Маугли в контексте цивилизационной идентичности

Тайный код Редьярда Киплинга

Политика  Общество 
2 наталья чистякова  Павел Тихомиров 
1782
Время на чтение 21 минут
Фото: скриншот м-ф "Маугли"

Мы с тобой одной крови. Каждый из нас прекрасно знаком с содержанием рассказов Редьярда Киплинга про отважного юношу по прозвищу Маугли. Кроме того, в советское время вышел замечательный мультфильм с одноименным названием режиссёра мультипликатора Романа Давыдова, выдающегося новатора русской и советской мультипликации, одного из ее корифеев, который тоже многие смотрели с большим удовольствием, причём не только дети. Голливудские аналоги студии У. Диснея представляют собой лишь жалкие подобия, которые даже сравнивать нельзя в силу их низкопробности.

Что же до нас хотел донести автор? И кем был и чем дышал сам сэр Р. Киплинг? Начнем с того, что он был крайне интересным человеком, который совмещал в себе довольно много ипостасей. Это и журналист, и писатель, и поэт, и путешественник, и разведчик, и масон, и идейный империалист-консерватор Британской империи, которого нередко называли рыцарем империи когда-то написавшем в известном стихотворении «Бремя белых»: «Несите бремя белых, –// Сумейте все стерпеть,// Сумейте даже гордость// И стыд преодолеть…».

Ко всему выше сказанному Редьярд Киплинг также обладатель почётных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов и нобелевский лауреат по литературе «за силу наблюдения, оригинальность концепции и мужественность стиля».

Как мне представляется, главным замыслом было не показать с помощью ярких образов героев социально-политические роли, которые они играли и будут играть в жизни и политике стран и континентов, закодировать будущие структуры управления обществом, народами, государствами (хотя и это тоже), а спрогнозировать какая цивилизация и какие народы выиграют битву за человека, за его, именно, человеческую идентичность. И Киплинг, замышляя свои рассказы-притчи, прекрасно понимал, что будущее есть у той цивилизации и тех народов – кому всем сердцем, а также кровью и плотью, будет принадлежать человеческий детёныш. Жители джунглей – это не привычные животные, а люди и цивилизации с чертами того или иного животного. Через эту призму и постараемся разобраться в тонкостях замысла автора, хотя еще раз подчеркну, что у текста «Книги джунглей» многослойный смысл.

Серые волки как цивилизация англосаксов. Цивилизация англосаксов представлена в рассказах про Маугли серыми волками – свободным народом сионийской стаи. Киплинг, очевидно, не случайно географически привязывает серых волков к сионийским горам. Действительно в центре полуострова Индостан есть область Сиони. Что таким образом хотел показать автор? Предположу два варианта. Первый – Маугли это новый мессия, новый тип человека, который должен указать новый путь. Не случайно Киплинг оставляет открытый финал в конечном варианте, в котором Маугли уходит к людям, но оставляет за собой право вернуться в дикие джунгли. Второй – большая роль иудейского еврейского фактора в создании и управлении Соединенными Штатами Америки, о чём разумеется, писатель был хорошо осведомлен.

Раскрывают суть англосаксонской цивилизации несколько гениально описанных образов. Прежде всего, это Акела – волк-одиночка, вожак стаи, который своим образом олицетворяет индивидуальность как главную скрепу свободного народа, естественность основных прав и свобод для волков, но сомнительных и спорных для всех остальных обитателей джунглей, а также священность и неприкосновенность частной собственности, ибо волки постоянно жили отдельными семьями в собственном логове, лишь для крайней надобности сбивались в стаи и охотились, где угодно.

Несколько слов автор бессмертного произведения посвящает и молодым голодным волкам, временно подчиняющимся более старшим и опытным, которые всегда готовы оказать поддержку в процессе охоты по суровым законам джунглей. В этих образах можно рассмотреть всех тех, кого принято называть «агентами влияния», готовых ради добычи забыть о многом, главном и важном. Сразу вспоминаются многочисленные министры ельцинского правительства, которых в зарубежной прессе нередко так и называли – «молодые волки». А само правительство в эпоху правления этого персонажа было самым молодым за всю историю существования этого органа власти, как в Российской Империи, так и в СССР. Кстати, на Украине после майданных событий 2014 года ставка была сделана также на молодых и дерзких «волков», безжалостно расправляющихся со своими оппонентами. До этого их предшественниками были относительно молодой 42-летний Анастасио Сомоса Дебайле (пришёл к власти в Никарагуа в этом возрасте), выращенный в США в военной академии Вест-Пойнта и другие менее известные экзотические лица африканского континента, начиная от изощренных маньяков и заканчивая откровенными людоедами. Помните, ставшую уже нарицательной фразу – «это наш сукин сын».

