Для православных верующих 2018 год является особенным, и связан со столетием трагического события - убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. В жизнеописании святых Царственных мучеников еще много нераскрытых тайн. Одним из таких малоизученных вопросов является маршрут доставки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Надеюсь, что приведенное ниже описание маршрута будет той малой частью проясняющей этот отрезок их жизни.
В Екатеринбург Царская семья была доставлена из Тобольска 30 апреля 1918 года комиссаром В.В. Яковлевым, выполнявшим секретное поручение Совнаркома и ВЦИК. Зачастую описание маршрута пересылки Романовых содержат противоречивые сведения. Одни пишут, что перевозка Царской семьи была непродуманной и авантюрной, так как Яковлеву пришлось на ходу менять маршрут движения поезда, другие ограничились указанием только исходной и конечной точек пути. Все эти разночтения в основном можно объяснить отсутствием доступа к архивным документам по данной теме. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону, благодаря появлению нового сайта Государственного архива Российской Федерации, полностью посвященного теме истории убийства Царской семьи. Сайт содержит электронные копии уникальных документов из разных государственных и ведомственных архивов Российской Федерации, архивных фондов и частных зарубежных собраний, где вопросу перевода Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург и миссии комиссара Яковлева отведён особый тематический раздел. На основе документов сайта, дневников Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны, а также малоизвестных публикаций историков и краеведов создана карта-схема последнего пути Императорской четы с Великой княжной Марией Николаевной из Тобольска в Екатеринбург с указанием населённых пунктов, где они останавливались и меняли маршрут.
Прежде чем приступить к рассмотрению этого пути, необходимо хотя бы в общих чертах пояснить, какие события этому предшествовали. Гражданская война и переговоры с Германией, завершившиеся подписанием 3 марта 1918 года сепаратного «Брестского мира», активизировали действия большевиков в вопросе решения дальнейшей судьбы Царской семьи, находившейся на тот момент под арестом в Тобольске. Ключевая роль в организации перевозки Романовых на Урал и последующего убийства Царской семьи принадлежит председателю Всероссийского Центрального Исполнительного комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов Я.М. Свердлову. Его негласно считают вторым после В.И. Ленина человеком в большевистском руководстве. Свердлов знал лично многих революционеров-большевиков по городам России, в том числе в Екатеринбурге и Перми. В качестве исполнителя по доставке в Екатеринбург Царской семьи был выбран профессиональный боевик - революционер Василий Васильевич Яковлев (К.А. Мячин), которого Свердлов хорошо знал. Для выполнения данного поручения Яковлева наделили полномочиями чрезвычайного комиссара ВЦИК, снабдили деньгами и всем необходимым. Наркомом путей сообщения был выделен ему специальный поезд. В Уфимской губернии, куда Яковлев прибыл из Москвы и откуда был родом, он лично отобрал себе помощников и членов вооружённого отряда из числа проверенных боевиков. Операция была хорошо продумана и законспирирована, её цели знал ограниченный круг большевиков. Для постоянных контактов с Москвой Яковлева сопровождал личный телеграфист. Все телеграфные и телефонные переговоры проводились с использованием зашифрованных фраз, так, для условного обозначения Царской семьи использовались слова «груз», «багаж».
Одним из первых исследователей, которому довелось поработать ещё в советское время с архивными записями телеграфных и телефонных переговоров Яковлева со Свердловым и другими причастными лицами во время проведения этой «миссии», был известный историк Г.З. Иоффе. Своё мнение по данному важному вопросу он сформулировал в ответах на вопросы читателей: «Долгое время «омский манёвр» Яковлева представлялся малообъяснимым, во всяком случае, самовольным. Но обнаруженные в архиве документы (ленты переговоров Яковлева с Я.М. Свердловым и Свердлова с уральцами) проливают некоторый свет на этот драматический эпизод. Из них следует, что Яковлев совершил свой «манёвр» с санкции Я.М. Свердлова, которому сначала из Тюмени, а потом и из Омска сообщал о препятствиях, чинимых ему уральцами, и о своих опасениях по поводу безопасности бывшего царя и членов его семьи - главной задачи, поставленной перед ним Я.М. Свердловым. Они не должны были стать жертвой какого-либо насилия, самосуда или попасть в руки контрреволюции». 1
В настоящее время ещё более конкретно и убедительно по ходу и цели этой операции высказался российский историк П.В. Мультатули, считающийся одним из самых авторитетных знатоков «Царской темы». В одной из своих книг он посвятил целую главу «миссии комиссара Яковлева», в ней он пошагово анализирует имеющиеся материалы документов и делает следующий вывод: «Нет никаких сомнений, что командиры и бойцы уральских отрядов были дезинформированы об истинных целях Яковлева. В этой дезинформации принимали участие Свердлов, Голощёкин, Дидковский и сам Яковлев. Зачем это было сделано?
