Андерсен советского кино

К 80-летию со дня рождения режиссера Леонида Нечаева (3.05.1939 - 23.01.2010)

Бывший СССР 
0
2614
Время на чтение 4 минуты

 

Пересмотрел последний фильм Леонида Нечаева - и чуть ли не пожалел об этом. Оторваться от фильма невозможно, как невозможно и отмахнуться от странного ощущения, когда тебе говорят о том, что ты давно знаешь. Вернее - думал, что знаешь.

Я о «Дюймовочке» - единственной постсоветской картине Леонида Алексеевича. Нечаев был, конечно, истинным Андерсеном советского кино, на его шедеврах - «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Сказка о звёздном мальчике», «Рыжий, честный, влюблённый» - воспитывалось время. Вопросы нравственности, морали, проблема выбора, противодействие болезням общества, таким, например, как снобизм, стяжательство, конформизм, возведённое в философию примитивное плутовство, сознательная духовна зашторенность, - всё это лишь малая часть борьбы за чистые детские сердца и души, которую вёл великий киносказочник. Но всё это очевидные вещи, и говорить о них сегодня вряд ли имеет смысл.

А вот «Дюймовочка», как это ни странно, предрасполагает в большей степени к разговору о сегодняшнем дне. А может быть даже - о завтрашнем.

Снятый в 2007 году фильм завоевал, как известно, не один почётнейший приз, а вот частью обиходной культуры, как тот же «Буратино», не стал и не мог стать. Ну не будет же, в самом деле, напевать песенку Крота - при всём её безмерном обаянии - позавчерашний, вчерашний или сегодняшний школьник. Ну, посмотрели. Ну, улыбнулись. Ну, забыли. Это в лучшем случае. А в худшем - просто мало кто видел. Спросите сегодняшних двадцатипятилетних молодых людей, видел кто-нибудь из них нечаевскую «Дюймовочку» в детстве? Из ста - один. И хорошо если так.

В чём же причина? В чём кроется подтекст этого отторжения?

Леонид Нечаев в своих картинах, во всех без исключения, кроме последней, говорил с детьми как со взрослыми. Только ещё серьёзнее и откровеннее. Никаких поблажек на возраст, никаких сюсюканий, никакой сентиментальности. Нечаев обращался к детям как к людям, а не как к объектам для проверки дидактических теорий. Он никого ничему не учил, предоставляя право выбора и право голоса своим зрителям - и маленьким, и большим человекам. Когда «мудрая» Сова закрывается от опасного мира «тёмно-малиновыми» шторами, когда маленький лисёнок Людвиг заговаривает с Эхом, потому что больше не с кем, когда Пьеро поёт девочке с голубыми волосами, когда силуэты отпущенных Красной Шапочкой волков исчезают на фоне заката за горизонтом, когда Звёздный мальчик прогоняет мать, а потом ищет её по всему свету, - тогда происходит чудо, устанавливается обратная связь между иллюзией и реальностью, между фильмом и зрителем. И что-то щёлкает, что-то изменяется в зрителе, а значит и в мире. В этом процессе всегда остаётся место недоговорённости, едва различимому намёку, эзопову языку. И ценность этого действа тоже трудно определить и взвесить. (Как говаривал Дуремар: «Тортиллочка, послушай, Тортиллочка, это правда, что твой ключик из чистого золота?.. Ну большой он, этот ключик, или нет? Сколько в нём весу-то?»)

В «Дюймовочке» Нечаев открыто ставит кафедру проповеди, и напрямую говорит зрителям, что есть хорошо, а что плохо, почему нужно поступать так, а не иначе, к чему надо стремиться, чего опасаться, чего бояться, о чём всегда помнить. Как будто бы объясняет абсолютно прописные истины. Как призналась Лисёнку Сова, «когда-то на эту музыку были совсем другие слова, но со временем слова меняются, а музыка остаётся та же». И в «Дюймовочке» - те же блестящие музыкальные темы, те же, кажется, авторские откровения, но поверх прежних художественных партитур ложится совсем иная интонация, авторский голос звучит в принципиально иной тональности. Нечаев ведёт речь со зрителями как с абсолютными детьми.

Но вот вопрос. А к каким же детям обращается в своём последнем фильме, в фильме-завещании, если разобраться, Леонид Алексеевич? Неужели к детям «нулевых» и девяностых, к тем, кто, скорее всего, вряд ли воспитывался на «Сказке о звёздном мальчике» и песенках Папы Карло. Будучи, как большой художник, открыт всем, Нечаев, я думаю, обращался в «Дюймовочке» к тем самым повзрослевшим зрителям, с которыми говорил когда-то как со взрослыми - на равных. Это разговор отца с повзрослевшими детьми, в котором отчее слово звучит как прямое наставление, поскольку пришло время, когда нужно было расставить все точки над «и». И Нечаев расставил. Смотреть «Дюймовочку», не зная предыдущих киносказок Нечаева, вообще не имеет никакого смысла, поскольку здесь каждый кадр - продолжение начатого ранее разговора, обратная сторона снятых ранее сцен. «Дюймовочка», в этом смысле, один из самых пронзительно-грустных фильмов нашего кинематографа, подводящий итог, проводящий последнюю черту, последнюю непереступимую грань. Отразились в «Дюймовочке», конечно, и потери художника - к 2007 году давно уже не взлетала встреч весеннему солнышку легкокрылая ласточка Инны Веткиной, да и актёров многих нечаевских не стало - Басова, Рины Зелёной, Евстигнеева...

