Историческое время принадлежит нам, оно есть только у нас, у православных христиан, хранящих Предание Церкви!
Мы (православные) христиане, живущие в ограде Церкви, если достойны, если «соль земли», тогда чрез нас и в нас протекает вся история бытия, вся история мiра, весь исторический процесс! Только в нас! Другой истории, другого времени, других исторических процессов нет!
Подлинная история человечества проходит только через Церковь!
Вклад в историю человечества каинитов, осознанно отвергающих Церковь и всей современной (вавилонской) цивилизации, безразличной к Церкви - нулевой с точки зрения Божественного Закона. А другой точки зрения и не может быть!
Быть частью исторического времени, жить вообще - значить быть частью живого, быть привитым к источнику жизни, источнику времени и вечности, то есть к Богу.
Жить в историческом времени, зреть историю как единое целое и объективно относиться к происходящему в мiре возможно только если жить со Христом Богом, то есть находиться в Его Церкви, то есть стоять на пути спасения, то есть быть верным православным христианином.
Взгляд на историю как на нечто целое есть условие понимания её смысла - этот взгляд даётся только верующему человеку. Мы, православные христиане, имея библейское мiровоззрение, можем всю историю видеть, как осмысленное целое.«Мы можем понимать всемiрную историю как нечто целое постольку, поскольку мы сами целые и поскольку у нас есть взгляд сверху, с Неба» <Е.А. Авдеенко>.
Святые Церкви Христовой, живут во Христе - чрез них, здесь в мiре, жил и живёт Христос.
Только святые Церкви Христовой, только те, кто спасаются во Христе, живут в историческом времени, только они вписали и продолжают вписывать свои имена в Священную Историю - единственную историю этого мiра и будущего века.
То есть если человек живёт на земле, и не является членом Церкви Христовой, то всё, что он(а) делает, всё что он(а) производит, всё чем он(а) гордится, всё, что ему(ей) дорого, и даже он(а) сам(а) - всего лишь суета, то есть тщетность, ничтожность и пустота - то есть смерть.
Это человек без Бога, человек-язычник.Он еще здесь на Земле, он очень любит и ценит эту жизнь, он «созиждет» цивилизацию, он верит в будущее, он двигатель прогресса, но ... его уже нет, он ещё «живой», но уже мёртвый, его имя не вписано в Книгу Жизни, он вне исторического процесса, время его земной жизни суть его приговор, и чем больше он проживает, чем больше «созиждет» земных ценностей, тем больше суда себе приобретает.
«Глаго́ла ему́ Иису́съ: А́зъ е́смь пу́ть и и́стина и живо́тъ: никто́же прiи́детъ ко Отцу́, то́кмо Мно́ю: а́ще Мя́ бы́сте зна́ли, и Отца́ моего́ зна́ли бы́сте [у́бо]: и отсе́лѣ позна́сте Его́, и ви́дѣсте Его́» (Ин. 14: 6).
«Что за очередное мракобесие этих православных на голову! Что они здесь несут!» - скажет на это человек вне Церкви, человек-язычник, у которого всё под контролем, у которого «весь мiр лежит под ногами его».
«Душе́венъ же человѣ́къ не прiе́млетъ я́же Ду́ха Бо́жiя: юро́дство бо ему́ е́сть, и не мо́жетъ разумѣ́ти, зане́ духо́внѣ востязу́ется» (1 Кор. 2: 14).
Действительно, с чего это мы так дерзнули и отняли единственное, что есть у человека-язычника - смысл и историческое время этой временной жизни?
Нет, мы, православные, сыны Божии, этого не делали, это сделал сам человек-язычник, который исключил себя из Церкви Божией, а мы просто знаем устроение этого мiра, созданного и живущегов историческом времени по Закону Божию.
Знание наше не от суемудрия века сего, не от человеческой учености, не философия, не наука - наше знание от Откровения Божия = Святое Писание и Святое Предание Церкви.
Так что такое историческое время? Оно когда вообще началось? И причём здесь Церковь?
1. Начало исторического процесса
«В раю согласие человеческой свободы и Божественной благодати могло стать светозарным мостом над тем «бесконечным расстоянием», которое, как говорит Иоанн Дамаскин, отделяет тварь от Творца. Адам был непосредственно призван к обожению. Но после грехопадения встают два препятствия, делающие это расстояние непреодолимым: грех сам по себе, который лишает природу человека способности воспринимать благодать, и смерть - завершение падения, ввергающая человечество в состояние противоестественное, когда своеволие человека, заразив весь космос, сообщает небытию парадоксальную и трагическую реальность.
В этом состоянии человек не может больше оставаться на уровне своего призвания. Но Божественный план не изменился: Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю землю.
История человечества после грехопадения - это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения. Но гавань спасения - еще не цель; потерпевшему крушение она дает возможность снова отправиться в путь к единственной - всё той же - цели: единению с Богом» <Лосский В.Н. Догматическое богословие>.
Историческое время - это время, в котором живёт человечество. Исторический процесс и историческое время начинаются с момента изгнания Адама и Евы из рая.
Как Христос, Сын Божий, предвечно Рождаемый - Церковь Его предвечная в замысле Пресвятой Троицы.
Первой видимой формой Церкви Христовой была семья - Адам и Ева.
Семья Адама, после изгнания из рая, первая начала жить в истории, стала первой формой земной Церкви Божией. Первая семья, и их дети, жили памятью о потерянном Рае, несли знание о первоевангелии слышанном в Раю, приносили жертву Богу, и тем прибывали в общении с Богом.
Все было остро в памяти: вот был рай, вот было грехопадение, вот изгнание, вот сейчас, перед глазами жизнь вне рая, в трудах для Адама, в деторождении для Евы...
«История совершается ради нашего спасения. Вот, тайна истории - есть тайна спасения. И наоборот: оказывается, чтобы осмысленно жить в истории, нужно понять любовь Божью к нам. Оказывается, что удаление человека из Рая в земную историю навстречу смерти, и охранение Древа Жизни - было делом божественной любви.
Адама Бог выслал из Рая, чтобы человечество творчески прожило жизнь всемiрной истории, и познало любовь Божью к нам. То есть тысячелетия должны были пройти чтобы возможно стало для человека понять как Господь нас любит, чтобы понять, что такое Боговоплощение.
То есть человеку и человечеству сообщена способность жить в истории навстречу Богу.
Первая семья отличается от наших семей тем, что у нас семей много, а Церковь одна. А вот тогда была одна семья, и вот эта одна семья была Церковь.
А Церковь всегда во вражде со змеем. Наши семьи могут жить в мире внутри Церкви. Но сама Церковь не будет жить в мире со змеем. И сейчас змей отнимет от первой семьи первенца» <Авдеенко Е.А. Чтения по Книге Бытия>.
Первая семья была одна, и она была Церковь.
2. Каин
В первой семье произошел раскол, но это не был раскол Церкви, ибо Церковь нельзя расколоть - от Церкви можно только отпасть.Отпасть от Церкви, значит стать вне Церкви Божией.
Быть вне Церкви, значит быть во власти дьявола, то есть стоять на пути приобщенияобратной к Церкви, внецерковной, по сути антицерковной общности от лукаваго - принадлежать «антицеркви».
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).
Нельзя остаться посередине, самому по себе, с верой во всё что угодно, в добро, во всё лучшее, в себя, или с неверием ни во что - невозможно, так как нет третьего пути - или с Богом в Церкви, в мiровой истории, на пути жизни и спасения, или на пути погибели с дьяволом и слугами его, вне исторического времени.