Действия «самостоятельных» уральских отрядов должны были «заставить» Яковлева, который официально вёз Государя в Москву, «изменить» свой план и доставить его в Екатеринбург. После этого Свердлов мог сказать тем, кто хотел доставить Царя в Москву, что из-за революционной анархии выполнить их задание не удалось и что Император задержан в Екатеринбурге». 2
_______________
1 Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. М.: Политиздат, 1989 г. / Генрих Иоффе. За последней чертой. Вымыслы и правда о конце династии Романовых., с. 83.
2 П.В.Мультатули. Крестный путь Царской Семьи. Екатеринбургская голгофа, М.: Вече, 2013 г., с. 215.
В Тобольске
В Тобольск комиссар Яковлев прибыл 22 апреля 1918 года. Первым делом он наладил контакт с местными большевиками и командирами вооружённых отрядов из Омска и Екатеринбурга, прибывших в Тобольск несколько ранее и также претендующих на обладание семьёй Романовых. Пользуясь правами чрезвычайного комиссара, Яковлев действовал решительно и на первом же собрании заявил, что все отряды переходят в его подчинение. Команде охраны Романовых было обещана выдача денежного довольствия, не получаемого караулом со времён правления Керенского. На следующий день он познакомился с Государем Николаем II и членами его семьи. О точном маршруте в известность он никого не ставил, но умело дезинформировал широкий круг людей намёками на то, что Царя повезут в Москву. Угрозой возможной расправы Яковлев вынудил Государя Николая II дать согласие на переезд. В связи с обострением болезни Цесаревича Алексея Яковлев с согласия Москвы решил перевозку членов семьи Романовых произвести раздельно, в два этапа.
Первым рейсом с Государем Николаем II поехали Государыня Александра Фёдоровна с дочерью Великой Княжной Марией Николаевной. 3 Из придворных и слуг выразили согласие поехать с ними: гофмаршал В.В. Долгоруков (в записках Царской четы - Валя), лейб-медик Е.С. Боткин,4 служивший врачом Царской семьи, камердинер Т.И. Чемодуров, лакей И.И. Седнев и комнатная девушка (служанка) А.С. Демидова (в дневниках Царской четы - Нюта).
В то время железной дороги между Тобольском и Тюменью не было, для переезда пользовались речным и гужевым транспортом. Яковлев, следуя инструкции Свердлова о скорейшем выполнении операции, не стал дожидаться вскрытия рек ото льда. Он оперативно собрал с помощью Тобольского совета конный поезд из простых повозок местных ямщиков, Государыни был предложен крытый тарантас. Всё удобство такого транспорта заключалось в охапке соломы на каждую повозку, в тарантас Государыни был положен обычный спальный матрас. По пути следования Яковлев заранее разослал небольшие отряды разведки и организовал в населенных пунктах своевременную перепряжку лошадей. Отбытие Яковлев назначил на утро 26 апреля.
В указанный день, ещё затемно «подводы конного поезда по требованию Исполкома Тобольска начали концентрироваться около женской гимназии... На рассвете во двор дома «Свободы» было подано до 7 пар для отъезжающих заключённых. Подводы с охраной находились во дворе другого дома... Выехав со двора, соединились по плану с охраной в несколько пар с пулемётами и верховыми...». 5
_______________
3 Оставшиеся в Тобольске дети Императора Николая II - Цесаревич Алексей и три Великие Княжны: Татьяна, Ольга, Анастасия и ещё 26 верноподданных были вывезены 20 мая.
