Преданья старины глубокой…

В Тверском крае. К 65-летию автора

Александр Сергеевич Пушкин 
0
745
Время на чтение 28 минут

5 апреля 65-летие со дня рождения встречает наш автор Борис Алов. Сердечно поздравляя уважаемого Бориса Владимировича с юбилеем, желаем ему Божией помощи в трудах, благоденствия, творческого вдохновения, доброго здравия на многая и благая лета!

Из блокнота журналиста

Узнав, что волею судьбы я оказался в Тверской области, меня направил в реалии восторженный звонок председателя Ассоциации музеев и заповедников Крыма Сергея Пушкарева: «Ты не представляешь, как тебе несказанно повезло! – слышалось в телефонной трубке. - Ведь Тверской край – это сердце России! Это богатейшая история российского христианства! Не трать время даром и окунись в нее! Ты ощутишь большое удовлетворение не только как журналист, но и как человек, неравнодушный к историческим событиям».

И я – «окунулся». Только в самом начале прекрасно понял, что постигать многогранную уникальную историю Тверского края необходимо не спеша, постепенно, осмысливая главное, но и не забывая, казалось бы, второстепенные детали. Это только на первый взгляд их можно назвать второстепенными. При внимательном осмысливании, они, эти детали, создают фон, на котором явственнее просматривается главное. Если взять такой огромный исторический отрезок времени – от монгольского нашествия до наших дней – неизбежно приходишь к выводу, что Тверской край был в центре многих исторических событий, неоднократно на его уникальных, порой, трагических землях решалась судьба России. Так было и в средние века, и в кровавом двадцатом – достаточно вспомнить исторические уроки Великой Отечественной войны: «Ржевскую мясорубку»…

Официально зарегистрированных культурных и исторических памятников на всю область насчитывается почти 9,5 тыс. И это не говоря уже об уникальной тверской природе: обилии озер, рек, национальном парке Завидово и Центрально-Лесном заповеднике. Христианские святыни настолько многочисленны, что для их познания необходимо время. Много времени! К примеру, в Осташковском районе расположена знаменитая Нилова пустынь – редчайший по своей архитектурной красоте монастырь на острове в озере Селигер. А в городе Старица, основанном в тринадцатом веке, на Волге, находится Свято-Успенский монастырь, основанный в шестнадцатом веке и возрожденный в конце девяностых годов прошлого века.

Здесь, на Тверской земле находятся множество городов, городков и поселков и, поверьте, каждый населенный пункт имеет свою богатейшую историю, каждый чем-то знаменит. Редчайший факт для многих федеральных образований России – Тверская область насчитывает четырнадцать городов, которые официально считаются историческими (статус – историческое населенное место). В их числе – Торжок, Старица, Торопец, Ржев, Осташков, Кашин, Вышний Волочек… И, конечно же, Тверь. Давайте прикоснемся к истории хотя бы некоторых из них, услышим «преданья старины глубокой…». Сразу оговорюсь: данные заметки не претендуют на глубокие исторические исследования, но, если у читающего их возникнет желание посетить хотя бы одно из этих исторических мест, значит цель моя достигнута.

СТАРШИЙ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ

Если говорить о возрасте, то, бесспорно, это город Торопец, административный центр Торопецкого района Тверской области. Сегодня в этом городе, расположенном в 263 км к западу от Твери, насчитывается чуть больше 12 тысяч жителей.

Первое упоминание Торопца относят к 1074 году (Москва, как известно упоминалась гораздо позже – 1147 году). При этом в летописном тексте говорится о торопечанине преподобном Исаакии Печерском. Само княжество, как утверждается в древних летописях, было небольшим и находилось между рекой Торопой и верхним течением Западной Двины, гранича с землями смоленскими, новгородскими и полоцкими. Через город проходил знаменитый путь из варяг в греки.

Пожалуй, самым любимым и популярным для многих поколений (и нынешнего в том числе) жителей Торопца является легендарный образ великого русского полководца Александра Невского. Его судьба неразрывно связана с историей древнего города. В 1245 году имело место самое крупное вторжение литовцев на русские земли – они захватили Торопец и разорили его. Но новгородское войско Александра Невского отбило город, а затем в двух жестоких сражениях наголову разбило литовцев. Для Александра Невского Торопец был значим еще и потому, что именно в нем в 1239 году состоялась свадьба князя с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава. В связи с этим событием, торопчане бережно, из поколения в поколение, передают трогательную легенду, очень похожую на правду. Эту историю удалось услышать и мне во время посещения Покровской церкви Тихоновского Торопецкого монастыря. Вот коротко ее смысл.