Вот интересно, живёт человек, ценит свои корни, историю своей семьи, свои жизненные принципы, свои накопленные жизненные результаты, своё достоинство, но если он не член Церкви Христовой, если ему всё равно от Адама он или нет, среди сынов Божиих он или нет, в Православной Церкви Христовой он или нет - если это ему неважно, если он просто верит в добрые дела, даже «в бога верит в душе», верит в будущее и в лучшее для своих детей, и убежден, что он, его мiровоззрение, его вера и есть истина, а его предки бессмертны, раз он помнит о них, и если его будут помнить дети, поколения, то и он будет бессмертен за его добрые дела и достижения... Но такой человек всего лишь язычник, его нет у Бога, он - суета, его истории нет пред Богом, имя его, и имя всех его предков, кто не был православным, кто не был среди сынов Божиих, суть пустота пред Богом - то есть он несёт в себе не бессмертие, а смерть, не достоинство, а осуждение, он несёт в себе и в делах своих смерть вечную и забвение у Бога!
Нет другой вечной памяти нет, кроме той, что у Бога!
«Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? Тако собираяй себе, а не в Бога богатея» (Лк. 12: 20).
«Каин принёс жертву, Господь не принял её. Ничего более серьёзного с человеком не может произойти. Религия - центр всей жизни человека. А жертвоприношение - центр религиозного культа. Каин был, что называется, религиозный человек.
Когда жертвоприношение совершалось, когда Каин приносил жертву, Авель приносил дары, Господь смотрел не на дары и не на жертвы. Он смотрел на Авеля и на дары его, на Каина и на жертву его».
То есть Господь смотрел на сердце человека.
«И рече господь Бог Каину: вскую прискорбенъ был еси? и вскую испаде лице твое? Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? умолкни: к тебе обращение его, и ты тем обладаеши» (Быт. 4: 6, 7).
«Господь обращается к Каину, разъясняет и предостерегает: «Я вижу тебя, осознай, что с тобой происходит, Я называю, почему не принята твоя жертва, Я говорю тебе, что делать сейчас, В тебе действует дьявол, но не ты нуждаешься в нём, а он нуждается в тебе, поэтому одолевай».
В истории Каина эти слова Господа - центральное событие.
Это очень важное знание: человек не нуждается в дьяволе. А дьявол нуждается в человеке.
Господь сказал Каину в самый решительный момент, когда созревал замысел преступления. Он сказал Каину: «умолчи». И Каин мог удержаться на этом слове Божьем и умолчать, но он не умолчал, нечто сказал брату своему, т.е. солгал, совершил человеческое жертвоприношение, убил праведника за священство, убил брата и показал как будет казнён Спаситель, потому что заклание Авеля и распятие Христа это было деяние оборотнической религии - служение тех, кто в Писании назван дети дьявола» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«...И сказал Каин Авелю - брату своему: пойдём в долину. Когда были они в долине, и восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». А за что Каин убил Авеля, или почему Каин убил Авеля? Какие у него к тому были мотивы, что были за причины? За какую вину он убил брата? Ни за что. Ни почему. Без мотива, без причины. Ни за какую за вину. Каин совершил человеческое жертвоприношение. И это объясняет ап. Иоанн в 1-м послании 3 гл. 12 ст. (даю вам точный перевод с древнегреческого языка): «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его - праведны».
«То есть до того как убил, до деяния убийства, дела Каина были лукавы. А какие дела? Во-первых, жертвоприношение. Печаль не по Богу, опускание лица. И уж после того как Господь говорил с ним, Каин солгал и усыновился дьяволу. Вот такие были у Каина дела лукавые. Опять спросим: за что он убил брата. Очень важно понять: ни за что. Авель был жертва. Каин убил потому что был от лукавого и дела его были лукавы. Каин был духовный человек» (прим. автора - но дух его стал от лукавого). <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Мятежный ангел, который привел человека к непослушанию и сделал его греховным и был причиною изгнания его из рая, не удовольствовавшись первым злом, совершил второе между братьями; ибо, исполнив своим духом Каина, он сделал его братоубийцей» < Св. Ириней Лионский «Доказательство апостольской проповеди»>.
«Вообще духовные люди ведут себя достаточно бескорыстно, часто не мотивированно, на уровне душевных движений. То есть деяния духовного человека, будь он от Бога, будь он от дьявола, они соотносятся с другой инстанцией, которая выше, чем материальный расчёт или какое-то переживание. Вот таков Каин. Неверно сказать, что Каин был зол и дела его были злы. Нет. Каин был от лукавого, и дела его были лукавые. Он не просто убил брата. Он восстал и убил - это сказано в Книге Бытия. Ап. Иоанн: «.. он заклал (эсаксен) брата своего». Что значит заклал? Заклание есть умерщвление как культовое действие. Преступление Каина началось с жертвоприношения и само преступление Каина было жертвоприношение. И в этом разъяснение - страшное слово Господа, которое он сказал иудеям: «отец ваш - дьявол».
После грехопадения в раю был голос Господа Бога к Адаму и призыв к покаянию. То есть этот голос Божий и речь - были помощь Адаму. Они могли восставить человека к богообщению. Это было также испытанием способен ли человек в общении с Богом вернуться. Оказалось - нет. Первые люди не смогли. Они вели себя как безумные и пытались от Бога спрятаться. Так в истории грехопадения за преступлением Каина следует что? Голос. Называние имени. Призыв к покаянию. Адам, где ты, сказал тогда Господь. Теперь Он говорит: «Где Авель, брат твой». И опять обнаруживается, что как грех был безумием, так и преступление есть безумие. Однако безумие безумию - рознь. Адам прятался от Бога, но отвечая Господу Адам не лгал. Каин лжет Богу» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Всё, сотворенное Богом, хорошо; и всё творение Божие служит человеку для пользы, а не для погибели. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси (Пс. 88: 12). Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь (Ис. 66: 2). А раз всё это - от Бога, стало быть, всё это не может не быть благим. Из источника может изливаться только то, что в нём есть, но не то, чего в нём нет. В Боге нет зла, так как же зло может происходить от Бога, источника самого добра, чистого добра? ... Безумие и беснование представляют собою следствие зла, а само зло - злой дух, действующий в безумном или бесноватом человеке <Свт. Николай Сербский. Беседы. Неделя десятая по Пятидесятнице>.
«Прежде видимой и разумной твари, то есть человека. Бог сотворил невидимую тварь духов, которые называются Ангелами. Один из этих светлых духов, с некоторыми подчинёнными ему духами, имел дерзость выйти из послушания всеблагой воле Бога, Творца своего, и так лишился дарованного ему света и блаженства, и сделался злым духом.
Они настолько укоренились во зле, что стали совершенно неспособны полюбить добро и раскаяться в грехе» <Св. Филарет митр. Московский>.
«Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее» <Св. Афанасий Великий>.
«Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям (автор: падшим ангелам и людям), в которых добро ограничено... Бог - бесконечен, и добро Его бесконечно. Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов, - падший херувим, он - начало, источник, полнота зла» <Св. Игнатий Брянчанинов>.
Бог не творил зла, то есть зло не имеет своей сущности, зло есть отсутствие добра - только разумные твари, падшие ангелы и люди, своей свободной волей, отвращаясь от Бога, творят зло и умножают беззаконие.
В Каине, исполненном духом лукавым, как в первообразе и примере пути погибельного, «человечество разделилось на Церковь и внецерковное общество. И вот это разделение на Церковь и внецерковное общество прибудет в человечестве до конца времён» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
3. Сыны Божии
«Адам - первое поколение людей на Земле, Сиф - второе. Ева назвала сына в память о прошлом, об Авеле. То есть Сиф - это вместо Авеля. А Адам наименовал сына Сиф, в память о нынешнем - о первородном грехе человечества.
Третий от Адама - Енош (или Енос). Енос был тот, кто возымел надежду призывать имя Господа Бога. То есть при Еносе началось призывание имени Господа. Возможно, от Еноса потомки Сифа стали именоваться «сыны Божии» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
При Еносе началось призывание имени Господа - то есть началось общественное богослужение!
«Каин ушел от Бога за черту, которую как он хотел должна была скрыть его от лица Божия. То есть каинитяне жили как бы за чертой, которая должна была отделять их от Бога, а сифиты жили по другую сторону - оседло. Им не нужно было странствовать.
