Архипастырь всея Руси

Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995)

Бывший СССР  Русофобия 
0
803
Время на чтение 24 минут


В этом году исполнилось 70 лет со дня монашеского пострига (14 января 1948 г.) духовного лидера православно-патриотического движения, всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна ( И.М.Снычева).

 

Прах его в земле, но Слово и Заветы митрополита продолжают гореть благодатным огнем веры, надежды, любви, муд­рости, оставаясь ярким духовным светильником, прорезающим мрак и непогоду русской действительности.

Смерть владыки означала утрату главного охранного щита русских патриотов в Петербурге. Город осиротел, его покинул «удерживающий», который неколебимо противостоял беснованию и хищной разнузданности русофобов в северной столице - городе агрессивно антирусском.

Петербуржцы, особенно чутко ощущали постоянную незри­мую защиту и поддержку митрополита. Неисчерпаемым источни­ком духовных сил для его горячих почитателей, являлось со­знание того, что в одном с ними городе живет этот добрый, мудрый наставитель, бесстрашный защитник Святой Руси и грозный обличи­тель ее врагов, мужественный инок-воитель и истовый молитвенник, всегда открытый людям.

Отныне 2 ноября (день смерти владыки) в русском историческом календаре -  день двойного траура: в этот же день в 1894 году скончался Алек­сандр III, из династии Романовых наиболее преданный русскому на­роду государь (для меня это еще и дата родовой скорби - 2 ноября 1918 года латышско-большевистские палачи расстреляли моего деда - священника). В православных святцах можно прочесть, что это и день поминовения святого великомученика Артемия - военачальника вре­мен императора Юлиана, которого он смело обличал за нечестие и отступничество от веры Христовой. После мучительных пыток Ар­темий был обезглавлен...

Такими совпадениями не исчерпываются мистические акценты, которые судьба расставила в пространстве жизни и смерти владыки Иоанна. Накануне - память Иоанна Рыльского, во славу которого родившийся в этот день святой праведный Иоанн Кронштадтский выстроил на набережной Карповки монастырь. Наш митрополит скончался в помещении, находящемся в какой-нибудь сотне метров от монастыря с гробницей Кронштадтского чудотворца... Первая служба владыки, поставленного на петербургскую кафедру в 1990 г., состоялась в августе того же года, в праздник Смоленской иконы Божьей Матери, в храме на Смоленском кладбище. И последняя его литургия тоже была отслужена в день Ярославо-Смоленской иконы Пресвятой Девы, за неделю до кончины...

Пять лет прослужил митрополит Иоанн в Петербурге. Срок по земным меркам совсем небольшой. Но какой великий смысл заклю­чился в этом пятилетии, какое огромное дело было совершено. Из уст владыки прозвучало Слово, которого заждалась православная Рос­сия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов, Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродит­ся и народ русский не погибнет.

На краю пропасти мощная воля «смиренного» (перед Господом) архипастыря требовательно призвала всех нас опамятоваться, войти в ра­зум, обратиться к нашему Создателю и вымолить его помощь. Овчее стадо обрело своего водителя, вдруг ощутило повелительную силу призыва, пронизанного Высшей Волей.

Русская православная церковь, стесненная частоколом бесчис­ленных административных ограничений, режимных барьеров, пре­бывавшая как бы в настороженности, выжидательности, внезапно прорвала заслоны и подвижничеством митрополита Петербургского и Ладожского энергично вмешалась в духовно-исторические, нравственные и политические процессы страны. В роковые для России мгновения владыка героически спас честь церкви, исполнив основные заветы Христова Евангелия. Именно его деятельность петербургско­го периода знаменует начало нового этапа духовного возрастания нации и державного строительства Родины.

Книги, статьи, проповеди, интервью - неутомимое пастырское служение митрополита могуче повлияло на духовную жизнь страны, пробуждая и просветляя ее.

 

Ослабевший от страданий, нищеты и разрухи, ослепленный ло­жью, почти обезумевший от подлого пропагандистского дурмана офи­циозной прессы, от непонимания того, что с ним делают, народ, как никогда, нуждался в духовном наставительстве и моральной поддерж­ке. И они неожиданно, чудным образом явились. Словно из-под спуда вырвался наружу сильный и живительный источник, к которому сразу жадно припали все сохранившие чувство патриотического долга перед Отчизной, потянулись тысячи блуждавших в потемках русских людей.

Высокое чистое слово правды звучало все пять лет его служения как тревожный набат. Красноречивы заголовки выступлений владыки: «Битва за Россию», «Быть русским!», «Русский узел», «Плач по Руси Великой», «Державное строительство», «Торжество Православия»... Это не только религиозные и гражданские проповеди, но и репортажи с передовой линии, где кипит ожесточенная, непримири­мая схватка с демоническими стихиями - битва за Родину; это раска­ленные праведным возмущением и пронизанные скорбью свиде­тельства духовной брани за нравственное выздоровление, про­свещение и политическое освобождение поставленного на колени русского человека, за возвращение ему национального достоинства, пробуждение воли к жизни и к победе над врагами.