Не менее интересна и героиня Ракша – сатана в образе матери-волчицы, наглядно показывающая как много значит женщина в англосаксонской политической традиции. Она способна бросать вызов врагам свободного народа, наравне сражаться с «мужчинами»-волками и даже выигрывать опасные схватки. На поверку XX век, в этом смысле, оказался весьма показательным, а прогноз Киплинга очень точным. Это – волевые, умные, расчётливые и наделённые большой властью английская королева Елизавета II, премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер по прозвищу «железная леди», госсекретарь США Мадлен Олдбрайт (первая женщина на должности госсекретаря), «непревзойденная змея», по мнению иракской прессы, а также любительница использования символических брошей в своих дипломатических играх, еще один госсекретарь Кандолиза Райс по прозвищу «вулкан», которая считала Сибирь слишком большой, чтобы принадлежать одному государству, дипломат, политик и по совместительству пещерная русофобка Виктория Нуланд. И это только те, кто на слуху.

В заключение характеристики цивилизации англосаксов отмечу, что общие органы управления джунглей по сути также подчиняются серым волкам как свободному народу и находятся в их логове. Скала Совета, где проходит Совет Стаи, напоминает Совет Безопасности ООН, а Скала Мира, где было объявлено водяное перемирие, провозгласившее, что за убийство у водопоя полагается смерть, если водяное перемирие уже объявлено, напоминает Генеральную Ассамблею ООН. В данном случае автор подтверждает правило – англосаксы всегда умели навязать свою игру другим странам и народам. Кстати, обе книги джунглей Редьярд Киплинг написал, находясь в США.

Во всех моих размышлениях радует то, что Маугли всё же уходит от волчьей стаи к людям, к тем с кем он действительно одной крови.

Черная Багира как мировая глобальная криптовласть. Чёрная пантера Багира – это транснациональные органы власти, представленные мировыми сетевыми структурами, в частности мировым масонством, а если выразиться более точно, то можно сказать, что это мировая глобальная криптовласть. Сам Киплинг мало скрывал, что он состоял в масонской ложе с 1886 года под названием «Надежда и стойкость», куда был принят в индийском городе Лахоре (позже этот город станет частью Пакистана), в котором писатель прожил достаточно длительное время. Стоит отметить, что в оригинале Багира – это черный леопард, т.е. самец, мужская особь, который в природе встречается крайне редко.

Автор рассказов о Маугли наделяет своих героев не только интересными именами (кстати, в переводе с хинди Багира это тигрица, а вовсе не пантера или леопард), но и конкретным цветом. У Багиры этот цвет чёрный, такой же как у чёрного квадрата Малевича и кота Бегемота Булгакова. Чёрный цвет также используется в покрывалах и плащах высших степеней шотландского масонства, символизирует тайну бытия и искание в темноте. Чёрная перевязь Рыцарей Ордена Храма – это знак поминовения уничтожения тамплиеров и скорбь о смерти легендарного магистра де Моле. В разряде Великого Ноахита Патриарха, или Прусского Рыцаря, чёрный цвет – это символ ночи, а капитул собирается при сияющей луне, о которой Киплинг также не раз упоминает в своём сказании. («Свет луны, взошедшей над Сионийскими горами, вычёрчивал...», «когда над джунглями стояла полная луна, вся стая собралась на Скале Совета», «он до появления новой луны будет охотиться в этих горах», «Холодные Берлоги стояли в лунном свете пустые и безмолвные» и т.д.).

Багира предстает перед читателем «чёрная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, видны на свету, точно лёгкий узор на муаре». Кстати, муаровые ленты зачастую используют в церемониях награждений орденами, медалями, почетными знаками, олицетворяющими символизм власти.

