itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Шведский синдром на Тверском бульваре

О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького

Бывший СССР 
0
957
Время на чтение 7 минут

Планета Земля переживает кризис супружеских отношений. Традиционная семья распадается. Мир сползает к промискуитету первобытной эпохи. Отношения упрощаются, любовь сводится к сексу, брак вырождается в свингерство. Сознание человечества снижается к уровню неандертальцев. Гедонизм, приятности физиологии оттесняют иные ценности. Дети воспринимаются как обуза, формируется и растет демографическая катастрофа. В первую очередь это касается белой расы, которую стремительно вытесняют цветные этносы. Белые неотвратимо уступают цветным, у которых "супружество" часто исчерпывается неистощимой работоспособностью детородных органов.

Поэтому обращение МХАТ к "Сценам из супружеской жизни", как может показаться, имеет обоснованные мотивировки. Премьера спектакля состоялась в марте 2019 г. В его основе сценарий того же названия шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана (1973). И в фильме, и в его сценическом переложении постановщика Андрона Кончаловского развернута семейно-бытовая драма мужа и жены, в русском варианте именуемых Иваном и Мариной.

Следуя тексту пьесы, Кончаловский разработал подробную сценическую партитуру взаимодействий семейного дуэта. В отношениях персонажей нарастает разлад, утрачивается доверие друг к другу, довлеет атмосфера недовольства, умножаются конфликты и начинают преобладать разрушительные для семьи импульсы. Супруги бесконечно выясняют отношения. Они ссорятся и мирятся, обрушивают каскад встречных обвинений, даже вступают в драку. В их переживаниях чередуются истеричность, взрывы строптивости и холодная бесчувственность. Эти смены сближений и отторжений проистекают из взаимной разочарованности, которая воцаряется в психологическом климате данной семьи. Детей нет, и почти ничто не связывает пару.

Засасывающая тина приземленной бытовой повседневности поглотила души Марины и Ивана. На сцене они умываются, чистят зубы, пьют чай или кефир, многократно переодеваются, смотрят телевизор, иногда подходят к окну, интересуясь уличной суетой. Марина делает макияж и педикюр, Иван сибаритствует на диване.

Однако бытовую монотонность все чаще прорезают всплески иных чувств. Марина выкрикивает накопившееся - "я не знаю чего я хочу... нет никакой любви, нет ничего... мне скучно с тобой спать". Иван мог бы бумерангом вернуть супруге эти жесткие слова. Беда в том, что оба не знают, отчего так все сложилось. Их обывательское жизнеощущение лишено духовных скреп и опор, а значит и прозрений, способности понять друг друга. Иван уходит из семьи к любовнице, Марина тоже находит себе партнера.

Артисты А.Домогаров (Иван) и Ю.Высоцкая (Марина) талантливо раскрывают поведенческие подтексты своих персонажей, найдя и соответствующий им облик. Иван предстает человеком с удрученным, усталым лицом, с начинающим оплывать брюшком и тревожной тоской в глазах. Высоцкая показывает свою героиню дамой позднебальзаковского возраста со всеми свойственными ему типично женскими переживаниями. Марина постоянно находится в состоянии нервической взвинченности, еще бы: "Не знаю чего хочу... скучно с тобой спать". Травматичной оказалась и утрата доминантной роли в семье. В отношениях нарастает взаимное разочарование.

Современные аналитики называют Скандинавию духовной пустыней. Термин "шведская семья" стал многозначным синонимом полигамности, распада и перерождения традиционно, христиански понимаемой семьи. Являются все новые свидетельства скандинавского (разрушительного!) толкования категорий пола, брака, отношений с детьми. Они обнаруживают гендерную извращенность, например концепция шести полов (а не двух), процветание транс-гендерства (т.е смены пола), замена союза по любви партнерством по контракту, главенство педократических законов и т.п. Торжествует болезненная толерантность и едва ли не культовое почитание содомии.

Мхатовские "Сцены из супружеской жизни" режиссер инкрустировал видеопроекцией кинохроники 1990-х годов - лихих и жестоких. Возникают кадры бесчинств омоновцев, звучат песни популярных эстрадных вокалистов. Они "привязывают" семейную хронику к конкретному времени, призваны оживлять пресноватые банальности сценического действия.

Можно предположить, что интерес к проблемам распадающейся семьи у Бергмана (и Кончаловского!) отражает ностальгические возрастные рефлексии авторов по поводу собственных многочисленных "супружеств" с попыткой осмыслить их итоги. Что ж, художники уровня Бергмана и Кончаловского могут себе позволить в личном творческом пространстве снобистский подход к выбору субъективно привлекательной для них темы...

Кто же будет спорить с тем, что проблема интимных отношений в браке имеет важное значение, и эта "проблемность" для членов семьи с годами возрастает. Как очевидно, в спектакле плотские мотивы являются определяющими. В отношениях сценических персонажей преобладают вибрации инстинктов и не слишком глубоких чувственных переживаний. С них начинается сюжет и похожими акцентами завершается..

Финальные реплики фильма Бергмана - "мы любим друг друга - тогда быстрей под одеяло" - достаточно красноречивы. Кончаловский смягчает прямолинейность шведского режиссера. Воссоединившиеся в очередной раз персонажи сплетаются в спазматически гротескном танце, создавая свою "прелюдию". Приглашающе раскрытая постель-тахта рядом. Режиссер даже выдвинул ее на авансцену, во избежание сомнений... Он стремится быть верным правде обстоятельств даже и в том, что сопровождает танец Марины и Ивана популярной песенкой "Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда". Финал как бы открытый - не исчерпана череда встреч-расставаний героев сюжета?

