Впереди океан!..
Он всегда впереди, океан,
Где, как тайна, легли
Очертанья неведомых стран.
Николай Флеров
28 января исполнилось 200 лет со дня открытия русскими мореплавателями шестого континента - Антарктиды. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, имея только 39 квадратных метров парусов, без никаких двигателей и локаторов, девять раз приблизились к берегам открытого ими континента. У них не было какой-то политической или экономической задачи, ими двигала романтическая цель: «А что там - за горизонтом?»
Прошло время, и многие страны стали строить свои станции на Антарктиде. Высшее руководство СССР приняло такое решение – строительство научно-исследовательской станции - в 1955 году.
Калининградский торговый порт
Мало кто знает, но именно Калининградский торговый порт сыграл ведущую роль в подготовке всего необходимого, чтобы построить первую станцию СССР на Антарктиде - Мирный.
Калининградский порт выполнил ряд важных правительственных заданий. С 1955 по 1958 годы в порту производились основные работы по комплектации и отправке грузов на судах первых четырех советских антарктических экспедиций.
Перед калининградскими портовиками стояла очень сложная задача: загрузить грузы сотен наименований в такой последовательности и разместить их в судах в таком порядке, чтобы в условиях разгрузки в Антарктиде каждая станция зимовщиков легко нашла бы и выгрузила, не потеряв ни одного прибора, в сжатые сроки.
Жители Калининграда и ряд калининградских портовиков принимали личное участие в этих экспедициях, работая механиками, электриками, лебёдчиками, трактористами на полярных станциях. Среди них были Харитон Иванович Греку, начальник Калининградского торгового порта, отправившийся в Антарктиду на первом судне «Обь», чтобы стать первым начальником береговой базы Мирный. В первой экспедиции участвовал Аркадий Евгеньевич Михайлов, будучи механиком по монтажу электростанции, по возвращении с Антарктиды станет начальником торгового порта, чтобы прославить его на весь Советский Союз.
Флагманское судно 1-й Антарктической экспедиции - дизель-электроход «Обь» (капитан И.А. Манн) вышел из торгового порта 30 ноября 1955 года. Через две недели 14 декабря 1955 года к берегам Антарктиды отправился дизель-электроход «Лена» (капитан А.И. Ветров). На следующий день 15 декабря от причалов порта отшвартовался и направился к шестому континенту рефрижератор № 7 (капитан М.А. Цыганков).
Многие калининградцы, понимая значимость события, с любопытством наблюдали, как в порту происходила погрузка на суда авиатранспорта: 4 самолета, 2 вертолета; погрузка техники: 13 гусеничных тракторов и бульдозеров, 4 гусеничных вездехода, 10 грузовых автомобилей. На борт поднимали также походные радиостанции, автомастерские, катера ледокольного типа, мотоботы, две баржи, понтоны. Живым грузом были 50 ездовых колымских собак, поросята и куры.
Первая станция
5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» подошёл к Антарктическому побережью моря Дейвиса, впоследствии получившее название Берег Правды, а затем прибыли и два других судна. Участники экспедиции ступили на лёд Антарктиды, повторив путь великих русских путешественников Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
13 февраля 1956 года был поднят государственный флаг СССР на первой отечественной антарктической станции Мирный, названной в честь одного из шлюпов Южно-полярной русской экспедиции 1819–1921 годов. С этого дня началось регулярное изучение Антарктики специалистами нашей страны. Калининградские портовики, жители Калининградской области, сыграли свою решающую роль в подготовке, а затем в проведении первых четырех Антарктических экспедиций, которые обрели мировое значение. В результате работы учёных, принявших участие в первых антарктических экспедициях, впервые было произведено комплексное обследование побережья Антарктиды, построены прибрежная обсерватория Мирный и внутриконтинентальная станция Пионерская, подготовлен и издан единственный в мире «Атлас Антарктиды». Геологам удалось взять пробы льда, которые дали возможность изучить историю климата на планете на историческом интервале 400 тысяч лет. В настоящее время изучением шестого континента занимаются 28 стран, и постоянно функционирует шесть российских станций.
Изучение природы Антарктиды позволило советскому государству войти в состав признанных лидеров международного антарктического сообщества. Его роль значительно возросла после успешного завершения работ по программе Международного геофизического года. Задолго до завершения этого крупного научного исследования ведущие антарктические державы во главе с США пытались определить международный правовой режим Антарктики. Наша страна принимала активное участие в обсуждении этой проблемы и стала одним из двенадцати создателей Договора об Антарктике, который был подписан 1 декабря 1959 года в Вашингтоне делегациями правительств Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, ЮАР и Японии. Этот важнейший акт международного права, 60-летие со дня подписания которого отмечалось в 2019 году, по настоящее время является основным документом, регулирующим межправительственные отношения в регионе, расположенном под 60-м градусом южной широты.
