Сохранение России как национальная идея

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
797
Время на чтение 9 минут

Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию.
А.С. Пушкин

За годы самых разных волн ускоренных модернизаций Россия изрядно поистратила свою идентичность: слишком велик был темп преобразований и слишком многое приходилось глотать, не разжевывая. В этой связи консервативная волна, возникшая на гребне долговременного опыта модернизаций, - не альтернатива, которой следует пугать и которой следует пугаться, а базовая технология, актуализация которой означает не период разочарованности в неоднократных попытках модернизировать Россию и не признание факта невозможности модернизации как таковой, а выбор нового вектора модернизации - сочетание традиционности и инновационности. Уверены, должно быть ясное осознание того, что консервативность политического сознания, политической культуры - это не ущербность их и не заданность политического тупика, а это есть данность. Идентичность - как раз то, что может дать, привнести новой России консерватизм. Он может трактоваться как возобновляющее и вспыхивающее с новой силой реликтовое излучение, составляющее не просто стремление к выживанию, а стремление к самосохранению обществом своего национально-исторического лица и культурной самобытности.
Традиционалистская стратегия развития страны должна, прежде всего, дать разрешение двух проблем, которые могут перерасти в катастрофы - это продовольственная и образовательно-культурная. Если страна становится «иждивенкой», заимствуя пищу телесную и духовную у других стран, традиционное будущее невозможно. В этом - «хрупкость» традиционного мира в условиях пронизывающего все страны «сквозняка глобализации».

***
Сохранение образовательной системы России

В современных условиях, когда ключевыми факторами развития цивилизации становятся знания и высокие технологии, неоспоримым является тезис о том, что важнейшую роль в развитии общества играет человеческий потенциал. Показателем национального богатства выступают не только запасы сырья или динамика производства, но и образованные люди. Именно поэтому уровень развития, достигнутый страной, оценивается сегодня в значительной степени индексом развития человеческого потенциала.
Принцип сохранения доступности общего образования в современной России, на наш взгляд, должен оставаться ключевым, однако без сохранения принципов единства и общеобразовательности он мало что дает. Сегодня тип отечественной школы стремятся изменить, и в этом смысле у «реформаторов» есть, так называемый, национальный образовательный проект. Его суть - разделение единой школы на сектора «для элиты» и для «массы» и ликвидация ее общеобразовательного характера, в связи с чем решено использовать разные программы и учебники, заменить дисциплинарную основу обучения на «модули» и игры, превратить учителя в продавца образовательных услуг. Но об этой сути умалчивается или говорится крайне завуалировано. Громко и на самом высоком уровне заявляется о прибавке к жалованью учителей и подключению школ к интернет сети. Перед нами яркий пример того, как низведение смысла понятия «национальный проект» до социальных и технических деталей может не просто задавать неверный формат обсуждения проблемы, но и служить дымовой завесой для сокрытия реализуемых на деле проектов.

Реальность такова, что сегодня школьное образование перестаёт быть всеобщим. Преобразователям удалось без шума отбросить Россию в разряд быстро отстающих стран. В современной России стала реальностью достаточно многочисленная социальная страта совершеннолетних граждан, не посещавших школу, в том числе совершенно неграмотных. Никакой экономикой это не оправдать - вложения в работника рентабельны. Дело, очевидно, не в экономике. Сегодня отлучение от образования есть выбрасывание из общества на обочину жизненного пространства со всеми вытекающими последствиями. А переход к платному образованию - отлучение от него большей части подростков и юношества.

Невысокий уровень образования и воспитания населения - это причина неспособности к самоуправлению, источник низкой политической культуры, предпосылка бессознательных бунтов, бытовых зверств, наркомании и алкоголизма, искажения оценки жизненных реалий, непонимание угроз личной и коллективной опасности. Государство не должно игнорировать известную аксиоматическую истину, которая гласит: в сотни раз дешевле дать юноше или девушке образование, чем защищать общество от них, ставших асоциальными элементами. Совершенно очевидно, что подавляющая часть молодёжи не пойдёт на рынок труда «по-дешёвке», а озлобится и уйдёт в преступность или наркоманию.

По случаю появления в космосе первого советского спутника тогда еще конгрессмен Дж. Кеннеди предупредил американскую нацию: «Мы оказались в кризисной ситуации. Голая правда - такова: мы подвергаемся величайшей опасности проиграть титаническое соревнование с Россией в освоении космического пространства... Не будет преувеличением сказать, что битва, которую мы ведем сейчас, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки». И позже, в 1961 г, после полета в космос Юрия Гагарина, уже американский президент Дж. Кеннеди справедливо признал: «Победило советское образование».

Долг нынешнего учительства - сохранить в детях культурный генотип России, обеспечить продолжение ее рода. Особая роль отводится школе еще и потому, что она одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения, иначе говоря, школа - механизм, сохраняющий и передающий от поколения к поколению культурное наследие общества, поэтому к ее реформированию надо подходить особенно ответственно.