Не хочется говорить так: не стало страны. Ибо что есть страна, если не люди. Но ведь страны и вправду не стало. И в «Дюймовочке» эта потеря звучит отчётливо. В России сегодня сложилась очень непростая социально-психологическая, если угодно, ситуация. Несколько поколений людей, ещё относительно молодых, деятельных, способных любить и строить, вновь и вновь оборачиваются назад, в советское прошлое. И ностальгия становится чем-то вроде заменителя веры и надежды. Мы как будто не успели проститься с чем-то родным, близким и прекрасным. С чем-то или с кем-то. И вот теперь маемся, места себе не находим, выдумываем поводы, чтобы создать страничку семидесятых-восемидесятых. Мы, рождённые и вставшие на крыло в Советском Союзе, уже никогда и ни при каких обстоятельствах не сможем забыть прошлого и откреститься от него, и будем любое сегодняшнее начинание мерить старыми мерками. Помните, «когда-то на эту музыку были совсем другие слова». И главный, хотя толком и не осознанный ещё ни поэзией, ни философией, ни социологией конфликт поколений в том, может быть, и заключается, что рядом живут и созидают люди, начавшие жизнь с чистого листа, и люди, вдохнувшие воздух былой эпохи.

И если спросить у нас, вдохнувших, познавших, прошедших через временную границу, чего бы мы никогда и ни за что не хотели вернуть, то мы ответим, если будем искренни: «Советский Союз». И если задать нам же вопрос, что было самым невозвратимо-прекрасным в нашей жизни, то мы, если будем искренни, ответим: «Советский Союз». Это драматичнейшее противоречие, определяющее болевой порог сегодняшнего дня, уйдёт со временем, конечно. Но сейчас, сегодня оно разрывает сердце нескольких поколений, и в нечаевской «Дюймовочке» оно ощутимо тоже. С точки зрения рождённых в СССР, с позиции зрителей фильмов Леонида Нечаева, повзрослевших детей, «Дюймовочка» - это сказка о фантомной боли, которую не унять никакими обезболивающими. Пожалуй, даже роса с маковых полей не поможет.

...В этом году Леониду Алексеевичу Нечаеву - Андерсену советского кино  -  могло бы исполниться восемьдесят лет.

Иван Пырков, член СП России, доктор филологических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6.

У автора не одна ошибка. Первая ошибка в том, что постсоветских фильма Леонида Нечаева было два: «Сверчок за очагом» (2001), «Дюймовочка» (2007).

Вторая ошибка. Автор пишет: «Леонид Нечаев в своих картинах, во всех без исключения, кроме последней, говорил с детьми как со взрослыми». У Л.Нечаева были киноленты и для взрослых, нпр, «Мнимый болной» (1980, по пьесе Мольера), «Репетитор» (1987) — тема «Репетитора»: до чего в итоге доводит, к каким последствиям, мораль женского естества эмансипированной личности.


5. Ответ на 1., Советский недобиток:

Не хочется говорить так: не стало страны. Ибо что есть страна, если не люди. Но ведь страны и вправду не стало. Вот такое воспоминание из 60-х и 70-х - старшие, собираясь в летние праздники на природу, в Троицу ли, в Ильин ли День (да, да, граждане антисоветчики, алкоголики, дебоширы и тунеядцы, именно в эти Праздники!) говорили "идем на зеленую". Гармошка, песни... Сегодняшние произносят "на шашлык". Набить желудок поросятиной, залить пивом-водкой, нагадить после себя пластиком от снеди... Это уже иной тип людей.

Это точно.Так и есть.
электрик / 22.06.2019, 09:39

4. Re: Андерсен советского кино

Автор ошибся: "Дюймовочка" не единственный постсоветский фильм Нечаева. Была ещё БЛИСТАТЕЛЬНАЯ экранизация диккенсковского "Сверчка за очагом". А вообще - большое спасибо за память о Мастере!
Георгий Павлов / 21.06.2019, 20:06

3. Ответ на 2., Советский недобиток:

Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл Рубцов.

2. Re: Андерсен советского кино

И если спросить у нас, вдохнувших, познавших, прошедших через временную границу, чего бы мы никогда и ни за что не хотели вернуть, то мы ответим, если будем искренни: «Советский Союз». И если задать нам же вопрос, что было самым невозвратимо-прекрасным в нашей жизни, то мы, если будем искренни, ответим: «Советский Союз»

Под небом Африки моей, Вздыхать о сумрачной России, Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил. Пушкин.

1. Re: Андерсен советского кино

Не хочется говорить так: не стало страны. Ибо что есть страна, если не люди. Но ведь страны и вправду не стало.

Вот такое воспоминание из 60-х и 70-х - старшие, собираясь в летние праздники на природу, в Троицу ли, в Ильин ли День (да, да, граждане антисоветчики, алкоголики, дебоширы и тунеядцы, именно в эти Праздники!) говорили "идем на зеленую". Гармошка, песни... Сегодняшние произносят "на шашлык". Набить желудок поросятиной, залить пивом-водкой, нагадить после себя пластиком от снеди... Это уже иной тип людей.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Владимирович Пырков
Есть ли что-то большее у нас, чем русское слово?
К 184-ой годовщине со дня смерти А.С. Пушкина
11.02.2021
«Крест на возглавии»
Прощание с Валентином Распутиным
27.03.2015
«И кто-то камень положил...»
Послеюбилейные раздумья об одной букве Михаила Лермонтова
01.12.2014
Все статьи Иван Владимирович Пырков
Бывший СССР
Астафьев – русский писатель
Письмо Михаилу Тарковскому
26.12.2024
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
26.12.2024
День памяти русского музыканта В.В.Андреева
Сегодня мы также вспоминаем языковеда Л.В.Щербу, летчика-штурмовика Л.И.Беду, поэта Д.И.Кленовского
26.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Множество негодяев и воров сидит пока в чиновничьих креслах
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:38
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:21
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.12.2024 15:45
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Рабочий
26.12.2024 12:25
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47