Ясно видел владыка и причинно-следственные обстоятельства новейшего порабощения страны, сопровождавшегося «жесточайшим антирусским террором, развязанным в первые десятилетия советской власти, и тихим геноцидом русского народа, не прекратившимся до сих пор».

«Одоление смуты. Слово к русскому народу» - название одной из книг митрополита, быть может, самой важной. Название, как нельзя лучше, характеризует направленность его пастырского служе­ния. Оно заставляет вспомнить о подвиге другого иерея - святого праведного Иоанна, пресвитера и чудотворца Кронштадтского, ко­торый в начале нашего столетия, тогда еще в преддверии смуты, не уставал будить и обличать народ, все более погружавшийся в пучины греха и богоотступничества.

Два великих Иоанна - в начале и в конце нашего века - это воз­двигнутые Промыслом Божиим два светоносных столпа веры и муд­рости, два пророка, которые поддержали над Россией Святое Небо, протянув дугу мистического преемства, не дали погаснуть огню со­противления сатанинской мгле, опустившейся на русскую землю в XX столетии. Пока живо их слово, пока не утрачена наша память о них, наша готовность следовать за ними - жива Русь и светит надежда. Не случайно митрополит Иоанн так часто цитировал своего тезоименита. Оба звали к одному - восстановить и укрепить связи человека с Бо­гом, связи как отдельной личности, так и соборной личности русско­го народа.

Одна из центральных по смыслу бесед-проповедей владыки на­звана строкой из Иоанна Кронштадтского - «Родиться русским есть дар служения». Здесь раскрыта великая цель, вставшая перед Россией: сохранить, сберечь в чистоте и неприкосновенности Истины веры. Когда-то они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призва­нию и после страшного преступления богоубийства был отвержен, отстранен от святого служения. Затем обет этого служения приняли христиане Древнего Рима. Позднее, когда в XII веке Рим «ввел недо­пустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты православия, служение сие у него было также отнято и передано Ви­зантии (Второму Риму)». И, наконец, преемство хранителя Истины перешло к русскому православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность.

Митрополит напоминал о святоотеческом заповедании: Россия как вселенская хранительница и защитница святого Православия есть «подножие Престола Господня». На русских лежит великая ответственность - строить жизнь в соответствии со своим религиоз­ным долгом. Завершается эта проповедь владыки замечательными словами о русском служении - одновременно жертвенном и героичес­ком, высоком и скорбном: «До конца времен стоять преградой на пу­ти зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая со­бой Божественные истины и спасательные святыни Веры. Доколе мы помним об этом - жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам - и нашим и Божьим! А за верность долгу и понесенные труды воздаст Господь воинам своим воздаянием великим и вечным, всех благ ко­торого не может вместить ныне жалкое человеческое воображение».

Все должны были осознать: только в этом стоянии насмерть - за­лог одоления страшной русской смуты. Только так может быть достигнут успех в решении главной задачи, которую обозначил митрополит: восстановить историческую преемственность русской духовной жизни.

Истоки смуты, спровоцированной Западом, уходят в трехвеко­вую давность. Через «окно», несмысленно прорубленное в Европу бе­збожным тираном Петром I, хлынула разноликая европейская гниль, на столетия вперед отравившая Русь своими ядовитыми испарениями. Сегодня мы пожинаем плоды трехсотлетнего западнического ига.

Смута - это одновременное нападение на страну извне и изнут­ри. Это перехват врагами центральной власти, истребление нацио­нальной элиты и тотальное ограбление народа. Это создание разру­шительной «антисистемы» (в терминологии Л.Н.Гумилева) на основе межэтнической химеры. Тонны ядовитого семени были впрыснуты в русское тело, достигнув эффектов, подобных радиации. На свет яви­лись миллионы манкуртов с расшатанной психикой и кровожадно-антирусскими наклонностями.

Известно, что «антисистемы» сами собой не рассасываются, де­моны, духи злобы поднебесной сами по себе не исчезают. Здесь нужна борьба. И вот уже более века Россия - в борьбе. И сегодня, попрежнему против нее - весь мир. Впрочем, и столетие назад у нашей Родины не было иных друзей, кроме собственных армии и флота (Александр III).

У русского народа, всегда доблестно воевавшего против внеш­них сил, не нашлось опыта, мудрости, знаний в войне с врагами внут­ренними. Полчища человекообразных паразитов вгрызлись в тело народное, и подточенный безверием, ослабленный нигилизмом и классовой рознью русский организм не смог оказать им должного сопротивления.

