«Изысканный, переплетённый крест, образованный двумя петлями…»

К вопросу о происхождении крестообразного узора на нумизматических памятниках средневековой Руси и Золотой Орды (Улуса Джучи)

 

Среди исследователей, занимающихся изучением нумизматических памятников средневековой Руси, хорошо известен тип медных монет с изображением равностороннего четырёхконечного креста с выгнутыми внутрь или наружу дугообразными перекладинами-навершиями (или «точками») на концах – на одной стороне и сплетённого крестообразного узора – на другой, получивший, вкупе с некоторыми другими типами, общее название «городецких пулов».

При этом само название «городецкое пуло» («пул», «пула») в отношении монет данного типа достаточно условно. Основанием для него служит предположение о том, что местом их основной чеканки являлся город Городец (ныне – в Нижегородской области), входивший во второй половине XIV в. в Нижегородско-Суздальское княжество и сожжённый в 1408 г. золотоордынским беклярбеком (темником) Едигеем. Именно там, как считается, было найдено больше всего «двоекрестных» монет.  

Первое описание и снимок монеты данного типа содержатся в исследовании известного нумизмата А.В. Орешникова «Русские монеты до 1547 года» (1896 г.) (под № 375; рис. 17, таб. V, № 229). На её лицевой стороне (аверсе) он увидел: «Две прямые линии, пересекающиеся под прямым углом, с точками в каждом углу» [8, с. 62]. На обратной стороне (реверсе), по мнению А.В. Орешникова, изображена: «Тамга, татарского характера, с точкою в средине; ободок из точек» [8, с. 62].

При этом, ссылаясь на то, что данная монета «поступила вместе с предыдущею и другими тверскими пулами в собрание Исторического Музея, а потому и описывается среди тверских», исследователь предполагал, что, «может быть», она принадлежала ко времени правления Великого князя Тверского Михаила Борисовича (годы правления: 1461 – 1485) [8, с. 62].  

По прошествии почти века серьёзное внимание на данный тип монет обратил известный исследователь П.Г. Гайдуков, который отнёс таковой в своём каталоге «Медные русские монеты конца XIV – XVI вв.» (1993 г.) к выпускам Нижегородского великого княжества (как пул «с неопределённым местом чеканки»).

Согласно описания одной из разновидностей монет этого типа (под № 399, тип 4, вариант 1) (см.: рисунок 1: а – прорисовка лицевой стороны, б – прорисовка обратной стороны, приведённые П.Г. Гайдуковым), на её лицевой стороне имеются: «Равноконечный крест на подножии; в углах помещено по семи- или восьмиконечной звёздочке; вокруг линейный ободок, за которым (на одной монете) просматриваются остатки круговой надписи: .АТЬ..ЗЯ» [5]. Обратная же сторона содержит: «Орнамент в виде двух переплетённых овалов с четырёхконечной звёздочкой внутри; вокруг точечный ободок, а за ним линейный с узелками в виде трилистника в четырёх местах» [5].      

Причём, было выявлено несколько разновидностей «двоекрестных» «городецких пулов», большинство из которых являются анэпиграфными (не содержащими надписей – «легенд»). Принято считать, что значительная часть таковых является подражаниями.

При этом помещённые на одной из их сторон (условно считающейся лицевой) равносторонние четырёхконечные кресты иногда отличаются рядом деталей, как и изображённый на другой из сторон (условно считающейся обратной) сплетённый крестообразный узор (который А.В. Орешников называл тамгой «татарского характера», а П.Г. Гайдуков – «двумя переплетёнными овалами» или «двойными переплетёнными овалами»).

Сведения о «городецких пулах» данного типа содержатся также в каталоге Д.В. Гулецкого и К.М. Петрунина «Русские монеты 1353 – 1533» (2013 г.) в подразделе «Пулы» («Группа IV») раздела «Анонимные монеты Нижегородского региона» (под №№ 1790 А и 1790 B). При этом общее описания помещённого на их аверсе изображения гласит: «Равносторонний крест», а изображения, помещённого на реверсе: «Пересекающиеся овалы» [4, с. 223].

При этом указывается, что на разновидности под № 1790 А «равносторонний крест» находится: «На подножии, звёзды в каждом квадранте. Круговая легенда …АТЬ… ZѦ… или подобная» [4, с. 223]. Относительно же «пересекающихся овалов» отмечается: «Звезда внутри них. Точки вокруг. Ободок с узлами счастья». На разновидности под № 1790 B «равносторонний крест» на аверсе: «Упрощённый, без круговой легенды», а на реверсе: «Крупные овалы, точки внутри и вне» [4, с. 223]. Кроме того, «равносторонние кресты» имеются также на аверсах и реверсах других типов «городецких пулов» в разных видах и сочетаниях (под №№ 1791 – 1792 и 1797 – 1798) [4, с. 223].

