- Ваше Высокопреподобие, пять лет назад, 19 марта 2014 года, решением Священного синода Вы были назначены ректором Казанской духовной семинарии. С какими проблемами пришлось столкнуться?
- Это было первое с момента возрождения Казанской духовной семинарии назначение в эту духовную школу ректора, который до этого никак не был связан с Казанью. Возможно, кем-то это и было воспринято как проблема, хотя я бы предпочел говорить просто о новой ситуации, которая, естественно, требовала определенных усилий для налаживания нормального взаимодействия между епархиальным руководством и администрацией семинарии. С момента своего возрождения в 1998 году эта духовная школа развивалась практически полностью за счет внутренних ресурсов Казани, но при всем уважении к энтузиазму и трудам первопроходцев в деле возрождения духовного образования в этом городе нужно признать, что кадровых ресурсов Казани было недостаточно для полноценного развития школы. В администрации семинарии практически полностью отсутствовали кадры, которые бы имели за плечами опыт очного обучения в духовных школах и, соответственно, могли бы поделиться этим опытом с коллегами, выстроить учебный и воспитательный процесс на основе имеющихся традиций духовного образования. Это, на мой взгляд, и привело в свое время к серьезным просчетам в воспитательной работе, которые обернулись весьма неприятными последствиями для духовной школы. Конечно, пришлось немало потрудиться над исправлением допущенных ошибок.
- Что за пять лет удалось сделать в семинарии? Каков сегодня рейтинг учебного заведения?
- Основные усилия были направлены на то, чтобы обеспечить синтез учебной и воспитательной работы - именно в этом и заключается специфика духовного образования. Помимо этого, мы стремимся создать условия и для постепенного формирования собственной казанской традиции духовного образования, которая бы учитывала специфику Среднего Поволжья с его этническим и конфессиональным многообразием. Сегодня в семинарии трудятся выпускники и Московской, и Санкт-Петербургской духовной академии, и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, что я считаю очень важным, - студенты должны видеть, что у нас есть представители разных школ. Перед принятием важных решений мы с коллегами всегда совещаемся, задаем друг другу вопросы - как та или иная проблема решается в Санкт-Петербургской или в Московской академии, что по тому или иному вопросу говорят в ПСТГУ или в ОЦАД? Порой звоним коллегам не только из столичных, но и из региональных школ, у которых тоже есть чему поучиться, и конечно же, обращаемся за консультациями в Учебный комитет.
Огромную помощь с точки зрения обмена опытом оказывают семинары Учебного комитета, которые в последние годы стали проводится на базе разных духовных семинарий. Все эти шаги постепенно формируют единое образовательное пространство Русской Православной Церкви. Этому также способствует и возможность ротации членов администрации, предусмотренная в действующем уставе духовных семинарий. Через пять лет работы священноначалие дает оценку как деятельности ректора, так и трудам членов его команды - это помогает не расслабляться.
Вообще, за годы своей работы в Казани я имел возможность наблюдать, как постоянно повышалось внимание Священноначалия к вопросам духовного образования. Сейчас не проходит практически ни одного заседания Высшего церковного совета, на котором бы не обсуждались те или иные проблемы духовных школ - вплоть до чисто практических. Эти проблемы находятся под самым пристальным наблюдением и Святейшего Патриарха, и председателя Учебного комитета, и членов Высшего церковного совета, некоторые из которых тоже возглавляют духовные школы и образовательные центры. Чего стоит, например, одно то, что периодически Святейший Патриарх и члены Высшего церковного совета в режиме реального времени наблюдают за выпускными экзаменами! Это, конечно же, стимулирует и администрацию, и преподавателей, и учащихся постоянно находиться в тонусе.
Весьма эффективным средством оценки деятельности духовных учебных заведений является рейтинг, ежегодно составляемый Учебным комитетом по итогам работы ревизионных комиссий. И хотя этот документ и не предназначен для широкой общественности, могу сказать, что в последнем рейтинге у Казанской семинарии лучшие показатели по двум ключевым параметрам - по учебной и по воспитательной работе.
- Специфика Казанской духовной семинарии диктуется её пребыванием в мусульманской республике. Каковы особенности церковного служения в Татарстане?