Отсутствие иммунитета к внутренней, большевистской заразе (европейского проис­хождения), навыков самоочищения - привели к катастрофе и продол­жают сохранять условия для ее повторения. Мешали и славянское прекраснодушие, и ложно понятая жалость, и псевдо-христианское толкование любви к врагу, мешало и равнодушие к русским нацио­нальным приоритетам со стороны многих представителей романовс­кой династии. А кровавые антирусские бесчинства советской эпохи! Как народ допустил такое? Не потеряна ли возможность вернуть Рос­сию в русские руки? Вопросы, вопросы...

Однако после опубликования фундаментальных трудов митро­полита Иоанна у нас нет оснований сокрушаться, будто мы не знаем ответов на них. Они даны! И едва ли не исчерпывающие - в его тру­дах. Главные из них изданы в Петербурге в 1994 - 1995 гг. издатель­ством «Царское дело»: «Самодержавие духа. Очерки русского само­сознания», «Голос вечности. Проповеди и поучения», «Одоление сму­ты. Слово к русскому народу», «Стояние в вере. Очерки церковной смуты», «Русь соборная. Очерки христианской государственности» (эта книга вышла из печати уже после смерти автора). Вот труды, ко­торые должны были стать настольными для каждого русского гражданина, клирика и мирянина, просветителя и воина, для рабочего, крестьяни­на, предпринимателя, купца. Разве что безрелигиозному, националь­но кастрированному российскому интеллигенту соприкосновение с истиной, как часто бывало, не пойдет впрок...

Есть основания утверждать, что едва ли не все современные про­блемы - из числа духовных, политических, социальных - привлекали внимание владыки, в той или иной степени рассмотрены им. Можно доказать, что за пять петербургских лет своего просвети­тельства пастырь успел сказать все, - что нам необходимо.

О чем же писал владыка, каких тем касался? Промысел Божий и свободная воля человека. Глубокая характеристика исторических этапов от начала русской государственности и кончая нашими днями. Русская державность и православная монархия, симфония властей, раскол и чужебесие, ересь жидовствующих, православие и иудаизм, славянофильство и западничество, апостасия, расцерковление и де­национализация, главные русские архетипы - империализм, нацио­нализм, религиозное мессианство, роль чуда и катастрофизм в рус­ской истории. Таков один круг проблем.

Другой тематический пласт - богоборчество, революция, масон­ство, закат Европы, предтечи антихриста, фашизм, шовинизм - немец­кий и иудейский, марксизм, геноцид, заговорщицкие планы США и Европы, этапы недавних десятилетий - сталинизм, оттепель, застой, перестройка, ельциниада; евразийство, мондиализм, экуменизм... Те­мы жгучие, острые, болезненные, порой весьма запутанные. Все они рассмотрены в книгах владыки взвешенно, обстоятельно, с позиций религиозных и научных одновременно.

Анализ и выводы, как правило, опираются на факты, охваты­вают широчайший круг источников и авторитетов. Сила исследо­вателя заключена в том, что его труды вобрали в себя богатейший опыт, бесценную сокровищницу русской религиозно-философской и социально-политической мысли последних столетий. Митрополит Филарет (Дроздов), Н.Данилевский, К. Леонтьев, Ф.Достоевский, еп. Игн. Брянчанинов, К.Победоносцев, Л.Тихомиров, Иоанн Крон­штадтский, М.Меньшиков, С.Нилус, А.С.Шмаков, князь Н.Жевахов, А.Селянинов, Н.Марков, А.Карташов, арх. Серафим (Соболев), Ив.Ильин, Ив.Солоневич - вот неполный перечень великих умов, на трудах которых, как на крепчайшем фундаменте, возводился храм русской мысли конца XX - начала ХХI столетий. Ни один народ мира не обладает таким могучим и обширным духовным наследием. И в этом ряду - книги магистра богословия и доктора церковной истории митрополита Иоанна. В них - его открытия, раздумия и напутствия нам.

Без сомнения, владыка Иоанн явился одним из крупнейших мыс­лителей и религиозно-нравственных авторитетов нашего времени. Его исследования, его публицистика - свидетельство нового взлета и цвете­ния русского православно-богословского и историко-философского творчества, - всегда бесстрашного, исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем рус­ского народа. А если вспомнить, что именно судьба России не раз становилась эпицентром  мировой истории, то значение деятельности владыки возрастает до масштабов общечеловеческих.

Мне уже приходилось высказывать мысль, что всемирное, Про­мыслом предуказанное назначение России в новейшую эпоху - завершить окончательное разоблачение двух грандиозных социально-политиче­ских химер, ослепивших человечество: химеры марксизма и химеры демократии. Выпустив из русского народа океан крови, марксизм без­возвратно потонул в ней, обнаружив до конца всю свою человеконе­навистническую природу.