Всепобеждающая биологизация венчает спектакль, его сквозное действие с протуберанцами постельных радостей обретает полноту завершения. Все заканчивается в духе обыденности и даже фатальности. Так бывает. И нынче - все чаще... В шведском менталитете тема, возможно, имеет доминантный характер. А в русском? Что несет она нашему уму и сердцу?

Предваряя премьеру, выйдя перед знаменитым занавесом с эмблемой чайки, Кончаловский говорил об обязывающих условиях мхатовской сцены. Он напомнил о том, что К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко заложили образцы, на которые должен ориентироваться "русский театр". Но вот не запамятовал ли он их главный завет: сцена призвана раскрывать прежде всего "жизнь человеческого духа"...

"Сцены из супружеской жизни" первая (!) постановка при новом художественном руководителе МХАТ Э.В.Боякове, который пояснил: "Я сознательно пошел на то, чтобы это был первый спектакль". Тем самым премьера была заявлена как манифестное произведение. Прозвучали и уверения худрука в том, что "мы должны быть ближе к самым главным вещам в жизни... это вопросы совести, чести, семейных ценностей". Но не странно ли, что это "приближение" Бояков предпочел развернуть в духе европейского либертинства, в сюжете, где семейные ценности толкуются весьма экстравагантно, а их уровень опущен до центров, которые обычно стесняются называть. Неужели в этом пространстве могут быть плодотворно решены "вопросы совести и чести"? Чаемые высокие русские смыслы не глохнут ли в горизонтальных шведских жизнеощущениях?

Вспомним, как начинался Московский Художественный общедоступный (таким был задуман) театр, впервые распахнувший свой занавес в 1898 году. Для премьеры выбрали пьесу А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". На сцене раскрывалась судьба русской государственности, выяснялось качество центральной власти. Начиная чеховский цикл спектаклем "Чайка", театр вместе с автором развивал тему призвания и ответственности таланта. В близкие уже нам времена, после раскола МХАТ Т.В.Доронина первым спектаклем своей труппы избирает "На дне" М.Горького, прямо указывая на преемственность репертуарной линии от эпохи Станиславского. Пронизанный глубокими социально-философскими мотивами этот замечательный спектакль достойно открывал афишу доронинского МХАТ им. Горького.

Попробуем сопоставить. Исполины национальной русской классики и поставленная (как зачин нового этапа театра) альковного уровня мелодрама Бергмана-Кончаловского. Как предъявленный нам "выбор" соотносится с действительностью (во многом трагедийной) современной России?

Не могу не коснуться и смены руководства в МХАТ. Пытаясь понять причины грубого, вопиюще несправедливого увольнения Т.В.Дорониной из театра, который она выпестовала и успешно им руководила 30 лет, обратил внимание на некоторых ее коллег, высочайше обласканных властью. Например, ровесница Дорониной Г.Волчек. Ей можно посочувствовать - она настолько одряхлела, что может передвигаться лишь в инвалидной коляске. Но никто из власть - предержащих не усомнился в ее способности по-прежнему руководить театром "Современник". Народному артисту СССР Ю.М.Соломину (тоже преклонного возраста человеку) вручили бессрочный контракт на руководство Малым театром. Однако любой из непредвзято мыслящих наших современников скажет, что, может быть, в еще большей степени такой "бессрочности" достойна и Татьяна Васильевна Доронина... Свой зловещий вердикт ей объявили министр Мединский и "советник президента по культуре" В.И.Толстой. Не он ли и "насоветовал" ее увольнение?..

Волчек, Соломин... Сопоставительный перечень имен легко продолжить. Не собираются отстранять от должности руководителя "Гоголь-центра" К.Серебренникова, этого, по выражению одного из критиков "певца Содома". О попавшем под секиру правосудия прочтем в инете: "По мнению следствия, руководство некоммерческой организации "Седьмая студия", основателем которой был Серебренников, в 2011-2014 годах похитили около 200 миллионов рублей" (по иным сообщениям 68 млн.). Но ему продолжают курить фимиам, награждать всяческими премиями, а наши бесстыжие СМИ соперничают в безудержных похвалах "великому таланту". Намекают на его связи в высоких сферах.

Возможно, академик И.Р.Шафаревич, автор классического труда "Русофобия", увидел бы во всех этих решениях позицию "малого народа", а, может быть, и "Вашингтонского обкома"...

Во въедливых поисках причин столь неоднозначных "подходов", обнаружилось (среди прочего), что Волчек и Соломин являлись "доверенными лицами" известного человека, а Дорониной в их числе не было... К слову, "доверенными" оказались и Э.Бояков и даже А.Кончаловский, и, разумеется, В.И.Толстой... Возможно, что я ошибаюсь в своих предположениях. На русском языке подобные явления называются фаворитизмом (избежим эпитетов, которые вертятся на языке). О разрушающем его влиянии на культуру и искусство с возмущением и болью писал - не столь уж давно - великий русский композитор и мыслитель Г.В.Свиридов. Присоединяю свой голос.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. ОНИ ИДУТ

Опять они пришли, увидели и победили? Тухнет Москва....
Петрович / 15.04.2019, 12:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Любомудров
Победоносность русскости
О Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова)
24.10.2022
БДТ - сто лет
К юбилею известного петербургского театра
01.02.2019
Архипастырь всея Руси
Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995)
01.11.2018
Расстрел 1993 года
Дневниковые записи свидетеля
02.10.2018
Все статьи Марк Любомудров
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09