- На мой взгляд, не вполне корректно называть Татарстан мусульманской республикой. Наличие в Татарстане двух больших и сопоставимых по численности религиозных общин - православной и мусульманской, даёт основание считать ее скорее биконфессиональной. Хотя, если уж быть совсем точным, нужно называть наш регион многоконфессиональным, поскольку помимо православных и мусульман здесь проживают и последователи иных конфессий. Такой расклад сил, несомненно, делает религиозный фактор одним из ключевых в общественно-политической жизни республики. Здесь религия - не только частное дело граждан. Существующий баланс религиозных сил для республики - не пустой звук и не просто удачное стечение обстоятельств, - это плод сознательной политики государства и последовательных усилий всех участников общественно-политического процесса. Соответственно, и внимание к Церкви со стороны и государственных, и общественных организаций самое серьезное.
- Как удается выстраивать отношения с местными властями и с мусульманским сообществом?
- В этом тонком вопросе, безусловно, ключевая роль принадлежит правящему архиерею, и я со всей определенностью могу сказать, что митрополит Феофан показывает нам пример того, как нужно грамотно выстраивать взаимодействие с властями и вести диалог с представителями иных конфессий. Достаточно посмотреть, что сделано за неполных четыре года пребывания владыки в Татарстане: практически полностью воссоздан величественный собор на месте явления Казанской иконы Божией Матери, возвращен Казанской епархии старинный храм святителя Николая Гостинодворского, где некогда служил священником будущий священномученик Патриарх Ермоген, проведен капитальный ремонт здания семинарии, построено новое здание православной гимназии, строится первый в Казани православный детский сад, значительно повысилась степень присутствия Церкви в медиа-пространстве - и это далеко не полный перечень того, что удалось сделать владыке за совсем небольшой период его пребывания на Казанской кафедре. Всё это делается в тесном соработничестве с руководством республики и с представителями бизнес-сообщества.
Надо отдать должное и властям Татарстана - они уловили очень важный тренд современной политики: без учёта религиозного фактора невозможно полноценное и гармоничное развитие общества. Именно поэтому межконфессиональный мир на сегодняшний день - это визитная карточка Татарстана, если угодно, «уникальный продукт», который широко востребован и в нашей стране, и за рубежом.
В основе межрелигиозного согласия в республике, прежде всего, находятся хорошие, конструктивные, в подлинном смысле слова добрососедские отношения представителей православной и исламской общин Татарстана.
Казанская духовная семинария еще в 2014 году подписала соглашение о сотрудничестве с Российским исламским институтом, подобное же соглашение планируется подписать в ближайшее время и с Болгарской исламской академией. Казанская епархия находится в регулярном контакте и с Духовным управлением мусульман республики Татарстан, и с мусульманскими общественными организациями. Здесь действует принцип, удачно сформулированный представителем еще одной традиционной религии России - казанским раввином Ицхаком Гореликом: мы живем в одном доме, но в разных квартирах.
- Учатся ли в семинарии этнические татары? И много ли среди татар православных людей?
- Вообще, национальный состав студентов нашей семинарии, наверное, самый пёстрый среди всех духовных семинарий Русской Православной Церкви, и конечно же, среди них есть и учащиеся с татарскими корнями. По статистике более 30 процентов браков в Татарстане - смешанные. В таких семьях, как правило, именно религиозный фактор является решающим для определения идентичности ребенка.
Этно-конфессиональный принцип идентификации по-прежнему остается доминирующим, хотя в современных условияхон все же постепенно корректируется. Сегодня достаточно много этнических татар принимает православие, но есть и русские, и кряшены, и чуваши, принимающие ислам. Думаю, что в современном мире это неизбежный процесс - люди выбирают не только товары и услуги, но и религии, и мировоззрения. Важно, чтобы выбор веры, определение своей религиозной идентичности не сопровождались агрессией и неприятием людей иных религиозных убеждений и иной национальности, - это во многом зависит от действий духовных лидеров, а также от позиции руководства религиозных общин, особенно доминирующих в регионе.
- Некоторое время назад поговаривали о возможности восстановления в Казани духовной академии, которая бы вновь занялась подготовкой миссионеров для нужд Востока, как это было до революции. Но потом эти разговоры как-то стихли. Стоит ли сегодня вопрос о возрождении Казанской духовной академии?
- Вопрос возрождения Казанской духовной академии обсуждается и сейчас, но здесь следует иметь в виду, что само духовное образование за последние годы сильно изменилось. Если до революции и в советское время - вплоть до конца 1990-х годов, семинария была средним учебным заведением, а академия - высшим, то на рубеже веков все семинарии получили статус высших учебных заведений. Соответственно, предназначение академии сейчас заключается не столько в том, чтобы давать высшее духовное образование, сколько в том, чтобы быть именно научно-богословским центром.
С моей точки зрения, с учетом важности и всё возрастающего значения фактора межрелигиозных отношений имело бы смысл развивать на базе Казанской духовной семинарии именно религиоведческое направление, тем более что исторически Казанская академия славилась своими исламоведами, буддологами, специалистами в области изучения восточных языков. Думаю, что со временем здесь могла бы быть создана соответствующая магистратура, а впоследствии - при успешном развитии событий - и аспирантура. Тогда можно будет говорить и о воссоздании академии.
- Насколько я знаю, Вы преподаёте теологию в Казанском федеральном университете. Введение курса теологии в университетах столкнулась с определённым противодействием со стороны некоторых представителей естествознания, с трудностями начального этапа введения этой дисциплины. Какие проблемы и трудности существуют сегодня?
- Да, с этого учебного года мы вместе с несколькими коллегами из семинарии начали работать на кафедре религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета. Я преподаю студентам, которые обучаются по специальности «христианская теология». Пока что это достаточно новая специальность для светских вузов России. Как известно, в нашей стране исторически изучение богословия было прерогативой духовных учебных заведений, в университетах курсы богословия если и преподавались, то, скорее, как факультативные.
Не могу сказать, что всё протекает гладко. Пока что с уверенностью можно сказать только одно: мы находимся в начале пути и вопросов пока больше, чем ответов. Хотел бы в этой связи обозначить две существенных сложности, которые возникают при преподавании теологии как светской гуманитарной дисциплины.
Первая сложность - это фактическое отсутствие системы распределения кадров. Куда пойдут выпускники с дипломами теологов? Конечно, сейчас есть и научно-исследовательские центры, и государственные структуры, где подобные специалисты будут востребованы. Но сколько они могут предоставить рабочих мест? Очевидно, не очень много, так что, насколько я знаю, эта проблема стоит достаточно остро уже сейчас.
Другую сложность создаёт то, что, будучи светской специальностью, теология всё же имеет конфессиональный характер. Это означает, что далеко не все виды служения в той или иной конфессии доступны для всех. Так, например, ни в одной из традиционных религий России женщина не может возглавлять молитвенное собрание, не может быть ни священником, ни муфтием, ни раввином, ни ламой, не говоря уже о том, что быть священнослужителем в любой конфессии не может человек иной конфессии.
Таким образом у большого количества учащихся, а значительную их часть составляют именно девушки, возникают серьёзные трудности с практическим применением знаний по теологии. Выходом могло бы служить преподавание основ конфессиональной культуры в школах, но опять-таки не везде организация преподавания этих дисциплин протекает гладко, а в Татарстане этого нет совсем.
Не следует забывать и о том, что Слово Божие - острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4: 12), соответственно, при неправильном обращении с этим оружием оно может и повредить. Если продолжить метафору из Священного Писания, можно сказать, что, приобретая теологическое образование, люди получают в свои руки очень сильное оружие, но при этом некоторые из них не хотят обучаться технике безопасности при обращении с ним. Как с этим быть, ещё предстоит разобраться.
Одним словом, нам ещё придётся столкнуться с подобными проблемами и к этому нужно быть готовым. С другой стороны, повсеместная доступность и всеобщее распространение знаний - это объективный процесс, который невозможно повернуть вспять, а значит, нам нужно учиться жить в новой реальности.
- И последний вопрос к Вам, как к ученому монаху, занимающемуся
вопросами богословия и социальной теории. В 2010 году, помнится, внимание
привлек Ваш доклад, посвященный вопросам Русского мира.
Тема это тогда ещё не была сильно на слуху. Но вот прошло почти десятилетие. Сегодня идея Русского мира на братской Украине, к примеру, считается чуть ли не антигосударственной. Не умерла ли идея Русского мира, так и не получив практической реализации? Как Вы оцениваете сегодня перспективы концепции Русского мира?