По поводу букв «.АТЬ..ЗЯ» («…АТЬ… ZѦ…») следует предположить, что это «остатки» надписи «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ» (без указания на определённую личность). Что же касается «переплетённых» или «пересекающихся» овалов, то здесь, как представляется, мы имеем дело с весьма непростым узором, который к тому же подразделяется на несколько разновидностей: в частности, отличается разными начертаниями – «двухлинейным» (см.: рисунок 2: а, в – снимок и прорисовка лицевой стороны, б, г – снимок и прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания; рисунок 3: а – снимок лицевой стороны, б, в – снимок и прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания) и «трёхлинейным» (см.: рисунок 4:  а – снимок лицевой стороны, б, в – снимок и восстановительная прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания).

Сравнительное изучение изображений на обратной стороне «городецких пулов» данного типа и подобных изображений, помещавшихся в разное время на некоторых нумизматических памятниках Никейской империи, анатолийских (сельджукских) бейликов, Золотой Орды (Улуса Джучи) и географически очень далёкого от означенных государственных образований Бутана, указывает на то, что это не тамга и не простые «овалы», а именно крест, причём, зачастую сплетённый по образу свастики (ярги). Одним из его неотъемлемых деталей является также помещённая в середине «звезда» (как правило с четырьмя короткими «лучами»).

Подобные крестообразные узоры – в более сложном исполнении – присутствуют на некоторых типах серебряных и медных монет Золотой Орды (Улуса Джучи), включая в себя крест, сплетённый по образу четырёхлучевой свастики (ярги) с загнутыми вправо или влево «лучами» (в ряде случаев с «точкой», либо «звездой», посередине), а также четыре боковые детали заострённой или овальной формы.

К ним относится, в частности, один из многочисленных типов анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара, датируемых предположительно концом XIII – началом XIV вв.

Описание монет данного типа (под № 96), а также снимок и прорисовка (рисунок) одной из них, приводятся в исследовании А.З. Сингатуллиной «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» (2003 г.) [11, с. 94, 140, 166]. Согласно этому описанию, на лицевой стороне (аверсе) монет посередине – в двух линейных и одной точечной окружности – изображена «трёхногая» тамга с двумя «усиками» на круглой «головке», опущенными книзу; по сторонам тамги наличествуют точки. Что же касается описания обратной стороны (реверса), содержащей узор, то оно представляется малосодержательным: «В линейной окружности геометрический орнамент» [11, с. 91, 94].

Приводимая А.З. Сингатуллиной прорисовка (рисунок) монеты также не точна, по причине чего свастика (ярга) в «геометрическом орнаменте» практически не угадывается. Вместе с тем, снимки монеты, имеющиеся в размещённой в Интернете англоязычной «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU», убеждают в том, что крест сплетён соответствующим образом (см.: рисунок 5: а – снимок лицевой, б – снимок оборотной стороны) [23].

Помимо этого, достаточно чёткие снимки монет данного типа приводятся в труде А.И. Бугарчёва и П.Н. Петрова «Монетные клады Булгарского вилайата XIII – первой трети XIV вв.» (2018 г.) [2, с. 315]. В целях большей наглядности мной была сделана точная прорисовка узора, помещённого на обратной стороне одной из заснятых монет (см.: рисунок 6: а – снимок лицевой, б – снимок обратной стороны, в – прорисовка обратной стороны) [2, с. 315].

Следует отметить при этом, что такой сложносплетённый узор, в отличие от многих других (в том числе, свастических) знаков и узоров, редко встречается на золотоордынских (джучидских) монетах.

Из выявленных типов, помимо вышеописанного, известен лишь один, на котором присутствует похожее «сплетение». Это – анонимный (не несущий имени правителя) пул чекана «Азака ал-Джадид» (современный Азов), на котором нет даты выпуска, в другом прочтении определяется предположительно 810 (٨١٠) год хиджры (1407/1408 г.). Причём, в отличие от описанного выше типа монет чекана монетного двора Булгара, овальные концы «лучей» вписанной ярги (свастики) загнуты не вправо, а влево.