Гидра демократии, сменившей марксизм, хищно охватила своими щупальцами Россию, дышит нам в лицо, кружа го­ловы безбожным недоумкам, разит смертоносными стрелами сотни и тысячи безвинных русских жертв. Страна своими язвами показывает миру, к чему ведет демократия, дошедшая до своего логического пре­дела: она сеет только разложение и смерть. Ни одна диктатура за всю историю человечества не додумалась расстрелять избранный наро­дом парламент. Только при демократии оказалось возможным разда­вить политических противников столь циничным и жестоким образом. Российская оккупационная демократия полноту своего торжества отметила «салютом» из танковых орудий, стрелявших по безоруж­ным людям, среди которых были женщины, дети, пожилые...

Демократию беспощадно обличали лучшие русские умы XIX-XX веков. Значителен и вклад митрополита Иоанна: его глава «Великая ложь демократии» (в книге «Самодержавие духа») развенчивает док­трину, заразившую сегодня весь мир. В этой главе неопровержимо доказывается, что все идеи демократии замешены на лжи: «Ни в од­ной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не пра­вит ... власть всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкну­той корпорации». Воплощение демократии всегда означает власть количества над качеством, создается абсурд - истину и справедли­вость, добро и зло определяют арифметическим большинством голо­сов... Политическую основу демократии - всеобщее прямое избира­тельное право - владыка характеризует как явление аморальное и разрушительное. Показаны фальшивость идеологических, юридичес­ких, правовых и экономических основ этой системы.

Никому так и не удалось воплотить в жизнь внешне броский ло­зунг «свобода, равенство, братство» - но хорошо известно, что под прикрытием этого призыва прошли две самые кровавые революции: французская и русская. Столь же лжив и тезис о «правах человека», за которым кроется абсолютизация индивидуализма, характерная для за­падно-европейского «менталитета». Глава «Великая ложь демократии» объясняет, почему применение ее принципов в практике государствен­ного строительства закономерно приводит к распаду и разложению.

И разве русский народ на себе самом не убедился в том, что, «настроив правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изна­чально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ».

Крайне важно и указание на то, что либерально-демократи­ческая идея давно уже используется «мировой закулисой» как инст­румент разрушения общества и захвата реальной власти - ее можно называть как угодно: властью мирового масонства или междунаро­дного капитала, транснациональных корпораций или космополи­тической элиты...

Тем же подрывным целям служит неотъемлемая от демократии система т.н. многопартийности, при которой вообще невозможно здоровое, самобытное развитие России. Политические партии, фаль­шивый плюрализм - по слову митрополита - являются «идеальным орудием разрушения единства народного самосознания». Русский же опыт предусматривает не партийные, а соборные формы гармониза­ции общественных интересов.

Обнажая глубину лжи демократии, владыка опирался не только на политический опыт XX века, но и на суждения выдающихся умов прошлого - К.Победоносцева, М.Каткова, Л.Тихомирова, чьи при­говоры демократии позднее полностью подтвердились. В своей сово­купности их труды составляют истинную сокровищницу мировой антидемократической мысли.

К этой, чрезвычайно актуальной сегодня проблематике примы­кает круг размышлений митрополита о самодержавии и монархии. Наиболее подробно тема рассмотрена в разделе «Самодержавие и Рос­сия» (в книге «Одоление смуты»). Теперь, когда у народа есть возмож­ность сравнивать, особенно очевидно, что монархия действительно есть наилучший, наиболее гармоничный, устойчивый и справедливый способ общественной организации. Вывод автора непреложен: «Имен­но монархия является оптимальной, исторически опробованной, естес­твенной формой государственного бытия российской цивилизации».

Однако не менее важно и замечание, что восстановление монар­хии в России немыслимый «без одновременного духовного возрожде­ния и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русско­го человека». На это, на необходимость национальной  диктатуры как предшественницы монархии, указывал замечательный русский мыслитель И.А.Ильин.

Авторитет владыки - вероучителя, наставника, мыслителя и гражданина - зиждился и на его бесстрашном движении навстречу самым острым, самым опасным вопросам времени. Одна из ключе­вых проблем XX столетия - русско-еврейские отношения. В СССР на протяжении десятилетий эта тема оставалась абсолютно запретной. Само слово «еврей» приобрело какой-то грозный, почти инфер­нальный смысл. Я знал немало русских людей, которые боялись про­износить громко это слово, а когда слышали его, шарахались в сто­рону. Столь же ужасным образом, но в ином роде, слово это действовало на самих евреев. По моим наблюдениям, если русский называл еврея евреем, то зачастую это вызывало почти иррациональ­ные реакции: приступ озлобления и обвинения в... антисемитизме.