4 3 февраля 2016 года на Архиерейском соборе РПЦ Е. Боткин был прославлен в лике святых как праведный страстотерпец Евгений врач.
5 Записка об отъезде части семьи Романовых из Тобольска ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 33. Л. 75, 78.
Тобольск. В центре - Губернаторский дом, слева - Александровская часовня. Фото автора.
Путь от Тобольска до Тюмени
Передвижение конного поезда от Тобольска до Тюмени проследим по дневниковым записям Царской четы: Государя Николая II 6 (Н II) и Государыни Александры Фёдоровны 7 (А.Ф.), приведенные в хронологическом порядке и с небольшими сокращениями (в скобках примечания автора); даты - по старому и новому стилям (через наклонную черту):
13/26 апреля. Пятница.
Н II: «В 4 часа утра простились с дорогими детьми и сели в тарантасы: я с Яковлевым, Аликс (Царица Александра Фёдоровна) с Марией, Валя с Боткиным. Из людей с нами поехали: Нюта Демидова, Чемодуров и Седнев, 8 стрелков и конный конвой (красной армии) в 10 чел. Погода была холодная с неприятным ветром, дорога очень тяжёлая и страшная тряска от подмёрзшей колеи. Переехали через Иртыш через довольно глубокую воду... сделав за первый день 130 вёрст. На ночлег приехали в с. Иевлево...».
А.Ф.: «После смены коней в 8 [часов] и в 12 [часов] останавливались в деревне и пили чай с нашей холодной закуской. Дорога просто ужасная, замерзшая земля, грязь, снег, вода до живота лошадей. Жутко трясло, болит все тело. После 4-й смены чека соскочила, и нам пришлось забираться в другую корзину. 5 раз меняли коней и пересели в другую корзинку. Остальные меняли экипажи каждый раз. В 8 [часов вечера] добрались до д<еревни> Иевлево, где мы провели ночь в доме, в котором раньше был деревенский магазин... Легли спать в 10 [часов вечера], смертельно усталые, всё тело болит. Никто не говорит, куда мы направляемся из Тюмени, - некоторые предполагают Москву.... По очереди каждый экипаж терял колесо, или что-то ещё сокрушительно ломалось».
Село Иевлево располагалось как раз на половине пути между Тобольском и Тюменью.
14/27 апреля. Суббота. (Праздник Лазарева суббота).
Н II: «Встали в 4 ч., т.к. должны были выехать в 5 ч., но вышла задержка... Перешли через Тобол пешком по доскам, только у другого берега пришлось переехать саженей 10 (около 20 метров) на пароме. Познакомились с помощником Яковлева - Гузаковым, который заведовал всей охраной пути до Тюмени. День настал отличный и очень тёплый, дорога стала мягче; но всё-таки трясло сильно, и я побаивался за Аликс. В открытых местах было очень пыльно, а в тёсах грязно».
А.Ф.: «Прошла вечность, прежде чем отъехали, 7 1/4 [часа]. Ком<иссар> нервно суетится, бегает вокруг, телеграфирует. Прекрасная погода, дорога жуткая. Снова меняем лошадей, около 6 раз, наши кавалеристы - чаще, оба дня - одни и те же люди».
_______________
6 Из дневника Николая II 14(27) марта - 16(29) апреля 1918 г. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 266. Л. 71-92.
7 Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февр. 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева; Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999 г.: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457
Следующими отмеченными в дневниках Царской четы пунктами остановок и смены лошадей, стали родное село Григория Распутина и село Борки: 8
Н II: «...в с. Покровское была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория, и видели всю его семью, глядевшую в окна».
А.Ф.: «Около 12 [часов] приехали в [село] Покровское, сменили лошадей. Долго стояли перед домом нашего Друга. Видели его семью и друзей, выглядывающих из окна».
Н II: «Последняя перепряжка была в с. Борки (в 35 км не доезжая Тюмени). Тут у Е.С. Ботк.(ина) сделались сильные почечные боли, его уложили в дом на полтора часа, и затем отправили вперёд не торопясь....
Последний перегон сделали медленно и со всеми мерами военных предосторожностей. Прибыли в Тюмень в 9 1/4 (21 час. 15 мин. времени), при красивой луне с целым эскадроном, окружившим наши повозки при въезде в город. Приятно было попасть в поезд, хотя и не очень чистый. ... Легли спать в 10 час. не раздеваясь...».
А.Ф.: «Когда наступила темнота, колокольчики наших троек связали... Мчались с бешенной скоростью. При подходе к Тюмени эскадрон кавалеристов образовал вокруг нас цепь и сопровождал до станции, пересекли реку (Туру) по передвижному мосту, 3 версты ехали по тёмному городу. В полночь сели в поезд». За два неполных дня конным поездом было проделано 257 вёрст (274 км). 9
Выезд из Тюмени
После выезда поезда из Тюмени Яковлев неожиданно изменил маршрут, что вводило ранее многих исследователей в заблуждение. Меняя направление в движении поезда, он подобно хитрому лису, спасающемуся от преследования, пытался сбить с толку екатеринбургских большевиков, и, видимо не только их. Всё было разыграно как в американском фильме-вестерне: погоня, засады, сговор бандитских групп, правда, без кровопролития между ними. В то же время действия конфликтующих между собой отрядов были под контролем большевистской Москвы. Так что для заранее срежиссированного спектакля Яковлев оказался способным актёром. Дальнейшее развитие событий только подтверждают версию, что операция была Яковом Свердловым тщательно спланирована и продумана до мелочей.
_______________
8 Современная автотрасса Тобольск - Тюмень пролегает несколько в стороне от указанных населенных пунктов, так, село Иевлево сейчас находится в 3 км от неё, Покровское около 1 км. В дневнике А.Ф. указывается, что в пути были ещё другие перепряжки лошадей и вынужденные остановки, но названия сёл не были указаны.
9 Список населенных мест Тобольской губернии. Издание Тобольского Губернского Статистического Комитета, Тобольск. Губернская Типография, 1912 г., с. 24.
Сделаем пояснение, что железные дороги в то время были однопутными, и разъехаться со встречным поездом можно было только на станции или разъезде. Кроме этого, для обеспечения безопасного движения поездов по железной дороге, необходимо было решить ряд важных технических вопросов: это смена паровозов и их бригад, экипировка паровоза углём и водой, песком и смазкой, выгрузка золы из топки, проверка состояния букс вагонов, перевод стрелок на железнодорожных путях станций и т.п. Без соответствующего согласования с начальником станции, отвечающего за организацию правильного движения железнодорожных составов, их поезд далеко бы не уехал, тем более в другом направлении. Такова специфика железнодорожного транспорта!
В имеющихся рукописных воспоминаниях В.В. Яковлев 10 описал свои действия в Тюмени вечером 27 апреля: «На телеграфе я пробыл около пяти часов, пока определённо не сговорился со Свердловым, который дал мне инструкцию немедленно ехать в сторону Омска... Вернувшись на вокзал, я вызвал к себе начальника станции, и мы с Гузаковым спросили его, свободны ли пути на Омск и на Екатеринбург и готов ли наш поезд к отправке. Начальник ответил утвердительно. Предупредив начальника о необходимости соблюдения самой строгой конспирации, я сообщил ему, что мы меняем направление, но должны скрыть от всех, что поедем в сторону Омска. Для этого надо первоначально пустить наш поезд с соблюдением всех ж. д. правил в сторону Екатеринбурга. На второй станции от Тюмени нужно прицепить новый паровоз и затем без остановки, с потушенными огнями, быстро пропустить поезд через Тюмень в сторону Омска. Начальник станции выполнил распоряжение в точности».
Конечно, к словам комиссара Яковлева, как лицу, не заинтересованному в открытии тайн миссии, надо относиться не всегда с доверием, но всё же отдельные моменты его воспоминаний можно использовать как косвенное свидетельство, если они подтверждаются другими источниками.
Поезд выехал из Тюмени рано утром 28 апреля, после 4 часов. Яковлев продолжил комментировать маршрут: «Мы ехали, совершенно не останавливаясь на больших станциях. Поезд наш мчался со скоростью, какую только мог развить пассажирский паровоз. Остановки производились исключительно там, где это требовалось техническими условиями или для набора воды. К вечеру 28-го апреля мы были уже под Омском».
В то время на участке железной дороги между Тюменью и Омском движение поезда ограничивалось скоростью 45 км/час, 11 хотя паровоз мог ехать быстрее. Если учесть технические остановки, маршрутная скорость Царского поезда составляла примерно 25 - 27 км/час.
_______________
10 Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Л. 26-73, 75-81 об.
11 Создание Великого Сибирского пути. Т. 2 / Л.А. Давыдова, Ю.И. Ильин и др. / Под общ. ред. Ю.Л. Ильина - СПб.: Группа компаний «Евросиб», 2005 г., с. 146.
От какой же станции поезд поехал обратно? В своих воспоминаниях Яковлев указал, что это была вторая станция от Тюмени. У Дитерихса названа станция Камышлов, а это в 150 км от Тюмени, чего быть не могло, иначе возникает нестыковка со временем прибытия на станцию Вагай. Ответ на этот вопрос был получен от В.Т. Коптелова, бывшего директора железнодорожного музея в Тюмени, всю жизнь проработавшего на железной дороге. Из Тюмени поезд с Романовыми дошел до станции Подъём (в 21 км от Тюмени, после Утяшево она действительно является второй станцией), где к хвосту поезда прицепили другой паровоз, и состав сразу же отправился в обратном направлении, на Омск 12. Из телеграмм, отправленных председателем Уралсовета Белобородовым, следует, что поезд повернул обратно на разъезде 18 или ближайшем разъезде от Тюмени. 13 Это возможно, но при условии, что именно там находился ожидающий поезд паровоз.
По дороге на Омск
Что же происходило в третий день пути? Продолжим чтение дневниковых записей Царской четы:
Н II: 15/28 апреля. Воскресение. (Праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное Воскресение).
«Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск. Начали догадываться куда нас повезут после Омска? на Москву или на Владивосток? Комиссары конечно ничего не говорили.
Обедали на станции Вагай (в 144 км от Тюмени) в 11 час. очень вкусно. На станциях завешивали окна, т. к. по случаю праздника народу было много. После холодной закуски с чаем легли спать рано».
А.Ф.: 4 1/2 [часа]. Выехали из Тюмени. Почти не спали. Прекрасная солнечная погода...
Вагай. Остальным принесли суп и горячее кушанье, мы же питались чаем и той провизией, которую захватили с собой из Тобольска.
9 [часов вечера]. Ужинали так же с чаем... Станция Называевская - Мария и Нюта один или два раза выходили из вагона, чтобы немного размять ноги.
В дневниках Царской четы указаны не все станции, где поезд останавливался, хотя бы по техническим надобностям, и которые непременно были. Обычно пассажирский поезд на паровой тяге в зависимости от количества вагонов, рельефа местности может проехать без технической остановки не более 100-150 км. Протяжённость перегонов между станциями и разъездами составляла не более 20-30 км.
_______________
12 В.Т. Коптелов. Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II, с. 137.
13 Телеграммы председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 21-22 об., 23-24 и ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 40-43, 44-45.
Сохранилось два свидетельства остановки Царского поезда в Ишиме, находящемся на расстоянии около 300 км от ст. Тюмень и 150 км от ст. Вагай. Краевед Л.В. Фролов в конце 1990-х годов записал рассказ пенсионерки Полины Харитоновны Ивановой. В её семье сохранилось устное семейное предание об остановке Царского поезда на станции Ишим, оставленное отцом её мужа Константином Ивановичем Ивановым. Он в то время был рабочим пути 2-й дистанции Омской железной дороги. 28 апреля, по случаю праздничного воскресного дня у вокзала гуляло много народу. По прибытию Царского поезда перрон был быстро оцеплен охраной и никого не подпускали. Поезд в Ишиме простоял долго. 14
Краевед Г.А. Крамор обнаружил ещё одно свидетельство в документах Ишимского госархива. В № 40 газеты «Известия Ишимского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» на странице 3 - краткая заметка: «Вчера через Ишим в глубь Сибири был провезён из Тобольска бывший царь Николай Романов». 15 То есть незамеченным проезд Царского поезда для ишимцев не остался.