То есть сифиты жили в черте оседлости. И это было хорошо - не смешиваться с каинитянами (автор: не нарушать границы Церкви). Так вот, возможно при Иареде потомки Сифа, сыны Божии начали покидать черту оседлости и вошли в соприкосновение с каинитянами. И может быть от этого момента начинается эпоха предпотопного развращения сынов Божиих.
Уверенно об этом можно сказать, потому что Сын Иареда - это знаменитый Енох. А Енох будет обличать современников в том, что они нечестивые.
Енох - седьмой от Адама.
В церковной традиции мы знаем о делах Еноха, что он обличал современников, что они нечестивые, и пророчествовал о грядущем суде. И сохранились слова Еноха - их передаёт св. ап. Иуда. Это его послание есть в Новом Завете. Он обращает их против тех, кто хулит Христа: «Горе им, потому что идут путём каиновым» (Иуд. 1: 11). Смотрите как твёрдо держатся праведники, противопоставляя сынов Божиих детям Каина, тем кто есть семя змея. «Го́ре и́мъ, я́ко въ пу́ть Ка́иновъ поидо́ша. Проро́чествова же и о си́хъ седмы́й от - Ада́ма Ено́хъ, глаго́ля: се́ прiи́детъ Госпо́дь во тма́хъ святы́хъ а́нгелъ Свои́хъ, сотвори́ти су́дъ о всѣ́хъ и изобличи́ти всѣ́хъ нечести́выхъ о всѣ́хъ дѣлѣ́хъ нече́стiя и́хъ, и́миже нече́ствоваша, и о всѣ́хъ же́стокихъ словесѣ́хъ и́хъ, я́же глаго́лаша на́нь грѣ́шницы нечести́вiи» (Иуд. 1: 11).
Смотрите как энергично «нечестие, нечестие, нечестие» повторяет Енох. О чём пророчествовал этот праведник? Енох пророчествовал об окончательном Страшном Суде, когда изобличится всякое нечестие. То есть Енох видит нечестие современников в эсхатологической перспективе. То есть сам он, вдумайтесь, находится при начале мiровой истории, он ещё Сифа видел; и при этом он видит конец истории, как сбывшееся событие: «Се пришёл Господь».
Это очень важная мысль: возможно взглянуть на историю как целое. Вот что даётся верующему человеку. Мы можем всю историю видеть, как осмысленное целое. Взгляд на историю как целое есть условие понимания её смысла. Вот когда человека удаляли из Рая, человеку была дана способность жить в истории, понимать её смысл. И вот мы видим конкретного человека, который явил эту способность - Енох.
При жизни он пророчествовал о конце мира, был взят живым на Небо, и будет возвращён на Землю перед концом истории. И он будет в конце делать то, что делал при начале. Он будет в Иерусалиме обличать в нечестии. То есть Енох - современник Сифа и соработник последнего пророчества. То есть он - историческая личность, в которую собралась вся история человечества.
Вся история человечества может войти в одну личность - мировая история есть нечто соразмерное личности одного человека. История огромная, а жизнь человеческая такая короткая. Нет - учит св. Писание. Вся мировая история есть нечто соразмерное личности одного человека. То есть человек таков есть образ Божий, что он может все судьбы всего мира собой обнять. То есть история имеет единый смысл, история есть целое, и чем более человек целостен, тем лучше он понимает историю мира» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
Итак, предпотопное человечество, должно погибнуть - должны погибнуть все кроме семьи Ноя! Почему?
Нарушена граница Церкви!
Сыны Божии пошли «путем Каина», и совратившееся человечество погибло в Потопе.
Сыны Божии посредством «дочерей человеческих» (каинского рода), впускают в ограду Церкви скверну, все из них, кто смешиваются с ними - все они исключают себя и своих потомков из Церкви Божией. Все погибают, не остаётся ни одной капли каинской крови на земле! Никто из них не наследует вечную жизнь!
Что Церковь Божия, перестаёт существовать? Нет!
Церковь не в многолюдии, Она в Истине!
«Святой Феодор богомудро исповедует: Церковь - в Истине, и в жительстве этой Истиной, и в проповедании и исповедании этой Истины. Потому и утверждает: «Церковь Божия... может состоять и из троих православных» <Преп. Иустин (Попович). Собрание творений. Том IV. 2007, с. 207>.
4. Ноев Ковчег
Только один праведник и его семья - вся предпотопная и послепотопная Церковь!
«Ной ходил пред Богом. Так Ной - он был кто? Он соединил собой допотопное и послепотопное человечество. Так вот о Ное говорит Писание, что Ной был человек целостный. По-гречески - «телеиос», по-еврейски «томим». Вот целостность есть условие постижения мировой истории. Человек может полноценно понимать исторический процесс. Этот взгляд на земную историю сверху, с высоты Небесной. Вот Енох был взят на Небо, и к небу кстати поднимется ковчег Ноя. То есть мы можем понимать всемiрную историю как нечто целое постольку, поскольку мы сами целые и постольку у нас есть взгляд сверху, с Неба.
Почему Ной не смешивался с каинитянами? А потому, что он был другого духа. Он был от рода сынов Божиих. Сыновство от Адама и Бога Ной не потерял, и в этом отношении ему наследовали сыны Божии: Авраам, Исаак, Иаков. Вот из этих первых слов нового толдота или жития Ноя мы узнаём, что каинитянская хитрость не удалась. Каинитяне исхитрились передавать родство через материнскую утробу, а Ной избег жены из каинского рода. То есть, ни одной капли крови от Каина не осталось в человечестве (автор - физически, после потопа)» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
Ковчег Ноя - это Церковь, за бортом Ковчега, за границами Церкви - смерть-потоп, нет жизни.
Невозможно для человека смотреть на Ковчег Ноя снаружи - снаружи Ковчега, снаружи Церкви Божией ничего нет - за границами Церкви смерть!
За границами Церкви Божией нет спасительной благодати, нет бессмертия и вечной жизни, нет исторического времени! Вся мiровая история теперь здесь - в Ное!
Ной - как новый Адам, со своей семьей - один кто спасся. Господь с Ноем, и всем человечеством в его лице, заключил завет.
«И речé Госпóдь Бóгъ Нóеви: сié знáменiе завѣ́та, éже Áзъ даю́ междý Мнóю и вáми, и междý вся́кою душéю живóю, я́же éсть съ вáми, въ рóды вѣ́чныя: дугý Мою́ полагáю во о́блацѣ, и бýдетъ въ знáменiе завѣ́та [вѣ́чнаго] междý Мнóю и землéю» (Быт. 9: 12).
Радугу Мою полагаю в облаке, и будет во знамение Завета между Мною и Землёю - «вообще Завет с Ноем это завет всех заветов. Это и Ветхий Завет и Новый Завет. Бог открыл Ною, что Он всегда был, есть и будет, Бог изначально в Завете с человеком и Землёю. Вот что открыл Господь Ною. Бог изначально в Завете со своим творением. Радуга есть символ вечного Завета. Эти слова будут произнесены. Радуга есть символ вечного завета, завета между Богом и Землёю, и человечеством, и жизнью всякой души во всякой плоти. Когда жизнь на Земле обновилась в водах Потопа, радуга даётся Богом Ною. И как символ вечного завета с Землёю и как знамение завета с Ноем».
«Когда Бог смотрит на радугу «узрю радугу Мою», Он смотрит на образ Себя Самого во плоти, смотрит в ожидании Своего Боговоплощения, Своего Воскресения и Всеобщего воскресения, когда все мы восстанем во плоти.
Радуга - это обещание Нового Завета и Вечной Жизни и Воскресения во плоти.
Радуга есть образ Бога во плоти.
Всё это было сказано Ною и показано Ною. Ной - это наш общий для всех народов отец. Всечеловеческий праведник. Вся полнота богообщения, какая была доступна ветхому человеку, открыта нам через Ноя» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
Первое, что делает Ной на сухой земле - приносит жертву Богу!
