В несторианском храме

Новости Москвы 
0
1635
Время на чтение 5 минут

 

Религиозная панорама столицы, чему посвящены ряд моих заметок, была бы неполной без несториан. 20 лет назад в Москве появился большой несторианский храм во имя Пресвятой Девы Марии (Мат Марьям). Кстати, на фотографии он кажется бо́льшим, чем на самом деле. Прежде чем описать свои впечатления от службы в храме, хотел бы немного коснуться истории и вероучения этой конфессии.

Эта церковь (официальное ее название - Святая Апостольская Соборная Ассирийская церковь Востока) не относится ни к Православию, ни к католицизму, ни к протестантству, это четвертая ветвь христианства - древневосточная. Но и к семье древних Восточных церквей, к которым, в частности, относится Армянская, она тоже не относится. Стоит особняком. Интригующе. Как известно, Несторий, бывший в течение 3 лет Константинопольским Патриархом (428-431), был осужден на III Вселенском (Эфесском) Соборе (431) за свое ложное учение, согласно которому был человек по имени Исус, в Которого за его праведность вселился Сын Божий. В связи с таким взглядом Пресвятая Дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей. Несмотря на свое осуждение, несторианство широко распространилось, особенно в Центральной и Средней Азии (здесь центром этой конфессии был Самарканд). Несторианские проповедники проникли даже в Китай и Японию. В конце 19-го века несторианский епископ и несколько клириков вместе со значительным числом прихожан были приняты в лоно РПЦ в сущем сане. В настоящее время число последователей Ассирийской церкви Востока составляет около 200 тысяч человек (больше всего в Ираке и Сирии; в России около 10 тысяч). В Москве их насчитывается около 2,5 тысяч человек. До строительства храма богослужения совершались на приставном престоле в храме Знамения у Рижского вокзала, а затем в помещении одного из крестильных храмов при входе на Ваганьковское кладбище. Что касается вероучения этой Церкви, то здесь много неясного. С одной стороны, Константинополь и Ватикан признают его полностью соответствующим постановлениям Халкидонского Собора, и эта Церковь изъяла из Литургии анафематизмы против Халкидонских Церквей, однако, Нестория она по-прежнему почитает святым. В храмах этой Церкви отсутствуют иконы; кресты без Распятий. Досадным моментом является особое учение о Евхаристии, которое утвердилось в этой церкви под влиянием протестантизма. На информационном стенде церковной ограды утверждалось, что эта Церковь «полностью согласна с Халкидонским Собором».

