В центре главного города Республики Сербской Баня-Луке стоит несколько необычный памятник. Похоже, что его автор решил сыграть на резком контрасте между формой и содержанием. При первом взгляде составляющие памятник двенадцать сердец настраивают на лирический лад, поскольку изображение сердца, как правило, ассоциируется с любовью. Однако знакомство с табличкой на памятнике заставляет резко изменить настроение. Двенадцать сердец - это память о двенадцати новорожденных детях, погибших в 1992 году в местном роддоме из-за нехватки кислорода. В то время Баня-Лука была заблокирована хорватско-мусульманскими войсками, а полеты над Боснией и Герцеговиной были запрещены командованием сил ООН, размещенных в этой стране. В течение нескольких дней сербы стучались во все международные организации, а самолет с кислородом ожидал на аэродроме в Белграде. Все было напрасным. Натовские генералы, стоящие во главе миротворческих сил, так и не дали разрешение на полет. Дети погибли, а к памятнику приносят цветы - цветы скорби.
Также в центре Баня-Луки есть еще один памятник, куда часто приносят цветы. Но это уже цветы благодарности. А 17 июля здесь были особые торжества, поскольку это памятник российскому императору Николаю II. В церемонии возложения венков приняли участие представители правительства Республики Сербской, Посольства России и общественных организаций. Затем участники этого мероприятия посетили строительную площадку по сооружению Центра русско-сербского духовного единства, посвященного памяти царственной семьи Романовых. Интенсивный ход строительных работ на комплексе (включает русско-сербский храм и культурный центр) позволяет говорить, что намеченное на сентябрь этого года торжественное освящение фундамента Центра состоится вовремя.
В выступлениях и интервью участников церемонии, наряду с благодарностью в адрес России и царственной семьи Романовых, звучали слова в поддержку российской международной политике по защите традиционных духовных ценностей.
Как представляется, эти два памятника в небольшом сербском городе могут служить неплохой аргументацией в давнем споре внутри российского общества об «особом пути России». Одним (Западу) ставят памятник, как напоминание об их бездушии, другим (России) - в знак благодарности.