«Ной принёс после Потопа особое жертвоприношение Богу: неделимое, целое, оно указывает на жертву, которую принёс Христос - всего Себя, почеловеческому естеству всего Себя до смерти. Жертвоприношение Ноя было образом христианской литургии. Бог принял, обонял, т.е. втянул в Себя дух жертвоприношения Ноя. Он втянул в Себя и дух жертвоприношения и Ноя и тот запах покоя, который шел от жертвы. Этот покой «нихоах» указывает на имя Ноя «ноах». Можно сказать, что Бог обонял, втянул в Себя дух и жертвы и жертвователя - человека Ноя.
Христос будет упокоением Божества. Вот жертвы Ноя имели такой дух, что он обонялся Богом как Свой покой во Христе Иисусе.
«И обоня́ Госпо́дь воню́ благоуха́нiя» (Быт. 8: 21).
Какие благовония принесли в дар Христу волхвы? Что это были за запахи: Ладан - это запах упокоения Бога. Когда Он родился от Девы Марии. Ладан это запах единения «Слава в вышних Богу и на Земле мир, в человеках - благоволение».
Каждение в Церкви даёт нам запах того, что покой человека в Боге, а упокоение Бога в человеке.
Сыны Божии это люди, а Сын Человеческий - это Бог, и они движутся навстречу друг к другу. А когда они встречаются - запах покоя.
Упокоение Божества это боговоплощение. Поэтому Богородицу в акафисте призывают под именем, которое если перевести с греческого на еврейский было бы «запах покоя Христова» или «запах Христова благоухания».
На православном богослужении священник, начиная каждение молится, чтобы и ныне, как тогда, после Потопа на обновлённой, Земле Господь обонял обоняемое покоя. Или, по тексту «запах благоухания духовного». Если благоухание перевести на еврейский язык - это будет «покой». Если Господь вдохнёт запах нашего каждения, втянет в себя дух нашей молитвы - произойдёт соединение молящихся с Господом, и это будет для них благодатью Святаго Духа. Вот что стоит за словами молитвы, которую читает священник, принимая кадило. Он произносит такие слова: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш в воню благоухания» (на еврейском это было бы «запах упокоения»). «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш в запах упокоения духовного, приняв которое принебесный Твой жертвенник вознеспосли нам благодать пресвятого Твоего Духа». Вот что стоит за словами «И обонял Господь Бог обоняемое покоя».
Бог может обонять человека, и может обонять религиозное собрание, и даже целый народ.
«В запах покоя приму вас» - говорит Господь той части Израиля, которая осталась Ему верна. И наоборот, если Бог отвергает, Он не обоняет. Вот так сказано в Книге пророка Амоса: «Не обоняю собраний ваших, и если вознесете мне возношение, и приношения ваши - не приму». Полное пресечение богообщения выражается в Книге Левит так: «Не буду обонять обоняемое покоя вашего». То есть не буду вдыхать запах покоя, который мог бы идти от вас, но он не идёт. Ап. Павел свидетельствует, что от человека идёт запах познания о Боге.«Бог запах познания Своего являет через нас во всяком месте, ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих для одних запах смерти в смерть. Для других запах жизни в жизнь» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Богу благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе и воню разума Его являющу нами во всяцем месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих. Овему бо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот» (2 Кор. 2: 14-16)
«Через святые таинства и святые добродетели христиане делаются Христовым благоуханием Богу. Благоухают они Богом, благоухают небом. Евангельская истина гласит: людской грех - смрад перед Богом; всякий грех смердит диаволом» <Преп. Иустин (Попович). Собрание творений. Том IV. 2007, с. 328>.
«Поскольку запах есть ощущение непосредственного воздействия, он или приятен или не приятен. Так вот, говорит Апостол: «некоторым благоухание Христово отвратительно как запах смерти в смерть» т.е. запах их смерти. Вот, как они ощущают благоухание Христово, как запах смерти в смерть.
Мы всматриваемся в это жертвоприношение Ноя, и начинаем понимать, что был для Каина дух жертвоприношения Авеля. Как ему в какой-то момент стал отвратителен этот запах. То есть для Авеля он был запах жизни в жизнь, для Каина - запах его в смерти в смерть. Каин мог не испытывать никакой личной неприязни к Авелю. Каин убил Авеля не по зависти и не по злобе, Каин мог не испытывать личной неприязни к Авелю, как мы не злимся на неприятный запах, мы просто уничтожаем его источник - вот как поступил Каин. Насколько ему был отвратителен сам дух, который шёл от жертвоприношения брата и от самого брата.
Богопознание имеет запах и богоборчество имеет запах (автор: в духовном смысле слова).
Что было, когда дух Каина, запах, извините, Каина, смешался с духом сынов Божьих, когда сыны Божьи стали брать себе дочерей Каина. Смешались эти два запаха - это смрад.
Жертвоприношение Авеля имело тот же запах, что у Ноя. Запах покоя. А суть каинского духа - беспокойство, неистощимое кстати до смерти. Беспокойство. Так что принёс на Землю потоп? Потоп принёс на Землю покой. Жертва Ноя имела запах божественного воплощения (автор: прообразовалабожественное воплощение).
Ной был благоухание Богу до Христа. Он был Христовым Богу благоуханием. Вот Бог вочеловечится, этот запах Ему родной. И жертва Ноя имела запах божественного воплощения.
Мы приобщаемся Библейскому взгляду на историю. А он таков, что во всяком фрагменте Святой Истории мы видим мiровое целое. Когда Бог говорит с Ноем, Он говорит с человечеством. От возобновления жизни после Потопа, до конца истории.
Земная история продолжится, потому что совершается божественная литургия - служение сынов Божиих. Жертвоприношение Ноя было прообразом христианской литургии. Земная история продолжается, поскольку существует это богообщение - служение сынов Божиих» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Были же сыны Ноева, исшедшие из Ковчега Сим, Хам, Иофет» (Быт. 9: 18).
Через Хама в целом человечестве вновь, как в семье Адама, произошёл раскол. Хам отпадает от сынов Божиих, отпадает от Церкви.
Важно знать, что праотец Ной тоже проходил испытание сыновства. Когда это праотец Ной проходил испытания сыновства? Это испытание сыновства Ной проходил, когда Ковчег опускался к Земле, и обитатели Ковчега переживали заново творение мира день за днём.
Всё для тебя, человек - открывает Бог Ною в воссозданный мир. Ной не мог не задуматься, кто он есть. Ной стал отец всех людей. Новый Адам, новая жизнь, всё сначала, новый человек на обновлённой Земле. Мы новый мир построим - это мысли Каина, на которые Ной не подвинулся. Вот каинитяне легко начинают жить от себя на новой земле, и строить наш новый мир. А вот Ной - нет, он остался сыном Божьим. Сыны Божьи ведут своё родословие от Адама и знают о первородном грехе, который идёт от Адама. Поэтому Ной после Потопа принёс Богу жертву цельную, и тем показал, что ждёт исцеления человека от Бога.
Жертва всеприношения, помните, цельная жертва, жертва всеприношения - это жертва смирения, - всё Богу и всё от Него. Вот таков был отец наш - Ной. Но не таковы были его ближайшие потомки. И даже один из его сыновый. Люди после Потопа опять начнут строить цивилизацию. Ной - нет. Ной - великий строитель, если что и построил после Потопа, то жертвенник.
История потери сыном Ноя, Хамом, сыновства, отпадения от отца Ноя, от Церкви Божией, состоит в прямой связи с Вавилонским столпотворением» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Хам есть начало, а Вавилон - окончательная утрата сынами Божьими своего сыновства. Вот утрата сыновства, это важно понять, была не единичным событием, но историческим процессом, который пошёл от Хама. Хамство есть первый шаг к Вавилону. Без Хама нет Вавилона.
Хам осудил Ноя, сына Божьего. Ной был ему лично отец. Хам осудил человека - сына Божьего. Ной был вполне человек, как Сын Божий.