Она связана с дубом, посаженным на берегу Наговского озера. В 1239 году, возвращаясь в Новгород после венчания в Торопце, князь Александр Невский с молодой женой Александрой сделали привал у Наговского озера. Пораженные его красотой молодожены в память о свадьбе посадили дубок. Деревце прижилось, выросло, окрепло и по истечении нескольких столетий стало настоящим деревом-гигантом. В годы войны с фашистами, то ли от молнии, то ли от бутылки с зажигательной смесью в стволе, диаметр которого, по воспоминаниям старожилов, достигал почти двух метров, выгорело большое дупло. В 1978 году дуб загорелся второй раз и рухнул. Было ему тогда 739 лет! Но ниточка жизни не прервалась – дубок-сеянец с исторического места был посажен на Красном валу в Торопце, напротив школы №1. Кстати, это место стало паломничеством не только для местных жителей, а и туристов. Здесь словоохотливые экскурсоводы-любители рассказывают эту легенду. Недавно узнал, что руководством города планируется выделить этот дуб среди других деревьев декоративной оградой, снабдить соответствующей табличкой.

ЛЮБИМ-ГОРОД ИВАНА ГРОЗНОГО

Годом основания Старицы считается 1297 год, когда тверской князь Михаил Ярославович постановил, что «срублен бысть городок на Волге». Именно так свидетельствует Тверская летопись. Место для крепости было выбрано подходящее – она находилась на высоком холме и представляла собой надежное укрепление с земляными валами и двумя рвами: один был наполнен водой, а другой утыкан острыми кольями. Город жил насыщенной и бурной жизнью – строился, торговал, горел, отражал вражеские атаки. Воинствующая Москва тоже не оставляла его в покое. В четырнадцатом веке город временно захватил московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской). Уже в пятнадцатом веке Иван Третий окончательно уничтожил независимость Тверского княжества.

Особую любовь к Старице почему-то питал Иван Грозный. Это утверждение со знаком вопроса говорю не только я, но и многие профессиональные историки, предметом исследования которых являются средние века. Высказывается много версий, которые десятилетиями остаются на уровне гипотез, но факт остается фактом: во времена царствования Ивана Грозного город Старица становится его временной ставкой. Здесь же он ведет переговоры с королем Стефаном Баторием, именно в тот момент, по мнению историка Карамзина в городе было сосредоточено до 300 тысяч русских воинов – настоящий военный лагерь. До самого Смутного времени Старица продолжала благоденствовать, обласканная царской любовью. Кстати, совсем недавно узнал, что исследователи, которые занимаются поиском уникальной библиотеки Ивана Грозного в своих умозаключениях вышли на Старицу - если ее нет в многочисленных кремлевских подземелий Москвы, то почему бы библиотеке не оказаться в старицких пещерах,- считают они. Наверное, в этом есть здравое зерно: царь, смертельно уставший от постоянных московских распрей, очень даже мог тайно перевести свои сокровища в любим-город. Об отношении многих поколений к Старице в полушутливой форме высказался известный поэт Сергей Островой:

«Воздух шпилями распорот,

В каждой впадине – века…

Если Старица не город,

То и Волга не река!»

Главная достопримечательность Старицы – это Свято-Успенский монастырь, которому в следующем году исполнится 910 лет, Стоит он на берегу Волги, почти у воды. Внутри монастырь небольшой, но очень гармоничный. Всеми, кто побывал здесь, отмечается особая атмосфера доброжелательности. Интерес у многих вызывает легенда о гербе этого уникального города.

Историческое описание герба Старицы гласило: «Городъ Старица имеет старой гербъ: идущая с костылем старуха в серебряном поле». Есть несколько версий происхождения Старицкого герба, объясняющих появление на нем старушки. Приведу две, наиболее популярные в людской молве.

Одна из легенд повествует о существовании когда-то на месте современной Старицы города с названием Любим. Он был разорен и разрушен татарами до основания. Любим так и не восстановился. А позже, при строительстве нового города на том же самом месте, обнаружили старуху, которая укрылась от врагов в пещере и поэтому выжила. От нее город якобы и получил название Старица.

По другой легенде – на город напали литовцы. Узнав о приближении врагов, жители сделали подкоп под Волгу и спрятали там все свое имущество. Войдя в город и увидев, что грабить нечего, литовцы разозлились и убили всех жителей, а город сожгли. Прибывший на помощь тверской князь застал в живых одну-единственную старуху, которая пряталась в береговой пещере.

Легенды – легендами, но что по этому поводу могут сказать ученые? Историки считают, что топоним «Старица» произошел от названия реки, на берегу которой расположен город. А он, в свою очередь, произошел от слова «старица», что означает полностью или частично отделившийся от реки участок ее русла. Поэтому к старушке название города не имеет отношение. Но именно это слово, которое может одновременно означать и старое русло реки, и пожилую женщину, запутало в восемнадцатом веке составителя старицкого герба.

НА КРУТЫХ РЕЧНЫХ БЕРЕГАХ

История небольшого городка Бежецк берет свое начало в 1137 году. Именно эта дата впервые упомянута в городских летописях. Многовековая биография этого поселения настолько насыщена противоречивыми фактами, что вызывает неподдельный интерес не только у краеведов-историков, а и у любознательной категории туристов. Каждый хочет поближе придвинуться к истине, сопоставляет, порой, несопоставимые факты,- и это только подогревает желание поучаствовать в исследовании.