О силе и возможностях Багиры как образа транснациональной сетевой власти Киплинг выражается весьма однозначно и предельно откровенно. Багира всё видела и всё слышала, она убивала направо и налево, когда была голодна. Кроме того, была хитра, отважна и бесстрашна, а голос был сладок как дикий мед, капающий с дерева, шкура мягче пуха. Нервы у Багиры были стальные, а мускулы железные. Если представить в воображении советский мультипликационный образ, то Багира по экрану проносится как капля тьмы, закрученная водоворотом и это очень удачное творческое решение художников-мультипликаторов. Ко всему пантера Багира предстает перед читателем как искусный дипломат в разрешении неординарных задач (например, выплачивает выкуп за человеческого детеныша на совете стаи и таким образом спасает ему жизнь). В качестве аналогии вполне обоснованно можно представить ту роль, какую играла и будет играть дипломатия в жизни народов и государств, где масонский фактор – как фактор тайной власти выдвинут на первый план.

Маугли – это близкий друг Багиры, которая была очень разборчива в выборе друзей. Она многому научила человеческого детеныша. Он больше всего любил уходить с Багирой в тёмную, жаркую глубину леса, засыпать там на весь день, а ночью глядеть, как охотится Багира.

Чем же закончилась дружба наших героев? Багира не просто отпустила Маугли к людям, но и убедила юношу в том, что он должен быть вместе с ними. Багира, имея большую власть над Маугли с раннего детства, так и не смогла научиться смотреть в глаза человеческому детенышу без страха. Как тут не вспомнить макиавеллистскую формулу – держи своих друзей близко, а врагов еще ближе. Багира, конечно же, хорошо помнила, кто именно поместил её в клетку в зоопарке княжеского дворца.

Полосатый тигр Шер-Хан – персидская и шиитская цивилизация. Образ Шер-Хана – полосатого тигра людоеда олицетворяет собой древнюю персидскую, а потом уже шиитскую цивилизацию большого Востока. Сама этимология слова тигр имеет иранское происхождение. Имя Шер-Хан в переводе с хинди дословно царь-лев.

Герой Шер-Хана предстает как коварный, злой и сильный обитатель джунглей, которого многие боятся. Более того, Киплинг создал тигра Шер-Хана в образе открытого врага Маугли, которого он хочет убить и съесть. Юноша вынужден расправиться с тигром людоедом с помощью хитрой интриги, которую ему помогли осуществить серые волки, заманив его в ловушку к разъярённым буйволам (символ угнетаемых народов, а в качестве аналогии напрашиваются несчастные курды). Именно буйволы затоптали грозного Шер-Хана, а его красивая полосатая шкура, снятая Маугли с помощью волков, красовалась на скале совета сионийской стаи и стала самым известным трофеем. Как тут не вспомнить ковровые бомбардировки Ирака как одного из центров шиитского мира, вместе с разграбленными музеями и гробницами.

На чём основана моя уверенность, что Шер-Хан – это современные шиитские государства, наследники древней и загадочной персидской цивилизации, которая на заре своего существования поклонялась огню с помощью религии зороастризма. Во-первых, Киплинг не случайно показывает внимательному читателю, что Шер-Хан смертельно боится огня и не может справиться с этой стихией. Огонь то больно повреждает его лапы, то чувствительно повреждает его шкуру, и эти литературные приемы крайне показательны. Во-вторых, Шер-Хан предстает как нарушитель закона джунглей, который нередко охотится не ради пропитания, а ради забавы. И еще он показан как тигр-людоед. В данном случае на память приходит религиозный обряд кровопускания у шиитов, который проводится каждый год в день скорби. В ходе церемонии мужчины-шииты бьют мальчиков по голове кинжалами, что символизирует единство со смертью внука пророка Мухаммеда.

Исходя из контекста повествования всем становится ясно, что данная цивилизация не имеет будущего, она проиграет глобальную борьбу за идентичность человека и, скорее всего, будет разрушена изнутри с помощью местных «буйволов» и при участии отработанных технологий англосаксов, т.е. народов находящихся в подчиненном и угнетаемом положении.

Бурый медведь Балу – русская цивилизация. Один из самых интересных и добрых персонажей – это учитель закона медведь Балу. Именно он наделяется автором почётной ролью учителя Маугли, который не только обучал его всем законам лесов и вод, но и строго, но справедливо учил малыша тому, как вести себя в джунглях, что можно делать, а чего категорически нельзя себе позволять.

Балу переводится дословно с хинди как медведь, в рассказах Киплинга у него также есть прозвище «железная лапа», потому что в процессе воспитания он нередко использует силу своей тяжелой железной лапы. Балу видится читателю как ленивый, поскольку любит переваливаться с боку на бок, а также неуклюжий (еле догнал похищенного бандарлогами Маугли), но в то же время добрым героем, который искренне любит человеческого детёныша и готов придти ему на помощь в случае опасности.