Через Ноя протекало время Всемiрной Истории, а для самого Хама это была жизнь. И как сына Ноя, и как спасённого из Потопа. Кого осудил Хам? Хам осудил человека, сына Божьего, отца и спасителя (автор: Хам также осудил и священника и Церковь).
И это не всё.
В сложной истории с Хамом каждый в семье Ноя имел повод к осуждению ближнего. Но кроме Хама все избегли осуждения. Сим и Иафет нашли способ, как это сделать. А Ной до конца остался отцом. Мы увидим, что Ной не осудил Хама. Хам совершил не проступок и не глупость. Он был такого духа человек (автор - приобщился богопротивного духа)» <АвдеенкоЕ.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
По Преданию, когда все восемь человек находились в Ковчеге (в прообразе Церкви), только один Хам не был воздержан от плотских отношений (с законной) женой - это был не блуд, но был грех невоздержания.
Один грех ведет к другому - «Хам празднословил о священстве Церкви (автор: Ной, как и все ветхозаветные патриархи, возглавители сынов Божиих были священниками Бога Всевышнего).
«Можно сделать вывод, что последовательное поведение по образу Хама приводит к отрицанию священства как такового (автор: и Церкви). Следовательно, в отношении к священству протестантизм есть образ мыслей библейского Хама, осуществлённый на практике и в полноте» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
Хам - это первый протестант, отрицатель Церкви и Священства, антицерковник!
«Семья Ноя, как некогда семья Адама (а затем как семья Авраама) была вся Церковь» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
5. Цивилизация. Вавилон
«От Потопа до Авраама более тысячи лет. Огромный исторический период, в центре которого - Вавилон. Имеет смысл спросить: кто были строители Вавилона?
Если Писание рассказывает о Вавилоне, то в этом есть духовный смысл для человека, и этот духовный смысл становится ещё важнее ближе к концу мiровой истории, к концу времён, где мы сейчас находимся.
Вот, строители Вавилона, кто они?
Этот вопрос не происходит только из потребности исторического знания, это вопрос духовной жизни, следовательно отвечает потребностям сегодняшнего дня.
Строители Вавилона вытеснили династию Немрода, внука Хама.
Они «пришли с Востока», они пришли в долину Сеннаар, они вытеснили оттуда царя Немрода и хамитов, они произвели техническую революцию.
Энтузиазм строителей Вавилонской башни не мыслим без отрицания священства. Не могло быть ни одного действующего иерея Божьего среди строителей Вавилона. Именно Хам заложил основы столпотворения в Вавилоне. С Хама началась утрата сыновства от человека Ноя (автор: Хам отрекся от человека Ноя и от священства отца Ноя)» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«А в Вавилоне человечество отреклось от человека - Адама, и полностью вернулось в состояние Каина, приобщилось богоборческому каинскому духу.
Мы, православные, молимся: Отче Наш, который на небесах да будет воля Твоя как на Небе так и на Земле. Воля Божья будет на Земле как на Небе - это мы так молимся.
А как действует человек Вавилона? Воля человека да будет на Земле как и на Небе. Воля человека да будет на Земле как и на Небе, поскольку я смог ухватить эти небесные начала, познать их своим умом» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Каин был оторван от земли, он был изобретателем города как центра посреднической деятельности. Город есть первичная форма цивилизации - такого общественного устройства, которое существует независимо от богопочитания или вопреки ему.
Город будет распространять себя на всю землю, - цивилизация не имеет внутри себя никакого ограничителя роста. Способ жизни для каинитянской цивилизации есть постоянное расширение.
Каинитяне поддерживают веру в прогресс в других народах. Союзники каинитян в истории суть те, кто действует во имя «прогресса». Если человек целиком принимает достижения цивилизации, он окончательно ступает на «путь Каина» (Иуд. 1: 11)» <Авдеенко Е.А. Каин и первая цивилизация>.
Строители Вавилона решились жить без священства и без царя.
«Возникновение Вавилона как духовного явления предшествуют условия - это потеря сыновства (отречение от Адама) и священства, изгнание царства, и эмиграция - то есть протестантство, цареборство, космополитизм и глобализация.
Наверное нам, живущим в конце времён, при возрожденном последнем Вавилоне - современной цивилизации запада (и конкретно США) - все гораздо яснее, Писание открывает свой практический смысл пред нашим взором» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что eсть воля Божия» (Еф. 5: 8).
«Где начинается западная идеология? Там где не жизнь на первом месте, а условия жизни на первом месте - экономика и комфорт, медицина, права человека, страховка и комфорт, мировой порядок и комфорт.
Есть противоположный полюс для такого мiроощущения - «Бог не в силе, а в правде». Это важнейший элемент нашей идеологии (отсутствующей ныне)» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Мы содержим жизнь, а они условия жизни. Нам с запада предлагают не товары и услуги, а потребности в них. Предлагают удобное, пёстрое, увлекательное.
Западную идеология мы отвергаем с порога.
Где этот порог с которого мы отвергаем западную идеологию?
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и это всё (что есть, что пить, во что одеться) приложится вам».
«Рече Господь: не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чимодеждемся? Всех бо сих языцы ищут, весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6: 31).
«Как только человек мыслит себя в отношении к себе самому, а мы это постоянно делаем, человек мыслит себя в отношении к себе самому, пытается познать себя, овладеть собой, изменить свою природу, объявляет себя высшей ценностью, говорит, что он «кузнец собственного счастья», «мастер социальных отношений», что это человек творит историю. Как только человек начинает так мыслить, он перестаёт вполне соответствовать имени «человек». Человек не религиозного (автор - не библейского) мiровоззрения, гуманист, поскольку он гуманист - не есть вполне «человек», как его создал и назвал Господь.
Имя «человек» есть имя человеческого рода, однако это ещё имя собственное первого из людей. Имя «человек» носит тот, кто от Адама, от первого человека, Богом сотворённого.
Вот, сохраняя сыновство, родословие, вот так, от Адама, то есть каждый верующий человек знает своё родословие. Какие-то звенья будут пропущены, но я то, что знаю, что мой отец - Адам. Вот, сохраняя своё сыновство от Адама, человек может стать сыном Божьим.
Вот первым разорвал отношения сыновства Каин. У Каина нет священного родословия (толдота), нет его родословия от Адама - так нет толдота у каменщиков Вавилона. Во 2-м стихе, 11 гл. сказано «они пришли с Востока». Кто они? От Сима они, от Хама они или они от Иафета? Вот не знаем.
Вот как потомки Каина не есть никакая нация - это «дух каинский» есть в человечестве, и он возрождается в разных народах. Вот как потомки Каина не есть никакая нация - так и каменщики Вавилона не имеют отечества. Каинитяне и масоны это интернационал <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
«Движущая сила цивилизации - мечта изменить человеческую природу. Когда строители Вавилонской цивилизации осознáют, что их главной задачей является изменение самой человеческой природы, в них воскреснет дух «Каина» <Авдеенко Е.А. Каин и первая цивилизация>.
«Два духовных движения - Каин и Вавилон - становятся идентичными только в конечной точке своего пути - в отношении к человеку, как образу Божьему. Бороться с образом Божьим в человеке можно двумя способами.
И тому зверю и другому необходима переделка человека. Каин утратил сыновство от Адама и начал жить от себя, а строители первого Вавилона хотели сотворить человеку новое имя. А звери Апокалипсиса заставят тех, чьи имена не вписаны в Книгу Жизни, отречься от образа Божьего и поклониться образу Зверя» <Авдеенко Е.А. Книга Бытия - первые главы (стенограмма)>.
Человеку Вавилона, Бог в целом не интересен, не нужен, ему интересно постигать вершины новых знаний и достижений, низводить небо на землю - он двигатель «прогресса».
Он(а) хочет овладеть этим мiром: во что бы то не стало, взять от жизни всё, жить в умножении наслаждений - выйти за рамки всего, что его ограничивает. Главное в этом векторе становятся его(ее) возможности - то есть деньги и его(ее) собственное здоровье, и все, что этому, именно этому и только этому способствует.