Описание данного типа, с прорисовкой (восстановлением) аверса и реверса монет, содержатся, в частности, в каталоге Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (2013 г.) – в разделе «Чекан Азака» под № 38: «А[верс]: Орнамент свастика. Р[еверс]: Чекан Азака / ал-Джадид (810?)» (см.: рисунок 7: а – обратная сторона, б – лицевая сторона) [10, с. 52]. Помимо этого, мной была сделана точная прорисовка содержащей узор стороны монеты этого типа со снимка, размещённого в «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU» (см.: рисунок 8: а – прорисовка стороны монеты с узором, б – снимок стороны монеты с узором, в – снимок стороны монеты с арабографической легендой) [19].

Интересно, что два вышеописанных типа монет относятся к разным эпохам в истории Золотой Орды (Улуса Джучи): времени, когда чеканились монеты первого типа, была свойственна «языческая веротерпимость», а когда бились монеты второго типа – господство ислама, как государственной религии.

Содержательно близким узору, помещавшемуся на рассмотренном выше типе анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара, является, на мой взгляд, узор, изображённый на весьма распространённом и неоднократно описанном типе анонимных медных монет булгарского чекана (с арабографической легендой), который, как принято считать, выпускался при хане Золотой Орды (Улуса Джучи) Узбеке (годы правления – 1313 – 1341) – в конце 1330-х – начале 1340-х гг. или, по другой версии, не ранее 1340 г. [2, с. 47 – 48] Причём, известно достаточно много разновидностей означенного узора, однако различия нельзя назвать существенными (см.: рисунки 9 и 10:  а – снимки лицевых сторон, б, в – снимки и прорисовки обратных сторон монет из моего собрания).

В обобщающем труде А.И. Бугарчёва и П.Н. Петрова он описан под № S25 (подтипы – под №№ S25/1 и S25/2; рис. 6): лицевая сторона – «В поле точечного ободка – орнамент из шести овалов, образующих 9-ячеистую решётку», обратная сторона – «В поле точечного ободка – надпись в две строки: Бито [в] Булгаре» [2, с. 39, 40]. Данный узор иногда рассматривают как разновидность «узла счастья», [12, с. 48] что, однако, представляется сомнительным.

Действительно, монеты Золотой Орды (Улуса Джучи) и других созданных монголами государственных образований изобилуют разнообразными благодарующими и оберегающими знаками и узорами, которые в разных источниках называются «узлами счастья» («плетёнками счастья»), «решётками», «плетёнками» («татарскими плетёнками»), «магическими знаками» («магическими квадратами») и т.д.

Вместе с тем, если хорошо присмотреться, рассматриваемый «узел» («решётка») отличается от «образцовых» «узлов счастья», принесённых сюда монголами вместе с другими распространёнными и легко узнаваемыми буддийскими знаками (символами). В данном случае «орнамент из шести овалов, образующих 9-ячеистую решётку» являет собой, скорее, вписанный в равносторонний четырёхугольник (квадрат) равнолучевой крест, на что, в первую очередь, указывают несколько заострённые – на большинстве разновидностей этого типа монет – углы первого и самостоятельное, законченное начертание второго. Вполне возможно, что в случае с описанными типами серебряных и медных монет чекана монетного двора Булгара имеет место несколько отличное начертание одного и того же сложного узора.

Учитывая преимущественно подражательный характер русских пулов, временную последовательность и территориальную близость нижегородских и золотоордынско-булгарских земель, можно предположить, что сплетённый крестообразный узор, размещавшийся на «городецких пулах», был перенят с рассмотренных выше анэпиграфных монет чекана монетного двора Булгара. Однако следует учитывать, что выпуск и область распространения последних являлись крайне небольшими, в отличие от «двоекрестных» «городецких пулов», которые в разном исполнении (в том числе подражательном) находили и находят не только в Городце и на территории всего бывшего Нижегородско-Суздальского великого княжества, но и за пределами его исторических границ.

Немало их встречается и в средневолжских владениях Золотой Орды (Улуса Джучи) – в частности, в том же Булгаре [3, с. 210, 215]. При этом значительная часть «двоекрестных» «городецких пулов» имеет подражательный характер и заметно разнится по размеру и весу – в меньшую сторону – с происходящими из нижегородских земель «образцами». Иногда таковые представляют собой в изобразительном смысле нечто среднее между собственно «городецкими пулами» и рассмотренными выше медными золотоордынско-булгарскими монетами, относимыми ко времени правления хана Узбека. В этой связи я осуществил прорисовку имеющихся в моём распоряжении двух монет, найденных в 2018 – 2019 гг. в Булгаре (см.: рисунки 11 и 12: а, б – снимки лицевых и обратных сторон, в, г – прорисовки лицевых и обратных сторон монет).

Помимо монет золотоордынского и русского Поволжья, изображения сплетённых крестообразных узоров рассматриваемого типа встречаются также на средневековых нумизматических памятниках Малой Азии (Анатолии), хотя здесь они малозаметны в общей огромной массе помещавшихся на монетах разнообразных знаков и узоров.

