Откройте 9-й том «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова) – настоятеля храма святителя Николы на Берсеневке – на любой странице и начните читать. И почувствуете, как текст втягивает Вас в себя и побуждает продолжить знакомство с книгой. Ибо текст содержателен и изложен свободным литературным языком.
Не всякий профессиональный писатель может похвалиться девятитомным изданием своих произведений. Игумену Кириллу Господь дал не только пастырский дар, но еще и талант историка-литератора. Девятая книга может показаться пестрой по содержанию, разноплановой по проблематике и даже по жанрам изложения (от дневниковых записей до портретных очерков). Однако есть в изложении общий стержень, который придает ей стройность. Это православное миропонимание, последовательное единство религиозного отношения, требовательная взыскательность суждений и оценок. Природная проницательность автора, его высокая образованность, христианская любовь к миру и человеку обеспечивают их правду и справедливость.
Интенсивная творческая плодовитость автора обусловлена привычкой, по его собственному признанию, «каждую минуту что-то делать, читать, слушать, смотреть, ездить, рассказывать, писать» (стр. 381). Авторским записям в книге сопутствует привлекательная полетность мысли, свобода изложения. Одно из объяснений этому свойству коренится в особенностях биографии игумена Кирилла. На одной из страниц он мимоходом напоминает нам: «Я не получаю зарплаты в течение всех лет настоятельства… у меня нет ни квартиры, ни машины, ни дачи» (стр. 401). Игумен свободен от рабства вещному миру. У него свой, высокий уровень личной независимости, раскрепощенности от сторонних помех и влияний, а также и в противоборствах с противниками и трудностями нашего социального бытия.
Содержание книги исключительно многообразно, что видно уже из оглавления: дневники, наследие христианства, история Русской Церкви, Москва православная, портретные очерки деятелей Церкви, ее попечителей, литературные впечатления.
«Воспоминания» свидетельствуют о постоянной погруженности автора в мир общественно-культурной, религиозной и политической жизни страны и прежде всего ее столицы. Поразительна насыщенность впечатлений не только от прочитанных книг, статей, но и от встреч с выдающимися русскими талантами – в самых разных сферах творчества. Здесь нашли отражение множество имен: И. Глазунов, В. Кожинов, прот. Дм. Дудко, В. Клыков, С. Аверинцев, еп. Василий (Родзянко), В. Аксючиц, З. Крахмальникова, Ан. Краснов-Левитин, Дм. Васильев, Е. Никифоров, митр. Тихон (Шевкунов) и множество иных, заметных на общественном поприще, авторитетных лиц. Даже краткие их (весьма меткие) характеристики пополняют знания читателя, красноречивыми фактами их биографий.
Игумен Кирилл не страшится и спорных, иногда щекотливых тем. Выражаю солидарность с его оценками организации «Память» и его руководителя Д.Д. Васильева, энергичного борца с сионистским, русофобским засильем. В те далекие 1970-е годы я был близок с Васильевым, бывал в его квартире в доме близ Павелецкого вокзала. Вполне согласен с выводом игумена: «Более мощного, «энергетического» трибуна-оратора, чем Васильев я в своей жизни не встречал… Многочисленные кассеты с записями его выступлений очень сильно поднимают патриотический тонус, подвигают на труды на благо Отечества и нашего народа» (стр.14-15).
Отметим, что сам игумен Кирилл – последовательный русский националист, каковым были в нашем прошлом Пушкин, Гоголь, Достоевский, в наше время – писатели и мыслители В. Распутин, В. Белов, М. Назаров, О. Платонов. Он опирается на «Русскость», проникаясь национально-историческим самосознанием, понимая его глубинную, консолидирующую силу в борьбе за спасение русского народа, который сегодня гибнет на наших глазах.
В познавательном смысле уникальны интервью автора с такими замечательными подвижниками Русского Дела как В.Н. Осипов, О.А. Платонов. Цитаты из Платонова лаконичны и убийственны по оценкам – о Ленине: «имел одну из самых высоких степеней посвящения в сатанизм»; о белых генералах: «Корнилов был республиканцем, Деникин был тоже против монархии и за республику, вел себя очень половинчато. У Колчака в правительстве, как и во всех белых правительствах были масоны». О Сталине: «именно он был виновником рокового «разгрома Русской партии (Ленинградское дело: Вознесенский, Кузнецов и др.)». О Л. Берии: «Его руки по локоть были в крови. Он ненавидел все русское. Чужой человек, враг России». О перспективах патриотического движения в России: «Сомневаюсь в том, что в ближайшее время русские силы консолидируются… Главная задача – возвращение русских людей к Православию» (стр.40-41).
Большую ценность представляют воспоминанию о В.Н. Осипове. В книге присутствует многостраничный диалог-интервью двух замечательных русских патриотов – игумена Кирилла и героического подвижника (в лагерях 17 лет!) Владимира Николаевича Осипова, «который всегда находился на острие борьбы за Русское дело. Осипов является живым классиком русской идеологии» (стр. 337). В этом интервью запечатлены – в емком и глубоком изложении – анализ и оценки важнейших этапов жизни России ХХ века. Революция 1917 г., коллективизация, террор 1930-х, война 1941-45 гг. Приведены содержательные подробности о Николае II, о В.В. Путине, о В.В. Жириновском, о судьбе самиздатского журнала «Вече», организатором и редактором которого был В.Н. Осипов.
Диалог двух – игумена Кирилла и Вл. Осипова – производит неотразимо сильное впечатление. В нем находим источник важных, объективных знаний
о ключевых событиях нашей истории.
Содержательны, с независимыми оценками, включенные в книгу развернутые очерки о Петре I, о Ф.М. Достоевском. Для тех, кого интересует «История Русской Церкви», имеется раздел, который так и называется. Кратко, с максимальной объективностью изложены основные этапы развития в нашей стране русского Православия. Поучителен и анализ деятельности Петра I и его сподвижников. Неоспорим и итоговый вывод автора: «Именно с Петра начинается великий и подлинный русский раскол… между правительством и народом… между властью и Церковью. Происходит некая поляризация душевного бытия России. Русская душа раздваивается и растягивается в напряжении между двумя средоточиями жизни, церковным и мирским». Игумен Кирилл солидарен с одним из историков, которого и цитирует: «Реформы Петра привели к европеизации и секуляризации жизни народа и особенно верхов».
Заслуживают внимания и очерки о писателях: Л.Н.Толстом и особенно – с красноречивыми подробностями – о Ф.М.Достоевском, который многократно цитируется. Подтверждается близость автора миросозерцанию великого писателя – мыслителя и пророка. Сочувственно отмечены свидетельства Достоевского о том, что «русский народ способен к самоосуждению, сознанию своей греховности и «личной ответственности перед всеми», … к самоисправлению, к самоотверженной любви для ближних». Однако неверна, на мой взгляд, мимоходом оброненная реплика будто Достоевский «не националист» (стр.143). Писатель был одним из главных столпов великорусского, державного национализма.
Поучительны и социально актуальны резко критические «больничные заметки», основанные на личном опыте игумена. Многое там весьма прискорбно и способно даже ужаснуть. Вполне солидарен (и по собственным впечатлениям) с ним в его оценках современного больничного бытия.
Книга завершается откровенными и печальными размышлениями автора о трудностях и противоречиях приходской жизни. Пожелаем настоятелю успешно их преодолеть.
И поздравляем с выходом в свет еще одной его книги, быть может, самой содержательной из всех девяти томов.
Марк Николаевич Любомудров, профессор, русский писатель, публицист, театровед, общественный деятель, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры