Институт русской цивилизации и Всеславянский союз сообщают о выходе в свет «Славянской энциклопедии» в трех томах (872, 864 и 856 страниц). В оформлении издания использовано более 3 тысяч иллюстраций.
Толчком к подготовке энциклопедии послужил Всеславянский съезд в Праге в 1998 году, на котором после почти столетнего перерыва был вновь поставлен вопрос о необходимости ее составления как важнейшего фактора будущего объединения славянских народов и государств.
Созданию энциклопедии предшествовало издание Институтом русской цивилизации десятков монографий и публикаций славянских ученых и исследователей славянства – В.И. Ламанского, Ю.И. Венелина, А.С. Будиловича, А.Ф. Риттиха, О.Ф. Миллера, Л. Нидерле, а также десятки томов произведений славянофилов от И.В. Киреевского и А.С. Хомякова до С.Ф. Шарапова и А.Г. Щербатова.
Перечисленные выше ученые считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации и все они – единый народ, впоследствии распавшийся на части, каждая из которых пошла своим путем. Но объединенные духовные корни славянского единства сохранились, как сохранилась и связывающая отдельные ветви славянства глубокая генетическая и мистическая связь. Сегодня в мире по разным оценкам живет около 320–350 млн человек. Такой огромный массив родственных друг другу племен и народов, конечно, требует составления особой Славянской энциклопедии, отражающей все стороны жизни некогда единого цивилизационного, этнографического и культурного монолита.
Наша энциклопедия – первая в своем роде, но вопрос о необходимости создания славянской энциклопедии поднимался начиная с конца XIX века. Начало было положено еще на Съезде русских славистов в 1903 году академиком В. И. Ламанским. Форма будущей энциклопедии рассматривалась съездом славистов как комплекс монографий по отдельным отраслям славистики. Этот проект остался неосуществленным, но памятником ему и съезду 1903 года стали девять книг, вышедших с 1908 по 1921 год.
Впоследствии катастрофа 1917 года на долгие годы сняла идею создания Славянской энциклопедии с повестки научного сообщества. Однако славяноведение продолжало развиваться, и ХХ век стал временем появления множества выдающихся трудов, поэтому для формирования энциклопедии фактически все было готово. Вот только государственной и политической воли на то не было. Те силы, под которые подпали славянские государства с 1945 года, особенно после смерти И.В. Сталина, опасались такой энциклопедии как мощного фактора объединения славян, усиления славянского единства. В идее объединения славянства руководители социалистических стран усматривали опасность для развития коммунистического движения.
Вопрос же о необходимости Славянской энциклопедии поднимался практически на всех международных съездах славистов, но только в виде личной инициативы отдельных ученых. На Славянском съезде 1998 года в Праге этот вопрос обсуждался в кулуарах с участием профессора Хвалы и скульптора В.М.Клыкова. Потом он поднимался на славянских съездах в Минске, Москве и Киеве. Решение о создании Славянской энциклопедии в Институте русской цивилизации было принято в начале 2014 года. Профессором С. В. Лебедевым был составлен первоначальный словник энциклопедии, а в процессе работы он увеличился в несколько раз. Наиболее подробно вопросы подготовки рассматривались уже на проведенном «Всеславянским союзом» Юбилейном всеславянском съезде в 2017 году.
Исторической и идеологической основой Славянской энциклопедии стали идеи и мысли русских славянофилов, а также участников съезда 1903 года, прежде всего В. И. Ламанского, А. Н. Ясинского, А. С. Лаппо-Данилевского; в этнографическую основу легли труды славянских ученых. В новой энциклопедии систематизированы сотни этнографических источников, использованы материалы о народной жизни, собранные лучшими этнографами и знатоками народного быта: Ф. Буслаевым, М. Громыко, В. Далем, Н. Ермоловым, И. Забелиным, Д. Зелениным, А. Коринфским, И. Калинским, Н. Костомаровым, С. Максимовым, И. Снегиревым, И. Сахаровым, Н. Степановым, А. Терещенко, Н. Толстым, В. Чистовым, И. Шангиной и другими, а также чешскими учеными П. Шафариком и Л. Нидерле. В энциклопедии использовался первый в славистике этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого, подготовленный большим коллективом российских ученых в Институте славяноведения и балканистики.
В той части энциклопедии, что посвящена русской этнографии, за основу взят вышедший в 1927 году в Лейпциге труд Д. К. Зеленина «Русская этнография» (Russische (Ostslavische) Volkskunde), в которой этнография русского народа рассматривается в единстве даже не трех – великороссы, белорусы, малороссы, а четырех ветвей – севернорусской, южнорусской, малороссийской и белорусской. Монография Зеленина в большей мере заключала, завершала и подытоживала длительный и весьма плодотворный период истории русской этнографии, протянувшийся с 30-40-х годов XIX века до 1917 года.
В новой энциклопедии славянский мир показан как единая цивилизация, развивающаяся по собственной шкале координат. Особо рассматриваются духовные основы славянства - как главное связующее звено всех славянских народов, определяющее их общие черты. В частности, в энциклопедии показано, что развитие славянской цивилизации осуществлялось в условиях непрекращающейся борьбы с цивилизацией романо-германской - западной. При этом в славянской цивилизации изначально преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным, а в западной - царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным. Завоевание – основной вектор взаимоотношений Запада с другими народами, тогда как миродержавной ролью славянского племени был хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.
В новой Славянской энциклопедии решаются главные идеологические вопросы славянского единства и взаимности. Создатели издания верят, что выход этой энциклопедии станет важным фактором сближения славянских народов и государств. Только вместе с Россией славянские народы сумеют преодолеть тот мировой кризис, главной причиной которого стала западная, романо-германская цивилизация, заведшая человечество в глубочайший тупик.
Олег Анатольевич Платонов, главный редактор Славянской энциклопедии