Наследие выдающегося русского церковного мыслителя, «защитника Православия», духовного писателя, ревностного блюстителя православного благочестия, путешественника и паломника, общественного деятеля, архивиста, драматурга, поэта, искусствоведа А.Н. Муравьева (см. подробнее о нем здесь).
с трудом, но все же постепенно становится известно в наше время хотя бы некоторому кругу любителей российской словесности. Некая старомодность стиля требует определенного настроя и усилий читателя. А между тем плоды его деятельности известны миллионам людей (которые зачастую и не догадываются об этом). Более того, они стали остро современны в связи с событиями вокруг Андреевской церкви в Киеве.
Так что есть насущная потребность хотя бы кратко познакомиться с жизнью и трудами этого подлинно церковного человека, который всю свою сознательную жизнь посвятил служению Церкви и Православию.
+ + +
Андрей Николаевич Муравьев родился в Москве 30 апреля[i] 1806 г. и был назван в память апостола Андрея Первозванного. Он был пятым ребенком в семье математика, подполковника в отставке, Николая Николаевича Муравьёва (1768-1840) и Александры Михайловны (рожденной Мордвиновой) (1768-1809), которая происходила из знатного рода.
Род Муравьёвых был еще более древний, он известен с XV столетия. Но к началу XIX века Н. Н. Муравьев обеднел.
Александра Михайловна воспитать всех своих детей не успела. После ее смерти, Николай Николаевич остался с шестью детьми и решил полностью посвятить свою жизнь их воспитанию, хотя и не без помощи родственников (Андрей был отдан на их попечение в Петербург).
Николай Николаевич в 1812 году поступил в московское ополчение и уже в августе произведен в полковники. В Отечественной войне приняли участие и три его старших сына (20-ти, 18-ти и 16-ти лет). За отличия при взятии Гамбурга он был произведен в генерал-майоры, а в октябре 1815 г. вышел в отставку.
Тогда же он забрал девятилетнего Андрея в Москву, в дом на Большой Дмитровке. Здесь же разместилась возглавляемая Н.Н. Муравьевым Школа колонновожатых, которая в 1816 г. получила официальный статус. Отрок Андрей, оказавшись в военной среде, подружился со многими воспитанниками школы из знатных семей.
Но немалое место в его воспитании занимала и литература, к которой он стал проявлять особенную склонность. Для дальнейшего его обучения в 1820-м - начале 1821 гг. был приглашен преподаватель российской словесности, поэт и переводчик С. Е. Раич (1792 - 1855), родной брат епископа Калужского и Боровского (впоследствии митрополита Киевского) Филарета (Амфитеатрова). Естественно, все это не могло не повлиять на 14-летнего Андрея.
Он занимался латинским языком, французской, немецкой литературой, а в феврале 1822 г. А.Н. Муравьев был определен к «архивным юношам» - архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел. Но пробыл он здесь недолго, отец-генерал испросил его увольнения и походатайствовал о переводе его на военную службу уже в марте 1823 г.
А.Н. Муравьев. Портрет работы П.З. Захарова. 1838 г.
7 мая 1823 г. А.Н. Муравьев был зачислен в 34-й Егерский полк Второй армии, который располагался в Тульчине. По дороге сюда при переправе у Киева через разлившийся Днепр Андрей испытал немалое потрясение (так как «два часа носился ...между жизнью и смертью»).
В Киеве он с благоговением посетил Печерскую Лавру и все соборы, «дышал родным воздухом» в «колыбели нашего отечества»[ii]. Это первое посещение Киева произвело на него неизгладимое впечатление[iii] и во многом повлияло на его судьбу.
+ + +
Прошли десятилетия напряженной и плодотворной деятельности. В августе 1858 г. А.Н. Муравьев через Одессу направился в Киев к празднику Софийского собора Рождества Богоматери. Кроме того он хотел осуществить свое давнее желание - поселиться там на постоянном месте жительства.
Его желание получило самое чудесное разрешение. Священник киевской Десятинной церкви вывел его из задних ворот ограды на пустырь, обнесенный валом, и показал ему у спуска горы, напротив церкви Андрея Первозванного (построена в 1748-1762 гг. (1749-1754 гг.) московским архитектором И. Ф. Мичуриным по проекту Ф. Б. Растрелли Младшего) еще незастроенное место для дома отставного поручика, помещика и археолога А.С. Анненкова.
М.К. Клодт. Вид в Киеве из сада Муравьёва[iv]. 1871.
Андрей Николаевич был поражен необычайною красотою вида, который открылся ему «с вершины вала, еще времен Владимировых»: «весь нижний Киев был у ног моих, со всеми глубокими оврагами его предместий, и далекое течение Днепра с Вышгородом, селом Ольги; верст на 30 простиралась пред моими глазами лесистая равнина Заднепровская»[v].
Приехав в Петербург, А.Н. Муравьев испросил у Государя Императора денежное пособие (5000 руб.) и купил у вдовы А.С. Анненкова участок земли (теперь это - территория Исторического музея Украины) - напротив паперти Андреевской церкви.