В буром медведе Балу угадывается известный всем тотем России. Я думаю не ошибусь, если скажу, что большая половина человечества ассоциирует русскую цивилизацию именно с медведем. Обе олимпиады как мировые глобальные спортивные мероприятия, которые проводились в СССР и России, напрямую связаны с Мишкой – символом русских олимпийских игр. Архетипический образ медведя – это один из самых распространённых и наиболее древних образов мифологии, религиозных верований и фольклора, которые были распространены у народов северного полушария на евразийском континенте. Русское слово медведь дословно означает как ведающий мед. Именно Балу приобщил Маугли к известному лакомству. В обрядовом фольклоре русских зимний солнцеворот связывали именно с поворотом медведя в берлоге на другой бок, а пробуждение медведя весной связывали с переходом солнца в активную фазу.

Киплинг, на мой взгляд, не случайно подмечает, что Балу водит дружбу именно с Багирой и нередко действует с ней согласовано. Но несмотря на это он самостоятелен, ответственен (роль учителя обязывает), может адекватно оценить обитателей джунглей. Например, вот как рассуждает Балу о бандарлогах – у них нет ни закона, ни охотничьего клича, ни вожаков – ничего, кроме глупых слов и цепких воровских лап.

В итоге, что можно сказать о перспективах «русской» идентичности Маугли? Перспективы светлые, отношения описанные автором притчей добрые и справедливые, за что отдельное спасибо, сэру Редьярду Киплингу, который по достоинству оценил перспективы на будущее русского воспитания.

У Р. Киплинга есть прекрасное стихотворение, написанное им в 1918 году «Россия до Тихого океана», где он признает превосходство Российской империи романовского периода над Английской империей и сокрушается по поводу ее быстрой гибели от рук большевиков, которых он не жаловал и даже делал пожертвования для организации «Лига свободы», боровшейся против большевиков и профсоюзов. «Та нация могла бы нас, вчерашних,// Превзойти!// Но то, что триста лет цвело – смели за// Триста дней.// Она мертва – и мы идем копать могилу// Ей».

Кроме того, есть и еще один существенный момент, который связан с обучением Киплинга в частной школе Юнайтед-Сервисез-колледж. Так вот, с директором этой школы Кормеллом Прайсом, человеком прогрессивных взглядов, добрым и мягким, к тому же русофилом, который некоторое время провёл в России в качестве гувернера в семье графа Орлова-Давыдова, у юного Радди сложились очень хорошие отношения, выходившие далеко за пределы «учитель, директор и ученик». Кроме того, родственники по линии матери до поступления в частную школу юного Киплинга были прекрасно знакомы с «дядей Кромом», т.е. будущим директором.

Горный удав, змей Каа – китайская цивилизация. Как внимательному читателю показан горный удав Каа? Он предстает как безногий, часто меняющий кожу (способность адаптироваться к любым вызовам и переменам), со дня своего рождения он переменил ее более 200 раз, как очень старый (намек на древность китайской цивилизации, насчитывающей несколько тысячелетий), всегда голодный (большая численность населения) и очень хитрый. К тому же глаза у него «презлые».

Один из главных принципов китайской политики – это путь бесконечной хитрости, который подробно описан в трактате Сунь Цзы «Искусство войны». У меня не вызывает никаких сомнений, что Киплинг был знаком с этим трудом, поскольку Каа представлен как стратег, а Маугли как реализатор хитроумного стратагемного плана действий, который принёс победу в великой битве с красными волками. Маугли в битве показан как тип воина, представляющего межвидовую группировку войск или сил нового типа, причём с достаточно аморфными и самосинхронизирующимися организационными структурами (подключение диких пчёл, волка-одиночки Ванталы, который жил вне стаи, навыков Маугли), обладающими высокой мобильностью и подвижностью (например, как Маугли плыл против течения реки Вайнганги, ухватившись за шею Каа).

Каа – это образ мощи, лишённой милосердия, а также воплощения неспешного могущества. Внимательный читатель может найти в данном образе аналогию с военной теорией и наукой будущего, возможно даже ключ к выявлению основных направлений строительства и применения вооруженных сил в военных конфликтах будущего.

