itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Механизмы укрепления русского самосознания

Русская школа  Русофобия 
0
789
Время на чтение 8 минут

«Не с теми Он, кто звуки слова

Лепечет рабским языком

И, мертвенный сосуд живого,

Душою мертв и спит умом.

Но с теми Бог, в ком Божья сила,

Животворящая струя,

Живую душу пробудила

Во всех изгибах бытия».

А.С. Хомяков

В культурно-образовательной сфере нашей жизни, как впрочем, и в других сферах жизни латвийского общества, существует немало актуальных проблем, решение которых в ближайшие годы невозможны по политическим причинам. Главная проблема русской диаспоры - сохранение русского самосознания в семье, школе и общественно-культурной жизни. Радикальные политические решения правящей элиты двух последних десятилетий значительно сократили и продолжают сокращать возможности сохранения русского самосознания.

Протестные и правозащитные противодействия принудительной латышизации пока не дают ожидаемых их организаторами результатов. Проблема усугубляется еще и тем, что защита русских школ и русского самосознания в целом строится исключительно на компонентах рациональной логики, тогда как механизмами принудительной латышизации русской диаспоры являются мистические страхи латышской политической элиты. Против этих страхов рациональные механизмы бессильны, противостоять им могут механизмы духовной самоорганизации.

Согласно закону духовной жизни - дух творит формы для своего воплощения в бытии, в данном случае речь идет о формах семейного, дошкольного и школьного образования, в которых происходит формирование русского самосознания. И пока дух имеет возможности для своего воплощения во внешних формах, существуют и развиваются культурно-образовательные возможности формирования русской культурной идентичности у детей. В чем же суть проблемы?

Суть проблемы в том, что сокращение возможностей получения школьного образования на русском языке пока не стало стимулом для появления общественных инициатив, направленных на активизацию работы существующих и создание новых центров сохранения русского самосознания. Можно только предполагать причины этого печального явления, но видимо основная причина в дефиците духовности у самих хранителей русской культурной идентичности. Чтобы нести свет другим, его нужно иметь в себе. И если защитники русских традиций не пытаются создавать формы для сохранения традиций и уповают лишь на их правовую защиту, то получается то, что мы сегодня наблюдаем - протестной демагогии избыток, реальных механизмов сохранения русского самосознания крайне мало.

Русское самосознание существует как общее информационное поле духовно-культурных смыслов Русской цивилизации. Приобщение к этому полю, использование его ресурсов, укрепление и расширение сферы его действия - вот главные задачи и направления деятельности для хранителей русского самосознания. Но эта работа требует понимания и поддержания духовных механизмов укрепления информационного поля.

Первый духовный механизм основан на понимании того, что русофобия, это совокупность стереотипов, в основании которых духовные страсти злобы, страха, обид, зависти и ненависти, которые не могут быть преодолены рациональной логикой. Поэтому вести дискуссии с русофобами на основе фактов и аргументов - зря тратить время. Чаще всего русофобы факты подменяют мифами, а аргументы - домыслами. У русофобов рациональная логика подчиняется страстям, поэтому их интерпретация фактов должна подкреплять их собственные страсти, дающие русофобу энергию для воплощения ненависти. В воплощении шовинистической ненависти весь смысл жизни и деятельности русофобов.

Каким образом преодолевается ненависть русофобии и тем самым укрепляются смыслы информационного поля русского самосознания? Распространением культурно-исторических публикаций, опровергающих русофобские мифы и укрепляющих в общественном сознании духовные идеалы евангельского добра. Такой работой могут заниматься просветительские группы общественных организаций и культурно-образовательных центров. Эта работа сейчас становится важнейшей составляющей для сохранения информационного поля русского самосознания. Важно, чтобы просветительские группы действовали во всех городах, где проживает значительная часть русской диаспоры, именно они должны стать центрами объединения русского мира.

Наша главная беда в идеологической войне в том и состоит, что против лжи русофобии у нас нет информпотока исторической правды. Русофобские мифы живут в сознании людей до того момента, пока не встретятся с историческими фактами. Например, миф о латвийских легионерах СС, как борцах за независимость Латвии тает как дым после прочтения присяги, которую давали легионеры, и в которой нет ни слова об этой самой независимости, не говоря уже о фактах карательных операций с их участием. Но где наш информационный поток исторической правды? Неужели свыше ста русских обществ не могут договориться об организации такого потока?

Информационное поле русских духовно-культурных традиций способно не только активизировать носителей русского духа, но и формировать положительное отношение к русской культуре у представителей других культур. Следует помнить, что изменения в общественном сознании готовятся и осуществляются по мере преображений в духовной сфере общества. Ведется ли сейчас интенсивная информационная работа над преображением духовной сферы латвийского общества? К сожалению, весьма слабо, здесь также требуется объединение усилий общественных активистов и организаций.

Следующий духовный механизм основан на понимании того, что принципиальные социокультурные изменения в обществе происходят не по волевым усилиям личностей или групп, а по Божественному Промыслу. Слышите «творцы истории» - не вы определяете изменения в обществе, а Божественный Промысл, совместно со своими сторонниками вы можете лишь ускорять или замедлять действие Промысла, но не определять его. В простом понимании это означает, что изменить существующую тенденцию русофобии в латвийском обществе может только тенденция уважительного отношения к русской диаспоре, которую нужно тщательно и долго готовить с активизацией духовных механизмов, чтобы она изменила доминанты общественного мировоззрения, особенно в латышской части общества.

