Напоминаем читателям, что 3 июня сего года в Санкт-Петербурге завершил свою работу юбилейный Всеславянский съезд, открывшийся 26 мая в Москве. (См. материалы юбилейного Всеславянского съезда (26 мая - 4 июня 2017 года). Сегодня публикуем Резолюцию по Церковнославянскому языку, принятую на съезде. Она должна быть разослана главам государств и правительств славянских стран, министру образования РФ, министру культуры РФ, в политсовет «Единой России».
***
По происхождению название славян родственно словам слава, слово, слух, слыть и т.п., поэтому, говоря об общеславянских проблемах, невозможно обойти вниманием языковую тематику. Характерно, что первым текстом славянской миссии Кирилла и Мефодия было пасхальное зачало Евангелия от Иоанна, которое начиналось со слов «В начале было Слово...» - Бог-Слово. Таким образом, вопросы языковой, религиозной и национальной идентичности славян оказались связанными воедино.
На протяжении последних веков в развитии национальных славянских языков все более и более усиливаются признаки разобщения, а с недавнего времени даже неспециалисты отмечают во всех славянских языках нарастающий избыток неоправданных инокультурных заимствований. Для разрешения этой общеславянской проблемы необходимо объединить усилия и выработать единый подход.
Могущественной объединяющей наши народы силой является церковнославянский язык. Возникнув в эпоху общеславянского языкового и канонического единства, он представляет собой реально существующий наднациональный языковой оплот славян, а потому в равной степени принадлежит южным, западным и восточным славянам и остается языком отцов для них всех. Церковнославянский язык объединяет славян физически (связь с предками во времени и связь между собой в пространстве) и метафизически - будучи языковым ядром славянской цивилизации. Примечательно, что этот язык связан не столько со сферой быта, права, торговли, промышленности, науки или искусства, но именно со святоотеческим наследием.
В силу известных общественно-политических событий церковнославянский язык был исключен из школы как учебный предмет и оказался под запретом как объект научного исследования. Это приводит к обеднению и искажению языковой картины мира славян, межславянскому разобщению и языковому отчуждению между предками и потомками. Церковнославянский язык, древний (от слова древо - ствол, основа), но при этом вечно цветущий и плодоносящий, был неправомерно объявлен мертвым. Если ствол объявить мертвым и попытаться избавиться от него, то что же удивляться, что ветви увядают.
Предлагаем следующие меры для исправления создавшегося положения:
1. Наладить подготовку преподавателей церковнославянского языка для средней и младшей школы.
2. Вернуть церковнославянский язык и его историю, неразрывно связанную с историей самих славян, в ряд учебных предметов, где он находился со времен Кирилла и Мефодия вплоть до начала XX века.
3. Устранить пробелы в научном изучении церковнославянского языка, стимулировать проведение лингвистических исследований и публикацию их результатов (словарей, грамматик).
4. Способствовать организации и проведению просветительских мероприятий и проектов, направленных на разъяснение духовной и культурной ценности церковнославянского языка, его роли как основы славянской национально-исторической идентичности и единства в современных условиях.
5. Согласовывать деятельность ученых, методистов и педагогов в виде международных форумов, СМИ и периодических изданий и монографий по вопросам церковнославянского языка в целом и его особенностей на разных славянских землях.
6. Создать общеславянский научно-методический центр для решения проблем преподавания и распространения церковнославянского языка в современном мире.
7. Подготовить и издать обучающие комплексы по предмету «Церковнославянский язык» для вузов и школ, с учетом особенностей современных славянских языков.
Одобрено делегатами Юбилейного Всеславянского Съезда
1 июня 2017