Именно Каа придумал хитрость с дикими пчёлами, которая позволила одержать победу над красными волками, используя силу роевого поведения и роевого интеллекта, где каждая пчела осознавала задачу решаемую роем. Принцип роевого интеллекта состоит в том, что большое количество агентов способны взаимодействовать между собой и окружающей средой локально. Именно этот принцип был положен в основу тактики боевых действий НАТО под названием «боевой рой», «пчелиный рой» или «боевая стая». Пчелиный алгоритм с двумя группами объектов, а именно пчёлами-разведчиками и пчёлами-рабочими помогал оптимально определить наилучший маршрут и место боевого действия, а также нанести болевые точечные удары. Позже роевой интеллект стали использовать в управлении группами малоразмерных беспилотных аппаратов при осуществлении специальных военных операций. Смею предположить, что будущее армий мира – это оптимальные и эффективные технологии управления именно «роем» беспилотников, т.е. «роем» дронов.

Маугли с Каа познакомили Багира и Балу и он согласился помочь вызволить у бандарлогов человеческого детеныша, который по глупости стал их заложником. При этом у Каа есть свой кодекс чести. Например, волкам из сионийской стаи он не помогает и считает этот свободный народ никем иным, как свободными ворами.

О возможностях Каа говорит то, что он мог раздавить сотню таких, как Маугли, если бы дал себе волю, но он играл осторожно, никогда не пользуясь и десятой долей своей мощи. Современный Китай к настоящему моменту имеет самую большую армию в мире и является неоспоримым лидером в доле мирового экспорта.

Сможет ли китайская цивилизация одержать победу в глобальной борьбе за идентичность человека? Думаю, что нет, даже несмотря на то, что знание и мудрость Каа не один раз спасали Маугли. На чём основана моя уверенность? Она основана на том, что инстинкт раздавить сотню таких, как Маугли, рано или поздно даст о себе знать. Первые ласточки – это система социального рейтинга (социального доверия), которая активно реализуется в Китайской Народной Республике современного образца.

Второстепенные образы в рассказах о Маугли Р. Киплинга. Красные волки или рыжие псы как образ социалистических (коммунистических) цивилизаций. В оригинале рассказ называется «Red Dog», таким образом, автор вводит в повествование соответствие образа (красных волков или рыжих псов) и цвета (красный). В Индии красных волков называют дьяволами джунглей и собаками Кали – кровожадной индуистской богини. На мой взгляд, образ красных волков не только самое крупное преувеличение Киплинга, но и самая большая их демонизация. Кстати, в условиях дикой природы они гораздо более миролюбивы, чем показаны автором на страницах книги.

Кроме того, также даётся географическая привязка, поскольку они спустились с плоскогорья (плато) Декана, что в переводе означает «правая дорога». В мировой географии это очень непростое место, а именно – это район древней вулканической деятельности. На плоскогорье Декан исторически процветали богатые королевства, создавшие уникальную культуру. Деканские траппы считаются одними из крупнейших вулканических образований на планете Земля. Они даже получили обожествление в индуистской мифологии в образе лестницы, по которой боги спускаются на землю и возвращаются обратно.

Сюжет данного рассказа завязан на главную битву, которая, по мнению автора, для многих может стать последней. На мой взгляд, тут можно разглядеть библейскую аллюзию последней битвы, в которой сходятся силы добра и зла. И мы все прекрасно видим, на чьей стороне симпатии автора замысла главной битвы Маугли и его братьев – серых волков, который был прекрасно осведомлён об альтернативном капитализму красном социальном проекте и особенно о его архитекторах. Он объявил русскую революцию результатом «международного еврейского заговора» и утверждал, что захватившие власть в СССР большевики уничтожают всё хорошее, что есть в России.

Как же характеризует Киплинг самих красных волков, которые наводят страх и ужас на всех обитателей джунглей – они бегут напрямик через джунгли и всё, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя дикие собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много. Создатели и идейные вдохновители красного пролетарского проекта в лице Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого видели главную его задачу в разжигании пожара мировой революции на всей планете, в результате которого должна возникнуть земшарная коммунистическая республика без классов господ и рабов, угнетателей и угнетаемых.

В добавление к моим мыслям небольшая историческая справка. Во время создания авиационной промышленности в СССР Сталин как руководитель советского государства предлагал назвать советские самолеты и советских лётчиков красными волками. По воспоминаниям конструкторов и инженеров, работавших в то время со Сталиным, убеждение советского вождя было основано на публичном цитировании Киплинга во время совещаний. Парадокс, но именно при жизни Сталина Киплинга начали активно издавать и переиздавать.

