О культуре

Поправка к проекту федерального закона № 717228-7

Новости Москвы 
0
1026
Время на чтение 10 минут

 

Поправка к проекту федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам», принятому Государственной Думой в первом чтении 05.12.2019)

 

Статью 1 проекта федерального закона дополнить двумя абзацами следующего содержания:

«2. Статью 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4257; 2017, № 50, ст. 7563) дополнить новым вторым абзацем следующего содержания:

 

«Культура – это сфера исторически существующих в онтологическом единстве и вновь создаваемых, формализованных и неформализованных, духовно-нравственных (включая традиционные этнорелигиозные и семейные), языковых, эстетических, этических ценностей и ценностных установок, идеалов (образцов) отношений, исторически принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, нравственных идеалов и традиций в межличностных и в том числе семейных и межпоколенческих отношениях, составляющих неотъемлемую часть уклада жизни народа, семьи, личности и воплощённых в материальном и нематериальном выражении, объективации и общественных отношениях, не создающих реальные угрозы и не подрывающих общепризнанные в обществе принципы нравственности и морали и в целом основы правопорядка (публичного порядка) России, а также процесс и результат сохранения, производства, передачи таких ценностей, идеалов, норм, традиций и связанного с ними опыта».

 

Обоснование предлагаемой поправки к законопроекту № 717228-7

 

В Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I (ред. от 18.07.2019) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» правовая дефиниция понятия «культура» отсутствует.

В статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре закреплено определение смежного (связанного) понятия (при отсутствии возможности, вместе с тем, заменить им искомое понятие «культура»): «Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей». По смыслу этой нормы, культурные условия и услуги, просто произвольно заявляемые как направленные на удовлетворение неких культурных потребностей, невзирая на то, какого свойства и какого качества такие услуги (в данном случае употреблена ещё и крайне неопределённая по смыслу лексема «условия»), предоставляются названным в указанной норме практически неограниченным кругом лиц (то есть любым и каждым) по своему самопроизвольному усмотрению, невзирая на то, насколько такие услуги и продукты реально относимы к сфере культуры, к разряду хоть как-то связанных с культурой.

Столь же размыты и закреплённые в статье 3 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 18.07.2019) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» дефиниции понятий «культурные ценности» и «культурная деятельность».

Определение понятия «культура», закреплённое в Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808, упускает ряд важнейших существенных элементов его структуры и содержания и фактически индифферентно к целям обеспечения защиты национальных интересов России в сфере культуры.

 Однако отсутствие законодательно закреплённой дефиниции понятия «культура», обладающего системообразующим, аттрактивным значением для всей этой сферы общественных отношений, уже длительное время создаёт реальные проблемы правоприменения в рамках государственного управления в сфере культуры, дефектность такого государственного управления[1], в целом проблемы правореализации законодательства в названной сфере.

В числе прочих – следующая проблема. В многочисленных уголовных делах обвиняемые в распространении экстремистских материалов и оправдании терроризма, пытаясь защитить себя, нередко апеллировали к якобы культурному характеру своих произведений, называли свои работы (текстовые или аудиовизуальные произведения) произведениями культуры. И это, по крайней мере, требует формирования и закрепления в федеральном законе правовой дефиниции понятия «культура» для отграничения явлений, объектов культуры от всего того, что ими не является и только лишь ложно прикрываемо (камуфлируемо) словами «культура», «культурное» и т.д.

При этом круг проблем и угроз много шире и глубже.

Соответственно, полагаем совершенно необходимым внесение изменений в статью 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в части закрепления релевантной и юридически корректной дефиниции понятия «культура» и устранения в статье 3 указанного же акта недостатков дефиниций понятий «культурные блага» и «культурные ценности».

Приведём лексико-юридическую и логическую схему (топологизацию) внутренней структуры предлагаемой правовой дефиниции и использованной для её технико-юридического конструирования лексики:

«Культура – это сфера[2] исторически существующих в онтологическом единстве[3] и вновь создаваемых, формализованных и неформализованных[4], духовно-нравственных (включая традиционные этнорелигиозные и семейные), языковых, эстетических, этических ценностей и ценностных установок, идеалов (образцов) отношений, исторически принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[5], нравственных идеалов и традиций в межличностных и в том числе семейных[6] и межпоколенческих[7] отношениях, составляющих неотъемлемую часть уклада жизни[8] народа, семьи, личности и воплощённых в материальном и нематериальном выражении, объективации[9] и общественных отношениях, не создающих реальные угрозы[10] и не подрывающих[11] общепризнанные в обществе принципы нравственности и морали и в целом основы правопорядка (публичного порядка) России[12], а также процесс и результат сохранения, производства, передачи таких ценностей, идеалов, норм, традиций и связанного с ними опыта.

