедшего в 2014 году, и выполните задания по этому кейсу, используя знания, полученные из материалов лекций на тему: «История политической мысли».

Действие фильма происходит в Мурманской области на берегу Баренцева моря.

Главный герой, автослесарь Николай Сергеев, живёт вместе с женой Лилией и сыном от первой жены Романом в маленьком приморском городке Загорьевске, в доме на берегу небольшой бухты, куда порой заплывают киты. Николай поддерживает приятельские отношения с местным полицейским Поливановым и его супругой, а также с подполковником ДПС Дегтярёвым (Степаныч), которому он периодически чинит бесплатно его старенькую «Ниву».

Когда коррумпированный мэр города Вадим Шелевят пытается изъять практически всё имущество Николая — дом, автомастерскую и его собственные земли, установив выкупную сумму в 639 тысяч рублей (которая не позволяет приобрести жильё в городе), главный герой прибегает к помощи старого армейского друга Дмитрия Селезнёва, ныне уважаемого столичного адвоката. После того, как суд во второй раз выносит решение в пользу мэра, Дмитрий определяет единственный способ борьбы с политиком — найти на него компромат.

Вечером после второго суда, когда Николай и Дмитрий обсуждают, что делать дальше, к Николаю приезжает пьяный мэр, оскорбляя его («У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»). На следующий день друзья решают воспользоваться этим вторжением и пишут заявление в полицию, однако в итоге в полиции задерживают Николая, который начинает возмущаться тем, что полицейские не хотят принимать такое заявление. Дальнейшие попытки отдать заявление также ни к чему не приводят — в прокуратуре и суде не оказывается на месте уполномоченных людей. Лилия пытается выручить Николая через своих знакомых сотрудников ДПС, обращаясь к жене Поливанова.

Дмитрий идёт на встречу с мэром один. Предъявив мэру папку с компроматом, суть которого в фильме не раскрывается, и намекая на знакомство с влиятельным московским политиком Костровым («членом Комитета»), Дмитрий требует у него выплатить Николаю в качестве справедливой компенсации сумму, рассчитанную независимым оценщиком (3,5 миллиона рублей).

Мэр серьёзно напуган предъявленным ему компроматом, однако, посовещавшись с местными правоохранителями (судья, прокурор и начальник полиции), наведя справки об адвокате и заручившись моральной поддержкой местного архиерея, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими подручными избивает Дмитрия и угрожает ему убийством. После случая на пикнике и угроз от мэра Дмитрий уезжает в Москву […] Вскоре и жену Николая обнаруживают погибшей при неясных обстоятельствах (в тот день она не приходила на работу и не отвечала никому на звонки). Убитый горем и изрядно подвыпивший Николай встречает в магазине местного священника отца Василия и задаёт ему вызывающие вопросы: «Ну и чё, где твой … Бог, … милосердный? […] Если я стану в храме поклоны бить — может жена моя воскреснет?», на что тот отвечает: «Не знаю, пути Господни неисповедимы…» — и излагает отрывок из Книги Иова (Иов. 40:20), попутно сравнив злоключения Николая со страданиями Иова.

Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги, а его дом разрушают экскаватором. Ряд улик (включая молоток, которым якобы был нанесён удар Лилии, впоследствии обнаруженный в доме Николая, и показания Поливановых, ставших свидетелями событий на пикнике), по мнению следователя, указывают на вину Николая. Суд признаёт Сергеева виновным и приговаривает его к 15 годам лишения свободы, а Романа берут под опеку супруги Поливановы. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение — «будет знать, на кого залупаться». 

В финале фильма тот самый архиерей в большом храме, построенном на месте снесённого дома Николая, в присутствии самого мэра и других высокопоставленных гостей, обращается с проповедью об истине и правде, а Шелевят (губернатор) наклоняется к своему сыну и, показывая на икону Иисуса Христа, говорит: «Это наш Господь, он всё видит».

Задание:

1. Ознакомившись с фрагментом фильма, попробуйте вспомнить его название – известную метафору, которая широко использовалась во времена «эпохи Возрождения и Нового времени» различными философами и политическими деятелями как в трактатах, так и в трудах по истории политической мысли. Укажите автора этой метафоры и раскройте её смысл применительно к государству, политике и власти. Какие две концепции в своём учении синтезировал автор (английский философ) вышеуказанной метафоры и сторонником какой формы правления он являлся?

2. В самом начале фильма зрителям показываются леденящие душу пейзажи Кольского полуострова (место, где проходили съёмки), а потом камера медленно наводит объектив на скелет какого-то морского млекопитающего (предположительно кита), который в дальнейшем еще не раз фигурирует в фильме. Попробуйте порассуждать почему режиссёр в своём фильме использует именно этот образ-символ и почему именно скелет кита так важен, а не само животное? Какая политическая подоплёка читается в этом образе?    

               

3. По сюжету главного героя – автослесаря Николая все придают и обманывают, используют, как им выгодно (есть некая параллель с библейским праведником Иовой) : жена изменяет с лучшим другом, тайно его не любит, его естественные права и свободы попраны местными органами самоуправления и властями, лучший друг – адвокат Дмитрий, который сначала вызвался помочь, так и не доводит судебное дело до конца, испугавшись за собственную жизнь, да и для сына он не всегда является непререкаемым авторитетом, так как тот частенько позволяет себе врать отцу и не всегда с ним откровенен. Как подобное состояние вражды, присутствующее в социальной сфере между индивидами, описал Томас Гоббс (привести точную цитату, можно даже две)? И какой выход политический философ предлагал из этого состояния, с помощью конкретно чего? Раскройте сущность его идеи!

4. Также дополнительно положение жителей этого городка усугубляется тем, что власть слишком централизована в руках коррумпированного мера. Назовите какие способы децентрализации власти вы знаете? Расскажите о том, какое значение имеют идеи системы разделения ветвей власти Джона Локка, Шарля Луи де Монтескье, Томаса Джефферсона, для децентрализации в условиях современной российской реальности? В чём заключаются отличия и общие черты между двумя концепциями этих философов?

5. Почему Августин Аврелий называл государство «разбойничьей машиной»? Кратко опишите его учение о двух градах: «божьем» и «светском».

Отдавая должное дистанционному обучению, отметим у него имеются, как свои преимущества, так и недостатки. Основное его достоинство – благоприятные условия для самостоятельной работы и творческого самовыражения обучаемого. Дистанционных технологий становится всё больше, а значит, всё больше возможностей для обучения и подачи материала. Издержки дистанционного обучения – в том, что качество обучения непосредственно зависит от образовательной среды, которая не может быть вся виртуальной. Как заметил Морис Мерло-Понти «Опыт собственного тела противостоит рефлексивной операции, которая отделяет субъект от объекта, а объект от субъекта, и которая преподносит нам в итоге мысль и тело так, как они существуют в идеальном виде, но никак не опыт тела или тело как оно существует в действительности».[7] Дистанционные технологии, даже в онлайн формате, не позволяют преподавателю одновременно воспринимать аудиторию в целом и каждого студента персонально, а значит по ходу изложения учебного материала изменять ритм разговора, улавливая выражения лиц, реакцию студентов, оперативно реагировать на реплики и вопросы, вводить новые аргументы, изменять способ подачи учебного материала.

Наконец, возвращаясь к теме нашего основного разговора, заметим, что принять верное решение государственному служащему в наше непростое время, порой, также бывает нелегко, как композитору, художнику или писателю выносить замысел музыки, картины, или книги. Зачастую понимание приходит интуитивно, на основе большого опыта, в процессе прослушивания музыки, осмотра картин, чтения книг. Неуклонно развивая собственное художественное мировосприятие, возможно, в соответствии определением Сократа, утверждать управление полисом (государственное управление) в качестве наиболее значимого из всех искусств.

КУГАЙ Александр Иванович профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.

 

[1] Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции / Пер. с нем. Б. Столпнера, П. Юшкевича. – СПб.: Алетейя, 1996.

[4] Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cloffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1962. P.97.

[5] Хайдеггер М. Исток художественного творения /Перевод c нем. Михайлова А.В. – М.: Академический проект, 2005.

[6] Ницше Ф Так говорил Заратустра //Ф.Ницше. Соч. в 2 том. – М.: Мысль, 1990.– Т.2. – С.9.

[7] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург: "Ювента" "Наука", 1999. С.137.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Кугай:
«Утрата суверенитета ведет к развалу государства»
О механизмах защиты территориальной целостности России в новой редакции Конституции Российской Федерации
29.06.2020
Ковид не без иронии
Муза является не только в момент благополучия и процветания, но в период тяжелых испытаний в форме иронии, позволяющей нам, возвысившись над обстоятельствами, оставаться людьми
04.06.2020
«Образованность – школа быстрейших ассоциаций»
Технологии дистанционного обучения
15.04.2020
Реальная метафизика
Взгляд ученого
13.03.2020
Все статьи автора
"Русская школа"
Сотый… чтобы был тысячный, миллионный, стомиллионный…
В Калязинском районе существует добрая традиция чествования каждого сотого ребенка
19.11.2020
Дистанционное обучение как элемент электронного контроля
У детей отобрали возможность нормально учиться, а теперь еще и внедряют электронную слежку за ними
19.11.2020
«Очаги». Владимир Мартышин. Ивановское на Лехте.
Люди стремятся попасть в эту деревенскую школу
13.11.2020
Почему власть не слышит патриотов?
Размышления по поводу одной публикации РИА «Катюша»
13.10.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
«Разворовывается всё!»
Измотанная коронавирусом и воровством, Россия ждёт появления идеологии национального возрождения
27.11.2020
Верните детям школу!
Доктор физико-математических наук Алексей Савватеев призывает подписать обращение против дистанционного обучения, калечащего детские души
27.11.2020
«Будем надеяться, что это решение станет прецедентом для русских»
Верховный суд США запретил ограничивать работу храмов из-за COVID-19
26.11.2020
Массовая вакцинация россиян от коронавируса начнётся уже в этом году
Песков заявил, что вакцинация от COVID-19 будет поэтапной
26.11.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Возвращение к отчему дому
Новый комментарий от Волков А.И.
2020-11-27 07:45
Кто позволяет Сытину брезговать нашим народом?
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-11-27 07:34
Время искать виноватых
Новый комментарий от monarhist
2020-11-27 07:08
«Разделение на красных и белых искусственно и опасно»
Новый комментарий от Александр Волков
2020-11-27 07:03
Александр Лукашенко: «Мы к этому готовы»
Новый комментарий от Лев
2020-11-27 06:57
Экономика умерла. Да здравствует экономика!
Новый комментарий от электрик
2020-11-27 06:56