I
Мне повезло: я лично знал и общался с Юрием Гагариным, правда, не как его друг, а как журналист.
Однажды (в середине 60-х годов прошлого столетия) он приехал в Мурманск. Это была его очередная (одна из многих) поездок по стране. На землю Заполярья Юрий ступил с особыми чувствами - ведь здесь он начинал свою армейскую службу (летный отряд базировался в местечке Луостари). «Горжусь, что часть своего пути прошёл по Кольской земле...», - писал позднее Юрий Гагарин. На севере ему было присвоено звание старшего лейтенанта и квалификация «Военный лётчик 1-го класса», позволившие пройти строжайший отбор в отряд космонавтов.
Я в то время работал на Мурманском областном радио. Мне поручили сделать репортаж о пребывании космонавта номер один в городе. Полдня я провел рядом с ним.
Сначала хозяева города познакомили гостя с Мурманским рыбным комбинатом. Помню, как в одном из цехов Юрий подходил то к одной работнице комбината, то к другой и беседовал с ними, как они угостили его горячей кулебякой с рыбой.
- Не едал ничего вкуснее, - сказал космонавт, отведав кулебяку.
Одна из работниц (имени ее, к сожалению, не помню) предложила аппетитную кулебяку и мне. Я оказался в несколько затруднительном положении: то ли продолжать исполнять свои журналистские обязанности, то есть записывать на портативный магнитофон беседу Юрия Гагарина, то ли вкушать кулебяку? Я предпочел первый вариант. Когда беседа закончилась, и космонавт продолжил экскурсию по комбинату, эта работница, оценив мое мужество (я говорю об этом с большой долей юмора), вручила мне бумажный пакет с несколькими кулебяками, которые, кстати, очень пригодились мне в этот день.
Затем мы поехали в рыбный порт и поднялись на борт одной из плавбаз. Моряки радушно встретили высокого гостя. В дружеской беседе он рассказал о своем полете в космос и ответил на многие вопросы слушателей.
Меня поразила простота космонавта, в нем не было ни капли гордыни, ни тени кичливости, которая присуща многим знаменитостям; со всеми людьми (он встречался как с начальниками, так и с рядовыми сотрудниками) он вел себя очень естественно, дружелюбно, как будто они были его давними знакомыми или земляками.
Когда экскурсионная программа подошла к концу, я спросил у Юрия, как ему понравился заполярный город. Он сказал, что нигде не встречал людей такой душевной щедрости и теплоты, как здесь.
Вернувшись в редакцию, я написал репортаж, и он прошел в вечернем выпуске «Новостей».
II
Вечером я пришел в Дом культуры, где состоялась встреча Первого космонавта с молодежью города. Официальная часть была краткой, после нее началась культурно-развлекательная программа. Когда заиграл оркестр, Юрий пригласил на танец одну из девушек. Во время танца они о чем-то разговаривали; на лице девушки сияла счастливая улыбка.
Девушек в зале было очень много, и каждой из них хотелось потанцевать с космонавтом номер один. Они окружили Юрия и его случайную избранницу тесным кольцом, так что танцевать им было весьма затруднительно. Несмотря на это, Юрий не терял присутствия духа и улыбался (в космосе ему, конечно, было намного легче). Потанцевав некоторое время с первой девушкой, он пригласил другую, потом третью, четвертую - и все это в большой тесноте. Не знаю, сколько девушек он осчастливил (это не имеет особого значения), изюминка ситуации заключалась в том, что Юрий показал себя изысканным кавалером.
Так закончился этот интересный день.
III
С тех пор я внимательно изучал все, что говорилось и писалось о Первом космонавте.
Духовник отряда космонавтов, насельник Троице-Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац) сказал, что Юрий Гагарин был глубоко верующим человеком. Как только я об этом узнал, для меня многое прояснилось.
Полет Юрия Гагарина на корабле «Восток» был, на мой взгляд, явной авантюрой. Никто не мог знать, вернется ли космонавт на землю живым или нет. Поэтому было заготовлено три варианта сообщения ТАСС: полет завершился успешно; полет завершился гибелью космонавта; корабль «Восток» растворился в космосе. Один из конструкторов корабля сознался (уже в наши дни): сейчас я бы ни за что не поставил свою подпись в документе о готовности корабля к полету.
Почему же полет все же состоялся? По-моему, тут были две причины. Первая: этого хотелось Хрущеву, ему не терпелось прославиться. Вполне возможно, он попался в ловушку. Американцы заявили, что планируют совершить первый полет в космос девятнадцатого апреля. Они рассчитывали на то, что Хрущев прикажет лететь раньше. А это значит - подготовка будет проходить в великой спешке, будет много недоработок, и полет закончится неизбежной катастрофой. После этого они, американцы, спокойно подготовятся и выйдут в космос первыми.
Так оно и получилось: Хрущев дал команду опередить американцев.
Во время полета было несколько ситуаций, в результате которых космонавт должен был наверняка погибнуть. Но он не погиб. Почему? Причина только одна: Юрий Гагарин был верующим человеком и молился о том, чтобы полет закончился благополучно. Кроме того, о нем молилась его мать, которая воспитала его в истинной вере, и Валентина, его жена. Да и много других верующих людей молились о нем.
Если бы в космос полетел другой человек, неверующий, то полет, наверно, закончился бы неудачей. Господь устроил так, что правительственная комиссия остановила свой выбор на Гагарине. И не ошиблась.
Итак, Юрий Гагарин успешно справился с заданием и вернулся на землю живым, прославив не только себя, но и матушку-Россию.
Прошло семь лет, и вдруг радио и газеты сообщили трагическую весть: Первый космонавт погиб во время тренировочного полета на истребителе «МИГ». Для меня эта смерть долгое время была большой загадкой. И только позже ситуация прояснилась.
Дело в том, что Гагарин стал очень неудобным человеком для безбожных властей. Обладая гигантским авторитетом, он вслух говорил о таких вещах, о каких в те времена нельзя было даже и заикаться. Например, выступая на одном из Пленумов ЦК ВЛКСМ, он сказал, что считает большой ошибкой уничтожение Храма Христа Спасителя и желает, чтобы он был восстановлен. Власти всполошились. Если так дело пойдет и дальше и если Гагарин вновь и вновь будет говорить о храмах и о вере, то, чего доброго, он всю страну обратит к Богу. Такого допустить было нельзя, и приговор Первому космонавту был подписан.
Осталось только его осуществить. Каким образом? Да очень просто: он погибнет во время тренировочного полета.
Юрий Гагарин совершал полет вместе с инструктором, очень опытным летчиком. Полет проходил на высоте четыре тысячи метров в сложных метеоусловиях. Когда задание было выполнено и пилоты собирались вернуться на землю, мимо них промчался сверхзвуковой самолет-истребитель «СУ». Очень сильная воздушная волна бросила «МИГ» в штопор, выйти из которого летчики не смогли. Самолет врезался в землю и взорвался: оба летчика погибли.
Юрию Гагарину было всего тридцать четыре года.
Его загробная участь, скорей всего, хорошая. Он умер, во-первых, как исповедник, не побоявшись вслух сказать о своей вере, а, во-вторых, как мученик (смерть была насильственная). Не исключено, что со временем Русская Православная Церковь прославит его в лике святых.
Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
2019 г.
6. Re: Триумф и смерть первого космонавта
5. Ответ на 4., электрик:
4. Ответ на 2., Vladislav:
3. Re: Триумф и смерть первого космонавта
2. научно-технический прогресс
1. Зато его видел там Бог!