Для строительных работ А.Н. Муравьев пригласил офицера Киевской саперной бригады М. Семенова, оставившего впоследствии свои мемуары [vi]. Летом Андрей Николаевич стал жить в Киеве, а зимой перебирался в Петербург. М. Семенов оставался в хижине, чтобы следить за садом и строящимся двухэтажным особняком. Вплотную к усадьбе Андреевской церкви, на бывшем пустыре Андрей Николаевич устроил прекрасный фруктовый сад, выстроил летний деревянный дом в русском «теремном» стиле, разбил замечательный элитных сортов виноградник. Здесь же писатель проложил аллеи и дорожки, установил лавочки и фонари. Сад был открыт для посещения горожанами. Но устройство всего этого великолепия стоило весьма больших средств. Так что до конца жизни А.Н. Муравьев был обременен долгами[vii].
К сожалению, ныне от этой усадьбы не сохранилось ничего. На месте деревянного дома осталась лишь надпись на камне со словами преподобного Нестора «Откуда есть пошла земля Русская».
Киев. Церкви Андреевская и Десятинная.
Деятельность Андрея Николаевича в Киеве была очень энергичной: он настоял на отмене проекта инженер-генерала Э. И. Тотлебена о превращении Киева в город-крепость, содействовал восстановлению храма св. Ирины, Софийского собора, Десятинной церкви, Межигорского монастыря.
Возродил (в 1861 г., после 25-летнего перерыва) вместе с митрополитом Киевским Арсением (Москвиным) крестный ход на крещение святого князя Владимира. А затем стал (в 1864 г.) и председателем учрежденного по его инициативе Свято-Владимирского братства, занимающегося преимущественно миссионерской деятельностью[viii].
К этому времени А.Н. Муравьев являлся одним из наиболее авторитетных и влиятельных светских писателей Русской Православной Церкви. Он уже более 20 лет считался «эпитропом (т. е. поверенным)» в России трех патриарших престолов (Александрии, Антиохии, Иерусалима); длительное время сносился со многими обитателями Афона (свободно изъясняясь на греческом языке), был ктитором 2 афонских монастырей - болгарского и русского; состоял в многолетней переписке по догматическим, церковно-политическим, должностным вопросам с 4 патриархами и другими епископами Востока, а также со многими русскими.
В 1866 г. А.Н. Муравьев вышел в отставку, «по случаю упразднения должности», в чине действительного статского советника. К тому времени в Киеве среди собственного сада уже возвышался добротный дом. И многие знакомые паломники к киевским святыням не обходились без сопровождения Андрея Николаевича.
Особенно почитая Св. Апостола Андрея Первозванного (написав ему акафист[ix]), он приложил огромные усилия по спасению Андреевской церкви (став ее ктитором). Найдя жертвователей, он устроил в подвальной части храм во имя преп. Сергия Радонежского, обеспечил устройство дивного иконостаса и икон из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но самым большим его вкладом стала частица мощей Св. Апостола, полученная на Святой горе Афон. Во второй половине XIX в. именно А. Н. Муравьеву удалось сохранить исторический центр Киева, в т.ч. архитектурный ансамбль Св. Софии Киевской.
Заслуги А.Н. Муравьева как духовного писателя тоже стали к тому времени очевидными, свидетельством чему явилась статья Святогорца «Краткий обзор всех сочинений А.Н. Муравьева» [x].
Но в эти же годы наступает и череда утрат. Один за другим умирают его знаменитые родные братья: в 1864 г. - Александр Николаевич, а в 1866 г.- Михаил Николаевич («Муравьев-Виленский») и Николай Николаевич («Муравьев-Карский»).
(Продолжение следует)
[i] Здесь и далее все даты приводятся по юлианскому календарю.
[ii] Муравьев А.Н. Мои воспоминания // Русское обозрение. -1895.- №5.- С.60.
[iii] Киевское вдохновение подвигло А.Н. Муравьева на написание «Первого впечатления Киева в апреле 1823 года», а затем и другого оригинального стихотворного произведения «Днепр», которое он издал в 1827 г. в двух редакциях под разным названиями.
[iv] Работа экспонировалась на I передвижной выставке в 1871 г. и опубликована в «Указателе Первой художественной выставки картин Товарищества передвижников» (стр.3, №23). На момент экспонирования принадлежала известному российскому меценату, петербургскому городскому голове, тайному советнику И.П. Лесникову.
[v] Муравьев А.Н. Мои воспоминания.- М., 1913. - С.97.
[vi] Семенов М. Воспоминания об А. Н. Муравьеве. - Киев, Губ. тип., 1875.- 189 с.
[vii] См. Хохлова Н.А. Андрей Николаевич Муравьев - литератор. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.- С. 213.
[viii] Открытие Киевского Свято-Владимирского при Софийском соборе, братства и проект устава Братства. - Киев: Тип. Давиденко, 1864.- [2], 8 с.
[ix] Акафист Св. апостолу Андрею Первозванному.- Киев, 1869.- 31 с.
[x] Святогорец, что на Донце. Краткий обзор всех сочинений А.Н. Муравьева. Отд. оттиск из «Второго приложения к Церковной летописи за 1866 г.».