Вразумительного объяснения этих психологических (или мис­тических?) «странностей» вы не найдете в изданных у нас книгах по разоблачению сионизма. Причины все те же - беспощадное табу, кото­рое правящий режим накладывал на эту тему. Между тем актуальность ее росла и продолжает возрастать.

Понимая, конечно, меру опасности и ответственности, митропо­лит Иоанн мужественно углубился в пучины этого вопроса, осветив его христианским светом правды, объективности и нелицеприятности. Наиболее детально русско-еврейские отношения рассмотрены в разде­лах «Творцы катаклизмов» и «Творцы катаклизмов: реальность и мифы» (книга «Одоление смуты»).

Рассказ о т.н. «ереси жидовствующих» содержит одноименная гла­ва книги «Самодержавие духа». Ересь была одной из первых агрессив­ных попыток иудаизма внедриться в русское духовенство и добиться влияния на властные, в т.ч. и придворные круги (конец XV в.). Нет мес­та вдаваться в подробности борьбы с этим чужеродным вторжением, но нельзя не согласиться с выводом владыки о том, что «ересь жидов­ствующих» по сути «больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имеющего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».

Исследователь анализирует русско-еврейский вопрос в нескольких измерениях: духовном, политическом, нравственно-психологическом и историческом. Его суждения основаны на строгих свидетельствах, документах, на достижениях исторической науки. Критерии оценок исходят из православных догматов и подходов. Пользуясь источни­ками, владыка избегает пропагандистских напластований и какой-либо предвзятости.

В историческом аспекте русско-еврейским отношениям по крайней мере тысяча лет. Отношения были по сути постоянным противостоянием. О последнем этапе этого процесса писал А.И.Солженицын в своем историческом исследовании "Двести лет вместе".

В книге «Одоление смуты» перечислены многие запретительные законы и постановления, которыми пытались оборониться от ев­рейского натиска русские князья и цари (св. Владимир, Иван III, Иван IV, Петр I, Екатерина I, Елизавета и др.). Один из русских исследователей начала ХХ века, напомнив все, никем не отмененные правительственные указы, высказал мысль, что с юридической точки зрения само пребывание евреев в России - "контрабандно"...

Конечно, не уместно сегодня придавать данному во­просу расовую или узкоэтническую окраску. Владыка пишет опреде­ленно: это проблема духовная, «межрелигиозных, но вовсе не межна­циональных отношений, церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку». Речь идет о «религиозной войне», которую ведет иудаизм против Церкви Христовой, о непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, по-разному опреде­ляющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни.

Вот что написано о природе талмудической «избранности» в уже упомянутых разделах: «Православное понимание своего избранни­чества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Изб­ранничество же иудея есть избранничество на господство над окру­жающими людьми». Вот где коренятся первопричины того, что иудейский, антихристианский экстремизм в XX веке «оставил в рус­ской судьбе страшный кровавый след».

Пастырь призывает нас не уклоняться от анализа и оценки той «непропорционально огромной роли, которую сыграла (да и до сих пор играет) в русской смуте иудейская община России». Да, списки руководящих партийно-государственных лиц после 1917 г. «потря­сают воображение». А чтобы подавить русское народное сопротив­ление, правящая бандократия объявила его антисемитизмом и ввела против него закон о высшей мере наказания... В разделе «Творцы ка­таклизмов: реальность и мифы» приведена содержательная цитата из сборника «Россия и евреи» (Берлин, 1924). Один из еврейских авторов свидетельствовал: «Русский человек никогда не видал еврея у власти. Были и лучшие, и худшие времена, но русские люди жили, работали и распоряжались плодами своих трудов, русский народ рос и богател, имя русское было велико и грозно. Теперь еврей - во всех углах и на всех ступенях власти... Русский человек видит еврея и судьей, и пала­чом. Не удивительно что, сравнивая прошлое с настоящим, он утвер­ждается в мысли, что нынешняя власть - еврейская и что потому именно она такая осатанелая... Русский человек верит: жиды погуби­ли Россию. В этих трех словах и мучительный стон, и надрывный вопль, и скрежет зубовный... Волны юдофобии заливают теперь страны и народы, и близости отлива еще не видно. Именно - юдофобия: страх перед евреем как перед разрушителем».

С горечью писал митрополит, что с  тех пор мало что измени­лось, и приводил тому многочисленные свидетельства. Антирусская в подавляющем большинстве пресса была переполнена русофобскими заяв­лениями. К примеру, известная демократка госпожа Новодворская писала: «Пойдем против народа, мы ему ничем не обязаны... На месте Рос­сии может остаться пепелище, тайга, братская могила... Нам нельзя ее жалеть». А святотатственный вызов хасидов, отпраздновавших свою «хануку» в Кремле? Это стало возможным, как писал израиль­ский журнал «Алеф», только после того, как министром иностран­ных дел стал А.Козырев, «известный своей приверженностью рели­гиозным взглядам хасидов».

