itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чужой заказ и наш наказ

Статья из журнала «Берега»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
586
Время на чтение 10 минут

Вермишева Сэда Константиновна – поэт, публицист, общественный деятель. В 1974 году была принята в Союз писателей СССР. В настоящее время является членом Союза писателей России и Союза писателей Армении, сопредседателем русскоязычной секции СП Армении. Автор 14 поэтических сборников, а также брошюр и статей по фундаментальным геополитическим и другим проблемам современного мира. Её литературная и общественная деятельность отмечена многими государственными наградами как России, так и Армении и Нагорного Карабаха. Стихи переведены на армянский, польский, словацкий, болгарский, французский, английский и др. языки. Лауреат многих российских литературных конкурсов: Некрасовского (СПР), Лермонтовского (СПР), «Лучшая книга 2008–2011» (МГО СПР), газеты «Российский Писатель» (СПР) в номинациях «Позиция» (2013), «Поэзия» (2014). Член Высшего творческого Совета СП России.

Этот очерк написан в продолжение интервью главного редактора журнала «Берега» Лидии Довыденко и поэта и публициста Сэды Вермишевой, которое было опубликовано в шестом номере журнала «Берега» за 2018 год.

***

Прежде всего, я хотела бы немного дополнить и уточнить нашу предыдущую беседу. Речь идёт о моём высказывании относительно неприязни к излишествам, неприятию их в условиях отсутствия необходимого, проявившееся во мне в раннем детстве на подсознательном уровне. Правомерность этого детского подсознательного чувства подтвердилась много лет спустя, когда я прочла научный доклад Римского клуба, авторитетнейшей организации в рассматриваемой области Западного мира, в рамках его проекта «Проблемы человечества, вышедшего еще в начале 70 –х годов .Авторы - Донелла и Деннис Медоузы в этом докладе поставили задачу «определить пределы экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях истощения природных ресурсов» (Википедия. «Пределы роста»). Они настойчиво и убедительно обращали наше внимание НА ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ -ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И СРЕДОЙ ЕГО ОБИТАНИЯ. ИМЕННО ОНО, ЯВЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ, И ПОКА НЕРАЗРЕШЕННЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ НАШЕГО БЫТИЯ.

ИСХОДНЫМ ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, И ОН - САМОВОЗОБНОВЛЯЕМ. ПРИРОДНЫЕ ЖЕ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ЕГО БЫТИЯ -ТАКОВЫМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, -ОНИ НЕ САМОВОЗОБНОВЛЯЕМЫ. НЕРАЗРЕШЕНОНОСТЬ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПЕРЕРСТИ В НЕРАЗРЕШИМОСТЬ ОТМЕЧЕННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ, СТАВЯТ ПОД УГРОЗУ БУДУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Игнорирование этой реальности грозит человечеству глобальной катастрофой. Отсюда – необходимость поиска, нахождения и воплощения в реальной жизни модели сбалансированного развития мира В повестке современного общества этой проблеме должно принадлежать ведущее место.

И вот, через много лет, передо мной новая работа Римского клуба , его юбилейный доклад, вышедший в конце 2017 года с говорящим названием : «ДАВАЙ ЖЕ!» Он всколыхнул во мне прежние мысли о неприятии излишеств в условиях отсутствия необходимого, даже сделав эти мысли более радикальными, чем они были раньше.

Его авторы, ученые с мировым именем, А.Вийкман и Э.Вайцзеккер, как и другие соавторы доклада, утверждают, что «КАПИТАЛИЗМ –ТРУП. ЧТО КЛАССИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ НЫНЕ ЗАМЕНЕН ЕЩЕ БОЛЕЕ ХИЩНОЙ ЕГО ФОРМОЙ, - ФИНАНСОВЫМ КАПИТАЛИЗМОМ, КОТОРЫЙ ПРИВЕЛ К ВЫРОЖДЕНИЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА ДО УРОВНЯ ФИНАНСОВЫХ И БАНКОВСКИХ СПЕКУЛЯЦИЙ, УНИЧТОЖИВШИХ ИДЕИ ЛЮБОГО РЕАЛЬНОНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОВОЗГЛАСИВШИМ ПРИМАТОМ ЛЮБОГО БИЗНЕС –НАЧИНАНИЯ « ПРИБЫЛЬ РАДИ ПРИБЫЛИ», что в итоге привело к «практическому разделению (экономики С. В.) на фиктивные, но формально высокодоходные сферы, и на стагнирующую и разрушающуюся реальную экономику, которая все больше попадает в зависимость от конечности и даже недоступности природных ресурсов» (там же). Экономическая же модель, преследующая в качестве основной мотивации получение прибыли, по определению, не может лечь в основу гармонического развития мира. Она индеферентна по отношению к ее материальному наполнению. Из этого следует вывод: существующая модель развития мира должна быть заменена моделью, предусматривающей баланс между демографией и ресурсной базой земли. Мне представлетса, что именно таков вызов нынешнего времени, таков его императив. Насколько адекватно ответит человечество на этот вызов, будет зависеть быть или не быть самому человечеству. Под влиянием этой реальности основным посылом авторов юбилейного доклада стал призыв: «НЕОБХОДИМ МАКСИМАЛЬНО БЫСТРЫЙ ДЕМОНТАЖ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА И РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО ПАРАЗИТИЗМА»(там же).

В этой свази авторами рассмотрен широчайший аспект возникающих проблем, в том числе концептуального характера, в частности, о необходимости ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА , его понятийной системы и мировоззрения. Подчеркивается необходимость в «фундаментальной трансформации его мышления». В докладе справедливо утверждается, что мышление должно быть открыто развитию ,но не в ущерб будущему. Общественное благо ставится ими ступенью выше индивидуального и что «государство будет устанавливать правила для рынков, а не рынки - государству». Авторы назвали эти положения Новым Просвещением.

И действительно, читая материалы доклада, подумала, что я попала в век Просвещения с его поисками высоких смыслов и утверждения понятийных систем, отвечающих представлениям о справедливости, служении, превосходстве духовного над материальным, с его поклонением высокому перед лицом торжества неуклонно надвигающегося царства плоского прагматизма алчности и корысти.

И если уж на то пошло, в какой-то момент мне показалось, что пером его авторов водили приоритеты русского национального сознания , когда, как утверждает Фурсов : «общее выше личного, справедливость выше закона, духовное выше материального , служение выше владения, власть выше собственности» (газета «Слово» 02.11.18.), что созвучно и с русской православной традицией. Уверена, отмеченные положения рассматриваемого доклада были бы актуальны и в современной России, где еще не совсем забыты установки и ценности ее, не столь уж и далекого, прошлого. Но парадокс в том, что доклад этот прозвучал в рамках европейской, а не российской организации, не Изборского или Валдайского, а Римского клуба, который призвал к демонтажу современного капитализма в интересах будущего человечества, являясь плотью и кровью этого самого капитализма в то время, как в совсем еще недавно социалистической стране утвердился капитализм, и при том в наиболее его деструктивной ипостаси. Почему и как это могло произойти – тема специального разговора. Сейчас же, по мнению авторов доклада, общество должно сделать главное - осознать необходимость, (повторю цитату) , «демонтажа существующей системы экстенсивного развития капитализма и разрушения системы глобального финансового паразитизма» не дожидаясь, добавлю от себя , прихода худших времен.

Следовательно, главной задачей современности нужно считать построение гармоничного мира, а не, к примеру, коммунизма, с его лозунгом: «каждому по потребности!», как это было в совсем недавнем прошлом. С сегодняшних позиций этот лозунг «каждому по потребности» - может рассматриваться только как недоразумение. Особенно антинаучно, подобием безграмотной химеры он выглядит на фоне выводов доклада Медоузов «Пределы роста». Но в те годы он был официальной установкой. А когда мне, ученице 7-го класса, довелось усомниться в его реальности - меня исключили из школы. В обществе же постепенно нарастало ощущение несовершенства советской экономической системы и необходимости её коррекции. Набирало силу диссидентство, самиздат. Волей случая мне посчастливилось познакомиться с работами американского ученого, экономиста и практика, общественного деятеля, соратника Ф.Рузвельта Джона Гелбрейта, а через него и с экономической теорией выдающегося английского ученого Кейнса. До этого же я об этой теории ничего не знала, хотя с отличием окончила экономический факультет Ереванского Государственного Университета, и в учебную программу нашего факультета входил такой предмет, как «История экономических учений».