Но вернёмся к нашему Маугли. Почему красные волки ему не нравятся и он готов сражаться и даже быть поверженным в Великой битве? Маугли «презирал и ненавидел диких собак за то, что от них пахло не так, как от волков, и за то, что они жили в пещерах, а главное за то, что у них между пальцами растет шерсть, тогда как у Маугли и его друзей ноги гладкие».

Откровенно шовинистические и расистские идеи не могут выиграть в битве за человека, в битве за наполнение его внутреннего мира, в битве за создание его уникальной цивилизационной идентичности, поэтому, на мой взгляд, Киплинг и наделяет в этом рассказе Маугли чертами шовиниста и расиста. Сам писатель не скрывал своих антикоммунистических и антисоциалистических взглядов, что образно воплотил на страницах своего произведения. Красные волки были повержены, а перед тем их вожаку был отрезан хвост, причем сделано это было публично и в оскорбительной манере. На память сразу приходят соглашения, которые были подписаны Горбачёвым и Бушем-старшим в 1989 году на острове Мальта в присутствии Папы Римского Иоанна Павла II (кстати недавно потопленный крейсер «Москва», а в то время «Слава», обеспечивал безопасность переговоров). В итоге все предстает очень символично, как и любят «братья».

Выдуманный народ Бандар-логов как образ с размытой цивилизационной идентичностью. Обезьяний народ бандарлогов предстает перед нами как не знающий закона, который ест все без разбора, не имеет своего языка, а только краденные слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают. Дважды соглашусь с мнением русского писателя А.И. Куприна о роли языка в жизни народа: язык – это история народа, язык – это путь цивилизации и культуры. У них также был свой обезьяний город в Холодных Берлогах, который лежал весь в развалинах, был заброшен, но Маугли он показался великолепным и полным чудес. Есть версия, что Киплинг описал город Ангкор – известный памятник древней Кхмерской цивилизации IX – XV вв.

Что хотел показать Киплинг придумав этот народ? Во-первых, он в доступной форме обрисовал судьбу тех народов и людей, которые отказались от Богом и историей данной идентичности и попытались сконструировать свою эгоистическую и одномоментную идентичность. Вот как пишет об этом автор: надеясь, что их заметят они поднимали вой, выкрикивая бессмысленные песни, звали народ джунглей к себе на деревья драться, заводили из-за пустяков ссоры между собой и бросали мёртвых обезьян где попало, напоказ всему народу джунглей. В частности, известный исследователь Ю.М. Лотман, анализируя поведение этих героев Киплинга, приходит к выводу, что это – форма поведения раннего человека, где превалируют бессмысленные и непредсказуемые действия с мнимой организацией. Возможно и так.

Во-вторых, показана участь тех, кто забыл закон и порядок, а, следовательно, легко поддался влиянию. Они постоянно собирались завести своего вожака, свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня. В итоге, так и живут без вожака, ни о чём не помнят, болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела.

Злой сарказм автора проявляется и в том, что бандарлогов он рисует как безответственных демагогов демократического толка, неспособных к осмысленному действию, в чём просматривается история многих постимперских народов через призму их парламентов, рад, сеймов, курултаев и т.д. Они усаживались в кружок на помосте, искали друг у дружки блох и играли в людей, дрались и кричали, нападая друг на друга, хвастались, пили из водоёмов и мутили в них воду, потом дрались из-за воды, собирались толпой и бегали по всему городу... Потом все начиналось снова.

А вот злая ирония автора и его нелюбовь к интеллигенции и теоретизирующим интеллектуалам проявилась во фразе: все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня.

На мой взгляд, на примере бандарлогов автору удалось гениально раскрыть антитезу Маугли, а также показать обратную сторону человечества, его, так сказать, «кривое зеркало».

Образ белой кобры (ядовитого народа) как образ банкиров. Иносказательный образ банкиров в виде белой кобры как стража княжеских сокровищ (100 князей), был органично введен автором в рассказы о Маугли. Ядовитый народ, который живёт в Холодных Берлогах, предстает в виде опасности для Маугли, хотя не имеет жала и зубов (возможно, на примере белой кобры писатель хотел показать, что у банкиров нет собственных регулярных армий, которые есть только у государств). Кроме того, Киплинг акцентирует внимание на том, что у них нет своего города, но они думают, что великий город у них есть, и он охраняется княжескими башнями. В данном случае вспоминается история Иерусалима и всё что с ней связано.

Дело в том, что у Киплинга, кроме «Бремени белого человека» была написана поэма «Бремя Иерусалима», которая при его жизни не печаталась, поэму также называют краткой историей евреев. В своем анализе я приведу лишь два отрывка в переводе Алекс Тарн, которые, так или иначе, пересекаются с сюжетами рассказа Киплинга «Княжеский анкус».

В первом автор задается следующими вопросами: «Не знаю, как Господь хранит// Свой Невозлюбленный Народ,// Куда тот прячет свой профит// В Нью-Йорк, в Берлин, в Иерусалим?».

А во втором отрывке он признает глубокую древность еврейского этноса и большое значение для его истории города Иерусалима: «Но вековых событий нить// Нас учит: если тыне Гунн,// Не стоит Коэна дразнить// За ним всегда Иерусалим».

Слон Хатхи и его сыновья как образ индийской цивилизации. У Киплинга особенное отношение к Индии, в которой он провёл достаточно большое время и многое знал и понимал об этой цивилизации, а также о жизни и истории народов в ней проживающих. На мой взгляд, он стал непревзойдённым поэтом и писателем, поведавшим как современникам, так и потомкам о колорите индийского бытия. Повествование о Маугли также связано с Индией, где ее цивилизационным образом, кроме индийской деревни, выбраны слоны, а именно Хатхи и его сыновья. Маугли помог спасти сына Сатхи, а Сатхи и его сыновья помогли Маугли наказать неблагодарных людей индийской деревни. Слоны безоговорочные друзья нашего героя.

Слон в индийской культуре занимает очень большое место и является царём зверей. Как самое сильное животное слон символизирует власть. Таким образом, можно утверждать, что индийская цивилизация – это оплот мудрости и доброты, а также олицетворение силы, мощи и царственности. В частности, индийцы всегда чтили мощь слонов и использовали их в составе армейских подразделений. В индийской армии вертолеты в форме слонов использовались вплоть до 80-х годов ХХ столетия.

Но каково же будущее индийской цивилизации по Киплингу? Автор даёт ответ – это большая, имеющая богатую историю цивилизация ведомых, со своим тонким и во многом прозрачным миром, который ни в коем случае нельзя грубо разрушать. Соответственно, цивилизация ведомых не может претендовать на лидерство в процессах конструирования человеческой идентичности.

Другие герои. Шакал Табаки – бывшие крупные империи практически полностью утратившие свой имперский статус, а также это могут быть союзники основного врага. В качестве исторической аналогии напрашиваются два наследника шакала Табаки – это наследники Османской империи и наследники Речи Посполитой.

Дикообраз Сахи несколько раз появляется в повествовании Киплинга, что вряд ли можно назвать случайным фактом. У автора к Сахи как любимому лакомству гондов – одному из древнейших народов Индии, особая симпатия. Смею предположить, что в данном случае он имел в виду Бирму (Мьянму), которая являлась колонией Великобритании. Киплинг однажды сказал: «Сам я люблю бирманцев слепой любовью, рождённой первым впечатлением. После смерти я обязательно превращусь в бирманца».

Коршун Чиль – это стратегическая внешняя разведка. Добрая старая Англия всегда славилась своими разведывательными возможностями и создала одну из самых лучших разведывательных служб в образе МИ6.

Вместо заключения. Если бы Р. Киплинг написал только рассказы про Маугли, то он всё равно занял бы свое достойное место в мировой литературе. Писатель как-то отметил, что рассказы про Маугли предстояло читать детям, прежде чем станет ясно, что они предназначены для взрослых. Полностью соглашусь с этим утверждением, которое лишний раз подчёркивает многослойность и многозначительность его творчества.

Если касаться исключительно взаимосвязи воспитательных процессов и «Книг джунглей», то можно отметить, что глубокий след здесь оставило движение скаутов. Сам основатель этого движения отставной генерал Британской империи, участник Англо-Бурской войны, друг Киплинга Роберт Бейден-Пауэл признавался, что почерпнул многие названия и принципы своей организации из «Книги джунглей». Так, командир скаутского отряда назывался Акела. Младшая группа мальчиков в скаутском ранге называлась «Cubs», так же, как в тексте Киплинга назывались Маугли и его братья волчата. У скаутов был утверждён и высший скаутский знак почета – орден Медведя.