А разве не обнаруживал своих просемитских симпатий  премьер В.Черномырдин, когда поздравлял иудеев с религиозными праздниками. Разве ни кишело "творцами катаклизмов окружение Б.Ельцина? Но стоило кому-то обнаружить русофильские взгляды, как его немедленно удаляли из правящей "команды",  как это происходило с вице-премьером В.Полевановым, с председателем Роскомпечати Б.Мироновым.

Возникали и новые проблемы, также связанные с еврейским ре­лигиозным и политическим экстремизмом. Владыку очень встрево­жила еврейская экспансия в русское священство, что породило «опас­ность возрождавшейся ереси жидовствующих, вносимой в Церковь многочисленными священниками еврейского происхождения».

Автор затронул и еще одну важную тему, обычно вызывавшую истерическую реакцию в космополитических кругах. Речь о "Протоколах сионских мудрецов". Являлись ли они "фальшивкой"? Все, что  и происходило с Россией в XIX и XX веках, находится в ошелом­ляющем, детальном соответствии с планами, изложенными в «Про­токолах ...".  Уже одно это снимало для митрополита становившийся бесплодным вопрос - подлинны они или подделка. В разделе «Битва за Россию» он с научной взвешенностью разбирает эту тему и дает недвусмысленный ответ: «Разрушительные принципы, отраженные в цитированных выше документах, не только не устаре­ли, но получают уточнение и развитие до наших дней... вполне отк­рыто, на самом высоком политическом уровне». Как свидетельствует академик Олег Платонов, "именно  евреи стали одной из самых активных сил по разрушению ценностей русской цивилизации".

Однако митрополит с пастырской взыскательностью убеждал русских читателей: в том, что произошло и происходит, прежде всего наша собственная вина, отсутствие в русских людях национального достоинства и патриотизма. И до тех пор, пока «мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни - мы и других не сможем научить нас уважать». Если не сделать долж­ных выводов из опыта, оплаченного морями крови, миллионами жертв, то, как пишет владыка в другом месте, «мы станем предателя­ми и изменниками великого русского дела».

Спрашивать с себя, первый счет предъявлять себе - исходный, истинно христианский канон, обязательный для каждого православ­ного человека. Не уставая напоминать о нем, владыка всегда конк­ретно указывал на необходимые пути и способы общественно-государственного решения вопроса. В книге «Одоление смуты» прочтем: «Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной народности служить России... в достижении общегосударственных задач». Не менее ак­туальны и строки о «местном самоуправлении» (мод­ная у демократов тема) - государство должно следить, чтобы «это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов - религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических».

Ответы, как и всегда у митрополита, - емкие, четкие и пронизан­ные горячим сочувствием к страданиям русского народа и любовью к России.

В «русском узле», который развязывают, объясняют труды вла­дыки Иоанна, можно выделить наиболее крупные и острые проблемы: русские задачи, демократия, межнациональные отношения. Но читатель найдет у автора содержательные размышления и по поводу многих иных вопросов, выдвинутых нашей историей в XX веке.

 Глубокий, всесторонний анализ «перестройки» представ­лен в разделах «Русский узел» («Одоление смуты») и «Перестройка» («Самодержавие духа»)! Сценарий ее был запущен сразу после второй мировой войны (план Даллеса) и предполагал «дискредитацию гос­подствующего мировоззрения, затем его резкий шоковый «сброс» и быструю замену на новое либерально-демократическое - внешне привлекательное, но для России не менее разрушительное по сути». Исполнители - «кучка руководителей-ренегатов и пятая колонна аген­тов влияния». Операцию провели под наркозом СМИ, обеспечивших анестезию инстинкта самосохранения. Итог: разрушение державы, ускорение процессов геноцида и ограбления народа. Место пролетар­ского интернационализма заняла идеология интернационализма де­мократического. «Только и всего»... - заключает митрополит.

Автор одним метким словом определяет сущность явле­ния. Например, о горбачевском правлении - период «по сути ликви­дационный».  О последовавшей ельциниаде: в стремительно нищающей стране создана «чудовищная по своему цинизму система власти коррумпированной и бесконтрольной, скрывающей за псевдодемок­ратической риторикой полное презрение к закону и целенаправлен­ное стремление к диктатуре»; страна «наполовину управляется из-за рубежа».

О виновниках братоубийственной бойни в октябре 1993 г. - «сегодня несмываемая каинова печать жжет лоб не одному и не двум российским политикам».

А как возмущен был митрополит отношением властей к другой ужасной бойне - в Буденновске. Бандиты бесчинствовали и убивали безнаказанно: «Власти лишь невразумительно бормочут, что «ситуа­ция под контролем». Президент занят - уехал в Канаду, «за семь верст киселя хлебать». Министры все разом онемели. Виноватых нет... Это же предел нравственного разложения».

В той же статье «Шила в мешке не утаишь» («Советская Россия», 20.06.95 г.) убедительно опровергалась кощунственная ложь о якобы бытующем «русском фашизме». На самом деле в стране процветает «антирусский, злобно русоненавистнический, русофобский фашизм». Именно это вызывало тревогу и возмущение митрополита. Разобла­чая клеветников, он цитировал «Памятную записку» Гиммлера (1940): «Необходимо уничтожение биологической силы русского на­рода путем негативной демографической политики». Далее, опираясь на цифры статистики, владыка делал страшный вывод о том, что проводимая ельцинским режимом политика геноцида русского народа находилась «в соответствии с нацистскими установками, Россия вы­мирает». Срывая маски с правителей 1990-х годов, он обнажал нера­сторжимую преемственную связь доктрины Гиммлера - через Далле­са, Бжезинского, Киссинджера, Клинтона - с политикой Горбачева и Ельцина, ставленников наиболее враждебных России сил.

Митрополит-воин не прекращал своей духовной брани ни на мгновение. За несколько недель до кончины в печати появилась его гневная статья, разоблачающая «дьявольский суррогат» соборности, который в области религиозной прикрывается лжеучением о необхо­димости объединения всех вероисповеданий (экуменизм), а в области политической - лжеучением об объединении человечества в единое сверхгосударство с общим мировым правительством (мондиализм). Статья «Смотрите не ужасайтесь...» («Советская Россия», 1995, 5 октя­бря) указывала на экуменизм, как на большую опасность, наряду с безверием нашей эпохи, на связи его с мировым масонством. Ибо, яв­ляясь идеологическим, мировоззренческим фундаментом «нового ми­рового порядка», единая лжерелигия призвана «обосновать необходи­мость разрушения суверенных национальных государств».

Своим каждодневным подвигом владыка показывал, что озна­чает понятие - воинствующая Православная Церковь. И самые пос­ледние документы, подписанные им накануне смерти, свидетельствуют о его неукротимой, самоотверженной борьбе - за веру, за Отечество, за народ русский, в котором он властно будил чувство патриотизма, призывал «воспитывать... чувство национального единства вместо нынешнего духа наживы». Об этом говорилось в обращении к участ­никам парламентских слушаний Государственной Думы, посвящен­ных второй годовщине событий сентября-октября 1993г.

В другом документе, также подписанном 30 октября 1995 г., - в «Обращении к российским военнослужащим, защищающим таджикско-афганскую границу», - владыка напоминал, что могущество и процветание Руси испокон веков держалось «на двух столпах - воин­стве и монашестве». В тексте обращения - наказ стоять твердо в своем служении Отечеству: «Наша святая обязанность - отстоять этот Бо­жий дар, вернуть Святой Руси ее былое державное величие и духов­ную мощь, оградить ее от всякого рода воров и грабителей, не допус­кать растаскивания по клочкам, по усобицам, по уделам». И сегодня эти предсмертные строки читаются как завещание пастыря-воителя, ставшего духовным отцом, духовным главой Русского сопротивления сатанинскому натиску.

Митрополита Иоанна яростно травили, на него бессовестно клеветали, не брезгуя и гнусными оскорблениями. К русофобским СМИ, телевидению и радио у него доступа не было. Нагнетали слухи о близком и неминуе­мом смещении «впавшего в политику» строптивца...

Господь  взял его к себе, дав владыке до конца исполнить свое земное служение. За два дня до кончины он проводил встречу (делал это регулярно) с петербуржцами, в Концертном зале у Финляндского вокзала. Когда в перерыве один из журналистов спросил митрополита о здоровье, тот ответил предсмертной фразой св. Иоанна Златоуста - «Скажу кратко: слава Богу за все». Чувство исполненного долга запечатлелось на его лике и после кончины - он лежал в гробу с удивительно спокойным, просветленным, почти улыбающимся лицом.

Тихий, скромный, кроткий в общении, щедро источавший лю­бовь к людям человек. И бесстрашный, непримиримый, бескомпро­миссный воитель с антирусскими силами, не знавший передышки бо­рец за Веру и Правду. Как заметил его келейник, иеромонах Пахомий, «владыка погиб на духовном фронте».

На официальный прием в гостиницу «Северная корона» мит­рополит Иоанн поехал в намерении продолжить переговоры о воз­врате церкви лаврских помещений. На приеме к нему подошли мэр А.А.Собчак с супругой. Поздоровались. И вдруг владыка изменился в лице («будто что-то увидел», - рассказывают очевидцы), отшатнул­ся, выпустил из рук посох и стал опускаться на пол...