Впервые Городецко (прежнее название Бежецка) упоминается в берестяной грамоте, найденной в Новгороде в слоях 1080-1090-х годов: «Когда и кем сей город основан, так же и на нынешнее место перенесен, известий не сыскано. Однако он древностью не уступает многим в здешнем краю находящимся городам. Он был во владении новгородской республики и во время происходящих у великих князей российских и у литовцев с новгородцами ссор, нередко бывал в осаде и претерпевал разорения.»

Как это парадоксально не звучит, но в начале своей истории Бежецк вынужден был трижды(!) менять свое местоположение. Сначала он располагался у погоста Бежици. После нашествия татар был перенесен к месту нынешней деревни Городищи у реки Остречины и, наконец, осел на современном месте. Бежецкий край неоднократно подвергался набегам татар, литовцев, поляков, долгое время был объектом соперничества между Москвой, Новгородом и Тверью. Благодаря своему расположению на крутых речных берегах, крепость была достаточно защищенной оврагами, а также лесной и болотистой местностью. Эти территории имели богатые грунты для возведения льна, в водоемах водилось большое количество рыбы, а леса славились дичью. Через Бежецк проходили торговые пути из Новгорода в направлении Турции, Болгарии и Персии.

Туристы, побывавшие в этих местах, без труда убеждаются в том, что каждое историческое строение в Бежецке овеяно многими мифами и легендами. Взять хотя бы примечательный роскошный особняк купцов Неворотиных на улице Большой. Здешние жители вам охотно поведают, что в середине девятнадцатого века на этом месте находился небольшой деревянный дом, который принадлежал купцу Неворотину. Вскоре владельцем особняка стал его сын, который долгое время был влюблен в молоденькую красивую барышню. Но красавица пообещала быть его женой при условии, что он построит дом, где обязательно будет зимний сад и бассейн с золотыми рыбками. Любовь – есть любовь, и обычный дом был перестроен, при входе появились колонны, фигуры атлантов. На крыше разбили зимний сад – там стояли две большие вазы (каждая весом 3 тонны), в которых росли живые цветы. Внутренне убранство дома было украшено лепниной, картинами. Но… Барышня обманула влюбленного в нее купца и укатила в Москву с приказчиком. Благодаря этому событию, имя хозяина знаменитого особняка обрело известность, а роскошный дом до сих пор является городской исторической достопримечательностью.

А что же – сегодняшний день? Вот как отзывался о Бежецке узбек Амон Сулейманов († 2019), преподаватель русского языка и литературы, ставший частью этого города – краеведом, исследователем, педагогом, волонтером: «Каждый домик с кружевными наличниками, всякий особнячок с каменным низом и деревянным верхом, все церкви, памятники, речушки с мостиками, пышные парки и разбитые дороги – все здесь такое родное, что засомневаешься, не здесь ли я родился или, может быть, бывал в детстве? Или снился этот город, или книжки про него читаны были так давно, что сюжет забылся, а душа трепещет радостью узнавания?»

Увлекшись темой образования исторических городов Тверской области, неожиданно для себя обнаружил одну закономерность – чем древнее населенное место, тем теснее связаны его исторические факты со всевозможными мифами и легендами. Причем, легенды эти нельзя в полной мере назвать устным народным творчеством, ибо суть их отражает тот или иной действительно подтвержденный исторический факт».

Вот хотя бы некоторые из них, В Тверскую область приехали журналисты телепередачи «Таинственная Россия», чтобы снять сюжет о таинственном чудовище на озере Бросно. Прошло более четверти века после этого бума, за этот период так никто и не увидел загадочную громилу-рептилию, а легенда до сих пор продолжает возбуждать к себе интерес.

Многие говорили о том, что знаменитая библиотека Ивана Грозного, которую уже несколько веков ищут историки, вполне может находиться в пещерах древнего города Старицы. На днях мне на электронную почту поступило письмо от одного из энтузиастов разгадывания исторических загадок. В качестве аргумента он приводит мнение известного краеведа, автора многих книг по истории Старицы Александра Шиткова: «Я не исключаю, что Иван Грозный, бывая в Старице, брал с собой какие-то книги из своей легендарной библиотеки. Вспомним хотя бы знаменитую переписку царя с беглым князем Андреем Курбским, где Иван Грозный демонстрирует не только великолепное знание истории Руси, но и знание своего родства. Возможно, какая-то часть книг могла находиться в старицкой крепости, которая располагалась на противоположной стороне от Свято-Успенского монастыря. Что дольше могло произойти с книгами? Вариантов несколько. Есть версия, что они хранятся в каменоломнях. Приведу один пример. В 1991 году, когда мы узнали, что оказывается есть пещеры (до этого времени вся информация была закрыта), сразу снарядили туда научную экспедицию. В каменоломне обнаружили небольшую икону, завернутую в тряпицу. Не могу сказать точно, какого века, потому что мы рассмотрели образ бегло, в темноте, но предположительно – ХVI века. Когда икону вынесли на свет и развернули - она уничтожилась буквально на глазах. Теперь вы представляете, что могло бы произойти с книгами, если они были спрятаны вы каменоломнях, где царит вековая абсолютная темнота и определенная температура. И потом, не надо забывать, что в 1608-1609 годах Старица была полностью разграблена поляками и литовцами».

