Важное событие в славянском мире

Вышла в свет Славянская энциклопедия в трех томах

Юбилейный Всеславянский съезд (26 мая–3 июня 2017 г.) 
0
1181
Время на чтение 4 минуты

Институт русской цивилизации и Всеславянский союз сообщают о выходе в свет «Славянской энциклопедии» в трех томах (872, 864 и 856 страниц). В оформлении издания использовано более 3 тысяч иллюстраций.

Толчком к подготовке энциклопедии послужил Всеславянский съезд в Праге в 1998 году, на котором после почти столетнего перерыва был вновь поставлен вопрос о необходимости ее составления как важнейшего фактора будущего объединения славянских народов и государств.

Созданию энциклопедии предшествовало издание Институтом русской цивилизации десятков монографий и публикаций славянских ученых и исследователей славянства – В.И. Ламанского, Ю.И. Венелина, А.С. Будиловича, А.Ф. Риттиха, О.Ф. Миллера, Л. Нидерле, а также десятки томов произведений славянофилов от И.В. Киреевского и А.С. Хомякова до С.Ф. Шарапова и А.Г. Щербатова.

Перечисленные выше ученые считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации и все они – единый народ, впоследствии распавшийся на части, каждая из которых пошла своим путем. Но объединенные духовные корни славянского единства сохранились, как сохранилась и связывающая отдельные ветви славянства глубокая генетическая и мистическая связь. Сегодня в мире по разным оценкам живет около 320–350 млн человек. Такой огромный массив родственных друг другу племен и народов, конечно, требует составления особой Славянской энциклопедии, отражающей все стороны жизни некогда единого цивилизационного, этнографического и культурного монолита.

Наша энциклопедия – первая в своем роде, но вопрос о необходимости создания славянской энциклопедии поднимался начиная с конца XIX века. Начало было положено еще на Съезде русских славистов в 1903 году академиком В. И. Ламанским. Форма будущей энциклопедии рассматривалась съездом славистов как комплекс монографий по отдельным отраслям славистики. Этот проект остался неосуществленным, но памятником ему и съезду 1903 года стали девять книг, вышедших с 1908 по 1921 год.

Впоследствии катастрофа 1917 года на долгие годы сняла идею создания Славянской энциклопедии с повестки научного сообщества. Однако славяноведение продолжало развиваться, и ХХ век стал временем появления множества выдающихся трудов, поэтому для формирования энциклопедии фактически все было готово. Вот только государственной и политической воли на то не было. Те силы, под которые подпали славянские государства с 1945 года, особенно после смерти И.В. Сталина, опасались такой энциклопедии как мощного фактора объединения славян, усиления славянского единства. В идее объединения славянства руководители социалистических стран усматривали опасность для развития коммунистического движения.

Вопрос же о необходимости Славянской энциклопедии поднимался практически на всех международных съездах славистов, но только в виде личной инициативы отдельных ученых. На Славянском съезде 1998 года в Праге этот вопрос обсуждался в кулуарах с участием профессора Хвалы и скульптора В.М.Клыкова. Потом он поднимался на славянских съездах в Минске, Москве и Киеве. Решение о создании Славянской энциклопедии в Институте русской цивилизации было принято в начале 2014 года. Профессором С. В. Лебедевым был составлен первоначальный словник энциклопедии, а в процессе работы он увеличился в несколько раз. Наиболее подробно вопросы подготовки рассматривались уже на проведенном «Всеславянским союзом» Юбилейном всеславянском съезде в 2017 году.

Исторической и идеологической основой Славянской энциклопедии стали идеи и мысли русских славянофилов, а также участников съезда 1903 года, прежде всего В. И. Ламанского, А. Н. Ясинского, А. С. Лаппо-Данилевского; в этнографическую основу легли труды славянских ученых. В новой энциклопедии систематизированы сотни этнографических источников, использованы материалы о народной жизни, собранные лучшими этнографами и знатоками народного быта: Ф. Буслаевым, М. Громыко, В. Далем, Н. Ермоловым, И. Забелиным, Д. Зелениным, А. Коринфским, И. Калинским, Н. Костомаровым, С. Максимовым, И. Снегиревым, И. Сахаровым, Н. Степановым, А. Терещенко, Н. Толстым, В. Чистовым, И. Шангиной и другими, а также чешскими учеными П. Шафариком и Л. Нидерле. В энциклопедии использовался первый в славистике этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого, подготовленный большим коллективом российских ученых в Институте славяноведения и балканистики.

В той части энциклопедии, что посвящена русской этнографии, за основу взят вышедший в 1927 году в Лейпциге труд Д. К. Зеленина «Русская этнография» (Russische (Ostslavische) Volkskunde), в которой этнография русского народа рассматривается в единстве даже не трех – великороссы, белорусы, малороссы, а четырех ветвей – севернорусской, южнорусской, малороссийской и белорусской. Монография Зеленина в большей мере заключала, завершала и подытоживала длительный и весьма плодотворный период истории русской этнографии, протянувшийся с 30-40-х годов XIX века до 1917 года.

В новой энциклопедии славянский мир показан как единая цивилизация, развивающаяся по собственной шкале координат. Особо рассматриваются духовные основы славянства - как главное связующее звено всех славянских народов, определяющее их общие черты. В частности, в энциклопедии показано, что развитие славянской цивилизации осуществлялось в условиях непрекращающейся борьбы с цивилизацией романо-германской - западной. При этом в славянской цивилизации изначально преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным, а в западной - царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным. Завоевание – основной вектор взаимоотношений Запада с другими народами, тогда как миродержавной ролью славянского племени был хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.

В новой Славянской энциклопедии решаются главные идеологические вопросы славянского единства и взаимности. Создатели издания верят, что выход этой энциклопедии станет важным фактором сближения славянских народов и государств. Только вместе с Россией славянские народы сумеют преодолеть тот мировой кризис, главной причиной которого стала западная, романо-германская цивилизация, заведшая человечество в глубочайший тупик.

Олег Анатольевич Платонов, главный редактор Славянской энциклопедии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Платонов
Терновый мой венец
Глава 54. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
30.09.2024
Терновый мой венец
53. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
18.09.2024
С чем Россия обращается к Азии?
Полная версия беседы редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями
22.08.2024
Терновый мой венец
52. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
13.08.2024
Терновый мой венец
51. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
11.08.2024
Все статьи Олег Анатольевич Платонов
Юбилейный Всеславянский съезд (26 мая–3 июня 2017 г.)
Славянское единство и согласие
К годовщине Юбилейного общеславянского съезда
11.05.2018
«Ученые вернули в духовный оборот сотни великих имен, идей и концепций»
Институт русской цивилизации, возглавляемый Олегом Платоновым, подводит итоги уходящего года и делится планами на будущее
28.12.2017
Церковнославянский язык как общеславянская ценность
Резолюция по Церковнославянскому языку, принятая на юбилейном Всеславянском съезде в июне 2017 года
29.11.2017
Единый славянский язык: возвращение от слов к Слову
Текст выступления на юбилейном Всеславянском съезде в июне 2017 года
27.11.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
01.11.2024 21:03
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Денис Никонов
01.11.2024 21:00
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от РОНОЛ
01.11.2024 18:16
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от учитель
01.11.2024 18:08
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.11.2024 17:03
Благодатная мать всей России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:38
Аксиос. Достоин!
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:34