itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов

К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 1

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
1119
Время на чтение 7 минут

Дмитрий Алексеевич Хомяков родился 27 сентября 1841 г. [i] в семье великого русского православного мыслителя, богослова, историка, поэта, публициста, критика, переводчика, драматурга, живописца, сельского хозяина, основоположника «классического славянофильства» Алексея Степановича Хомякова (А. Ф. Лосев говорил, что «в своё время была мысль о ...канонизации» А.С. Хомякова[ii]) и Екатерины Михайловны (рожденной Языковой, сестры известного поэта). Назван он был в честь ближайшего друга юности Алексея Степановича - одарённого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, умершего в двадцатидвухлетнем возрасте (1805-1827).

А.С. Хомяков. Автопортрет.

Е.М. Хомякова

Это был не первый ребенок у Хомяковых. В 1838 г. у них умерли два сына (Степан и Фёдор), затем родилась дочь Мария (1840 г.), потом уже Дмитрий и ещё пять детей. В первые годы по рождению Дмитрия, Хомяковы жили в наёмной квартире на Арбате, а с 1844 г. - купили собственный дом на Собачьей площадке.

Дом А.С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве. Снесен в 1963 г. при прокладке Нового Арбата.

Отец много времени уделял воспитанию детей. Все они получили блестящее домашнее образование. В 1847 г., совершая путешествие в Англию, А.С. Хомяков брал с собою и своих старших детей Дмитрия и Марию.

После смерти жены (1852 г.) Алексей Степанович ещё больше стал уделять внимание воспитанию детей. По три раза в неделю сам занимался со старшими: учил их арифметике, русской истории, рисованию, а также постоянно русскому и церковнославянскому языкам[iii]. Кроме того у старших детей была гувернантка-француженка и учительница англичанка.

После смерти матери спальней Дмитрия (как и отца) стала библиотека. Весной 1853 г. А.С. Хомяков нанял для него учителя русского и греческого языка Казакова[iv]. Однако из-за болезни последнего отцу самому пришлось обучать старших детей и греческому языку.

Когда А.А. Иванов привез в С.-Петербург (1858 г.) свою знаменитую картину «Явление Христа народу», то А.С. Хомяков специально отправляется туда, взяв с собою Дмитрия и Марию, которые любили рисование, с удовольствием ходили по Эрмитажу, общались со знаменитым художником, которого весьма ценил их отец[v].


После смерти в 1860 г. Алексея Степановича девятнадцатилетний Дмитрий остался сиротой вместе с пятью сёстрами и братом Николаем (впоследствии председателем III Государственной Думы). На него легла забота не только о сестрах и брате, но и о продолжении своего образования, а также о немалой собственности.

Богатый юноша не поддался искушению, оказавшегося в его распоряжении большого состояния. Он продолжал свое образование, в большой мере пользуясь оставшейся от отца громадной библиотекой. Вместе с тем укреплялись его связи и близость с друзьями А.С. Хомякова.

Несмотря на сложные семейные обстоятельства, Дмитрий Алексеевич успешно окончил историко-филологический факультет Московского университета и на протяжении всей последующей жизни прикладывал малоафишируемые, но поистине неоценимые (и неоцененные по достоинству до сего дня) усилия по сохранению наследия А.С. Хомякова, уточнению нюансов его биографии, переводу, изданию, истолкованию и разъяснению его сочинений и переписки. Это не могли не заметить почитатели и исследователи творчества А.С. Хомякова[vi].

Дмитрий Алексеевич, продолжая дело отца, финансирует издание «Песен», собранных П.Н. Рыбниковым, который от всей души благодарил его[vii]. В этой связи уместно вспомнить и статью Ильи Беляева «Аника-воин», которая посвящалась исследователю и издателю русского фольклора - Д. А. Хомякову[viii].


Будучи владельцем наследственного имения в с. Богучарово Тульского уезда Тульской губернии Д.А. Хомяков постепенно разворачивает здесь большие строительные работы: пристраивает к старому господскому дому два флигеля, строит дом для управляющего, обновляет и расширяет парники, оранжерею и т.д.

Он был женат на Анне Сергеевне Ушаковой (1856-?), дочери тульского губернатора С.П. Ушакова, представительнице известной фамилии, которая по преданию восходит к косовскому князю Редеде (ХI в.).

А.С. Ушакова

Но впоследствии они расстались, детей не имели [ix].

Больше Д.А. Хомяков в брак не вступал.

Дмитрий Алексеевич активно участвовал в земском движении, занимался благотворительностью. Он основал и содержал образцовые народные училища в своих имениях в деревне Волоть (1870 г.), с. Обидимо (1873 г.), был почетным блюстителем (попечителем) других школ, расположенных в ближайших волостях Тульского уезда, за что впоследствии был удостоен серебряной медали в честь 25-летия восстановления Александром III церковной школы в России.