Таким образом, легенда о поисках царской библиотеки переходит в разряд научных гипотез, которые предполагают дальнейшее исследование. Подобных примеров можно привести десятки…

ТРЕВОЖНЫЙ НАБАТ КОЛОКОЛА

Существует несколько версий происхождения названия города Калязин. По одной из них они происходит от угро-финского слова «кола», то есть «рыба» (когда-то здесь селились рыбаки из угро-финских племен). Другая версия связывает название города с именем боярина Ивана Коляги, владевшего этими землями.

Потеряв всю семью, он ушел в Троицкий монастырь, основанный в 1434 году на левом берегу Волги преподобным Макарием. Все свои земли он отдал монастырю. «С сего времени и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель, поступивших в обитель его»,- говорится в «Житии преподобного Макария». В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин и был благословлен игуменом Макарием и святыми братьями на путешествие в Индию.

Расцвет Калягина начался в восемнадцатом веке. Расположение на берегу Волги, участие в крупнейшем водном торговом пути, способствовало развитию ремесел и торговли. В Калязине отливали пушки, изготавливали порох, дважды в год проходили ярмарки, собиравшие купцов из Углича, Переславля, Устюга. Указом Екатерины 11 в 1775 году Калязинская слобода, расположенная в 175 верстах на северо-восток от Твери, получила статус уездного города.

Наверное, с историей некогда преуспевающего города Калязин, связаны самые печальные легенды Тверского края. Вот одна из них. В Троицком Макарьевском монастыре центральное место занимала колокольня, построенная крепостными мастерами Василием Ушаковым, Евдокимом Ивановыи и Иваном Руделевым. На звоннице было 12 колоколов, самый большой весил 1038 пудов и был отлит в 1895 году в память о восшествии на престол императора Николая Второго. В конце тридцатых годов прошлого века новая власть кинула клич построить Угличскую ГЭС. Это, увы, привело к затоплению старой части Калязина, а вместе с нею и Троицкого Макарьевского монастыря. Но не все ушло под воду – колокольня осталась возвышаться над гладью Волги. Сегодня это главная достопримечательность города, сюда стремятся туристы, здесь снимают военные фильмы. Современники создали для колокольни необходимое укрепление, обсыпали землей – получился небольшой остров.

Согласно легенде, которую рассказываю калязинцы, иногда, очень редко, из водных глубин доносится тяжелый набат того самого императорского колокола. Говорят, впервые его удары были слышны в начале июня 1941 года, сначала тихо и редко, а в ночь на 22 июня – громко и часто. Подобный звон повторился в конце апреля 1945 года. По окончании войны было решено исследовать, что же происходит там, под водой? Водолазы подняли на берег язык колокола. По логике, теперь он должен вечно безмолвствовать. Но 5 октября 1948 года колокол зазвонил снова – громко и тревожно. А 6 октября произошло страшное землетрясение в Ашхабаде…

ГОРОД РУССКОГО СЕРДЦА

Я прислушался к совету моих тверских знакомых: «Если ты действительно хочешь попасть в настоящую сказку, то у тебя одна дорога – в наш легендарный город Кашин!». А еще гостеприимные жители этого исторического поселения величают Кашин городом русского сердца. И этому есть логическое объяснение. Дело в том, что с высоты птичьего полета можно увидеть, что Кашин стоит на реках, которые, причудливо изгибаясь, образуют контур, по форме напоминающий сердце. Поэтому Кашин и имеет второе романтическое название – город русского сердца.

Это древнее поселение Тверского края впервые упомянуто в летописи еще в Х111 веке. В те времена Кашин был столицей удельного княжества, оспаривал свои права на существование в борьбе с соседними княжьими уделами – Угличем, Тверью, Москвой. В Никоновской летописи говорится о том, как город был разорен татарами в 1238 году. Раскопки последних лет убедительно доказали, что уже в двенадцатом веке здесь было поселение, историки утверждают, что уже тогда поселение было достаточно крупным административным, духовным и торговым центром – по реке Кашинке небольшие суда направлялись в Волгу.