Промысл Божий создает наилучшие условия для духовного роста каждого из нас и диаспоры в целом, по мере которого начинаются социокультурные преображения вокруг нас - «Даст ти Господь по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс.19,5). В фольклоре этот духовный закон имеет известные формулы - скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты или каков поп, таков и приход. Многие наши лидеры и активисты не понимают этого духовного закона - они хотят изменить внешние условия, не изменяясь сами, а так не бывает. Закон четко определяет - мы сами должны духовно возрастать и только по мере нашего роста начнутся положительные изменения вокруг нас. А что значит духовный рост?

Вот, что писал по этому поводу архиепископ Аверкий (Таушев), обращаясь к русским эмигрантам, желающим восстановления в России демократии, в тридцатые годы прошлого века: «Не обманывайтесь, братие - «Бог поругаем не бывает!». Мы все скорбим, что потеряли Родину и надеемся вернуть ее. Сколько об этом говорится и пишется! И многие, слава Богу, понимают, что несем мы кару Божию достойно, по делам нашим. Но если так, то каков единственно - верный путь спасения Родины нашей? - И это уже многими сознано: путь покаяния - покаянного обращения к Богу. Искреннее, настоящее покаяние всегда проявляется в делах - плодах, достойных покаяния, по выражению Писания. Что же? Есть у нас эти дела, эти плоды, достойные покаяния? Действительно ли все мы покаянный подвиг ставим во главу угла нашей жизни заграницей, действительно ли всем сердцем обращаемся к Богу, ревнуем о посильном исполнении заповедей Божиих, об исполнении уставов Церкви?» (1).

Русские эмигранты тридцатых годов строили рациональные планы для возвращения России, но в этих планах не было главного - обращения к сотрудничеству с Промыслом Божиим, на что обосновано и указал архиепископ Аверкий (Таушев). Вот и активисты ряда организаций русской диаспоры Латвии пытаются решать русские вопросы без обращения к Промыслу Божиему, который лучше всего проявляет себя в историческом опыте развития Русской цивилизации.

Многие наши активисты пытаются на основе своих субъективных построений найти пути решений для актуальных проблем. И предлагаемые ими рациональные конструкции не дают и не могут дать значимых результатов, ибо решение сложных социокультурных проблем помимо рационализма требует преображения духовных оснований в информационном поле властной политической элиты и самосознания русской диаспоры. Изменения такого рода в обществе происходят по мере изменений в мировоззрении людей. Для поиска механизмов таких изменений и необходимо обращение к историческому опыту, его переосмысление и транслирование в информационном потоке.

Вспомним, что одним из условий успеха работы славянофилов была мощная пропаганда духовно-культурных моделей русского самосознания, результатов исторических изысканий и культурологических сравнений с достижениями Западной цивилизации. Своими исследованиями и публикациями славянофилы укрепляли духовные идеалы информационного поля, которое оказывало мощное преображающее воздействие на мировоззрение их современников - многие представители образованной части русского общества принимали православные духовные идеалы, как доминанты своего самосознания. Огромная заслуга славянофилов заключается в том, что они осознали необходимость преображения мировоззрения русского общества, возвращения в него православных духовных идеалов, без которых возвращение к русским традициям было невозможно (2).

Славянофилы анализировали исторический опыт Русской цивилизации и выделяли из него духовно-культурные модели, с помощью которых предлагали дальнейшее развитие русского общества. На основании этих моделей и была создана славянофильская концепция, которая до сих сохраняет свою актуальность. Публикации славянофилов инициировали создание кружков и салонов, на заседаниях которых обсуждались их статьи, формировалось движение по преображению общественного мировоззрения (3).

Нам также необходимо активизировать общественный дискурс по актуальным проблемам сохранения русского самосознания в Латвии. В рамках дискурса следует организовать пропаганду разнообразных организационных моделей сохранения русской культурной идентичности и это позволит последовательно двигаться к поиску новых идей для самосохранения русского самосознания. Желательно, чтобы новые активные группы защитников русского самосознания создавали и поддерживали общее информационное поле в своих регионах. Важно понимать, что генеральной линией сохранения русского самосознания является поддержание и укрепление информационного поля с духовно-культурными моделями русских традиций (4).

Итак, возможно ли сохранение русского самосознания у латвийской русской диаспоры в условиях принудительной латышизации государственных форм образования? Возможно, если начнется создание духовно-просветительских групп, члены которых начнут серьезное переосмысление исторического опыта, активизируют пропаганду духовно-культурных ценностей Русской цивилизации, работу над сохранением возможностей формирования культурной идентичности в школах, а также займутся созданием общественных культурно-образовательных центров.

Это и будут плоды, достойные покаяния, о которых писал архиепископ Аверкий (Таушев). И по мере сохранения и укрепления духовного потенциала русской диаспоры, Божий Промысл поможет нам в наших свершениях, ведь сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1).

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия. Слова и речи

2. Славянофилы. Историческая энциклопедия\ Составитель Платонов О.А.

3. Каплин А.Д. Мировоззрение славянофилов. История и будущее России

4. Бухвалов В.А. Идеи славянофилов для хранителей русских традиций

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Прекрасно

Прекрасно, но слово "механизм" является инородным в ряду. Разговор о самосознании нуждается в другом терминологическом описании. Самосознание растет органично, оно не состоит из частей метафорического механизма.
Исидор / 25.04.2019, 19:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
Юбилей русского подвижника
70 лет отцу Владимиру Мартышину!
21.03.2024
Все статьи темы
Русофобия
Слабое эхо русского мира
Об издании газеты «Московские ворота – Второе дыхание»
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
Теракт в Москве, ответный удар по Украине,
Буданов радуется произошедшему теракту
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09