Ещё одно свидетельство приведено в книге В.Н. Малышева, где он ссылается на тогдашнего начальника станции Маслянская Александра Александровича Лопыцько. Он пишет, что по техническим причинам в то время остановки после Ишима были обязательны только в Маслянской, Мангуте, Называевской и Любино (пристанционный поселок ст.Любинская). В полдень поезд из шести вагонов стоял полчаса в Ишиме со сменой паровозов, а спустя час - в Маслянской, где останавливались все поезда для заправки водой. 16
Факт остановки поезда на станции Маслянская отмечен и у В.Т. Коптелова, также со ссылкой на бывшего начальника станции А.А. Лопыцько: «Когда поезд с царём ехал в сторону Омска, то спешка была сумасшедшая, при заправке паровоза водой надо было пропустить встречный поезд, а потом перегнать паровоз под гидроколонку. Комиссар Яковлев требовал с наганом в руках отставить все поезда в сторону и в первую очередь быстрей заправиться водой... Поезд с царём стоял долго, и вагонная публика гуляла вблизи пути по полю северной стороны станции, где сегодня расположены жилые дома населения, относящегося к Абатскому району Тюменской области (южная сторона станции относится к Сладковскому району). На станции Называевской поезд также стоял долго, и все Романовы гуляли по междупутью станции». 17
_______________
14 Л.В Фролов. Царский поезд на станции Ишим. Град-столица. Ишим: Культурный центр П.П. Ершова, 2015 г., с. 65 - 66.
15 Г.А. Крамор. Периодика Ишима: первые годы / Ишимская правда. 2 марта 2018 г. № 18 (17793)., с. 5
16 В.Н. Малышев: Земля Сладковская. Тюмень, «Вектор Бук», 1998 г., с. 214 - 215.
17 В.Т. Коптелов: Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II, с. 137 - 138.
В тот же день утром большевикам в Екатеринбурге стало известно, что поезд изменил маршрут и поехал на Омск. Белобородовым срочно были разосланы телеграммы по всем основным железнодорожным станциям Транссиба, объявляющие комиссара Яковлева «вне закона» и подлежащим немедленному аресту. В свою очередь, в воспоминаниях Яковлев явно лукавит, что не предполагал такой реакции Уралсовета: «Будучи в полном неведении о головотяпстве уральских мудрецов мы спокойно подъезжали к Омску. Остановившись на предпоследней станции под Омском, мы приняли некоторые предосторожности. Взяв под свой контроль телеграф, мы сообщили в Омск о моём выезде. Гузакова я оставил во главе поезда, а сам в сопровождении тов. Фадеева (завхоз отряда), в одном вагоне поехал в Омск».
Предпоследней станцией перед Омском является станция Любинская, и находится в 54 км от городского железнодорожного вокзала. Тот факт, что конечная остановка Царского поезда была на станции Любинская, а не на станции Куломзино, 18 как указано в отдельных работах, подтверждает омский историк А.М. Лосунов. 19 Он утверждает, что Царский поезд прибыл на станцию Любинская, где Яковлеву становится известным, что впереди дорога перекрыта заградительным отрядом красноармейцев. Тогда он отцепляет от состава паровоз с одним вагоном и с частью охраны своего отряда едет до следующей по ходу станции Куломзино для разбирательства с местными большевиками. Через эту станцию поезд мог завернуть на Курган - Челябинск, не заезжая в Омск. По документам и публикациям известно, что поезд с Царём до Омска так и не доехал.
В Омске Яковлев встретился с председателем Омского совета В.М. Косаревым, который оказался его старым знакомым. Простой случайностью это объяснить сложно. В своих воспоминаниях он упомянул, что перед выездом из Москвы Свердлов передал ему письмо для Косарева. Предполагаю, что Свердлов при подборке кадров для осуществления этой операции учёл данный вопрос. После долгих трёхсторонних переговоров по телефону и телеграфу с Москвой и Екатеринбургом Яковлев получает приказ Свердлова отправить Царскую семью в Екатеринбург и передать их Уралсовету.
«Мне уже 18 исполнилось тогда. Населения в Любино немного было. Весть о том, что у нас на станции стоит царёв вагон, быстро разлетелась по округе. Мы и прибежали смотреть. Царскую семью везли в Омск. Здесь, в Любино, паровоз почему-то отцепили, и он ушел в сторону города, а вагон с государем оставили. Часа через два паровоз вернулся, вагон подцепили и увезли Царскую семью на запад». 20
_______________
18 В настоящее время это станция Карбышево I, находится в черте современного города Омска, на левом берегу судоходного Иртыша, в 5 км от железнодорожного вокзала.