Он(а) очень внимательно будет следить за своим здоровьем и благополучием: йога, медитации, оккультные инициации, спорт, секс (блуд), здоровая еда, путешествия и т.д. - любые средства должны способствовать его(ее) удаче, успеху, здоровью и «счастью»!
Он(а) положит всё и перейдёт через всех за развитие своей карьеры и бизнеса.
Его(ее) единственный друг по жизни - это его(ее) финансовый и личный интерес, там где интерес заканчивается, заканчивается всё: дружба, отношения, человек.
Ложь и лицемерие его(ее) главные инструментыв жизни, в семье, в бизнесе и в корпоративной среде, на работе. Ложь и лицемерие = основа его (ее) идеологии и есть вся его(ее) жизнь и он(а) сам(а). Люди его(ее) окружающие видятся ему(ей) такими же как он(а).
«Сего́ ра́ди явле́на су́ть ча́да Бо́жiя и ча́да дiа́воля: вся́къ не творя́й пра́вды нѣ́сть от Бо́га, и не любя́й бра́та своего́» (1 Ин. 3: 10).
«Всякий грех по своей природе диаволоподобен, ведь во всяком грехе сатана прикровенно отображает себя, так что любой грех всегда носит в себе образ сатаны. Да и человек, чающий греха, неминуемо делается убийственно диаволоподобным. И всякий грех, обращая в безумие богоподобный ум человека, заставляет последнего проводить жизнь диавольскую, ниспровергая его из одного греха в другой. В своем греховном умопомешательстве человек придумывает себе многочисленных божков и делается язычником, многобожником, провозглашая богами людей, животных, стихии, демонов, страсти, похоти, идеи, науку, культуру, цивилизацию...» <Преп. Иустин (Попович). Собрание творений. Том IV. 2007, с. 96>.
Жизненный императив человека Вавилона, нашего современника, имеет противоположный знак по отношению к человеку от Адама, с библейским, православным взглядом на мiр!
В пределе, женщина Вавилона, не мать, не жена - она жрица «церкви Вавилона», ноема, предтеча блудницы Вавилонской. По сути женщина Вавилона, не женщина вполне, в традиционном, библейском смысле.
«И жена́ бѣ́ облечена́ въ порфи́ру и червлени́цу, и позлащена́ зла́томъ и ка́менiемъ драги́мъ и би́серомъ, иму́щи ча́шу зла́ту въ руцѣ́ свое́й по́лну ме́рзости и скве́рнъ любодѣя́нiяея́» (Откр. 17: 4).
В пределе, мужчина Вавилона, не муж, не отец - он, «причащённый» из чаши блудницы, служитель культа «антицекрви» сатаны, полагающий свою жизнь и труды на служение этому культу - блуду, во всех смыслах этого слова. По сути мужчина Вавилона, не мужчина вполне, в традиционном, библейском смысле.
То есть, неся в себе образ Божий, человек Вавилона являет собой мiру подобие сатаны.
За умножение своего достатка и своих возможностей, за свою жизнь по страстям, за своё Я, он(а) положит всё - это его(ее) вера, это его(ее) боги, это его(ее) мiровоззрение.
Единственным ограничением для человека Вавилона, которое он не может преодолеть является он сам, его природа - и ему очень нужно преодолеть природу человека, то есть перестать быть человеком! Сегодня это явления называется трансгуманизм.
Мiровоззрение Вавилона первого возродилось через века, в наши дни, посредством предательства христианского мiровоззрения и образа жизни.
То есть, если люди Вавилона первого еще не знали Богочеловека и были помилованы Богом (через разделение языков), то граждане Вавилона современного сознательно отвергают Благую Весть - Христа, стирают Церковь Его из своей жизни, и в этом ошибочном своем выборе готовы идти до конца - до своего предательского конца, достойный венец, которому Страшный Суд Божий.
Мы сегодня стоим у последней черты! Вавилон последнего времени - это наша реальность - это цивилизация, в которой мы живем!
Сегодня человек древнего Вавилона возродился вполне и пошёл дальше - в наше время он доминирует, он управляет, он задаёт тренд и общественное мнение.
«Он может быть открытым богоборцем в разной степени неприязни к сынам Божиим (верным чадам Православной Церкви) - духовным наследником Каина, или полным религиозным нигилистом, или даже мимикрировать под духовного, «православного».
Главное - он является противником Церкви Христовой - противником Святого Предания и Традиции - он их не признаёт, он их стремится изменить, подстроить под свои нужды, низвергнуть!
Каин говорит Богу: «от лица твоего я скроюсь», - и уходит от Адама (Быт. 4: 14). Это прямое богоборчество и вместе с тем - отречение от Адама.
Человек Вавилона говорит о себе: «сотворим себе имя» - иное, чем у Адама (Быт. 11: 4). Источники погибели разные, но путь погибели один...» <Авдеенко Е.А.>.
«Как есть начало спасения, усыновление Адаму, Богу, так есть и начало погибели - отречение от отца, Адама и от Бога.
Если человек говорит, что его (или его нации, его сообщества) человеческая природа отлична от других людей, такой человек погибает.
Таков был и есть «Каин»: Каин как будто не от Адама, каиниты мыслят, и реально ощущают себя, отличными от других людей - по своей человеческой природе и факту биологического рождения. Таков был и есть человек Вавилона: он мыслит себя представителем прогресса и высших (достигнутых, наконец, общечеловеческих) ценностей и даже невольно ставит себя выше представителей непрогрессивных - недоразвившихся обществ» <Авдеенко Е.А.>.
Для человека всемiрного Вавилона, Россия, как страна самобытная, её Русская Православная Церковь, и вообще православные люди со своим мiровоззрением - это недоразвитая страна, непросвещённое общество и средневековое мракобесие, с которым они, отважные революционеры (как и 100 лет назад), борются на баррикадах улиц и (теперь) в интернет-пространстве.
«Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин» <свт. Филарет Московский>.
Вавилон - доминирующее мiровоззрение людей современного (иудео-языческого) общества, творящие себе новое имя, не от Адама.
Каин - доминирующий богоборческий дух современного человека, иудео-язычника, которому Адам и Церковь Божия противны.
Отречение от сыновства Адама - есть отречение от Бога и самоизгнание из Церкви Божией.
Мы, православные христиане, сыны Адама, мы исповедуем континуитет Святого Предания, то есть непрерывность жизни Церкви от Бога и Адама. Мы исповедуем Ортодоксию - верность Святому Преданию, и Ортопраксию, то есть жизнь по вере и несение Креста, так как не может быть Праздника - Пасхи без Креста!
6. Церковь и Вавилон. Авраам
«Авраам был потомком Сима в 10 поколении. От Ноя до Авраама не было откровения от Бога, во всяком случае, в Писании нет упоминаний об этом.
Преемники Церковной жизни, семиты - жили сопредельно с Вавилоном, который описан в Книге Бытие (11: 1-9). В Вавилоне было утрачено богообщение, невозможным стало слышать «глас» Божий. Вавилон давно-давно уже забросил свою «идею», а след его остался на земле: отцы Аврама «служили иным богам» (И.Нав. 24: 2, 3).
Авраама (тогда его имя было Аврам) Бог призвал к вере прямым обращением. Об Авраме мы сразу узнаем самое главное: он мог слышать, что сказал Бог. «Вера от слышания», - говорит апостол Павел (Рим. 10: 17). Первый акт веры - дать Богу доступ к себе, как говорил Иоанн Креститель, повторяя Исаию пророка (Мф. 3: 3; Ис. 40: 3):
«Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите стези Его». Эта способность - дать Богу доступ к себе, называется вера.
И сказал Господь Авраму: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего - в землю, которую тебе укажу.
От Ноя до Авраама были века молчания... не было откровения Божия.
«Века молчания» предшествовали Новому Завету - воплощению Господа. Несколько веков не было пророков в Израиле. Поэтому первые христиане тонко чувствовали обстоятельства первого откровения Божьего Авраму после столь значительного (десять поколений) перерыва. Обратимся к новозаветной книге Деяния Апостолов. Когда первомученик Стефан излагает перед синедрионом основы своей веры, он начинает от Авраама и этого, первого откровения Божьего Авраму.
Св. Стефан перед синедрионом говорит уверенно, говорит в духе: заседавшие в синедрионе «увидели лицо его, как лицо ангела» (Деян. 6: 15).
Стефан сказал: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии прежде переселения его в Харран и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе» (Деян. 7: 2).
Таким образом, «в Месопотамии» Авраму явился Господь», но вывел семью отец Аврама, поскольку это была семья патриархальная. Толчком к переселению было откровение сыну Фарры - от Бога, Которого Фарра не знал. И Фарра, язычник, «по любви к сыну, - пишет Златоуст, - решился пойти вместе с ним».
Патриарх возглавил переселение, иначе быть не могло, а сын, имевший откровение от Бога, полностью подчинился отцу и не покинул его, когда Фарра остановился... Отцу язычнику не дано было войти в землю обетования... И Аврам двинулся из Харрана в путь не раньше, чем дождался мирной кончины отца.
Даже при различии верований праведный должен иметь мир с породившими его. Это - сыновство.
Отец Аврама Фарра был язычником... После опыта построения мiровой цивилизации в Вавилоне богопочитание было утрачено, - вера затмилась.
Церковь потеряла сознание, но это была Церковь, и ее восстановление в вере будет необыкновенно быстрым... (Автор: возможно прерывалась общественное богослужение Единому Богу, но в конкретных лицах, в сынах Божиих, вера в Единого Бога сохранялась - носители веры в сынах Божиих всегда были, Предание не прерывалось).
«Аврам, взятый из очень хорошей неверующей семьи, сразу получает задание на подвиг веры: «предпочитать невидимое видимому» (св. Ин. Златоуст)» <Авдеенко Е.А.>.
«Предпочитать невидимое видимому», то есть предпочитать невидимого Бога мiру сему видимому, то есть предпочитать вечную жизнь жизни временной.
«Дело спасения Аврама начинается с самого нижнего уровня, откуда спасение возможно (патриархальная семья и сохранение сыновства), но счастлив тот народ, как семиты времен Аврама, который и в самом беспамятстве несёт в себе тайну Церковной жизни, - он сохраняет Церковь, не зная того.
Счастлив наш народ, который и в самом падении, хлебнув через революцию дух Каина, в своем неистовстве и беспамятстве нёс в себе тайну Церковной жизни, - он сохранил Церковь, не зная того.
Как Церковь пережила Вавилон?
Из Церкви ушло Церковное сознание - а Церковь осталась жива.
От опасного соседства с Вавилоном Церковь потеряла сознание, но это не гибельно. Жизнь глубже, чем сознание» <Авдеенко Е.А.>.
Жизнь Церкви не прерывалась!
«Доказательством того, что истинная вера в Бога, даже духовное понимание религиозных обрядов, существовали в те древние времена и были доступны людям посреди языческого мiра, служат истории Ноя, Авраама, Мелхиседека, Иова многострадального и мн. других древних праведников. Так, святой Авраам родился в языческой стране - в халдейском городе Уре. Господь, прозревая праведность души его, повелел Аврааму покинуть эту страну и идти в землю, которую Он укажет ему. В Сихеме Господь явился Аврааму и там Авраам создал жертвенник Господу. Дальнейшей своей жизнью Авраам заслуживает того, чтобы называться другом Божиим. Это достаточно яркий пример того, как Бог промышляет о праведной душе, посещает её в самой тьме языческого окружения и выводит на путь спасения. Не менее многозначительный пример - Мелхиседек, царь Салимский, который был «священником Бога Всевышнего», как свидетельствует Библия (Быт. 14: 18). Святой Мелхиседек встретил Авраама, возвращавшегося с победой после битвы, вынес хлеб и вино, благословив Авраама, и Авраам дал ему десятину из лучших добыч своих. Значит, еще прежде того, как людям был дан Закон через Моисея, из среды языческой могли выходить праведники, имевшие истинную веру! Мало того, - очевидно, что существовало в те времена и обрядовое богопочитание, если обретались священники Бога Всевышнего! Иов многострадальный жил в стране Уц в патриархальные времена, еще до времен Моисея, - но и он знал истинного Бога, глубоко чтил Его, совершал очистительные жертвы и иные религиозные обряды. В беседе Иова с друзьями в его речи мы находим свидетельства глубокой веры, тонких духовных познаний и горячей любви, преданности Богу. Находим искреннюю веру в Искупление, в воскресение мертвых: «А я знаю - Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога...» (Иов. 19: 25). Вот, - эти праведники жили задолго до Моисея и до Закона, данного через него потомкам Авраама, однако знали истинного Бога, и служили Ему, и совершали угодные Богу жертвоприношения.
...Можно было бы ещё и ещё выписывать подобные истории. Но уже можно сделать однозначный вывод: от Бога не скрыты расположения души и добрые дела людей. Итак, с уверенностью можем сказать, что Господь не оставляет в неведении души, устремлённые ко спасению, любящие добро. В тоже время, - само по себе это добро еще не достаточно ко спасению. Оно только приготовляет душу к принятию веры, только приближает к пути спасения, но ещё не выводит на него. Так что человек, творящий праведные дела, но не ведающий Христа, всё ещё находится в сетях вражиих» <Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Под сенью Креста Христова>.
«В родословиях сынов Божьих Св. Писание тщательно ведёт линию преемства от отца к сыну, - по этой линии течёт время истории, даже если на каком-то этапе родословия утрачивается вера в Бога. Вера восстановится, веру Бог даст... Был бы «человек», от которого только и нужно (а без этого уже никак), чтобы он был «человек».
Понятно, что каинитяне будут ссорить нас с нашими отцами. Понятно, почему каиниты - революционеры. Революция захватывает народы, но закваску революционного бунта несут в себе каиниты.
Революция есть разрыв отеческих отношений, забвение сыновства, утрата пути спасения.
И сейчас, в России ХХI века, наших отцов пытаются представить смешными и недалёкими людьми. Нам предъявляют их политические убеждения, если нас это не волнует, нам говорят, что наши отцы атеисты и богоборцы... Богоборцы - те, кто ссорят нас с отцами, это дело каинское. Только мир с отцами позволит не переносить их проблемы и заблуждения в нашу жизнь.
На каком-то отрезке родословия от Сима до Фарры была утрачена вера в Бога. При каком из предков Фарры сокрылась вера? Писание нам этого не сообщает, Священное Писание не ссорит нас с отцами, а о Фарре говорит так, чтобы мы увидели, с каким почтением относился к нему его сын. При описании исхода из Ура Халдейского звучало; сын... сын... сын... Этот сын был оправданием Фарры пред Богом, Которого Фарра не знал» <Авдеенко Е.А.>.
Фарра утратил веру в Единого Бога, но пошел за сыном, Авраам сохранил сыновство и получил обетование от Бога. Отец и сын вместе - вот непрерывность Предания, вот основание Церкви!
7. Сыновство
«Сыновство - такое качество в человеке, от которого начинается спасение.
Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство. Даже в Лицах Пресвятой Троицы - это Отец и Сын... Верное Богу человечество - «сыны Божии» (Быт. 6: 2), верные Богу ангелы - «сыны Божии» (Иов 1: 6). Те, кто служат лукавому, кто «хочет творить похоти отца» дьявола (Ин. 8: 44), названы «семя змея», «порождения ехидны», «дети диавола». Каин заклал брата, принёс жертву завета с дьяволом, он теперь в самом близком отношении с дьяволом, полностью ему предан. На языке Писания это называется «сыновство»» <Авдеенко Е.А.>.
«Первое условие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о едином истинном Боге, - это сыновство. Вера, если она только возникает, должна иметь почву - сохранение сыновства» <Авдеенко Е.А.>.