Проблема человеческой идентичности и торжества конкретной цивилизационной идентичности остаётся открытой. Открытым остаётся и вопрос какая идентичность сможет наилучшим образом справиться с современными вызовами. Ровно также остаются открытыми проблемы – человек и природа, человек и общество, современный человек и цивилизационные различия. На мой взгляд, решение этих вопросов потребует других Киплингов. Но это уже совсем другая история!

Юлия Александровна Харламова, доктор политических наук, доцент МИИТ им. императора Николая II

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14.

Чем не профессия - специалист-зудовед.
С. Югов / 28.11.2022, 10:22

13. Ответ на 12, С. Югов:

о откуда вот этот зуд непременно пнуть геополитического противника
Трогательная забота о геополитическом противнике.

Это не забота о противнике.
Забота о лечении зуда у геополитических сторонников - очень даже правильная.
Хотя, в данной статье особого "зуда" я бы не заметил. Бывало здесь (и бывает) куда более выраженно...
Сергей из НН / 28.11.2022, 08:24

12.

о откуда вот этот зуд непременно пнуть геополитического противника
Трогательная забота о геополитическом противнике.
С. Югов / 25.11.2022, 19:32

11.

Хотя в сравнении со старыми диснеевскими мультиками
Это было так давно, что уже почти неправда. А "Ну погоди"-весьма неоднородный сериал.
С. Югов / 25.11.2022, 19:29

10. Ответ на 4, E.O. :

Автор не занимается анализом уровня голливудских мультфильмов, она лишь отметила, что конкрентно эта экранизация откровенно слабая. А вот вы, не заметив прекрасный аналитический материал, решили зачем-то куснуть по мелочёвой мелочи.. Возникают ассоциации...


Особой аналитики не заметил. Если, конечно, таковой не считать явное натягивание совы на глобус. Думаю, Киплинг чрезвычайно бы удивился, ознакомившись с подобной интерпретацией своего произведения. Так сказать, на злобу дня. Но поскольку автор давно почил, то теперь об этом можно не беспокоиться.

не всегда автор виноват, когда читатель не отличает ямб от хорея и ещё для важности приплетает заезжанные в жёлтой прессе идиомы.

9. PS - the cub.

Вот что говорит Большой Оксфордский в моем Kindl-е :< ORIGIN > mid 16-th cent. - of unknown origin.

8. Чуть в сторону от темы.

В книжке про Маугли встречаем такое вот слово - the cub. Волчонок, щенок волка, или волчок. Волчок. Собака вертится и ловит,ловит свой хвост. Волчата, наверное, так же развлекаются. Была некогда на Руси игра "в кубаря" - камушек, конусообразную косточку или деревяшку подгоняют плеткой, кубарь вращается, кубарем катится. Существует ли какая-то связь меж словами "волчок" - "кубарь" - "the cub" ?

7. Ответ на 1, E.O. :

Советский мультфильм Маугли великолепный, спору нет, но откуда вот этот зуд непременно пнуть геополитического противника там где надо и где не надо? Не смотрел голливудского Маугли, может он действительно плох по сравнению с нашим, но в этой студии были созданы свои шедевры мультипликации. Смешно это отрицать!


Соглашусь с Вами, критика не всегда бывает удачна. На днях о. Андрей Ткачев, обругав Гарри Поттера, почему-то противопоставил ему "Ну, погоди". Хотя в сравнении со старыми диснеевскими мультиками этот наш - явно вреднее. В пропаганде разного рода перверсий Запад вырвался вперед позже.
Константин В. / 25.11.2022, 16:21

6.

Выдуманный народ Бандар-логов как образ с размытой цивилизационной идентичностью.

Как назвал народ джунглей Маугли? Master Word. Бандарлоги пожелали сделать его своим царем.

5.

Анализ весьма интересный. Думается, что едва ли Киплинг сознательно выстроил аналогии, найденные Автором, скорее нашёл интуитивно (см. "Лев Толстой как зеркало русской революции").
Единственно что резануло:
В частности, известный исследователь Ю.М. Лотман, анализируя поведение этих героев Киплинга, приходит к выводу, что это – форма поведения раннего человека, где превалируют бессмысленные и непредсказуемые действия с мнимой организацией.

Что это за "ранний человек"? В каких таких обществах превалируют бессмысленные и непредсказуемые действия? Это что, дань дарвинизму?
ОСт / 25.11.2022, 11:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Александровна Харламова
Все статьи Юлия Александровна Харламова
Политика
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12