Перехожу теперь к впечатлениям от посещения богослужения в храме. Как я уже отметил, не было никаких изображений. Справа и слева от алтаря под бра горели две лампады - по-видимому, они несли чисто символическую нагрузку. Были и свечи; они горели на нескольких подсвечниках и на каноне софринского производства (Распятие с креста было убрано). Над алтарной частью изображение Креста в лучах. Пространство храма было заполнено до предела. Прихожане подходили к алтарной перегородке, в центре которой стоял аналой с крестом и каким-то покрывалом. Перекрестившись, они целовали их. Некоторые крестились и прикладывались троекратно. Кстати, крестились троеперстно, справа налево, вполне истово (также и священник). До начала службы за завесой были слышны слова молитв - видимо, это священнослужители готовились к совершению Литургии. За полчаса до ее начала вышел священник и стал делать краткие возгласы, на которые попеременно справа и слева от алтарной перегородки стали подхватывать мужской и женский хоры. Это было похоже на чтение акафиста нараспев или канона с запевами в нашей практике. Возможно, что здесь это было что-то похожее на утреню. Продолжалось это в течение получаса. Ровно в 10.30 завеса открылась и взору молящихся предстала следующая картина: престол, прислоненный к стене с 12-ю электрическими лампадками, крест над престолом, священник и четыре диакона в облачениях. В процессе службы священник неоднократно воздевал руки. Пели антифонно, т.е. попеременно, священнослужители и певцы, которые были уже на балконе (в белых одеждах с красными вышитыми крестами на груди). Теперь уже пение было не таким монотонным, как перед Литургией. Молящиеся сидели, справа - мужчины, слева - женщины, на лавках, как в костелах. В особо важные моменты все вставали. Все женщины были в платках, некоторые в брюках. Никто во время службы не разговаривал. О чем-то по ходу службы можно было догадываться. Например, о пении Трисвятого. Отрывок из пророка Исаии читался на русском языке, а Апостол и Евангелие сначала по-арамейски, затем по-русски. Перед чтением отрывка из Ветхого Завета и апостольского чтения диакон для получения благословения становился на колено, священник осенял его крестом. Прочитав Апостол, диакон сказал: «Хвала Господу и апостолу Павлу». Во время чтения Евангелия стояли со свечами два свещеносца (они были без стихарей). Евангелие читалось лицом к молящимся. Кстати, с бородой был только священник и один из диаконов (он был похож на оо. Александра Меня и Михаила Турчина). Очень просто было совершено то, что у нас называется Великим входом - перенос чаши с вином и хлеба на дискосе с жертвенника на престол. Священник истово совершал строго регламентированные действия, иногда это казалось несколько театральным. Шесть раз с земным поклоном целовал концы престола. Можно было догадаться, что прозвучал Символ веры. То, что у нас совершают в это время священники в алтаре - «целование мира» со словами «Христос посреди нас» - «И есть и будет» - здесь совершалось касанием сложенных рук друг друга - символическая «передача» благодати от священника младшим (детям, подросткам - чистым, безгрешным, как объяснила одна из прихожанок) и от них всем, кто находится в храме. Священник и некоторые молящиеся при этом целовали свои верхние пальцы сложенных рук и совершали дуновение. Одна маленькая девочка (видимо, дочь священника) это действие совершала, подходя к каждому молящемуся, что всех очень умиляло. В конце Литургии подключили фисгармонию. Перед причастием все молящиеся вслед за священником встали на колени. Священнослужители причащались за закрытой завесой. Перед этим священник долго стоял на коленях (возможно, что он читал в это время записки). Молящиеся в это время молча сидели. Затем раздалось довольно красивое пение под фисгармонию. Перед причастием была небольшая проповедь-беседа, в которой  священник сказал о своем предстоящем отъезде в отпуск на родину в Ирак (сказал, что Литургии в это время не будет, но призвал всех приходить каждое воскресенье на молитву в храм, т.к. «нет ничего важнее, чем воскресный день»); о встрече их Патриарха с папой Римским; о том, что, к сожалению, христиан в Ираке и Сирии становится все меньше и «мы ничего не можем с этим сделать, только молиться, но вы все знаете, что нет ничего сильнее молитвы». Посетовал на то, что постепенно забывается родной язык, сказал, что трудно его сохранить, т.к. дети учатся в школах, смотрят телепередачи, общаются с друзьями на языке той страны, где они живут. Отметил, что в России наиболее комфортные условия для сохранения культуры отдельных народностей, этноса, чем в других странах, где ассимиляция кардинальная. Россию, по его словам, он очень любит, и любят его родные и знакомые, скучают по людям, по прихожанам. Непривычно было наблюдать темпераментную жестикуляцию священника с крестом в руках (сам он ассириец родом из Ирака). Затем все встали на колени, священник, воздев руку с крестом, кратко прочитал общую исповедь.

Подходя ко причастию (причастниками были все присутствовавшие в храме), каждый «умывался» фимиамом, воскурявшимся от подвешенного кадила. Каждому священник отламывал кусочек причастия - детям вкладывал в уста, а остальным давал в руку. Потом все подходили к диакону, который держал чашу, испивали из нее один раз. Священник особо отметил нескольких темнокожих гостей, так же, как и детям, вложил им в уста хлеб с дискоса, но перед этим что-то спросил у них, улыбался. Потом, после того как все причастились, он объяснил (чтобы людей не смущало), что это «свои» - болельщики, которые приехали на чемпионат по футболу. Утешил всех в связи с вчерашним проигрышем нашей (российской) команды от хорватов - «не всегда люди выигрывают, проигрывают тоже, главное, делать это достойно».

Священник несколько раз отреагировал на незначительные помехи от своих маленьких детей, строго делал им замечания: «Если так ведут себя дети священника, то что говорить о других». При подходе ко кресту детей и некоторых прихожан целовал в голову. В общей сложности, все продолжалось два часа. Колокольного звона, почему-то не было.

 

Памятник Патриарху Ассирийской Церкви Востока Беньямину Шимуну

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: В несторианском храме

«Досадным моментом является особое учение о Евхаристии, которое утвердилось в этой церкви под влиянием протестантизма» Наоборот. Это протестанты от несториан приняли учение о соприсутствии.
М.Яблоков / 11.07.2018, 12:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
«Сербия выстоит, если Россия победоносно завершит СВО»
В Институте Стран СНГ прошёл Пасхальный Круглый стол
23.04.2025
И сколько нас, искренне верующих?
Впечатления участника пастырского совещания в Москве
22.04.2025
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.05.2025 21:29
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.05.2025 20:49
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Константин В.
05.05.2025 20:31
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Константин В.
05.05.2025 20:28
Провальные дела на действия врагов
Новый комментарий от Калужанин
05.05.2025 19:09
Святителю Николаю Сербскому
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
05.05.2025 16:56
Белорусский поход
Новый комментарий от Юрий Омельченко
05.05.2025 16:55