19 А.М. Лосунов: Путь на екатеринбургскую Голгофу, Омск, 2017 г. с. 95.
20 Валерий Фатеев: Здравствуй, Любинский! Омск, ИПК «Омич», 1997 г. с.39 - 40.
Станция Любинская. Здание вокзала 1914 года постройки. Слева на заднем плане «императорская» часовня в память пребывания Государя Николая в ночь 29 апреля 1918 года. Фото автора.
Станция Любинская, июль 2012 г. Освящение «императорской» часовни в память
стоянки Царского поезда в ночь 29 апреля 1918 г., во время следования на Омск. Отсюда
утром поезд поехал в обратную сторону на Екатеринбург. Фото И.В. Паршаковой
Есть ещё одно косвенное подтверждение стоянки поезда на станции Любинская в воспоминаниях местного жителя Романа Алексеевича Холявина:
В дневниках Царской четы не отмечен крайний «восточный» пункт маршрута. По расчётам на станцию Любинская поезд прибыл не ранее полуночи. В Называевскую поезд прибыл вечером в 21 час, до Любинской было ещё 96 км, такое расстояние поезд преодолел в лучшем случае за 3 часа. Простая логика подсказывает, что Царская семья в это время ночи уже спали, и они могли не знать, что Яковлев отбыл в Омск, а надобности гнать весь поезд на Омск не было. Надо помнить, что Яковлев был опытным революционером, хорошо владевшим навыками конспирации. Перед своим отъездом он наверняка предпринял меры по усилению охраны поезда, в его отсутствие к вагону не должны были никого подпускать, окна вагона на станциях всегда занавешивались. Такие действия Яковлева подтверждаются воспоминаниями очевидцев. Сам состав, чтобы не мешать движению поездов и излишне не привлекать внимание местного населения, обычно ставится на тупиковый путь.
В июле 2012 года в память этого события на привокзальной площади станции Любинская была построена «императорская» часовня с памятной плитой о вынужденном пребывании здесь Царя Николая II. 21
Дорога на Екатеринбург
По расчётам, Яковлев должен был вернуться на станцию Любинская рано утром (дорога на Омск и обратно составила около 4 часов плюс время переговоров, в итоге он отсутствовал не менее 6 часов).
Продолжим изучение дневниковых записок Царской четы:
16/29 апреля. Понедельник.
Началась страстная седмица Великого поста.
Н II: «Утром заметили, что едем обратно. Оказалось, что Омск нас не захотел пропустить! Зато нам было свободнее, даже гуляли два раза, первый раз вдоль поезда, а второй довольно далеко в поле вместе с самим Яковлевым. Все находились в бодром настроении».
А.Ф.: «9 1/4. Разъезд 52. Прекрасная погода. Не доехали до Омска и повернули назад.
11 ч<асов>. Снова та же самая станция, Называевская. Остальным принесли еду, я пила кофе.
12 1/6 [часа]. Станция Мас(л)янская. Остальные выходили из вагона на прогулку. Вскоре после того они опять вышли погулять, так как загорелась ось одного из вагонов, и его пришлось отцеплять».
_______________
21 В Любино, начиная с 2015 года в ночь с 16 на 17 июля проводятся всенощные богослужения, во главе с местным епископом Исилькульским и Русско-Полянским Феодосием (Гажу), в своем недавнем прошлом он нес послушание, как игумен мужского монастыря во имя Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.
Государыня в дневнике указала разъезд № 52, находящийся в 22 км к западу от станции Любинская, в настоящее время это разъезд Ново-Киевский Западно-Сибирской железной дороги. Отсюда можно предположить, что со станции Любинская поезд выехал до 9 часов утра. Название станции Маслянская в дневнике указано с ошибкой, после третьей буквы пропущена буква «л».
Это были предпоследние путевые записи Государя и Государыни, следующие записи сделаны уже по прибытию в Екатеринбург.
2. Друг автора - Про Автора
1. Re: О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург