Все мы любим отечественную лирическую кинокомедию «Три плюс два». Иногда пересматриваем её и вспоминаем свои отпуска, проведённые у моря! Помните, главные герои - трое молодых мужчин-отпускников. Двое из них влюбляются и крутят романы, а третий, физик Сундуков (между прочим, доктор наук), остаётся не у дел! Но речь не об этом. Физик, как и многие отпускники, берёт с собой на море лёгкое чтиво - иностранный детектив, затрёпанную книжонку. Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет - воздух, солнце и море действуют на всех отдыхающих так расслабляюще, что никакая серьёзная литература в голову не идёт! Но наш физик так увлекается этой книжкой, что ему даже снятся кошмарные сны, в которых он одним из действующих лиц детектива! Наконец, незамысловатый детективчик прочитан! «Вы представляйте, - радостно докладывает физик своим друзьям - Джексон оказался ...женщиной!». Джексон, надо заметить, в книжке был главным злодеем, вокруг которого и вертелась интрига.
К чему это всё я рассказываю? Да потому что, именно эта целевая фраза Сундукова вспомнилась мне, когда я смотрела анонсы по Телеканалу «Культура» и читала рецензии на новый спектакль режиссёра Константина Богомолова «Три сестры», поставленный на сцене МХТ имени Чехова. Вот небольшие выдержки из рецензии Елены Федоренко под названием «Сёстры немилосердия» (см. газету «Культура» № 19 от 8-14 июня с.г.). «Поклонникам режиссёра спектакль явно придётся по душе. Многие фирменные приёмы сохранены. «... в открытом доме со сверкающим неоновым каркасом ... огромные экраны по периметру, на которых можно рассмотреть лица обитателей крупным планом» (?). Вся мебель на сцене - «усреднённо советская», «часы покойной мамы» - чеховский текст - электронные, цифровые. Костюмы персонажей сделаны нарочито вне временной рамки. Но не это, конечно, главное. Не главное и то, что чеховский текст сокращён, что «актёры по преимуществу сидят и проговаривают текст - приглушённо, иногда замирая до шёпота, небрежно, скороговоркой»... Что «сценическая жизнь «понарошку» воображения не тревожит». Главное, что любой богомоловский спектакль не обходится без провокации! И здесь она тоже есть!
Главным героем пьесы режиссёр выбирает Николая Тузенбаха, в роли которого ... Дарья Мороз! Одна из ведущих актрис театра, а в частной жизни ещё и супруга режиссёра! (Как тут не вспомнишь старика Фрейда «со товарищи!»). Актриса одета в некое подобие кителя, её светлые волосы представляют собой модную мужскую стрижку... «Зачем, - пишет критик, - режиссёру понадобился гермафродитизм в по-чеховски мужской истории про потерянных женщин, объяснить не получается». Тут, правда, критик противоречит сама себе, ибо объяснение она находит почти сразу! Чуть ниже она пишет об этой постановке, что это: «... не случайный результат или дань моде, а декларация. До душевной боли сестёр ему нет дела. До переживаемых в каждом акте событий тоже. ... Внешне самый спокойный (!) свой спектакль режиссёр безжалостно превращает в перевёртыш, эрзац, кривую копию оригинала». Видимо Богомолову (хочется верить, что это его псевдоним, а не настоящая фамилия) как раз и есть дело то того только, чтобы самыми иезуитскими методами извратить русскую классику, заставить зрителя во время спектакля ... нет, не задуматься о смысле своей жизни, а, получив такую вот нравственную затрещину, сначала опешить, а потом брезгливо передёрнувшись, отказаться и от каких-либо духовно-нравственных исканий, от попыток исправить свои жизненные ошибки... Зачем, если всё это - согласно богомоловской установке - совершенно неважно! И вообще, жизнь сама по себе бессмысленна и безобразна, так что, думай-не думай ... нет, лучше вообще не думать...
Поскольку Московский художественный театр назван именем Чехова, то, предполагаю, что г-н Богомолов и дальше будет глумиться над чеховскими пьесами. Порезвиться есть над чем! Не удивлюсь, если, к примеру, Треплев из пьесы «Чайка» будет Богомоловым объявлен зоофилом! А что, он пьеску свою сочинил, где звери разные действуют... Или, взять тот же «Вишнёвый сад»! Следуя концепциям Богомолова, Гаев, безусловно, страдает вещизмом, ведь не зря же он, обращаясь к шкафу, говорит: «Многоуважаемый шкаф!..» Можно темку так развить дальше, что ой-ёй-ёй... Главное ведь, поёрничать, поразвращать...
