Шведский синдром на Тверском бульваре

О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького

Бывший СССР 
0
957
Время на чтение 7 минут

Планета Земля переживает кризис супружеских отношений. Традиционная семья распадается. Мир сползает к промискуитету первобытной эпохи. Отношения упрощаются, любовь сводится к сексу, брак вырождается в свингерство. Сознание человечества снижается к уровню неандертальцев. Гедонизм, приятности физиологии оттесняют иные ценности. Дети воспринимаются как обуза, формируется и растет демографическая катастрофа. В первую очередь это касается белой расы, которую стремительно вытесняют цветные этносы. Белые неотвратимо уступают цветным, у которых "супружество" часто исчерпывается неистощимой работоспособностью детородных органов.

Поэтому обращение МХАТ к "Сценам из супружеской жизни", как может показаться, имеет обоснованные мотивировки. Премьера спектакля состоялась в марте 2019 г. В его основе сценарий того же названия шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана (1973). И в фильме, и в его сценическом переложении постановщика Андрона Кончаловского развернута семейно-бытовая драма мужа и жены, в русском варианте именуемых Иваном и Мариной.

Следуя тексту пьесы, Кончаловский разработал подробную сценическую партитуру взаимодействий семейного дуэта. В отношениях персонажей нарастает разлад, утрачивается доверие друг к другу, довлеет атмосфера недовольства, умножаются конфликты и начинают преобладать разрушительные для семьи импульсы. Супруги бесконечно выясняют отношения. Они ссорятся и мирятся, обрушивают каскад встречных обвинений, даже вступают в драку. В их переживаниях чередуются истеричность, взрывы строптивости и холодная бесчувственность. Эти смены сближений и отторжений проистекают из взаимной разочарованности, которая воцаряется в психологическом климате данной семьи. Детей нет, и почти ничто не связывает пару.

Засасывающая тина приземленной бытовой повседневности поглотила души Марины и Ивана. На сцене они умываются, чистят зубы, пьют чай или кефир, многократно переодеваются, смотрят телевизор, иногда подходят к окну, интересуясь уличной суетой. Марина делает макияж и педикюр, Иван сибаритствует на диване.

Однако бытовую монотонность все чаще прорезают всплески иных чувств. Марина выкрикивает накопившееся - "я не знаю чего я хочу... нет никакой любви, нет ничего... мне скучно с тобой спать". Иван мог бы бумерангом вернуть супруге эти жесткие слова. Беда в том, что оба не знают, отчего так все сложилось. Их обывательское жизнеощущение лишено духовных скреп и опор, а значит и прозрений, способности понять друг друга. Иван уходит из семьи к любовнице, Марина тоже находит себе партнера.

Артисты А.Домогаров (Иван) и Ю.Высоцкая (Марина) талантливо раскрывают поведенческие подтексты своих персонажей, найдя и соответствующий им облик. Иван предстает человеком с удрученным, усталым лицом, с начинающим оплывать брюшком и тревожной тоской в глазах. Высоцкая показывает свою героиню дамой позднебальзаковского возраста со всеми свойственными ему типично женскими переживаниями. Марина постоянно находится в состоянии нервической взвинченности, еще бы: "Не знаю чего хочу... скучно с тобой спать". Травматичной оказалась и утрата доминантной роли в семье. В отношениях нарастает взаимное разочарование.

Современные аналитики называют Скандинавию духовной пустыней. Термин "шведская семья" стал многозначным синонимом полигамности, распада и перерождения традиционно, христиански понимаемой семьи. Являются все новые свидетельства скандинавского (разрушительного!) толкования категорий пола, брака, отношений с детьми. Они обнаруживают гендерную извращенность, например концепция шести полов (а не двух), процветание транс-гендерства (т.е смены пола), замена союза по любви партнерством по контракту, главенство педократических законов и т.п. Торжествует болезненная толерантность и едва ли не культовое почитание содомии.

Мхатовские "Сцены из супружеской жизни" режиссер инкрустировал видеопроекцией кинохроники 1990-х годов - лихих и жестоких. Возникают кадры бесчинств омоновцев, звучат песни популярных эстрадных вокалистов. Они "привязывают" семейную хронику к конкретному времени, призваны оживлять пресноватые банальности сценического действия.

Можно предположить, что интерес к проблемам распадающейся семьи у Бергмана (и Кончаловского!) отражает ностальгические возрастные рефлексии авторов по поводу собственных многочисленных "супружеств" с попыткой осмыслить их итоги. Что ж, художники уровня Бергмана и Кончаловского могут себе позволить в личном творческом пространстве снобистский подход к выбору субъективно привлекательной для них темы...

Кто же будет спорить с тем, что проблема интимных отношений в браке имеет важное значение, и эта "проблемность" для членов семьи с годами возрастает. Как очевидно, в спектакле плотские мотивы являются определяющими. В отношениях сценических персонажей преобладают вибрации инстинктов и не слишком глубоких чувственных переживаний. С них начинается сюжет и похожими акцентами завершается..

Финальные реплики фильма Бергмана - "мы любим друг друга - тогда быстрей под одеяло" - достаточно красноречивы. Кончаловский смягчает прямолинейность шведского режиссера. Воссоединившиеся в очередной раз персонажи сплетаются в спазматически гротескном танце, создавая свою "прелюдию". Приглашающе раскрытая постель-тахта рядом. Режиссер даже выдвинул ее на авансцену, во избежание сомнений... Он стремится быть верным правде обстоятельств даже и в том, что сопровождает танец Марины и Ивана популярной песенкой "Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда". Финал как бы открытый - не исчерпана череда встреч-расставаний героев сюжета?