Вот мой отец, он родился перед войной, в 1937 году, он ребёнок войны, в 1957 служил на Балтийском флоте в разгар кризиса, проработал всю жизнь на одном заводе в Москве, наладчиком станков. Крестился, только в 1990-м, в общем порыве возврата к историческим началам. Его мiровоззрение оставалось поначалу тем же, безбожным, советским - 90-е поколебали старые идеалы и добавили мистики. Но его движение к Богу было искренним и самоотверженным порывом - как у честных, идейных комсомольцев. Это был порыв из языческого мiра, еще не до конца осознанный, но это был прорыв к Свету Истины, ко Христу.
«Мы сейчас понимаем, как это было правильно, когда во время последней смуты, бабушки - «белые платочки», связывали разрыв советских поколений - и крестили младенцев...
Был бы «человек», сознание придет!» <Е.А. Авдеенко>.
Мой отец, бóльшую часть жизни проживший вне Церкви, своим примером, своим обращением ко Христу, повлиял и на мой осознанный выбор. Многая и благая лета моему отцу!
«Аврам родился в «неверующей» семье. Но когда вера возникнет в Авраме, какая это будет вера! На все века! Авраам сохранил сыновство, и Авраам стал отец отцов, он отец всех верующих: ветхозаветных праведников и православных христиан.
Авраам - это не одно из звеньев «родословия» еврейского народа, наряду с другими патриархами. Никакой народ не может присвоить себе Авраама: Авраам всем отец по вере, кто от Адама.
От Авраама начнётся созидание народа - не богоизбранного (как часто говорят), а богосозданного: вначале это будет еврейский народ, затем Вселенская Православная Церковь» <Авдеенко Е.А.>.
Формы Церковной общности были различными: семья, народ, Вселенская Церковь - жизнь Церкви от Адама, никогда не прерывалась.
«Становление богосозданного народа проходит через семью. Авраам сам родился в хорошей семье, и создать он должен хорошую семью. То доброе, что он получил от отца, Авраам должен превратить в Церковное достояние. Тема «сыновство - отцовство» проходит через всю жизнь Авраама.
В Каине и Вавилоне такая же последовательность и окончательность погибели, как в Аврааме - спасения... Каин и Вавилон - это строгий, выверенный путь погибели человека, жизнь Авраама - узкий, и единственный, и лично его, и единственный для человечества - путь спасения человека; здесь не может быть «отдельного» родословия. Кто идёт за Авраамом, не пойдёт «путем Каина».
Господь вочеловечился и был убит теми, кто по духу Каин, о чём Христос ясно говорил «книжникам и фарисеям» до Своего распятия: «Змеи, порождения ехиднины... да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле от крови Авеля праведного» (Мф. 23: 33, 35)... Отвергшие Христа иудеи лишились сыновства от Бога: «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9: 7) <Авдеенко Е.А.>.
Те, из гонителей Христа, которые покаялись, как Апостол Павел - приобщились к сынам Божиим, к Церкви Христовой. Те из них, которые в своём отвержении Христа Бога дошли до крайней степени греха, богоубийства, и не раскаялись, усыновились дьяволу.
«Еврейский народ нёс в себе имя Авраам, как знамение истинной Церкви, и в этом было его историческое служение. Пришёл Христос, и об имени Авраам пошёл великий спор. Часть еврейского народа не приняла Христа, пошла против самого имени «евреи» и порвала связь с Авраамом» <Авдеенко Е.А.>.
«И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Мф. 3: 9).
«То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9: 8).
Духовное родство, то есть родство в Духе Святом, Христос-Бог ставит выше родства по крови.
«Сыновство» выражает самые близкие отношения не только по плоти, но и по духу. Сыновство = исходная категория спасения - близкая сердцу и очень высокая: через нее описаны отношения Лиц Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.
Христос - Бог Сын, Христос исполнил сыновство и спас человека.
Это исходное условие нашего спасения: человек в Писании называется - «сын Божий», а Бог Христос - «Сын Человеческий». Когда человеки «сыны Божии» и Бог «Сын человеческий» встретились, открылся рай...
Через Христа Сына Божия мы стали не сынами Христа, но - сынами Бога Отца, как Христос сказал: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17).
Дух Божий, Который «исходит от Отца» (Ин. 15: 26), «свидетельствует о сыновстве». Так Церковь поёт перед праздником Преображения: Придите, взыдем со Иисусом, восходящим на гору святую, и там услышим глас Бога Живого, Отца Пребезначального, облаком светлым свидетельствующего Божественным Духом Того (Иисуса) свойство присносущного сыновства, и, умом просвещаемы, в свете Свет узрим.
Хула на Духа Святого не простится человеку: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, отпустится ему, если кто скажет на Духа Святого, не отпустится ему - ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 32). Оскорбивший Сына еще может обратиться, но отринувший Духа Святого отринул не Сына, а сыновство Сына от Отца, то есть первое условие спасения» <Авдеенко Е.А.> - (автор: если не обратится, и не покается при жизни, «не отпустится ему - ни в сем веке, ни в будущем».
8. Родословие Христа
«Когда явился Сын Божий и Его сыновство было засвидетельствовано Духом Божиим, - кощунственно, хулой на Святого Духа, стало обращаться к Богу не через Сына - как будто нет Сына.
Один у нас Отец, Который на небесах, и в этом только, строгом смысле сказал Христос: «отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23: 9). Но также сказано: «Почитай отца твоего и матерь твою», - и далее (это единственная заповедь с обещанием) сказано: «да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле доброй, которую Господь Бог твой дает тебе» (Исх. 20:12).
Родитель, царь, священник - когда кого-то из них нет, не хорошо, не полно: сирота, демократ, атеист, космополит - каждый по-своему несчастный человек. Когда я на земле имею отечество, а в отечестве - отца, царя и священника, когда они в полноте - народ, царство, священство, - тогда проще человеку от сердца сказать: «Отче наш, Который на небесах». Молитва, которую дал Христос людям, это молитва не Богу Сыну (Спасителю и Искупителю), но - Отцу. «Отец - наш» означает Отец Христов, и мой, и твой, - наш...» <Е.А. Авдеенко>
Отец Христа наш Отец, ибо мы (православные христиане) Христовы!
Родословная Христа также и наш толдот, вот наши родственники, вот наше древо жизни: Христос «Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиин, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеов, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеов, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковль, Исааков, Авраамов, Фарин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Саланов, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалев, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий». (Лк 3: 23 - 4: 1).
В родословиях Писания содержится важная мысль: время Земной жизни принадлежит Сынам Божьим, и измеряется по ним. Не только жизнь Будущего Века принадлежит Сынам Божьим, но и эта земная жизнь, её историческое время: прошлое, настоящее и будущее принадлежит Сынам Божьим.
Апостол Павел так говорит: «Мiр... (имеется в виду не духовный мир «эрена», имеется в виду космос) Мiр, настоящее, будущее - всё ваше. Вы же Христовы, Христов - Божий».
Рай в Эдеме, Боговоплощение и второе пришествие это что? Исходная точка, центр и конец мiровой истории. Мiровая история имеет единый вектор движения, имя которому Восток. Восток имя Божие. Как говорится к книге пророка Захарии: «Восток - Имя Ему» <Е.А. Авдеенко>.
Вот, где всё едино - Христос, историческая личность - начало и конец исторического времени, весь исторический процесс - одна Личность. Вот, где непрерывность жизни Церкви и Святого Предания!
«Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель» (Откр. 1: 8).
Тропарь Положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне: «Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи:/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя, мир гра́ду Твоему́ дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость».
Если мы в Церкви Христовой (Православной) - мы живы, нас помнит и знает Бог и все святые от начала, нас знают ангелы Божии.
И не важно здесь мы еще, в Церкви Христовой - Воинствующей, или уже в Церкви Христовой - Торжествующей, Небесной - время, переходящее в вечность,жизнь - принадлежит Христу-Богу, Его святым, нам - живым.
Продолжение следует