Мертвечина?!

О фильме А.Звягинцева «Нелюбовь»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
786
Время на чтение 8 минут
 

От редакции. Известный русский писатель, театровед, один из патриархов патриотического движения Марк Николаевич Любомудров предложил нам свою рецензию на нашумевший фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Полагаем, читателям РНЛ будет интересно познакомиться с оценками такого взыскательного и профессионального автора. Можно согласиться со многими мыслями автора, даже с порой чрезмерно жесткими оценками нашей недавней истории и нашего бытия. Невозможно согласиться только с одним, что «мальчики Навального» - это надежда России, что к ним применимы пушкинские строки. Тут, полагаем, автору отказывает трезвомыслие.

 

 

«Бедная, бесприютная, бездомная. Такой стала моя жизнь и жизнь всей России, всего русского народа, лишившегося дома, крова над головой каждого человека... и помощи было ждать неоткуда»

Георгий Свиридов «Музыка как судьба»

 

Герои фильма «Нелюбовь» Вера и Борис разводятся. Совместная жизнь опостылела. Сын воспринимается родителями как досадная обуза. Текут серенькие будни, у каждого своя жизнь, романы на стороне. Нелюбимый ребенок (уже подросток, ему 12 лет), не выдержав невыносимой домашней атмосферы бежит из семьи. Его начинают искать. И, увы, безуспешно...

Таков незамысловатый, но типический, по сегодняшним меркам, сюжет фильма.. Однако он вместил в себя многие кровоточащие проблемы нынешней русской жизни. Утрата родительских чувств, распад семьи, исчезновение родственных отношений, отсутствие родоплеменного инстинкта, засыпающая совесть, погружение человека в обывательскую трясину грубо материальных потребностей и забот. Неизбежная на этой почве ложь, имитация чувств и переживаний, депрессия и тоска.

Звягинцев обладает талантом увидеть, вникнуть и языком кино передать социально-бытовое мракобесие, которым сегодня охвачено множество людей. В конечном счете фильм раскрывает самые драматические глубины современности - гиблую безрадостность, безысходность и безпросветность человеческого бытия. Приоткрыта одна из мрачноватых его особенностей, о которой русские мыслители замечали: в России много ночи, много ночного.

Создатели картины нашли образный строй, художественно адекватный изображаемой действительности. События развертываются в атмосфере полумрака, жутковатой затемненности. На зрителей с экрана смотрит угрюмая, хмурая среда, холодная, равнодушная, во многом враждебная человеку. Обстоятельства, в которых мельчают и дичают люди. Мир без Бога, без солнца и Неба. Горизонт иногда возникает в кадре, но закрытый свинцовыми, грязно-серыми облаками. Нет света и в персонажах картины. Ни одной доброй улыбки, даже намеков на сочувственность или добросердечие на найдете на их отрешенных лицах. Очень похоже на физиономии, которые Вы можете ежедневно видеть спускаясь в метро, на встречной ленте эскалатора.

Все узнаваемо в фильме. «Темное царство» без лучей света, которые просматривались в бесконечно далеком от нас веке ХIХ-ом. Социум представлен буднично однообразным копошением безликих антропоидов, в которых утрачены любовь, духовность, благорасположение друг к другу, и где не возникает потребности утешиться чем-либо кроме еды и секса.

«Нелюбовь» порождает «нелюдей»... И это отнюдь не результат, как можно было бы предположить, некоей тотальной мизантропии Звягинцева. Корни уходят в недра современного бесчеловечного мира, в котором все чаще побеждает зло.

«Россия во мгле» - поставил свой пророческий диагноз в 1922 г. Герберт Уэллс. Но вряд ли он предполагал, что мгла безбожности, политической обезглавленности, умственных помрачений и нравственного одичания русского народа растянется на столетие...

Таковой оказалась трагедия страны, захваченной бесами, предсказанными еще Достоевским. Таковы главные итоги Совдепии и последовавшего времени. В стране и в миллионах населения утвердился богоотрицающий тип бытия. Эту суровую правду попытались отразить в своем фильме его создатели. И быть может, «нелюбовь» к тому, что случилось с Россией - главная «нелюбовь» в этом кинопроизведении.

Звягинцев - сын своего времени, плоть от плоти современной русской «ночи». Он не склонен приукрашивать мир, в котором живут он и его герои. Режиссер - наследник национальных традиций русского критического реализма.

Уже первые экранные кадры становятся камертоном фильма. Мертвый, зимний безлиственный лес, холодный и мрачный. Слышны надрывные звуки, похожие на удары колокола... Подросток Алеша (сын героев картины Бориса и Жени), его играет Матвей Новиков, бредет, продираясь сквозь густо переплетенные ветви деревьев. Срывает возникшую на пути красно-белую ленту (такую часто используют в ограничительных целях), своего рода символ «несвободы». Эту ленту Алексей забрасывает на вершину дерева. Потом она еще раз мелькнет в кадре - на недосягаемой высоте, разграничивая землю и небо...