- Думаю, что концепция Русского мира отнюдь не утратила своей актуальности, а раздраженная и негативная реакция на нее со стороны недругов России как раз говорит о её эффективности и жизнеспособности. В основе этой концепции лежит принцип, который наш замечательный мыслитель Константин Леонтьев, определил красивым термином «цветущая сложность». Сильная сторона концепции Русского мира, её конкурентное преимущество заключается в том, что она создаёт условия для согласия и взаимодействия тех сил, которые за пределами этой общности никогда не смогли бы не только сотрудничать, но и просто мирно сосуществовать. Причём, связующим звеном здесь являются не материальные блага, а общие цивилизационные ценности: крепкая семья, любовь к родине, верность долгу, солидарность и взаимовыручка, уважение к памяти предков и т.д. Это именно те ценности, которые проповедуют и православное христианство, и традиционный ислам. В этом смысле, думаю, что в Татарстане как раз-таки и реализуется основной принцип Русского мира - единение разных народов на основе общих цивилизационных и культурных ценностей.
Думаю, что после событий 2018 года, в результате которых Константинопольский патриархат противопоставил себя мировому православию, эта концепция приобрела особое значение. Характерно, хотя в то же самое время и печально, что официальные представители Святой горы Афон, формулируя свою позицию в связи с этими событиями, открыто заявили, что «мы не позволим, чтобы эллинизм и Вселенский патриархат были унижены». Сделав это заявление, в котором эллинизм фактически отождествляется с Вселенским патриархатом, афониты и фанариоты, что называется, «под свою анафему падоша», то есть подпали под осуждение этнофилетизма, осужденного как лжеучение Константинопольским патриархатом в 1872 году - правда, применительно к так называемой «болгарской схизме». Теперь же мы видим, что этнофилетизм стал чуть ли не официальной идеологией Фанара.
Так что тезис о Русском мире как основе Вселенской Церкви, который десять лет назад выглядел еще как гипотеза, сегодня получил подтверждение в реальной жизни. На фоне нелепых попыток «приватизировать» мировое православие, предпринимаемых Константинополем, концепция Русского мира предстает ещё только более выигрышной, поскольку предлагает, как отдельным гражданам, так и целым народам объединяться на основе общих ценностей, не теряя при этом своей национальной, религиозной и культурной самобытности и не отказываясь даже от определённых - пусть и спорных - идеологических установок, не согласных с официальной позицией Российского государства.
Приведу простой пример. Очень многие в Русской Зарубежной Церкви почитают генерала Власова как борца за освобождение России от сталинизма и коммунизма, а у нас его считают предателем и изменником Родины. Однако это существенное идеологическое расхождение не мешает находиться двум частям Поместной Русской Церкви в каноническом и евхаристическом единстве, помогая в том числе и представителям обеих точек зрения искать ответы на сложные вопросы русской истории ХХ века.
Следует помнить, что Русский мир - это не идеология Российской Федерации и не часть вероучения Русской Православной Церкви, это концепция русской цивилизации, которая описывает очень сложный и еще далеко не завершившийся процесс формирования исторической общности людей, объединяющихся по принципу приверженности общим цивилизационным ценностям с очень сильной - используем здесь термин министерства образования - вариативной составляющей.
Убежден, что эта концепция ещё будет востребована государствами, народами и религиозными общинами, осознающими свою неразрывную связь с русской цивилизацией.
Справка: игумен Евфимий (в миру Дмитрий Александрович Моисеев) родился 30 августа 1972 года в Калининграде (ныне Королёв), Московской области. В 1994 году окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1997 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 2001 году - Московскую православную духовную академию. 4 апреля 2001 года пострижен в монашество и 12 апреля 2001 года рукоположён в сан иеродиакона. В 2001 году закончил Курс углублённого обучения в Бернском университете в Швейцарии. С 2001 года преподавал немецкий язык в Московской духовной семинарии и исполнял должность референта ректора Московской духовной академии, а также заведовал Издательским отделом Учебного комитета и Московской духовной академии. 2 июня 2002 года присуждена учёная степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Миссионерская деятельность святого Бонифация, просветителя германских народов». 4 декабря 2003 года рукоположён в сан иеромонаха. 25 апреля 2010 года возведён в сан игумена. 26 июля 2010 года решением Священного Синода назначен заместителем Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. 19 марта 2014 года решением Священного Синода назначен ректором Казанской духовной семинарии, в связи с назначением 22 октября 2015 года ректором Казанской духовной семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) переведён на должность первого проректора.
1. Re: Русский мир - это концепция русской цивилизации