Так, например, узор, обнаруживающий полное сходство с тем, что изображён на рассмотренном выше типе анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара (см.: рисунки 5 и 6), но с обратным направлением сплетения, присутствует на одном из типов анэпиграфных медных (бронзовых) монет – тетартеронах, выпускавшихся в Никейской империи – государстве, существовавшем на северо-западе Малой Азии в 1204 – 1261 гг. При этом, помимо прочего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что оба типа монет появились в сопредельный временной промежуток. Причём, учитывая, что Никейская империя была создана и существовала как оплот православия в противостоянии с латинянами (католиками) и мусульманами, в этот сложносплетённый крест здесь определённо вкладывалось именно христианское (православное) содержание,

Описание одной из монет данного типа, приведённое в размещённой в Интернете англоязычной базе данных римских, греческих, византийских и кельтских монет «WildWinds» (под № SB 2152), гласит, что она относится к «неустановленному правителю» («uncertain ruler»). При этом, на одной стороне монеты изображён: «Изысканный, переплетённый крест, образованный двумя петлями, украшенными точками» («Ornate, interlaced cross formed by two loops, decorated with dots»). Другая же сторона содержит изображение облачённого в стемму и хламиду императора, стоящего лицом вперёд, который держит неустановленный предмет («Emperor standing facing, wearing stemma, divitision and chlamys, holding uncertain object») [21]. 

Мной произведена точная прорисовка узора («узорчатого креста»), содержащегося на одной из сторон монеты данного типа, чёткий снимок которой имеется в размещённом в Интернете русскоязычном каталоге византийских монет «Labarum» (под № 21520), с описанием из базы данных «WildWinds» (см.: рисунок 13: а – прорисовка, б – снимок лицевой стороны, в – снимок обратной стороны монеты) [7].

Вместе с тем, такой же крест (как с левым, так и с правым направлениями сплетений), с боковыми деталями и без них, присутствует, в частности, и на нескольких типах недатированных анэпиграфных медных монет – мангиров (мангыров) – анатолийского (сельджукского) бейлика Ментеше, существовавшего в 1261 – 1424 гг. в малоазиатской провинции Мугла (историческая Кария) и управлявшегося мусульманскими правителями.

Причём, на одном из этих типов на обеих сторонах присутствуют узоры (см.: рисунок 14: а – снимок лицевой стороны, б – снимок обратной стороны монеты, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [14], схожие с теми, что изображены на рассмотренном выше анонимном золотоордынском пуле чекана «Азака ал-Джадид» (см.: рисунки 7 и 8). На другом типе: на лицевой стороне размещён сплетённый крест без боковых деталей, похожий на тот, что присутствует на «двоекрестных» типах «городецких пулов», на обратной – часто встречающийся «узел счастья» в нескольких линейных и точечном обрамлениях (см.: рисунок 15: а – снимок лицевой стороны, б – прорисовка лицевой стороны, в – снимок обратной стороны монеты, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [13].

Очевидно, что и для мусульман этот сложный узор являлся, по крайней мере, «узнаваемым». Причём, наличие на другой стороне рассмотренного второго типа монет бейлика Ментеше «классического» «узла счастья» в известной мере свидетельствует о том, что он имел самостоятельное значение, ибо повторять на одной монете два равнозначных узора в отличающемся исполнении вряд ли имело смысл.

Сочетание простого «креста-узла» (из двух пересекающихся овалов) и «классического» «узла счастья» можно встретить на одном из типов анэпиграфных золотоордынских (джучидских) монет, относимых к чекану монетного двора Маджара (города, находившегося на месте современного г. Будёновска Ставропольского края) – предположительно второй половины XIV в. (см.: рисунок 16: а – снимок лицевой стороны, б – прорисовка лицевой стороны, в – снимок обратной стороны монеты из моего собрания). При этом известен единообразный тип монет, с тем только отличием, что вместо «креста-узла» в середине такого же узора – среди множества «точек» – помещена четырёхлучевая свастика (ярга) с загнутыми влево «лучами» (см.: рисунок 17: а – снимок лицевой стороны, б – прорисовка лицевой стороны, в – снимок обратной стороны монеты, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [16].

Простой «крест-узел», который в «Базе данных восточных монет» «ZENO.RU» назван «4-petal rosette» («4-лепестковая розетка»), предположительно в конце XIV – первой половине XV вв. также присутствовал в оформлении и наносился в виде надчеканов на медные и серебряные золотоордынские (джучидские) монеты, выпускавшиеся в районе Нижней Волги и Северного Кавказа (см.: рисунок 18: а, б – снимки обеих сторон монет с «крестом-узлом» – в четырёхугольнике, из моего собрания; рисунок 19: а, б – снимки обеих сторон монет с «крестом-узлом» – в дуговой рамке, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU» [15]; рисунок 20: а – снимок стороны с надчеканом, б – её прорисовка, в – снимок другой стороны монеты – предположительно чекана монетного двора Сарая, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU» [17]).

Показательно, на мой взгляд, что по прошествии почти полтысячелетия – уже в «новое время» – сплетённый крест обнаруживается среди буддийских знаков (символов) и надписей на монетах Бутана. Он был помещён, в частности, в середине рисунка лицевой стороны одного из типов медной (бронзовой) монеты под названиями (с номиналами) «че-там» или «ма-там» (в зависимости от веса), выпускавшихся около 1865 – 1900 гг.

В англоязычных «Базе данных восточных монет»  «ZENO.RU» и «Стандартном каталоге мировых монет» («The Standard Catalog of World Coins»), известном больше как «Каталог Краузе», этот сплетённый крестообразный узор, обрамлённый четырёхугольной линейной рамкой и надписями (см.: рисунок 21: а – снимок, б – прорисовка лицевой стороны, в – снимок обратной стороны монеты, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [18], определён просто как «узел» («knot») [20, p. 111; 22]. При этом в середине обратной стороны монет данного типа помещён ещё один – хорошо известный – буддийский знак – раковина («conch» или «conch shell») [20, p. 111; 22]. На других типах медных (бронзовых) бутанских монет того же времени помещались и иные буддийские знаки, в том числе: свастика и «две рыбы» [20, p. 111].

Следует отметить при этом, что иногда в изображениях рассматриваемого узора, помещавшихся на «городецких пулах» (см.: рисунки 2, 3) и бутанских че-тамах и ма-тамах (см.: рисунок 21) наблюдается поразительное сходство, будто, несмотря на огромный временной промежуток, их штемпели были изготовлены одним резчиком.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, полагаю, что данный узор (повторяющийся знак) является не просто красивым «геометрическим орнаментом» (хотя, безусловно, и это его свойство учитывалось при размещении на монетах), а имеет некую древнюю праоснову, усвоенную различными культурами и религиями.

При этом его истинное первоначальное значение, как и целого ряда подобных знаков и узоров, ещё не раскрыто, хотя можно встретить немало, по большей части умозрительных, предположений.

Так, например, одни считают сплетённый («крюкообразный») крест древним жреческим знаком, а другие даже усматривают в нём (с учётом размещавшейся посередине «звёзды» или «точки») принятую в настоящее время в науке упрощённую модель строения атома (см., например, для сравнения: рисунок 22 – снимок скульптуры архитектора И.М. Ханова с моделью строения атома посередине, помещённой на фасаде «физического корпуса» Казанского /Приволжского/ федерального университета).

Вполне возможно, что одновременно он, как и «бесконечный узел», играл роль «счастливого знака» и оберега, по причине чего и помещался на деньгах. Со своей стороны, берусь также предположить, что этот узор, или – в простом начертании – знак, представляющий собой сплетённый по образу четырёхлучевой свастики (ярги) равносторонний (правильный) крест, с образованным таким образом внутренним равносторонним четырёхугольником (квадратом) и «звездой» (либо «точкой») посередине, олицетворял собой некое цельно-соразмерное сущностное (божественное) начало, выступая в качестве средоточия оберегающей силы, благодати и достатка.

Исследованию и обобщению знаковых смыслов плетёных узлов посвящена, в частности, статья кандидата искусствоведения М.М. Савенковой «Узелковые знаки-орнаменты как магическая составляющая декора русского народного костюма» (2016 г.). В ней, помимо прочего, приводятся рисунки единообразных с рассматриваемыми знаков (которые автор определяет как «ромб и два овала»), помещённые на: браслете из Старой Рязани XIII в. (см.: рисунок 23 а), деревянной и костяной ложечках из Новгорода XIII и XI вв. (см., соответственно: рисунок 23 б, 23 г), семилопастном височном кольце и подвеске из курганов вятичей XII – XIII вв. (см., соответственно: рисунок 23 в, 23 д) [9, с. 184, рисунок 2: 11 – 15]. 

 «Ромбы – пишет, в частности, М.М. Савенкова, – это старинные символы земного и женского плодородия в изобразительном искусстве. Еще в неолите и энеолите ромбами украшали нижнюю часть фигурок Богини-матери. А.К. Амброз считает, что все ромбы образуют одну большую группу родственных между собою символов. Разнообразие символов культа земли, по-видимому, передаёт различные смысловые оттенки. Значение простого ромба – символ женского начала в природе, знак земли. Ромб, пересечённый линиями, – знак вспаханного и засеянного поля. Ромб с крючками – символ плодоносящего поля […]. В этом ряду знаков: поле, поле засеяно, поле плодоносит, не хватает одного звена – символа опыления. Можно предположить, что ромб с крестом из овалов являлся таким символом, обозначающим соединение женского и мужского начал. Б.А. Рыбаков связывает изображение ромба с овалами с магией плодородия […].

Мотив креста, образованного из пересечения двух колец и круга использован для декора ложечки XIII в. из Новгорода, височных семилопастных колец вятичских женщин из курганов XII – XIII веков, что подтверждает его выражение как идеи плодородия […]. Но также использовался и символ пересечения двух овалов без переплетения с ромбом: двойной знак на ложечке XI в. из Новгорода, подвески из курганов вятичей […]. В плетёном варианте этот символ обнаружен в половецком кургане из Запорожской области на реке Чингул. Декор византийского кафтана XII в. состоит из рядов вышитых медальонов с головками ангелов […]. Промежутки между миниатюрами оформлены узорами из двух овалов, переплетающихся с перекрещенными под прямым углом шнурами» [9, с. 185 – 186].

Возвращаясь в связи с этим к «двоекрестному» типу «городецких пулов», необходимо упомянуть о том, что в обобщённом раскладе яргических знаков, выполненном исследователями Л.С. Марсадоловым и П.И. Кутенковым, можно обнаружить несколько разновидностей сплетённых четырёхугольных равнолучевых крестов. Причём, в наибольшей мере данному кресту (без боковых деталей) соответствует знак под № 39 с рисунка 11 («Характерные ярги и яргические образования у великорусов Южной России. 18 – 21 вв.») (см.: рисунок 24) [6, с. 15].  Схожие в своей основе (по начертанию) сплетённые кресты приведены также на рисунке 8 («Характерные ярги и яргические образования северновеликорусов. 18 – 21 вв.») – под №№ 105, 106, 112, на упомянутом рисунке 11 – под № 38, на рисунке 12 («Характерные ярги и яргические образования у украинцев (южнорусов). 18 – 20 вв.») – под №№ 3 и 4, на рисунке 13 («Характерные ярги и яргические образования в северных русских землях. 9 – 17 вв.») – под №№ 3, 4, 6 [6, с. 13, 15, 16].

По моему мнению, достаточно обширная территория распространения «городецких пулов» со сплетённым крестообразным узором и наличие разнообразных подражательных выпусков, помимо прочего, может свидетельствовать о узнаваемости такового узора (знака) населением средневолжского региона. Вероятно, Городец был лишь одним из центров чеканки «двоекрестных» пулов.

То же самое можно сказать и об упомянутом выше золотоордынском пуле с вписанным в четырёхугольник крестом, который насчитывает множество выявленных разновидностей [2, с. 48] (в том числе и подражательного свойства).

В своих статьях я уже высказывал предположение о том, что многие подражания золотоордынским (джучидским) типам монет, как столичного (сарайского и гюлистанского), так и собственно булгарского чекана, могут иметь местное «племенное» происхождение.

В пользу этого, на мой взгляд, свидетельствует также серебрение и, встречающее значительно реже, золочение ряда подражательных выпусков медных монет, которые, в силу своего достаточно низкого качества не могли – в виде «серебряных» (и, тем более, не имеющих законных образцов «золотых») подделок – незаметно влиться в монетно-денежный оборот. Остаётся предположить, что они предназначались совсем не для этого, а, либо, для сугубо внутреннего обращения на определённой (племенной) территории, либо для подношения богам и духам предков в священных местах (в виде т.н. «кереметных денег»).

Примечательно также, что первоначально некоторые археологи, находившие «двоекрестные» монеты на территории современного Татарстана, предполагали, что их могли изготавливать носители т.н. «Именьковской культуры» или потомки «именьковцев», которых большинство исследователей рассматривают как крупную культурно-племенную славянскую группировку, переместившуюся во время гуннского нашествия на Среднюю Волгу с обширных территорий Северного Причерноморья (области распространения т.н. «Черняховской культуры»). Однако данная версия не получила научного обоснования и распространения.

Вместе с тем, в свете предположений о принадлежности многочисленных грубых («кустарных») подражаний медным золотоордынским монетам к местному «племенному» чекану, нельзя исключать того, что таковые могли производиться представителями разных этнических групп, населявших Среднее Поволжье: предками современных чувашей, марийцев, удмуртов и т.д., и, в том числе, «именьковцами».

В данной связи обращает на себя также внимание отличное от «образцового» начертание «лицевых» крестов на найденных в Булгаре подражаниях «двоекрестным» «городецким пулам». Вместо выгнутых вовнутрь и наружу дугообразных перекладин-наверший, на равносторонних четырёхконечных крестах присутствуют навершия в виде «точек» (см.: рисунок 11: а, в), либо в виде ломаных линий (см.: рисунок 12: а, в). Причём, в последнем случае крест сильно напоминает знак, который был известен в русском народе как «репей искомый» (см.: рисунок 25) [6, с. 9 (рисунок 5, № 20)]. Конечно, строить, исходя из этого, какие-либо серьёзные умозаключения нельзя, однако почва для размышлений здесь определённо имеется.

Ранее в статье «“Руки Богаˮ на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья» (2015 г.) мною было также обращено внимание на присутствие на одном из типов анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара, датируемых предположительно концом XIII – началом XIV вв., известного знака – т.н. «Рук Бога», издревле воспроизводимого в славянской культуре [1]. Данное обстоятельство, вкупе с другими, может рассматриваться как косвенное свидетельство славянского присутствия в золотоордынско-булгарских землях.

Таким образом, выявленное присутствие крестообразного узора, сплетённого по образу свастики (ярги), на некоторых разновременных типах монет Золотой Орды (Улуса Джучи), Никейской империи, анатолийских (сельджукских) бейликов, Нижегородско-Суздальского княжества и Бутана может служить дополнительным свидетельством наличия в различных культурах Восточной Европы и Азии общих знаково-смысловых кодов (совокупностей знаков). Их истоки следует искать в исконных бытийно-мировоззренческих представлениях наших предков, воплощённых в различных знаковых системах.   

 

Список литературы:

 

1. Алексеев И.Е. «Руки Бога» на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья (К вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIII в. чекана монетного двора Булгара) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»: сайт. (дата обращения: 11.11.2019)

2. Бугарчёв А.И., Петров П.Н. Монетные клады Булгарского вилайата XIII – первой трети XIV вв.: монография. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. – 336 с.; ил.

3. Бугарчёв А.И., Сивицкий М.В. Археологические и нумизматические находки из раскопа CLXXXV Болгарского городища // Поволжская археология. – 2016. – № 4 (18). – С. 202 – 225.

4. Гулецкий Д.В., Петрунин К.М. Русские монеты 1353 – 1533. – Минск: УП «Рифтур», 2013. – 511 с.: ил.

5. Каталог монет Нижегородского великого княжества. Пула с неопределённым местом чеканки (№ 399. Тип 4. Вариант 1) // Гайдуков П.Г. Медные русские монеты конца XIV – XVI вв. [Электронный ресурс] / Древнерусская нумизматика и сфрагистика: сайт. – URL: http://www.russianchange.narod.ru/coins/gaid/nn4.html (дата обращения: 1.11.2019)

6. Марсадолов Л.С., Кутенков П.И. Проблемы современного изучения знаковых систем // Вестник знаковедения (г. Санкт-Петербург). – 2019. – № 1 (2). – С. 3 – 22.

7. Неопределённый правитель (Никея) (1208 – 1258) – AE тетартерон – Неопределённая чеканка – SB 2152 // Каталог [Электронный ресурс] / Labarum: сайт. – URL: https://coins.labarum.info/catalog/1025 (дата обращения: 12.11.2019)

8. [Орешников А.В.] Русские монеты до 1547 года. Описание составил хранитель музея А. Орешников // Императорский Российский Исторический Музей имени Императора Александра III. Описание памятников. Выпуск I. – Москва: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1896. – XX, 232, (3) с., XXI с. ил.

9. Савенкова М.М. Узелковые знаки-орнаменты как магическая составляющая декора русского народного костюма // Знаки и знаковые системы народной культуры. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры» (Санкт-Петербург, 9 – 11 декабря 2016 г.). Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах / Знаковедение. – I том (Книга 1). – Санкт-Петербург: Издательство Смольного института Российской академии образования (отпечатано в типографии ООО Издательский дом «Петрополис»), 2016. - С. 177 – 188.

10. Савоста Р.Ю. Медные монеты Золотой Орды. Западная часть Улуса Джучи. Каталог. – Луганск: ООО ПЦ «Максим», 2013. – 73, (1) с.

11. Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. – Казань: Издательство «Заман», 2003. – 192 с.; ил.

12. Шельди Н.М. Булгаро-татарские монеты XIII – XV веков. Практическое пособие для нумизматов-ориенталистов. – Казань: Редакционно-издательский центр «Титул», 2002. – 167, (1) с.