С середины ХХ века советское школьное образование считалось одним из лучших в мире. Многое из нашей системы школьного образования заимствовала Япония, добившаяся в дальнейшем больших успехов в экономике и новых технологиях, а также целый ряд других капиталистических стран, в частности, Западная Германия. Основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее обороноспособности и конкурентоспособности были созданы в Советском Союзе, на которых мы и поныне паразитируем. Инновационная система России в ее нынешнем виде складывалась в течение фактически всего истекшего столетия, причем в качестве целостной системы, так, что, скажем, сеть ПТУ была не менее значимой, нежели сеть КБ. И сегодня, прежде всего, следовало бы поставить заслон в качестве ответа на вызов тем разрушительным процессам в довузовском и вузовском образовании, в высокотехнологичных отраслях материального производства и в собственно научно-технической сфере, которые продуцируются проводимыми реформами.

Вся история развития школьного и высшего образования России - это история, в целом, успешной народной борьбы за равный доступ и равные возможности получения образования любым гражданином страны независимо от его имущественного положения и сословного происхождения. Нам нельзя забывать, что лучшие умы и патриоты России посвящали достижению этой цели свои силы и жизнь.

Горько и больно осознавать, что восстановление системы всеобщего обучения, функционировавшей в стране в течение большей части истекшего столетия, ныне является действительным национальным императивом.

Сохранение научной системы России

Наука является наиболее совершенным инструментом материального и духовно-нравственного процветания, индикатором интеллектуального и морального уровня развития общества. Судьба России как государства, являющегося составной частью мирового сообщества, всецело зависит от состояния и перспектив ее интеллектуальных ресурсов. Россия, которая сложилась не просто как страна, но и как одна из крупных мировых цивилизаций, долгое время жить без своей науки не может, поскольку, кроме того, что наука является отраслью хозяйства и важной духовной деятельностью, она же и системообразующий фактор России, один из ее корней, основ и опор. В России с самого начала, а в советское время особенно, наука создавалась и развивалась как подсистема державного государства. Огромное социальное значение науки выражается в том, что она через систему образования, средства массовой информации и личные контакты значительной прослойки ученых формирует рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу и общество. Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны дает достоверное знание о той реальной (и изменяющейся) природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа.
Кроме того, наука и техника представляет собой непрерывно развивающуюся систему: «наука - техника - производство - человек». Ведущую роль в этой системе играет наука. Развитие науки приводит к качественным, коренным изменениям в технике и технологии, в культурно-технической подготовке людей, что, в свою очередь революционизирует материальное производство. Через технику наука постоянно срастается с производством, с людьми труда.

На протяжении всего XX столетия состояние экономики во многом определялось использованием новых технологий. СССР был лишен доступа к продукту мощного совокупного научно-технического потенциала капиталистического мира, но даже при этом на основе собственного научного потенциала смог добиться с Западом военного паритета, что действительно достойно изумления.

Особенностью России и ее отличительной чертой была решающая роль государства в становлении высшей школы, которая гармонично дополнялась господствующим во всех слоях общества убеждением, что попечительство науки является естественной обязанностью государства. Следствием этого акта стала наша наука - уникальное культурное и духовное явление, труднообъяснимое, схожее с такими явлениями как Ломоносов, Пушкин, Менделеев, Циалковский, Вернадский. Попытка ухода государственной власти от ответственности перед образованием и наукой, непонимание важности этой проблемы в системе общественной безопасности грозит стране немалыми бедствиями. Хотелось бы подчеркнуть, что государство не должно выпускать из своих рук эти сферы, ибо движущая сила потенциала страны - образование и наука. По мнению многих ученых главная беда нынешней российской науки - ее нищета, которая ведет к изоляции ученых от мирового процесса познания, к гражданскому унижению представителей отечественной науки, с одной стороны, и от материального и духовного производства, с другой.

Разумный и хорошо продуманный переход к инновационной модели развития при известных обстоятельствах может обеспечить России - причем совсем в недалеком будущем, ведь научные школы, образованное население и система образования в России пока есть - место интеллектуального лидера человечества, как вариант научной лаборатории мира. Эта амбициозная задача весьма органично соответствует не только величию российского духа, но и имеет богатые традиции в недалеком советском прошлом.

Какая философия хозяйствования сохранит Россию?

Жестким императивом традиционных обществ, которые развились из крестьянской общины и в которых государство всегда было хозяином - добрым или жестоким, являлось следующее умозаключение - нация имеет право на историческое бытие если она может себя прокормить и сохранить как историческую целостность.
Российское государство всегда это с успехом делало, создав самое северное в мире земледелие в очень неустойчивых климатических условиях. Наш климат обусловливает в 1,5 - 2 раза повышенную энергоемкость любых производств и самого жизнеобеспечения, что сразу же, вместе с сухопутными и морскими пространственно-ледово-транспортными условиями, дает широкие и вполне обоснованные возможности спекуляции на нерентабельности (в ее европонимании) наших производств и самой нашей жизни.

Русский опыт показал, что семейно-общинный принцип жизнеустройства может делать не только рентабельной, но и «богатой» (в достатке) жизнь даже в «почти Антарктиде». Так, устроившаяся среди льдов Белого моря на приполярном архипелаге Соловецкая религиозно-хозяйственная общинная система, включавшая монастырскую иноческую братию, скиты, пустыни и промысловые пристанища, славилась в революционной России, как пишет В.О. Ключевский, богатством не только духовным, что общеизвестно, но и материальным.

В XIX столетии великому русскому ученому Д.И. Менделееву удалось практически подойти к осознанию особости российской цивилизации, к ее роли в мировых процессах и к ее задачам, что особенно ценно. На основе анализа переписи населения 1897 года Д.И. Менделеев сформулировал, так называемую, сверхзадачу России: «Уцелеть и продолжить свой независимый рост». Он выявил, что сверхзадача не может быть решена ни монархами, ни политическими партиями, ни парламентами, ни армией, ни иными силами - никем, кроме всех сил и средств самого народа России. Д.И. Менделеев замечает по поводу России: «Она лакомый кусок для соседей Запада и Востока, потому именно, что многоземельна, и оберегать ее целостность всеми народными средствами необходимо». Актуальность обозначенной позиции подтвердилась и словами русского религиозного философа И.А. Ильина: «... русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы».

Российская хозяйственная жизнь почти всегда определялась моральной установкой разумного достатка. Очевидно, именно поэтому история российского предпринимательства всегда имела два противоположных начала - или высоко образованный буржуа - меценат, или «дикий» предприимчивый и при этом свободно переступающий любые нравственные законы - капиталист. Яркие образы подобных магнатов, а также последствия их управления хорошо прописаны в русской литературе у Гоголя, Куприна и Горького.

Весь план «Мертвых душ» строился на том, чтобы преодолеть всякие страсти, в частности, обольщение богатством (как основную болезнь людей), с помощью того вдохновения, какое создается через приобщение к красоте, к «праведному хозяйству». С гениальной чуткостью Гоголь ставил в центре всех своих идейных исканий проблему «праведного хозяйствования». Тип «неправедного хозяйствования» много раз гротескно изображался Гоголем - это Плюшкин, Чичиков, Манилов, Коробочка и другие. Сегодня как никогда становится понятной тоска и страх за будущее, которыми полны страницы Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Они чувствовали и предрекали, что на Россию надвигается сила, желающая ее сломать. И эта сила имеет мощную пятую колонну в самой русской жизни - в Смердякове и Ставрогине, в Головлевых, Колупаевых и Разуваевых.

Юлия Александровна Харламова, доктор политических наук, доцент Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МИИТ), профессор кафедры «Транспортное право и административное право»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Сохранение России как национальная идея

Прошу прощения за комментарий с другой ветки, по ошибке попавший сюда в виде шапки. Вот правильный вариант комментария к этой статье: И вновь блестящая статья. Спасибо Юлии Александровне. Вот таких бы людей во власть, с настоящим державным мышлением и пониманием сути русской цивилизации. А быть может у Юлии Александровны, как доктора политических наук, всё ещё впереди? Вот за кого я проголосовал бы обеими руками, выдвини Юлия Александровна свою кандидатуру на пост Президента на следующих выборах.
Алёша / 29.09.2017, 16:43

1. Re: Сохранение России как национальная идея

И охота Вам с геббельсовками бодаться?Это же сознательные, подлые, лицемерные вражины, не желающие разоружаться.

Действительно, та ещё наследница. Она тут как-то проговорилась, что защищать Православие - это её неприятный долг. И вновь блестящая статья. Спасибо Юлии Александровне. Вот таких бы людей во власть, с настоящим державным мышлением и пониманием сути русской цивилизации. А быть может у Юлии Александровны, как доктора политических наук, всё ещё впереди? Вот за кого я проголосовал бы обеими руками, выдвини Юлия Александровна свою кандидатуру на пост Президента на следующих выборах.
Алёша / 29.09.2017, 15:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Александровна Харламова
Все статьи Юлия Александровна Харламова
Бывший СССР
День памяти первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.А.Киреева, театрального живописца М.И.Бочарова, авиаконструктора Д.П.Григоровича, Героя Советского Союза А.Н.Юрина, поэтессу А.С.Эфрон, детского писателя Н.Н.Носова и палеонтолога К.К.Флёрова
26.07.2024
День памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Локотя
Сегодня мы также вспоминаем художника А.И.Иванова, зоолога М.К.Сидорова, педагога К.П.Яновского, оптика А.А.Чикина, ученого-растениевода А.М.Дмитриева, Героя Советского Союза И.М.Яроцкого и поэта В.Д.Цыбина
25.07.2024
О действии Промысла Божия в русской истории
Господь нас не оставляет Своей любовью и Своим вразумлением
24.07.2024
«Начальница веры» в Русской земле
Сегодня, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, мы вспоминаем генерала Д.В.Пассека, врача А.А.Остроумова, литературоведа И.Н.Жданова, художника А.И.Куинджи, художника Б.В.Щербакова и адмирала В.Н.Алексеева
24.07.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2024
Подросткам – о Пушкине. (О книге Светланы Замлеловой)
"Русский гений. Биографическая повесть о Пушкине"
29.06.2024
Украина для США – «золотой рудник»
Американское «золото» будет бороться за свою победу до конца
20.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32