Как произошло моё знакомство с учением Кейнса? Я должна пояснить, что замалчивание – самый верный и лучший способ нейтрализации, блокирования конкурирующей системы. Так, в данном случае, представляется мне, обстоит дело с учением Кейнса, по крайней мере, на территории стран бывшего СССР, с учением, в котором признается регулирующая роль в экономике государства , а не рынка. Субъектность рынка в этом случае отрицается. Мое же знакомство с учением Кейнса носило случайный характер. Дело было в Москве. В редакции одного из московских толстых журналов мне предложили написать рецензию на книгу воспоминаний вышеупомянутого Д.К.Гелбрейта. Вернувшись в Ереван, пробовала достать эту книгу. Но в городских библиотеках Еревана её не было. Тогда я обратилась к своей школьной подруге – её муж был первым секретарём ЦК Компартии Армении. Из библиотеки ЦК Армении мне принесли испрошенную книгу. Я её не просто читала, я её изучала. Теория Кейнса в ней была изложена весьма подробно и доступно, и мне показалось, что ничего более подходящего для корректировки нашей советской плановой экономики нет. Я написала об этом в своей статье и в первую же поездку в Москву отнесла в редакцию журнала. Но мне её вернули, мотивировав ожиданием от меня статьи, касающейся мемуарной, а не экономической части книги. А через какое-то время я услышала заказывавшего мне статью редактора и отвергшего написанный мной текст в качестве ведущего радио «Свобода». Вещание шло на Россию. Через какое-то время я опять услышала его, но вещавшего уже по той же «Свободе» на Украину. В это же время в СССР ушло в отставку правительство Н.И.Рыжкова. Вразумительных объяснений не было. Но как мне тогда показалось, коррективы в советскую экономику правительством Рыжкова предполагались в духе кейнсианской теории, с учетом, конечно, советской специфики, как потом они были проведены в Китае - с китайской спецификой. В стране же на смену правительству Н.И.Рыжкова пришло правительство Е.Гайдара с его рыночными реформами, основанными на теории чикагской экономической школы Милтона Фридмана, с его монетаристской догматикой отрицания какого - либо государственного вмешательство в регулирование рынка, господствующей сегодня в Соединённых штатах в качестве официальной. Получалось, что перестройка - зарубежный заказ, и скроен он по лекалам наиболее антигосударственной, отрицающей роль государства как такового зарубежной экономической теории. «Чикагские мальчики» подвергли страну шоковой терапии - либерализации цен и приватизации госсобственности, лишившие её прежней субъектности, с последующей трансформацией страны из промышленной державы в сырьевой придаток Запада. С первого же момента меня ужаснула идея приватизации в предлагаемом правительством Гайдара варианте. Мне она сразу увиделась в истинном своем свете, - как демонтаж страны, переход её в руки частных лиц , как контрреволюция под флёром заморских, не очень понятных слов типа «ваучеризация», «приватизация» и пр., а также посул личного процветания каждому. Мое возмущение и неприятие происходящего в стране не знало границ, - писала статьи, собирала митинги, старалась донести до общественного сознания пагубность нововведений. И мне казалось, что продвижение руководством СССР (у власти тогда был Ельцин) этих пагубных реформ идёт от недопонимания руководством страны их гибельности. И мне, в моей наивности и самоуверенности одновременно, показалось, что если я встречусь с Ельциным, я смогу донести до него истину. И он остановится. Личный телефон Ельцина я взяла у Тельмана Гдляна. До этого мне привелось способствовать его переезду в Ереван и избранию его и Николая Иванова, его коллеги, депутатами в армянский парламент, где депутатская неприкосновенность ограждала бы их от возможных репрессивных мер со стороны центральной власти. Гдлян дал мне личный телефон Ельцина. Но в Армении тогда действовал режим чрезвычайного положения. При посадке в самолет пассажиры тщательно обыскивались. И я решила записать телефон Ельцина в записную книжку, предварительно зашифровав его. Но, когда я прилетела в Москву, - обнаружила, что не могу расшифровать мной же зашифрованный номер. Возможности своей памяти я переоценила. Тем не менее, как это не наивно выглядит сегодня, желание и потребность встретиться с Ельциным меня не покидало. На том временном отрезке в Москве активно велась работа группы, под названием «Московская трибуна», в которую входили и депутаты Верховного Совета СССР, в частности, широко известной тогда «межпарламентской группы». Я попросила одного из них, депутата Виктора Шейниса, дать мне личные координаты Ельцина. Я подробно рассказала ему свою задачу. И мы откровенно поговорили с ним о проводимых в стране реформах, тем более, что В.Шейнис по образованию был экономистом, признанным в этой области учёным, и мы оба давали оценку реформам, я - свою, он – свою. Я – негативную, он - неуверенно возражал, ссылаясь на мировой опыт и успехи экономики стран капиталистического мира. Насчет же возможности моей встречи с Ельциным он сказал мне буквально следующее: «А Вы уверены, что Ельцин не понимает того, что он делает?» Я ответила утвердительно. И тогда он сказал весьма категорично: «Ельцин всегда делает только то, за чем или за кем стоит сила». Я спросила: «Значит, сила за теми, кто проводит подобные реформы»? Он ответил утвердительно. Мне стала понятна расстановка сил в стране, и смысл во встрече с Ельциным отпал сам собой. А проводимые в стране реформы стало возможно рассматривать как заказ тех, за кем – сила. Через какое-то время услышала в кругу людей, достаточно осведомленных, что правительство Гайдара действует по инструкциям Международного Валютного Фонда, и о желании встречи с Ельциным я, соответственно, перестала думать, окончательно уразумев тщету затеи. В этой связи вспомнила я тогда и отказ от публикации моей статьи советским публицистом, оказавшимся по совместительству ведущим радио «Свобода», и отставку правительства Рыжкова, поборника реформ иного толка. И сейчас, когда говорю об этом, ещё раз убеждаюсь в заказном характере перестройки в том виде, в каком она происходила и продолжает происходить сегодня. Проведенный же в СССР правительством Гайдара переход страны от социалистической модели экономики к модели Чикагской школы Фридмана, как и следовало ожидать, не сработал, темпы роста экономики в России находятся на уровне 1-го процента (Н.И.Рыжков «Тернистый путь России» М. «Вече». 2018г.), что говорит об изначальной несостоятельности взятого курса, и во мне укрепляется убежденность, что перестройка – способ уничтожить соперника на мировой арене, иным, не военным путем, потерпев неудачу в предыдущих войнах. Китай же, встав на путь регулируемой, не рыночной, не монетаристской модели экономики, за последние 40 лет увеличил свой ВВП в 37 раз. До реформ он был ниже, чем в России в 4раза. Сейчас он в 4 раза выше (Википедия). Остался Китай верен и гуманистическим идеалам, провозгласив своей целью: создание в этих трансформациях человечества единой судьбы от Тихого океана до Атлантики.

У мена же возникло ясное представление о том, кто и куда, в каких целях завёл страну за последние тридцать перестроечных и постперестроечных лет, необходимость Нового Курса, политического и экономического, на этот раз не США, а России, построенного на началах регулируемой экономики в противовес проводимому правительством курса образца чикагской школы монетаризма.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сэда Вермишева
Самосознание земли
О поэте Сэде Вермишевой
11.06.2020
Загадка истории
В продолжение темы о причинах и следствиях демонтажа СССР
28.10.2019
Бездны Беловежской пущи
Беседа о причинах и следствиях демонтажа СССР
23.10.2019
Все статьи Сэда Вермишева
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09