Литературная составляющая юбилея
Высокая оценка работы коллектива калининградского порта и сам момент выхода в экспедицию даны в «Ледовой книге» Юхана Смуула[1]. Писатель участвовал в 3-й экспедиции 1957 года на теплоходе «Кооперация». История теплохода имеет непосредственное отношение к литературе, так как в 1935 году на борту «Кооперации» из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался известный писатель Алексей Толстой. Об этой поездке он опубликовал несколько статей в газете «Известия».
В августе 2019 года открылась в Музее мирового океана (Калининград) выставка фотографий, которая получила название «Дорога в 10 тысяч миль». 60 великолепных фотографий, благодаря которым ты окунаешься в мир вечных льдов и чистейших озёр, разновидностей пингвинов, антарктических станций и необходимой техники, в белую сказку, мечту, в страну, где нет часовых поясов и дождей. Фото подготовили писатели и участники антарктических экспедиций разных лет: Энн Кауп из Эстонии, Сергей Воробьев из Латвии и Дитер Хермихен из Германии. Дитер Херминхен не смог приехать в Калининград. Но было другое значимое событие наряду с выставкой в музее: прибыла из Эстонии команда крейсерской яхты "Адмирал Беллинсхаузен", предоставив калининградцам открытый борт.
Энн Кауп подчеркнул, что это счастье жизни и судьбы - побывать неоднократно в Антарктиде, работать там. Это огромное везение - возможность сделать фотографии. Энн Кауп является автором книги «Прекрасная Антарктида», которая произвела на меня сильнейшее впечатление отчаянным призывом к борьбе против загрязнения континента. Автор находится под обаянием царства пингвинов и в тоже время читатель чувствует, как взвинчивает нервы жгучий мороз, как проверяется мужество и характер, чтобы достичь цели. Очень познавательна глава книги, посвящённая международному Договору об Антарктиде, призвавшему к тому, чтобы последняя на Земле пустошь была чистой. К сожалению, до сегодняшнего дня не убраны с Антарктиды кладбища разбитой техники: самолеты, трактора, бочки от топлива и другой мусор. Энн Кауп подробно рассказывает о приспособившейся к холоду жизни, о серебристых облаках, о «столовой для великанов» -китов, о «кавалерах ордена холодной отваги», это бескрылый комар, о водорослях, окрашивающих в красный цвет тающий снег, о тихоходках с четырьмя ножками. И, конечно же, книга украшена потрясающими пейзажами ледовой пустыни, земли Королевы мод, оазиса Ширмахера и фотографиями научных станций.
Сергей Воробьёв представил на выставке фотографии, на которых идёт строительство дома из глыб льда, вырезанных пилой, фото хирурга, который сам себе сделал операцию по удалению аппендицита (с тех пор в экспедиции стали отправлять двух врачей), фото припайного льда, запуск метеорологического зонда. Сергей Воробьев по праву принадлежит к бытописателям Антарктиды. Его уникальные рассказы о жизни в экспедиции в книге «По ту сторону земного шара, или игры для настоящих мужчин» наполнены добрым юмором и повествуют о повседневной жизни членов антарктической команды. Как говорится в песне, что «самолеты сами не летают и пароходы сами не плывут», так в книге «Дневник одного плавания» Сергей Воробьёв рассказывает о портах, где он бывал, и что с ним происходило, и конечно, об Антарктиде. Один говорит: «Чувствуешь себя ангелом среди белого безмолвия». Другой удивляется: «Кто это Вам сказал, там пингвины верещат так, что трудно их перекричать». Сергей Воробьёв рассказывает, как замело первую станцию Мирный снегом, и сейчас там уже построена другая станция под тем же названием, о том, как первому человеку, взявшему руки пингвина, тот повредил глаз, а другому - откусил мочку уха, о том, что сейчас запрещено приближаться к пингвинам, чтобы не заразить человеческими болезнями. Были там и случаи гибели людей. На Антарктиде есть кладбище, где похоронен капитан «Оби» А.И. Ман, много раз возивший людей на 6-й континент. Он так полюбил Антарктиду, что завещал там его похоронить, и воля его была выполнена. В настоящее время есть туристические экспедиции. Китайцы охотно принимают туристов на своей станции и даже угощают китайским пивом.
На открытие выставки в Музее мирового океана прибыл и известный полярник, член Союза писателей России Виктор Боярский. В 1988 году он принял участие в исторической экспедиции «Трансантарктика». В течение 221 дня в период с июля 1989 по март 1990 года шесть участников, двигаясь на лыжах с собачьей упряжкой, которой умел управлять только Виктор Боярский, впервые в истории человечества пересекли ледовый континент через Южный полюс, пройдя 6, 5 тысяч км без использования механических средств. Меня потряс его рассказ, как достигли они Южного полюса, и вместо того, чтобы приветствовать героев, их поджидали рекламодатели, финансировавшие экспедицию. Героев снимали на камеру с продукцией спонсоров. Вот он, практичный запад…
Жизнь на Антарктиде – это потрясающая страница в истории человечества, и наши писатели внесли в неё свой вклад, не только занимаясь конкретной работой, но и отражая её в своих книгах.