А в театрах Санкт-Петербурга дела обстоят не лучше. Остановлюсь немного на нынешнем репертуаре самого почитаемого и любимого когда-то ленинградцами БДТ им. Г. Товстоногова. С 2013 г. этот прославленный театр возглавляет Андрей Могучий. До этого времени он успел поменять несколько театров, но около 10 лет подвизался у гл. режиссёра Александринского театра (старейшего Академического театра России!) Валерия Фокина. Последний ещё является и художественным руководителем и ген. директором творческого центра Вс. Мейерхольда в Москве. Фокин - лауреат многих премий и наград. Любит ставить Гоголя и Достоевского. Собственно, этих классиков любил (но странною любовью) и его идейный вдохновитель Мейерхольд. Среди приглашённых Фокиным режиссёров уже упомянутый Андрей Могучий, а также Кристиан Люпа, Гама Гинкас, Оскар Коршуновас.
Специально пошла на спектакль «Укрощение строптивой». В анонсах об этом спектакле было написано сдержанно-осторожно: «особый взгляд на классическое произведение. Предлагается эстетика театра модерн Оскара Коршуноваса». Описывать все нелепости нет сил, но в оценках зрители разошлись. Я согласна со следующей: «Театр - не помойка!». Конечно, эстетика в стиле Мейерхольда имеет своих поклонников, но, простите, и фаллосу тоже некоторые поклоняются, но это же не значит, что этому надо и нормальным людям следовать. И вообще, в чём главный смысл театра как такового - смаковать пороки и извращения или всё-таки воспитывать зрителя на высоких нравственных идеалах, делать его чище, лучше, добрее? Кажется, всем здравомыслящим людям ответ очевиден, всем, но, как ни странно, только не нынешним деятелям культуры, в частности, упоминаемым здесь театральным режиссёрам!
Фокинские интерпретации пьес Гоголя смотреть нет нужды - просто перечитайте пародию на творчество Мейерхольда в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова. Они там замечательно посмеялись над его модернистскими штучками, кстати, там речь шла как раз о гоголевской «Женитьбе». Цитирую: «К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколёсина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из чёрного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколёсина, который врезался в толпу верхом на Степане. Подколёсин был наряжен в камергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколёсин возопил:
- Степа-ан!
... Но так как Степан, стоящий тут же и одетый в барсову шкуру, не откликался, Подколёсин трагически спросил:
- Что же ты молчишь, как Лига наций?
- Очевидно, я Чемберлена испужался, - ответил Степан, почёсывая шкуру.
... Сцена сватовства вызвала большой интерес зрительного зала. ... на протянутой через весь зрительный зал проволоке начала спускаться Агафья Тихоновна. ... Она была в трико телесного цвета и в мужском котелке. ... Женихи были очень смешны, в особенности - Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом.». Ну, и так далее, в том же духе и стиле. Да какая же это, собственно говоря, пародия? Это именно нынешняя фокинская эстетика! «Сапоги всмятку!».
Его верный ученик и последователь А. Могучий трудится в БДТ им. Товстоногова не покладая рук! Его энергия поражает! В каких только международных фестивалях он не участвовал, где только не работал! В БДТ он поставил «Что делать?» по одноимённому произведению Н. Чернышевского, пьесу современного российского автора И. Вырыпаева «Пьяные» и «Грозу» А. Островского. Я, обычный зритель, не театровед, но мне известна печальная ситуация с БДТ. От прославленного товстоноговского театра не осталось и следа! Об этом говорят питерские театралы и немногочисленные объективные театроведы. Я давно в этот театр не хожу, но вот приезжала недавно московская подруга и ей захотелось вспомнить былые посещения этого театра. Она купила билеты и, в результате, я посмотрела часть тошнотворного спектакля «Пьяные» (до конца не досидели!). Верх цинизма, хамства и бесталанности! Все в этом спектакле действительно пьяные, актёры изображают все нюансы алкогольного опьянения хронических алкашей, в том числе и рвотные рефлексы. Они дерутся, нецензурно выражаются, и что самое пакостное, при этом часто упоминается слово «Господь» и это рядом с такими словами, как «говно» и его производными! Прости меня, Господи! Пьяные персонажи объясняют друг другу: «Ты Господь и я Господь!», «Все мы - Господь Бог!..» Честно говоря, удивляет, что до сих пор питерская православная общественность никак не реагирует на такое кощунство! Зато сам Могучий вступился и за К. Райкина, которого критиковали за скандальные заявления, и за не менее скандального автора «Тангейзера» в Новосибирском театре. Вот нам бы такое сплочение!
Вот поэтому с огромным моральным удовлетворением позднее я прочитала опубликованную на страницах «Литературной газеты» (№3(6583) от 31 января 2017г. разоблачительную статью русского писателя, театроведа и публициста Марка Любомудрова под знаменательным названием «Смердяковщина», где подробнейшим образом, на высоком профессиональном уровне была дана принципиальная оценка «художествам» А. Могучего. Надо заметить, что статья вызвала большой резонанс и в среде творческой интеллигенции, и у театралов. М. Любомудрова, между прочим, в 90-е гг. травили либеральные СМИ, а печально известный «перестройщик» А. Яковлев постарался, чтобы Марка Николаевича уволили с работы. Но он выстоял! Ныне Любомудров - вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, несмотря на солидный возраст - ему 85 лет!
Так вот, в своей статье М. Любомудров камня на камне не оставил на БДТ А. Могучего, проанализировав перечисленные выше спектакли. Он вынес им очень суровый, но справедливый приговор! Цитирую: «...постановщик создал компиляцию из множества приёмов и методов европейского модерна и постмодерна, которыми детально разработана эстетика отчуждения искусства от человека и где драматургия рассматривается лишь как предлог для демонстрации эксцентричной (и часто аморальной) фантазии режиссёра...». «Сегодня А. Могучий и иже с ними со смердяковской убеждённостью трансплантируют это «наследие» в русское художественное пространство, вытесняя и замещая нашу традиционную национальную культуру (высочайшую в мире!), разрушая цивилизационный код Русского Народа. Современные аналитики определяют этот процесс как этнотерроризм». Лучше не скажешь!
Мне доподлинно известно, что один из известнейших народных артистов Санкт-Петербурга дважды был на приёме у министра культуры А. Мединского и умолял освободить БДТ от «диктатуры» Могучего, но, видимо, даже министр оказался бессилен перед некими силами, ибо всё осталось без перемен. Более того, в марте этого года режиссёр А. Могучий был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени! В 2011, 2012, 2016 и 2017гг А. Могучий стал лауреатом театральной премии «Золотая маска»... ТАКИМ ОБРАЗОМ, БЕСПРЕДЕЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!! Видимо, наш Президент не ходит в театр!!
Следующий, 2019 год, друзья мои, объявлен Годом Театра! Вот что сказал по этому поводу председатель Союза театральных деятелей, народный артист РФ А. Калягин на рабочем совещании: «Уверен, что Год театра может и должен способствовать развитию театрального дела, причём на многие годы. Сделать это можно только вместе, и я очень верю в вас всех, жду ваших конкретных предложений, идей, проектов...». Что ж, если вдруг предположить (хотя для этого нужно быть идеалистом или обладать поистине детской наивностью), что театр должен работать для зрителей, то мы все, уважаемый Мэтр, дружно воскликнем словами классика: «Сейте Разумное, Доброе, Вечное! Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ!». Вопрос только в том, а имеются ли у нас такие сеятели? Вот несколько дней назад показали в новостях телеканала «Культура» премьеру «Ревизора» в одном из московских театров, к сожалению, пропустила, в каком именно. Там А. Калягин выезжает на сцену в инвалидной коляске, играя роль ... нет, не Городничего, как вы подумали, а ... Хлестакова! Ещё одна «оригинальная» и столь же «талантливая» выдумка какого-то театрального «гения»... Да... Прискорбно, что «глас народа» у нас по-прежнему остаётся «гласом вопиющего в пустыни!»... И всё же хотелось бы верить, что Русский театр «въедет» в Год Театра и в последующие годы не на инвалидной коляске, что найдутся в России театральные мастера, для которых идеалы Добра, Нравственности и Любви имеют значение!
Тамара Борисовна Панкова, член Союза Писателей РФ
2. Re: «Джексон оказался женщиной...»
1. Re: «Джексон оказался женщиной...»