itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Памяти выдающегося скрипача-педагога Б. А. Сергеева

К 110-летию со дня рождения

0
666
Время на чтение 4 минуты

В петербургском Концертном зале Шереметьевского дворца 20-го и 22-го марта 2019 г. состоялись вечера-концерты памяти выдающегося скрипача-педагога, профессора Ленинградской консерватории Бориса Александровича Сергеева, к 110-летию со дня его рождения. Исполнителями стали, как указывала "программа", - ученики и "музыкальные внуки" профессора.

Я побывал на концерте 20 марта. Это был истинное торжество скрипичного искусства, вдохновленного памятью о герое вечера, фотопортрет которого поместили на авансцене, и он быстро оброс пирамидой из живых цветов. Зрители еще раз могли убедиться в том, что скрипка - царица среди музыкальных инструментов.

Событие заставило вспомнить времена далекой уже моей юности (1950-е), когда мне тоже посчастливилось быть учеником Бориса Александровича. После окончания музыкальной школы и успешного выступления в отчетном концерте выпускников муз. школ города в Большом зале филармонии (была тогда такая традиция) я поступил в Музыкальное училище им. Мусоргского. Вступительный экзамен сдавал в зале дома на Первой красноармейской улице, где тогда размещалось училище. Играл что-то из своего репертуара, который включал тогда концерт №22 Виотти, сонату Генделя (№6), "Арию" и "Сицилиану" Баха, "Легенду" Венявского, "Андалузку" Сарасате и многое иное. Вскоре узнал, что меня приняли, и в свой класс взял Сергеев (он работал и в училище). Так я впервые познакомился с ним.

На первых же уроках я был ошеломлен его методикой. Ничего похожего не было у моих прежних педагогов в муз. школе. Вскоре моя скрипка стала петь совсем иначе, сильным глубоким звуком, обнаружив свои новые возможности. Сергеев являлся чародеем своего дела. Ему были открыты главные тайны скрипичного искусства и он умел передать их своим ученикам.

Около двух лет (с перерывом) я имел счастье заниматься под руководством Бориса Александровича. Учебу пришлось прервать по независящим от нас обстоятельствам. Наряду с училищем я тогда еще был и студентом искусствоведческого факультета Театрального института им. А.Н.Островского. Закон такое совмещение запрещал. Обходить запрет помогал заботливо опекавший меня Сергеев, до поры до времени...

Существовал еще и закон о воинской обязанности для молодых людей. Институт давал студентам броню на период обучения, а училище - нет, что означало два года службы и прекращение учебы. Это конечно повлияло на возможность избрать музыкальную карьеру. В моем дневнике той поры (1951) сохранилась запись: "Был сегодня в училище у Сергеева. Принял как всегда очень радушно. Говорил, что если бы не "армия", он бы настоял на моем уходе из института и переходе только в училище. Хочет дать мне для разучивания концерт Вьетана № 4 и Дворжака" (конец цитаты). Все же он и позднее не исключал моей возможности стать профессиональным скрипачом...

Конечно же я с чувством радостного ожидания шел на концерт 20 марта в Шереметьевском дворце. Надо признать - этот праздник удался! Открыл его "русский Паганини" (как его называют) выдающийся музыкант нашей эпохи Максим Федотов. Его игра захватила своей одухотворенностью, безудержным темпераментом, виртуозностью и содержательностью музыкальной трактовки, - он сыграл "Чаконну" Баха, и каприсы Паганини (№№ 13 и 24).

"Чаконну" Федотов развернул (преодолев оттенок занудного немецкого академизма) как драматическую эпопею человеческой судьбы. Здесь сплелись радость и боль, счастье и трагизм в бытии героя произведения. Скрипач и сам как бы перевоплотился в него, передавая разнообразные краски пьесы, созданной композитором и глубоко прочувствованной артистом. Он явился и исполнителем и соавтором гениальной музыки. Подвижная, пронизанная творческими энергиями пластика Федотова пульсировала как бы в такт с биениями его мятежного сердца.

Выступил и ученик Сергеева Лев Клычков, концертмейстер оркестра Филармонии. Он проникновенно раскрыл своеобразие стиля и богатство красок музыкального языка Шуберта (Концертштюк, D 345).

Сонату Грига (№ 3) и завораживающую "Хора-стаккато" Г.Динику талантливо сыграл уже хорошо известный в Петербурге Илья Козлов, - "внук", а может быть и "правнук" Б.А.Сергеева.

Покорил зал (он был полон!) и Виктор Дерновский, концертмейстер оркестра г. Мюлуз во Франции. Исполненное красоты и задушевности звучание его скрипки помогло прочувствовать художественное своеобразие столь непохожих друг на друга композиторов - И.Брамса (скерцо), Ф.Крейслера (Муки любви) и Э.Блоха (Нигун).

Учеником Сергеева был и Дм.Петров в дуэте с пианисткой Д.Шапошниковой блистательно исполнивший виртуозную фантазию на темы оперы Бизе "Кармен". Он же с духоподъемным воодушевлением сыграл и "Русский танец" Чайковского. К слову, Петров оказался единственным музыкантом, кто включил в свою программу хотя бы одно национально-русское произведение.

Еще одна участница концерта А.Коробкина безусловно одаренная скрипачка. Но все же суровая, подчеркнуто брутальная музыка Бетховена (Крейцерова соната) на мой взгляд - вне сферы женского исполнительства.

Завершили концерт "музыкальные внуки" Сергеева учащиеся Специальной музыкальной школы при Консерватории М.Фаррахова, И.Плис, А.Городнина, П.Гримайло. Они успешно справились с непростыми ансамблевыми задачами, которые поставлены композитором Л.Маурером в его концерте для четырех скрипок.

Чуткое искусство сопровождения обнаружили все участницы, кто аккомпанировал солистам. Отметим необычайное обаяние и дар сотворчества у пианистки Кс.Гавриловой. Ведущим концерта был С.Шальман. В своих устных "вкраплениях" между сольными выступлениями он напомнил эпизоды из биографии и педагогической практики Б.А.Сергеева, учеником которого являлся и он сам.

Подытоживая этот прекрасный концерт, можно бы пожелать, чтобы нашлись инициаторы, кто бы составил и издал сборник воспоминаний о юбиляре, - пока живы еще его ученики, те, кто непосредственно соприкасался с наставником и хорошо запомнил неповторимые черты его характера, а также и педагогические методики. Необходимо и шефство над его могилой (он скончался в 1980 г.).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Спасибо

Спасибо Марку Николаевичу за информацию! Жаль, что узнаешь о культурном мероприятии после того, как оно прошло.
Исидор / 01.04.2019 18:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Марк Любомудров
Победоносность русскости
О Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова)
24.10.2022
Шведский синдром на Тверском бульваре
О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького
12.04.2019
БДТ - сто лет
К юбилею известного петербургского театра
01.02.2019
Архипастырь всея Руси
Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995)
01.11.2018
Расстрел 1993 года
Дневниковые записи свидетеля
02.10.2018
Все статьи Марк Любомудров
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Наблюдатель
29.11.2022 01:56
На философском фронте без перемен?
Новый комментарий от Vladislav
28.11.2022 23:25
Российские политики стесняются Божьей помощи?
Новый комментарий от Тюменец
28.11.2022 19:19
Необходимо «Радио Z» или «Z-музыка»
Новый комментарий от Тюменец
28.11.2022 16:31