«Скорая» приехала через пятнадцать минут, бригада реанима­ции - через сорок пять. Пешей ходьбы от гостиницы, где скончался владыка, до городского центра «Скорой помощи» у площади Льва Толстого - не более десяти минут...

Что увидел митрополит в последние свои мгновения? Что так потрясло его? Тайну «увиденного» он унес с собой в могилу.

Близкие владыке люди знали об одном мистическом видении, посетившем его в юности и определившем его иноческий путь. Прои­зошло это в день памяти преподобного Серафима Саровского. Юно­ша пришел на танцплощадку и наблюдал за сверстниками. И вдруг с его глаз как бы спала пелена: очищенным взором он увидел не весе­лящихся людей, а их настоящих хозяев - «кривляющихся бесов, от которых исходило ужасное зловоние и леденящий душу холод». И молодой человек стремительно бежал от этого вертепа. Бежал ко Христу, к тому, кому вручил свою душу 2 октября 1995 года.

Петербургский архипастырь остро чувствовал трагедию России. Ее скорбями и муками народа было истерзано его сердце... Он видел - Святая Русь повторяет путь Христа. Претерпевшая многолетнее «вавилонское пленение»,  распятая на своих огромных просторах иудо-масонскими богоборцами, пронзенная копьем интернационал-демо­кратии, истоптанная вырвавшимися на свободу разбойниками, страна истекала кровью, испытывала неслыханные унижения, переживая, быть может, самые страшные свои мгновения. И разве не был слышен владыке стон обес­силевшей Родины: Господи, для чего Ты меня оставил?..

Но митрополит верил, что испившая крестную чашу, казненная Россия - воскреснет! Источником этой убежденности служила не толь­ко вера в чудо, но и реальность начатого горсткой русских патриотов великого дела русского возрождения. «Перед Богом и собственной со­вестью мы обязаны довести его до конца... С Богом ничего не страшно, а без Него напрасно и бессмысленно», - завещал владыка Иоанн.

Находясь в полноте благодати Божией, исповедуя верность зако­нам духовным, ведомый Промыслом, которому он был открыт всем сердцем, владыка имел возможность истинами небесными осветить ис­тины нашей земной жизни. Его поучения неотразимы по своей просто­те, доступности и как бы исчерпывающей убедительности. Он действо­вал и проповедовал на высоте апостольской и русской святоотеческой традиции. Это пророк, посетивший по воле Господней Россию в пору самой страшной за минувшее тысячелетие ее катастрофы... Потому - так безмерна была его потеря. «Не только православие русское, в лице свя­того священника все христианство утратило величайшего своего пред­ставителя», - эти слова М.О.Меньшикова о кончине Иоанна Кронш­тадтского с полным основанием можно отнести и к митрополиту.

Владыку Иоанна похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила его - в архиерейском уголке, у мона­стырской речки. За близко стоящей внешней оградой - шумят транс­портные потоки, непрерывно ревут, завывают, скрежещут моторы. Какофония механической цивилизации. Железное дыхание города. В сумерках - лихорадочная пляска огней, вспышки автомобильных фар... Здесь нет обычного кладбищенского покоя.

 

Враги могут вывезти из России новые сотни тонн золота, пе­рекачать моря нефти, продать наши алмазы, лес, руду, но никогда им не истребить, не отнять у нас золотое слово архипастыря всея Руси высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербург­ского и Ладожского. Никогда не погасить излучаемый им духов­ный свет, не уничтожить память народную. Они - навечно с нами, и это - главное наше бесценное  богатство.

                                                

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Николаевич Любомудров
Победоносность русскости
О Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова)
24.10.2022
Шведский синдром на Тверском бульваре
О спектакле «Сцены из супружеской жизни» в МХАТе им. М.Горького
12.04.2019
БДТ - сто лет
К юбилею известного петербургского театра
01.02.2019
Расстрел 1993 года
Дневниковые записи свидетеля
02.10.2018
Все статьи Марк Николаевич Любомудров
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Русофобия
Теракт ВСУ, военные преступления в Селидово
и спецсчета для иноагентов
18.12.2024
«Мракобесие торжествует?»: о сносе памятников
в зависимой от Запада Украине
11.12.2024
Украинские события обострили идеологические вопросы
О проблемах борьбы с украинскими идеологическими вызовами
11.12.2024
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Новый комментарий от ms
18.12.2024 07:50
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Альбина Волкова
18.12.2024 07:31
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Валерий
18.12.2024 07:31
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Ал
18.12.2024 07:16
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.12.2024 07:10
Запад работает на раскол научного пространства стран СНГ
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 06:25
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
18.12.2024 06:21