Возникший лесной бурелом становится емким художественным образом, олицетворением взметенных грехом и опасными соблазнами человеческих переживаний.

В картине много лиц показанных крупным планом, ординарные, пресные физиономии, - взглянув на них, сегодня скажут: хомячки, овощи... Существование таких человекообразностей определяется импульсами, исходящими от того, что расположено ниже пояса -желудка, выделительной системы, гениталий.

Главные герои фильма Женя (арт. М.Спивак) и Борис (А.Розин) - типичные технари-итээровцы, без кругозора и духовных стремлений, взращенные затхлой обывательской атмосферой. И фамилия у них говорящая - Слепцовы. Для них дети - источник обременительных хлопот и обязанностей. Предоставленные самим себе, они бегут из семьи, из мира равнодушия, злобных подзатыльников и безответных сыновних чувств.

Исполнители подобраны по типажным признакам, и играют «типажно», без полутонов и светотеней, одномерно выполняя режиссерские задачи. Возможно играют самих себя...

Мать Алексея, Евгения погружена в свои дамские «плезиры» (маникюр, макияж, массаж), увлечена своим адюльтером. Ее муж, Борис, - вялый обыватель-мещанин (распространенный ныне мужской тип), влачится на поводу у своей энергичной любовницы, поспешившей родить от него. Для Бориса их новорожденный сын еще одна обуза. Понаблюдав за его детскими развлечениями, без колебаний подхватывает его и отправляет в манеж. Ему он также безразличен, как и отпрыск от законной жены. Об их занудно-однообразном существовании классик бы заметил - «жизни мышья беготня».

Брак Жени и Бориса фактически распался, оба давно изменяют друг другу, хотя и носят обручальные кольца. Фарисейство стало привычкой.

Унылой, темной и бесприютной предстает среда, окружающая героев, такова их квартира. За ее стенами лес, заброшенный и разгромленный особняк, в сырых и грязных подвалах которого безуспешно ищут пропавшего Алешу. Находят его куртку, что уже служит зловещим признаком возможной драмы.

В кадрах фильма много камня, бетона, металла, стекла и иной мертвой материи. И люди втиснуты в эту противостоящую жизни, убивающую ее искусственность. Подстать антуражу и погода. Переселенная в Москву типично петербургская декабрьская стынь и промозглость, снег с дождем.

В изображении быта Звягинцев использует эстетику «медленного кино». В медленности, почти обрядовости происходящего прочитывается монотонное однообразие жизни, ее унылая, будничная пустота. Бесконечно долго бредет Алеша, продираясь через лесные заросли... Неторопливо движется камера вдоль полок супермаркета - забитых продуктовой дрянью в ярких упаковках... С покорной обреченностью перемещается очередь в столовой самообслуживания, набирая на подносы еду... Потом череда жующих людей...

Удлиненную протяженность имеют и интимные сцены. В сумраке мелькают контуры обнаженных фигур, адекватна и фонограмма... Интим сопровождается вялым покряхтыванием и невнятными репликами партнеров. Еще один, ставший занудным ритуал. Это тоже «нелюбовь», а пошловатый секс, как говорится, «для здоровья»... Неспешно движутся сквозь лес - в поисках пропавшего мальчика - шеренги волонтеров в красных опознавательных жилетах. Что-то тревожно зловещее проступает в этих эпизодах. Очень похоже на облаву на зверей...

По сюжету картины рассыпаны приметы нашей жизни. Не современности вообще, а узнаваемые признаки сегодняшней бытовой атмосферы. С телевизионной картинки в комнате раздаются крики ужаса и отчаяния - показывают репортаж о боях в Новороссии... Обмененную квартиру ремонтируют, обновляя, всем знакомые брюнетистые гастарбайтеры...

Наполнен глубоким подтекстом эпизод, где Женя, тренируясь, использует беговую дорожку. На героине блуза с модной эмблемой на груди - «Россия» (разумеется на английском языке). Хлестко стучат ее кроссовки. Пустые глаза устремлены в никуда. Не так ли звучит метроном самой Истории, ее неотвратимая поступательность? Не так ли и Россия, великая держава, протопталась на месте почти столетие, не добившись своего освобождения из плена подчинивших ее сил.

Характеры в фильме - не в них ли разгадка нашей судьбы? Торжествующее «окамененное нечувствие», вечная мерзлота души. Всегдашние персонажи режиссера Звягинцева, с увлекающим азартом он показывает и стремится объяснить их зрителям.

Какими мутациями совершилась деградация Человека, еще одно его падение? Сегодня наука и религия (и искусство!) сомкнулись в объяснении загадок и природы человечества: оно имеет отличные друг от друга разновидности, или подвиды. Еще в начале ХХ века русский философ Е.Н. Трубецкой писал о появлении на планете «зверо-людей». Нынче московский профессор Б.Диденко обращает внимание на четко обозначившиеся подвиды человека, среди которых есть и хищный антропоид, внешне не отличимый от обычных людей, но с утраченной совестью. Православные старцы свидетельствуют о трех типах современного человечества: богоподобные, звероподобные и демоноподобные. Всмотритесь в нынешний мир, хотя бы и в свое окружение, и вы убедитесь, сколь справедлива и обоснована такая классификация. Конечно не исключены и промежуточные, гибридные породы - их распознавать труднее. Свой антропологический анализ - художественными средствами - предлагает Звягинцев, в том числе и в фильме «Нелюбовь».

Показанное в картине копошение и подрагивания анти-жизни движутся к сюжетному завершению. Развязка наступает в сцене, которая происходит в морге, посреди окоченевших трупов. Родителям Алеши предъявляют где-то обнаруженное тело подростка. Мать конечно же узнала в трупе (видимо обезображенном) своего сына. От того и вырвался у нее крик ужаса. Но в следующее мгновение ее ошеломленное материнское естество восстало против правды и отвергло ее. «Нет, это не он» - как заклинание повторяет она (что психологически вполне объяснимо). И тут же взорвалось привычное, женское - искать виновного в бывшем муже, но только не в себе. Евгения с кулаками набрасывается на него.

Заканчивается фильм кадрами, с которых он и начинался: панорама лесного бурелома, сопровождаемая тревожными сигналами гонга, похожими на звук ударяемой чугунной рельсы. Все возвращается на круги своя - в предвестии новых скорбных событий или возможных поворотов к свету? В почти похоронных обстоятельствах финала можно различить и взыскующий призыв: люди, пробудитесь, взгляните на Небо, вспомните напутственную заповедь Христа - «Возлюби ближнего своего, как самого себя»...

Быть может новые, молодые поколения проснутся и примут решение не бежать в отчаянии навстречу смерти, как это сделал подросток Алексей в фильме «Нелюбовь», а выйти на просторы гражданской жизни, требуя правды и справедливости. Как это сделали русские мальчики 26 марта 2017 года, собравшиеся на улицах Москвы и других городов страны! Не о них ли пророческие строки Пушкина: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...» Вот тема, достойная следующего кинопроизведения Звягинцева.

Фильм «Нелюбовь» привлекает внимание к самой болевой точке Русской Катастрофы - к демографии, ко все убыстряющемуся убыванию русского народа, его деградации, к проблеме «русского креста» (пересечение показателей рождаемости и смертности).

Распад семьи и оставленные на произвол судьбы дети. Их статистика ужасает. К примеру, после войны, в 1945 году насчитывалось 600 тысяч детей-сирот, а в начале ХХI в. по официальным сводкам их 800 тысяч. Но многие эксперты полагают, что их не менее двух-четырех миллионов. Драматичны и цифры разводов. Удручающа динамика их роста. Десять лет назад в России разводилась каждая третья супружеская пара, в 2016 году на девять браков - пять распавшихся. Наша страна постоянно в десятке стран с высоким уровнем разводов, а в 2012 году была мировым лидером по их числу...

По ком же «звонит колокол» в финале киноповести «Нелюбовь»?

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Мертвечина?!

Точно! а при социализме не было разводов, потому что все были комсомольцы.
Lucia / 13.10.2017, 05:46

3. Re: Мертвечина?!

Никогда бы не подумала, что РНЛ так пессимистично взирает не нашу родину. И это после статей о положительных сдвигах в демографии. А что касается мальчонок Навального - так это любимейшая тема данного автора. У него и порадикальнее есть.
Lucia / 13.10.2017, 04:58

2. Re: Мертвечина?!

Скоро ли ждать положительных рецензий к "Матильде"?
Даневский Саша / 12.10.2017, 19:50

1. Спасибо!

Спасибо Марку Николаевичу за рецензию. Точно, тонко и профессионально. А здравомыслие, на мой скромный взгляд, отказало всем тем, кто, яко тот маньяк из анекдота, во всем и вся видит исключительно "образ врага"...
Болт Гайкин / 12.10.2017, 07:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Николаевич Любомудров
Победоносность русскости
О Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова)
24.10.2022
Шведский синдром на Тверском бульваре
О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького
12.04.2019
БДТ - сто лет
К юбилею известного петербургского театра
01.02.2019
Архипастырь всея Руси
Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995)
01.11.2018
Все статьи Марк Николаевич Любомудров
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30