Всепобеждающая биологизация венчает спектакль, его сквозное действие с протуберанцами постельных радостей обретает полноту завершения. Все заканчивается в духе обыденности и даже фатальности. Так бывает. И нынче - все чаще... В шведском менталитете тема, возможно, имеет доминантный характер. А в русском? Что несет она нашему уму и сердцу?

Предваряя премьеру, выйдя перед знаменитым занавесом с эмблемой чайки, Кончаловский говорил об обязывающих условиях мхатовской сцены. Он напомнил о том, что К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко заложили образцы, на которые должен ориентироваться "русский театр". Но вот не запамятовал ли он их главный завет: сцена призвана раскрывать прежде всего "жизнь человеческого духа"...

"Сцены из супружеской жизни" первая (!) постановка при новом художественном руководителе МХАТ Э.В.Боякове, который пояснил: "Я сознательно пошел на то, чтобы это был первый спектакль". Тем самым премьера была заявлена как манифестное произведение. Прозвучали и уверения худрука в том, что "мы должны быть ближе к самым главным вещам в жизни... это вопросы совести, чести, семейных ценностей". Но не странно ли, что это "приближение" Бояков предпочел развернуть в духе европейского либертинства, в сюжете, где семейные ценности толкуются весьма экстравагантно, а их уровень опущен до центров, которые обычно стесняются называть. Неужели в этом пространстве могут быть плодотворно решены "вопросы совести и чести"? Чаемые высокие русские смыслы не глохнут ли в горизонтальных шведских жизнеощущениях?

Вспомним, как начинался Московский Художественный общедоступный (таким был задуман) театр, впервые распахнувший свой занавес в 1898 году. Для премьеры выбрали пьесу А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". На сцене раскрывалась судьба русской государственности, выяснялось качество центральной власти. Начиная чеховский цикл спектаклем "Чайка", театр вместе с автором развивал тему призвания и ответственности таланта. В близкие уже нам времена, после раскола МХАТ Т.В.Доронина первым спектаклем своей труппы избирает "На дне" М.Горького, прямо указывая на преемственность репертуарной линии от эпохи Станиславского. Пронизанный глубокими социально-философскими мотивами этот замечательный спектакль достойно открывал афишу доронинского МХАТ им. Горького.

Попробуем сопоставить. Исполины национальной русской классики и поставленная (как зачин нового этапа театра) альковного уровня мелодрама Бергмана-Кончаловского. Как предъявленный нам "выбор" соотносится с действительностью (во многом трагедийной) современной России?

Не могу не коснуться и смены руководства в МХАТ. Пытаясь понять причины грубого, вопиюще несправедливого увольнения Т.В.Дорониной из театра, который она выпестовала и успешно им руководила 30 лет, обратил внимание на некоторых ее коллег, высочайше обласканных властью. Например, ровесница Дорониной Г.Волчек. Ей можно посочувствовать - она настолько одряхлела, что может передвигаться лишь в инвалидной коляске. Но никто из власть - предержащих не усомнился в ее способности по-прежнему руководить театром "Современник". Народному артисту СССР Ю.М.Соломину (тоже преклонного возраста человеку) вручили бессрочный контракт на руководство Малым театром. Однако любой из непредвзято мыслящих наших современников скажет, что, может быть, в еще большей степени такой "бессрочности" достойна и Татьяна Васильевна Доронина... Свой зловещий вердикт ей объявили министр Мединский и "советник президента по культуре" В.И.Толстой. Не он ли и "насоветовал" ее увольнение?..

Волчек, Соломин... Сопоставительный перечень имен легко продолжить. Не собираются отстранять от должности руководителя "Гоголь-центра" К.Серебренникова, этого, по выражению одного из критиков "певца Содома". О попавшем под секиру правосудия прочтем в инете: "По мнению следствия, руководство некоммерческой организации "Седьмая студия", основателем которой был Серебренников, в 2011-2014 годах похитили около 200 миллионов рублей" (по иным сообщениям 68 млн.). Но ему продолжают курить фимиам, награждать всяческими премиями, а наши бесстыжие СМИ соперничают в безудержных похвалах "великому таланту". Намекают на его связи в высоких сферах.

Возможно, академик И.Р.Шафаревич, автор классического труда "Русофобия", увидел бы во всех этих решениях позицию "малого народа", а, может быть, и "Вашингтонского обкома"...

Во въедливых поисках причин столь неоднозначных "подходов", обнаружилось (среди прочего), что Волчек и Соломин являлись "доверенными лицами" известного человека, а Дорониной в их числе не было... К слову, "доверенными" оказались и Э.Бояков и даже А.Кончаловский, и, разумеется, В.И.Толстой... Возможно, что я ошибаюсь в своих предположениях. На русском языке подобные явления называются фаворитизмом (избежим эпитетов, которые вертятся на языке). О разрушающем его влиянии на культуру и искусство с возмущением и болью писал - не столь уж давно - великий русский композитор и мыслитель Г.В.Свиридов. Присоединяю свой голос.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. ОНИ ИДУТ

Опять они пришли, увидели и победили? Тухнет Москва....
Петрович / 15.04.2019, 12:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Любомудров
Победоносность русскости
О Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова)
24.10.2022
БДТ - сто лет
К юбилею известного петербургского театра
01.02.2019
Архипастырь всея Руси
Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995)
01.11.2018
Расстрел 1993 года
Дневниковые записи свидетеля
02.10.2018
Все статьи Марк Любомудров
Бывший СССР
День памяти преподобного Варсонофия Оптинского
Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского
14.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Большая перемена
Большая Россия возвращается к себе и всему миру
13.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39