13. #96245: Menteshe AE Manghir, Anonymous, NM, ND ////// Anonymous ///// Menteshe //// Anatolian Principalities, 709 – 871 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=96245 (дата обращения: 9.11.2019)

14. #103299: Menteshe AE Manghir, anonymous ////// Anonymous ///// Menteshe //// Anatolian Principalities, 709 – 871 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=103299 (дата обращения: 9.11.2019)

15. #119950: Unidentified c/m. ////// AE ///// Countermarked //// Juchid (Khans of the Golden Horde), ca. 650 – 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=119950 (дата обращения: 10.12.2019)

16. #124113: Unepigraphical pul. Uncertain Caucasus mint. Majar? /////// Anonymus AE pul, no date ////// Majar ///// Majar and Northern Caucasus //// Juchid (Khans of the Golden Horde), ca. 650 – 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=124113 (дата обращения: 10.12.2019)

17. #159843: «4 petal rosette» c/m. Host coin - aqche of Giyath al-Din, Sarai ////// AR ///// Countermarked //// Juchid (Khans of the Golden Horde), ca. 650 – 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=159843 (дата обращения: 10.12.2019)

18. #223089: Bhutan, Ma-tam, KM#15, B 50.02, 1865 – 1900, obv. retro., knot, rev. conch ////// Obv. Knot, Rev. Conch ///// Period III, c. 1865 – 1900 (Ma-tam, Che-tam) //// Bhutan /// SOUTH ASIA // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=223089 (дата обращения: 10.11.2019)

19. AE puls, no date ////// Azaq ///// Black Sea region //// Juchid, ca. 650 – 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=84193 (дата обращения: 18.10.2019)     

20. Bhutan // Standart Catalog of World Coins, 1801 – 1900. – Krause Publications. A division of F+W Media, Inc. – 7th Edition. – Pp. 110 – 111.

21. Browsing Byzantine Coinage of Empire of Nicaea, Uncertain emperors // Byzantine Coinage, Chronological Index of Byzantine Rulers [Электронный ресурс] / WildWinds: сайт. – URL: http://www.wildwinds.com/coins/byz/uncertain_nicaea/t.html (дата обращения: 18.10.2019)

22. Obv. Knot, Rev. Conch ///// Period III, c. 1865 – 1900 (Ma-tam, Che-tam) //// Bhutan /// SOUTH ASIA // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: https://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=12876 (дата обращения: 10.11.2019)

23. Trident tamgha //////// AR /////// Anonymous coins, later 13th – early 14th C. ////// Bulgar ///// Middle Volga //// Juchid, ca. 650 – 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU – Oriental Coins Database: сайт. – URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=106531 (дата обращения: 18.10.2019)

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Впервые опубликовано (с редакторскими правками): Алексеев И.Е. К вопросу о происхождении сплетённого крестообразного узора на «городецких пулах» – памятниках денежного обращения средневековой Руси // Знаки и знаковые системы народной культуры – 2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29 – 30 ноября 2019 г. – Санкт-Петербург: Типография ООО Издательский дом «Петрополис», 2019. – С. 149 – 170.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Алексеев:
Монеты – свидетели Ливонской войны 1558 – 1583 гг.
Находки на территории Татарстана в 2000-х – 2010-х гг. денежных знаков иностранных государств-участников Ливонской войны (из частных коллекций)…
10.06.2020
«Ну, если холерные нейдут ко мне, – решил я, – так я сам пойду к ним!»
Из воспоминаний профессора Н.Ф. Высоцкого о борьбе с эпидемией холеры в Казанской губернии в 1866 г.…
26.04.2020
«Изысканный, переплетённый крест, образованный двумя петлями…»
К вопросу о происхождении крестообразного узора на нумизматических памятниках средневековой Руси и Золотой Орды (Улуса Джучи)
15.04.2020
«Мы не знаем таких дикарей, у которых не было бы своей космологии, философии, религии!»
Археологические изыскания профессора Казанского университета Н.Ф. Высоцкого (1843 – 1922)…
23.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Перенос Парада Победы с 9 мая на 24 июня предопределен свыше
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-22 00:56
Так кто же раскольник?
Новый комментарий от учитель
2020-06-22 00:48
«Эта ситуация нас всех объединила»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-22 00:03
Бунт схиигумена Сергия
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-06-21 22:45
Алкснис - символ державности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-21 22:30
«Забвение уроков истории неизбежно оборачивается тяжёлой расплатой»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-21 22:03
Нужен ли нам Константинополь?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-21 20:26