Существуют три версии причин процветания Кашина. Одни утверждают, что своим благоденствием город обязан местным купцам –смекалистым в торговле и счастливым на удачу. Другие склоняются к тому, что здесь немало святых обителей и Кашин успешно развивали монахи и многочисленные паломники. Живуче и такое мнение - где-то в этих местах отсиживались после удачных набегов новгородские разбойники-ушкуйники, а награбленные сокровища успешно реализовывали на городских рынках. Пусть все эти версии живут своей отдельной жизнью, но все они подтверждают, что Кашин является одним из самых древних городов Тверской области, дату рождения которого определили историки – 1287 год.

Но почему именно Кашин? Местные краеведы утверждают, что название, скорее всего, угрофинского происхождения. Но испокон веков сюда приезжали паломники со всей страны – в Кашине было более тридцати храмов! И всех их кормили исконно русским блюдом. Каким? Об этом говорит одно четверостишие, найденное любознательными кашинцами в альбоме местного помещика Кисловского: «Сюда на кашу приезжали, как говорили в старину. На площадях ее едали, назвали Кашин потому». По другой версии, «кашем» древние народы, населявшие эти места, называли заросший камышом берег реки. Значит, по этой логике, Кашин – место, где растет камыш.

С этого момента в Кашине происходят удивительные вещи, когда родившиеся легенды воплощаются в жизнь и становятся практически неотъемлемой частью истории города. Что креативного можно взять из версии с камышом? Предприимчивые люди сразу отвергли этот факт и оставили его на совести дотошных историков, сами же очень заинтересовались известным четверостишием помещика Кисловского. Так местные энтузиасты придумали для города брэнд, который за весьма короткое время обрел популярность не только в Тверской области, а и во все России – Музей каши и Фестиваль каши.

Так кто же стоял у истоков воплощения в жизнь этой легенды? Одним из организаторов этого вкусного фестиваля является Алексей Столяров. Более десяти лет назад он поменял шумную Москву на провинциальный Кашин и со временем придумал «заманивать» сюда туристов русской кашей. Очевидно, Александр - неплохой психолог и знаток истории. Каша для русского человека всегда была больше, чем еда, ее приносили в дар богам как самое дорогое. Любой повод, радостный ли, горестный ли – на столе всегда стояла каша. Приняв христианство, мы получили очень долгий пост – почти 200 дней в году. Чтобы его соблюдать, нужны правильные продукты. Поэтому из злаков готовили масло, кашу, квас – люди могли поститься и вести привычный образ жизни…

Об этом вам могут поведать не только на традиционном фестивале, но и в залах уникального для всей России Музея каши, который расположился в одном из исторических особняков города. Он совсем молодой, открылся всего несколько лет назад и музейные экскурсии не только и не столько о еде. Здесь раскрывается русский дух и запах Руси, говорится о воспитании, отношении мужа к жене, молодых к старикам. В конце экскурсии обязательно присутствует и гастрономический момент: под рассказы об укладах русской семьи, гостям предлагают отведать гороховую кашу с солеными огурцами и ядреный квасом. Редко кто отказывается!

А фестиваль каши в Кашине (приятная тавтология!) с каждым годом обретает популярность и привлекает внимание туристов из многих уголков России. Угощением гостей кашей занимается активно администрация города. В 2015 году местные кошевары даже поставили рекорд России в номинации «Самая большая порция гречневой каши». В специальном котле, арендованном в одной из воинских частей, было сварено 1100 литров этой вкуснятины. Каша в городском парке разошлась практически за час! Для ее изготовления понадобилось несколько десятков кг свиных ребер и почти сто пачек гречки. И это не легенда, а документально зафиксированный факт!

ПРИМЕР ДРУГИМ УЕЗДНЫМ ГОРОДАМ

Речь пойдет о знаменитой жемчужине Тверского края городе Осташков. Первое упоминание об этих поселениях, как о слободах относится к 1474 году, когда волоцкий князь Борис Васильевич, в удел которого входила часть селигерских земель, отказал эти слободы своей жене Ульянии. Население слобод занималось различными промыслами и торговлей. В 17 веке в Осташкове насчитывалось 23 хлебных, 20 овощных и и 15 соляных лавок, велась широкая торговля ремесленными изделиями и рыбой. Товары активно вывозились в Тверь, Москву, Вязьму. Позже рыбный промысел принял ярко выраженный товарный характер: за право ловить рыбу в озере Селигер крестьяне платили 300 рублей в год.

По указу императрицы Екатерины Второй от 28 мая 1770 года Осташков официально получил статус города (в память об этом с 1987 года в последнее воскресенье мая в Осташкове отмечается День города), получил свой герб и был приписан к Новгородской губернии.

Приезжих в Осташков поражало то, о чем в других уездных городах могли только мечтать. На стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков в городе появились больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, первая в России добровольная общественная пожарная команда. В городе почти все были грамотные. Осташи брили бороды и называли себя гражданами. Власти ставили Осташков в пример другим уездным городам, о нем писали столичные газеты и журналы.