Авторы-разработчики:

Понкин Игорь Владиславович, д.ю.н., проф. (г. Москва)

Белов Леонид Павлович, эксперт (г.Санкт-Петербург)

 

 

[1] Концептуальная основа понимания и выявления дефектов и дисфункций нормативного правового регулирования изложена в: Понкин И.В. Девиантология государственного управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 301 с.

[2] Лексическая конструкция «культурное пространство» (как в определённой степени синоним понятия «сфера культуры») использована в разделе I Плана мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2019 № 1259-р.

Лексические конструкции «социокультурное пространство» и «различные формы бытия» использованы в Приказе Минобрнауки России от 06.03.2015 № 167, Приказе Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1408, ряде других актов.

[3] Лексическая конструкция «онтологическое единство» использована в разделе III Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019–2021 годы, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2019 № 1189-р.

[4] Лексическая конструкция «формальных и неформальных» применительно к объяснению понятия «культура» использована в разделе III Основ государственной культурной политики, утверждённых Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808.

[5] Лексическая конструкция «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государств» использована в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

Лексическая конструкция «ценностные установки» использована в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»

[6] Лексические конструкции «нравственные традиции в семейных отношениях и семейном воспитании», «ценности семейного образа жизни», «традиционные семейные ценности» использованы в разделе V, лексические конструкции «здоровый образ жизни» – в пункте 41 (раздел IV) Плана мероприятий на 2015–2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2015 № 607-р (ред. от 28.09.2018).

[7] Лексема «межпоколенческие» использована в Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», в Распоряжении Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года», ряде других актов.

[8] Лексическая конструкция «уклад жизни» использована в пункте 15 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622.

[9] Лексема «объективация» использована в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 24.09.2019 N С01-910/2019 по делу № А54-78/2018, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7697/12 по делу № А60-10618/2011, в ряде других актов.

[10] Лексическая конструкция «создающих реальную угрозу» использована в Постановлении Правительства РФ от 05.05.2018 № 551 «О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения».

[11] Лексема «подрывающий» (в разных падежах) употреблена в подпункте 5 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении», в части 1 статьи 128.1 «Клевета» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) и многих других актах.

[12] См., например: Определение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2007 по делу № А40-67462/06-8-494, где публичный порядок определяется как «фундаментальные начала правопорядка и суверенитета, общепризнанные в обществе принципы нравственности и морали, а также интересы обороноспособности и безопасности страны».

Лексическая конструкция «противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку)» («противоречат основам правопорядка (публичному порядку)») использована в статье 167 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) и в пункте 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 290-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О международных компаниях и международных фондах».

Референтна данной лексической конструкции часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также статья 1193 «Оговорка о публичном порядке» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Владиславович Понкин
Лабубу не является детской игрушкой
Комплексное заключение по объекту (изделию) «Лабубу», позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка»
11.09.2025
Конституционно-правовые основы ценностных опор и ориентиров Российского государства
Доклад на конференции «Белгородские прифронтовые чтения «Стратегические приоритеты государственной культурной политики: эхо юридического форума». Белгород, 26 февраля 2025 г.
04.06.2025
Об утверждённом законопроекте Эстонии о разрыве связей с РПЦ
Заключение от 07.03.2025 по проекту Закона Эстонской Республики «О внесении изменений в Закон Эстонской Республики “О церквях и приходах”», рассмотренному в первом чтении Парламентом Эстонской Республики в феврале 2025 года
10.03.2025
Все статьи Игорь Владиславович Понкин
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Андрей Карпов
13.10.2025 09:13
О любви к врагам
Новый комментарий от Андрей Карпов
13.10.2025 08:56
1942 год. Берлин слушает Москву
Новый комментарий от Человек
13.10.2025 08:30
Консервативная революция
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.10.2025 08:19
Добрая и счастливая Валентина Ивановна
Новый комментарий от Сорокин.Н
13.10.2025 08:10
Уразуметь миссию Самодержавного Русского Царя
Новый комментарий от влдмр
13.10.2025 04:02
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от Наблюдатель
13.10.2025 03:08