Неоднократно избирался Д.А. Хомяков в члены Тульской уездной земской управы и Губернского земского собрания, а также в мировые судьи и почетные мировые судьи.

В то же время, он постоянно уделял внимание собиранию и изданию трудов отца. Французские сочинения А.С. Хомякова публиковались при жизни за границей. Собрать их воедино вместе планировал Ю.Ф. Самарин в составе тома богословских сочинений, но том увидел свет без французских оригиналов. Единственное переиздание в 1872 г. предпринял Д.А. Хомяков в Швейцарии (Лозанне) и Вене, выпустив сборник «Латинская церковь и протестантизм с точки зрения восточной Церкви» под собственным именем А.С. Хомякова.

Дмитрий Алексеевич был настолько бережен и принципиален в отношении адекватного понимания наследия своего отца, что не оставлял без ответа несправедливые заключения (и даже замечания) известных, популярных толкователей (таких например, как Вл. Соловьёв), которые могли ввести в заблуждение неискушенного читателя[x].

Безпристрастному читателю и объективному исследователю здесь, несомненно, очевидно, что богословская компетентность и убедительность на стороне Д.А. Хомякова[xi].

В 1894 г. в память о своем отце и в честь девяностолетия со дня его рождения Д.А. Хомяков возвел невдалеке от Сретенского Богучаровского храма, построенного отцом и освященного в 1841 г., необычную колокольню в виде четырехгранной изящной башни с пирамидальным четырехскатным покрытием наподобие известной венецианской кампанеллы при соборе св. Марка. Причины выбора именно венецианского прототипа неизвестны, но есть предположения, что такая колокольня могла быть воплощением русской идеи всечеловечности, мечты славянофилов о соединении всего христианского мира «под одним знаменем истины», т.е. Православной Церкви.

Колокольня была спроектирована крупным петербургским архитектором, одним из известных зодчих, трудившихся в «русском стиле», Н.В. Султановым, который изменяя здесь своему обычному творческому почерку, стилизующему древнерусские образцы, добавил и нечто свое (при сопоставлении оригинала и копии находят некоторые существенные отличия, прежде всего, в размерах и в трактовке яруса звона).

Архитектор проектировал колокольню вместе с художником П.В. Жуковским (сыном поэта В.А. Жуковского), с которым работал и над созданием памятника Императору Александру II в Московском Кремле.

Позже, уже в 1900-х годах Султанов писал своему другу графу С.Д. Шереметеву: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни S. Marco, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России».

Примечания:

[i] Все даты приводятся по юлианскому календарю (старому стилю).

[ii] Лосев А.Ф. Термин «магия» в понимании П.А. Флоренского // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М., 1990.- С.280.

[iii] Хомяковский сборник. - Т.I. - Томск. 1998.- С.91.

[iv] Там же. - С.116. 121.

[v]Там же. - С. 189, 191.

[vi] В фонде Отдела редких книг Тульской областной универсальной научной библиотеки сохранилась книга профессора Киевской духовной академии В.З. Завитневича «Алексей Степанович Хомяков: Т. 2. Система философско-богословского мировоззрения Хомякова» (Киев: Петр Барский в Киеве, 1913. - 306 с.) с дарственной надписью на титульном листе: «Глубокоуважаемому Дмитрию Алексеевичу в честь благоговейного отношения к памяти великого отца».

[vii] Рыбников П.Н. Письмо к Дм. А. Хомякову. Осень 1861 г. // Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.2. - М.: Тип. Семена,1862. - С. III.

[viii] Беляев Илья. Аника-воин (Посвящается Д.А. Хомякову) // Русский архив.- 1864.- №1.- С.90-93.

[ix] Бобринский Н.Н. Старинный род Хомяковых // А.С. Хомяков. Избранное.- Тула, 2004.- С.534.

[x] Хомяков Д. По поводу исторических ошибок, открытых г. Соловьёвым в богословских сочинениях Хомякова // Православное Обозрение.- 1888.- №3.- С.611-615.

[xi] До сих пор в историографии наблюдается необоснованное причисление В.С. Соловьёва (пусть даже только «раннего») к «славянофилам».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Александр Каплин
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Бабка Васюта
Из записок «По дороге домой»
11.10.2020
Все статьи Александр Каплин
Новости Москвы
Все статьи темы
Консервативная классика
О положении классической русской
литературы в современном мире
04.02.2023
Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей»
Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода
09.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«За нами Бог, за нами правота дела»
Взгляд на русское государственное мировоззрение в трудах священномученика Иоанна (Восторгова)
03.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 14:16
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.02.2023 07:24
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
05.02.2023 07:23
День окончания героической обороны Троице-Сергиевого монастыря
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:41
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:12
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34