Это все был лоск. Писатель В.А. Слепцов, побывав в Осташкове, увидел там нечто иное, о чем написал в журнале «Современник» в 1862 году: «Благосостояние Осташкова представляет любопытное и поучительное явление в русской городской жизни. Осташков, с его загородными гуляниями, танцами и беседками, можно рассматривать, как одну из тех драгоценных картинок-игрушек, на которую потрачено много денег. …А знаете, что меня больше всего поразило в наружности города? Бедность... Но вы знаете, какая это бедность. Это вовсе не та грязная, нищенская, свинская бедность, которой большей частию отличаются наши уездные города… Это бедность какая-то особенная, подрумяненная бедность, похожая на нищего в новом жилете и напоминающая вам отлично вычищенный сапог с дырой».

Население слобод занималось различными промыслами и торговлей. В 17 веке в Осташкове насчитывалось 23 хлебных, 20 овощных и и 15 соляных лавок, велась широкая торговля ремесленными изделиями и рыбой. Товары активно вывозились в Тверь, Москву, Вязьму. Позже рыбный промысел принял ярко выраженный товарный характер: за право ловить рыбу в озере Селигер крестьяне платили 300 рублей в год.

По указу императрицы Екатерины Второй от 28 мая 1770 года Осташков официально получил статус города (в память об этом с 1987 года в последнее воскресенье мая в Осташкове отмечается День города), получил свой герб и был приписан к Новгородской губернии.

Приезжих в Осташков поражало то, о чем в других уездных городах могли только мечтать. На стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков в городе появились больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, первая в России добровольная общественная пожарная команда. В городе почти все были грамотные. Осташи брили бороды и называли себя гражданами. Власти ставили Осташков в пример другим уездным городам, о нем писали столичные газеты и журналы.

Увы, приходится мне завершать эти заметки, и не потому, что не сумел описать судьбу четырнадцати исторических городов Тверской области. Нет! Каждый город, каждое историческое поселение заслуживает того, чтобы о нем был представлен расширенный документальный очерк! Кстати, эти публикации имеют тенденцию с годами уточняться, шириться – ибо, краеведение, наука, которая, в отличие от истории, имеет тенденцию не только диаметрально изменяться, но и давать возможность пытливым умам оценивать новые факты биографии родного края. Вот почему так ревностно классическая историческая наука относится к открытиям краеведения – здесь элементарная ревность! И все же, давайте попробуем использовать шанс прикоснуться к великой истории двух древнейших российских городов – Тверь и Торжок! Два великих «ТТ» в истории России, два самых древних поселения, откуда берет начало знаменитая Русь. «Тверь-матушка и Торжок-сынишка» - так начинали именовать историки-летописцы эти два уникальных города. Ан, нет! Тверь Торжку никогда не была матушкой, а уж Торжок никогда не испытывал к ней сыновьи чувства!

По этому поводу вспомнился эпизод из театральной жизни. Когда в Театре на Таганке Любимов поставил «Гамлета», в главной роли с Высоцким, Валерий Золотухин пришел в тогда еще Ефремовский МХАТ, чтобы пригласить на премьеру на Таганку знаменитого киношного Гамлета, в те годы театрального мессию Иннокентия Смоктуновского. Сам Золотухин вспоминал: «Это была идея Володи. Он очень хотел услышать мнение о своей театральной роли именно Смоктуновского. Короче, он его боготворил и многое в образ взял из фильма. Иннокентий Михайлович нашел возможность(!) меня выслушать и переспросил: «Где ты говоришь? На Таганке? Это там, где Гамлет выходит с гитарой? Шалунишки…». Сам Валерий Золотухин, подчеркивает: «Слово «шалунишки» Смоктуновский сказал с такой издевательской иронией и его знаменитой саркастической улыбкой – ну просто театральный небожитель!- этого не забуду никогда! Хорошо, что после этого я ничего не сказал Володе и не поперся к Любимову!». Время все расставляет по своим местам - перед своей кончиной, в 1994 году, Смоктуновский сказал в своем интервью «Аргументам и Фактам»: «Мне нужно было обязательно побыть на Таганке! Кто же знал, что так быстро уйдет Высоцкий… Но я частично искупил свою вину – последние почти 15 лет я во всех городах и весях читал Пушкина – любимого поэта Высоцкого…».

Почему-то всегда, характеризуя исторические факты, мы, в качестве аргумента берем аналогии из человеческой сущности. В данном случае - театральные перипетии. Они, как мне кажется, смогут помочь понять те непростые истины, которые нам предлагает история. Начнем…

Это сейчас Тверь и Торжок, расположенные в 60 км друг от друга находятся в одной области: одна – столица, другой – райцентр. Я преодолеваю это расстояние почти за 50 минут. Приезжаю на Ильинскую площадь и начинаю понимать: здесь что-то нехорошо и с народной «матушкой», и с былинным «сыночком». Была шальная мысль - зайти на автовокзал и попросить диспетчера перевести часы на …пятьсот лет назад. Представьте на мгновение – такое возможно! Пока он, кудесник, будет осуществлять это действо, - не успеют психиатры доехать по сигналу. И дороги плохие, и бензина не напасешься на все дурноватые вызовы… Но!

Мы с вами можем стать свидетелями, когда 500 лет назад Тверь и Торжок были ярые соперники, даже враги. Почему так? Тверь была столицей Тверского княжества, Торжок находился на новгородской земле. А между Новгородом и Тверью с начала четырнадцатого века отношения были откровенно враждебные. Исторический факт взаимной вражды Торжка и Твери породил миф о том, что в те далекие времена Торжок постоянно разрушался. Так ли это? Раскопки помогают ответить на этот вопрос. Оказывается, что на Нижнем городище Торжка стояли не деревянные башни крепости, а каменные. Такие крепости были редкостью на Руси, тем более в центральной части. Эффект от построения каменной крепости в Торжке был не только стратегический, но и психологический. Летописи сохранили запись о том, что в ХIV веке в Твери существовал деревянный кремль, помазанный глиной… И новоторжцы имели смелость в 60 км от Тверского Кремля возвести каменные башни, которые, конечно же, раздражали князя Михаила Ярославича. Так что, были набеги, в основном из-за мести…

О МАЛЮТЕ СКУРАТОВЕ, ГОЛУБЯХ И КОТЛЕТАХ

А вы знаете, что в Торжке чуть не убили фаворита Ивана Грозного Малюту Скуратова! 1569 год. В Торжке опричники перебили 500 полочан, в торжокской тюрьме содержались 19 пленных татар. Узнав о том, что произошло с полочанами, они решили дорого продать свою жизнь. Едва начались казни, татары напали на Малюту и ножами исполосовали ему живот, так, что «из него выпали внутренности». Опричники тотчас послали за подкреплением к государю. Царь прислал стрельцов, которые перестреляли татар.. Раненый Скуратов поступил на излечение к доктору Арнульфу, который повсюду сопровождал царя. Жизнь Малюты Скуратова в который раз была спасена.

А к чему все это? Дело в том, что история располагает многочисленными фактами, когда Торжок, не только для тверской военной знати, а и для князей московских был неприступной крепостью, которая, под натиском, увы, страдала от набегов. Да как страдала! Выжигали городище до тла, непокорный норов пытались утихомирить, но он возрождался, противился, ибо по своему генетическому понятию должен был быть обязательно свободным!

Разве открою я великую тайну о создании герба легендарного Торжка? Нет! Но, может быть, кто-то ее еще не знает – наслаждайтесь! Изображение шести голубей с красными ошейниками на голубом поле пытались объяснить и как отражение занятий «голубиным спортом в древности», и как шесть дорог, соединяющих в городе торговлю хлебом… Иная версия связана с именем А.Н. Островского. Русский драматург описал легенду о том, как «Екатерина II, проезжая через Торжок, обратила внимание на голубей и приказала поместить их в уездный герб». Все это можно понять, но герб Торжка появился с голубями гораздо раньше! С Торжком связывают легенду о сожжении княгиней Ольгой города Коростеня – старое название Торжка по летописи Ефима Новоторжского. Якобы, Ольга, окунув в масло голубиные лапки, подожгла их и отправила птиц обратно. Те, прилетев к родному крову, были причиной невиданного доселе пожара.

А еще основой для выбора такой интересной композиции герба Торжка могло послужить то обстоятельство, что в городе задолго до этого чеканилась своя городская монета с изображением голубя. А это можно признать фактом большого политического и социального значения. Но почему на гербе именно шесть голубей, из которых три – золото, и три – серебро? По легенде, из Твери в Торжок была послана благая весть голубиной почтой из шести птиц. Только три голубя прибыли к адресату – в пути три птицы погибли. Но благодарные жители решили увековечить всю стаю. Отсюда – золотые и серебряные нити.

Если вы не едали пожарских котлет, значит вы ничего, ровным счетом, не знаете о Торжке, его городском норове и истории, которую бережно холят новоторы, каждый раз снабжая ее новыми пикантными подробностями. А основа этой истории такова - рассказываю, как на духу, отметая все сомнительные подробности! Однажды царь, вероятно, Александр 1, остановился в трактире Пожарского и заказал котлеты из телятины, но ее на кухне не нашлось. Тогда трактирщик, то ли сам, то ли по совету жены, решился на обман и подал царю котлеты из курятины. Блюдо государю понравилось, и осмелевший трактирщик раскрыл секрет свои котлет. Случилось удивительное – царь наградил хозяина трактира, повелел это блюдо назвать Пожарскими котлетами и включить их обязательно в меню царского стола.

Но как же у трактирщика Пожарского оказался рецепт котлет, которые так угодили государеву желудоку? На это тоже есть своя легенда. Оказывается, жену Пожарского, Дарью Евдокимовну, посвятил в таинство рецепта приезжий француз, который задолжал хозяевам трактира за кров и харч. Так в России оказался знаменитый рецепт котлет, увековеченный, как Пожарские. Широко известна строфа Пушкина: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке». Зная, что пожарские котлеты приготавливают их курятины, становится понятным пушкинское «налегке».

Коль заговорили о Пушкине, есть в Торжке еще одна легенда, которую очень не хочется опровергать. Многие старожилы утверждают, что именно здесь поэт придумал имя своего главного героя – Евгений Онегин. И аргументы очень убедительные – по местной легенде в то время в Торжке жил башмачник, которого звали Евгений Онегин, а окна комнаты, где обычно останавливался Пушкин – как раз выходили на его мастерскую. Так ли это было? Вы можете услышать от горожан и вторую версию - торжокский Евгений Онегин держал свою булочную напротив гостиницы Пожарского и неоднократно беседовал вечерами с Пушкиным под чаек с его знаменитыми крендельками и булочками. Кто знает, может быть скоро явится миру и третий Евгений Онегин! Если такое случится, то только из-за огромной любви Торжка к Пушкину. История однозначно говорит, что эта любовь была взаимной.

НА ПЕРЕПУТЬЕ ЖЕЛАНИЙ

Город Тверь имеет значимый герб, символический флаг и торжественный гимн. Если Тверская земля вырастит олимпийских чемпионов – будет какой флаг поднимать и какой гимн прозвучит… Но. Сегодня описание герба Тверской области звучит так: «В червленом щите стоящий на золотом двухступенчатом подножии такового же цвета трон без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зеленой с золотым украшениями и кистями подушке – шапка Мономаха».

Можно бы было оттопырить губу – какая область России еще может себе в символику предложить шапку Мономаха! Но – нет! У нас, тверитян, есть миссия поважнее. Мы знаем, когда в наш тысячелетний век в геральдику пришли и трон, и шапка Мономаха. А что, до этого мы были без роду и племени, не были верны своим корням?

Многие знают, что у Тверской области испокон веков был и неофициальный символ –козел. Подождите саркастически улыбаться. Вот что об этом поведал известный тверской краевед Владимир Лавренев: «Наречение – «тверской козел» - древнее, уходит корнями в конец ХIV века. Тогда оно носило положительный смысл и означало особый характер. Жители Тверской губернии получали такое название за свой гордый нрав.

-Это вам не козел двадцатого века, когда слово приобрело негативный смысл. В дореволюционной России козлом называли франта, щеголя и брутального мужчину. Мы просто не знаем ни русского фольклора, ни русской литературы. Мы не знаем многих традиций, поэтому для нас выражение «русский козел» звучит негативно. А ведь по сути – козел, это единственное нестадное животное. И еще запомните – козел, по своей сути это руководитель. Вспомните, как раньше говорили о руководителе: «Если есть характер – значит, козел. Если нет характера – значит баран

Это все из разряда легенд… А вот бытуют примета в нашей матушке-Твери, в которую очень верят молодые люди. К примеру ежегодно, в день выпускного вечера, романтическая молодежь должна встретить рассвет не только на берегу великой Волги, но и ожидать приход. первой утренней электрички из Москвы. Поверье такое - если к вагону прикоснуться рукой и не смывать с ладони грязь до первых лучей солнца – значит тебя ждет в Москве принц и хорошая перспектива. Этой традиции обычно подвержены девчонки. Пацаны своих принцесс находят, как правило, в Твери или в Торжке.

А вообще, пройдите по вечерней Твери, Вы обязательно ощутите неповторимый запах хвои и Волги, кстати, это ощущение у вас будет в любое время года! Не поленитесь и в один из выходных дней обязательно посетите несравненный Торжок! Город уникальный, древний и родной. Пройдитесь по набережной, и через мост остановитесь у величественного Борисо -Глебского монастыря. Окиньте взором спокойные воды Тверцы и вас посетит редчайшее ощущение вечности. Вы только представьте, сколько веков стоят эти звонницы, скольким поколениям они перезвонами врачевали души, оберегали от злых помыслов, вселяли надежду… Осознав все это, невозможно не восхититься величием христианских храмов и многовековой историей православных святынь Руси – Твери и Торжка.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Алов
И вызван шок у блогера-иноагента…
Отрадно отметить, что движение по упорядочению баснословных доходов «правдолюбцев», уехавших из России, обрело двустороннее движение
07.03.2024
Жёсткая нота Байдена рассмешила
Москва России соблюдает правила приличия и не говорит о том, что у некоторых людей есть явные признаки деменции и они находятся на пути к старческому маразму
27.02.2024
Хакамаду пока принимают в России
Почему власти не реагируют на дискредитацию армии известной либералкой?
24.02.2024
Вперёд за «кремлёвскими» беляшами!
Высокомерие буйно расцветает там, где напрочь отсутствует творчество
15.01.2024
Чем отличается Шарлот от «шарлотки»?
Каких героев мы продвигаем для нашей молодёжи?
27.11.2023
Все статьи Борис Алов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26