Ко дню памяти - зарублен в ночь на 24 (11) сентября 1919 г. - замечательного русского учёного, общественного деятеля-патриота, лидера фракции правых в 3-й Государственной Думе, профессора Императорского Харьковского университета Андрея Сергеевича Вязигина (1867-1919)
(См. о нем: «Только вера дает силу жить...») мы помещаем одну из его статей 1904 г.
Публикацию (специально для Русской Народной Линии по книге:Вязигин А.С. В тумане смутных дней. - Харьков, 1908. - С. 198-203) подготовили составители сборника трудов А.С. Вязигина «Манифест созидательного национализма» (М.: Институт русской цивилизации, 2008.- 397 с.) профессор А.Д. Каплин и гл. редактор РНЛ А.Д. Степанов.
Подзаголовок - издателей книги «Манифест созидательного национализма».Примечания - составителей.
+ + +
Надежда России
Грозные беды отовсюду надвинулись на матушку Русь: злые воры уже давно куют крамолу против собственной Родины и кровавыми убийствами расчищают себе путь к желанной власти, богатству и земным наслаждениям. Заветы вечной Правды подвергаются глумлению и высмеиванию со стороны представителей самомнящего невежества, самозваных пророков и высокомерных лжеучителей, сеющих в умах и душах смуту, разлад и ненависть. Забыт Бог и непререкаемые веления Его ради пустых людских измышлений и рабского служения страстям своим, а священные обязанности христианина для многих превратились в звук пустой. Чаша переполнилась беззакониями, и справедливое воздаяние должно было покарать уклонившихся от тропы Христовой... И вот на Дальнем Востоке загремели выстрелы, наглый, кичливый и дерзкий враг накинулся на нас, уповавших на силу «международного права», на свое великое боевое прошлое, на мощь многомиллионного народа... Все мыслящее, истинно русское общество в печальную годину военных невзгод, по примеру предков, встало за поруганную честь Отечества и, смиренно моля Всевышняго о победе над супостатом, готовит ему отпор кровавый, жертвуя достоянием, даже жизнью ради торжества России.
Но отщепенцы, предатели Родины и лакеи космополитизма продолжали свою вредоносную деятельность даже в такие дни великих всенародных испытаний. Они по своему безверию не постигли смысла происшедших событий, не узрели всей глубины опасности, нависшей над миром христианским и грозящей самому преобладанию европейцев на Земном шаре. Наоборот, они вздумали воспользоваться внешними затруднениями в собственных видах и наивно решили запугать правительство и общество злодейскими покушениями и безчеловечными убийствами: мучеником долга и жертвой изуверов пал В. К. Плеве [1], отдавший все свои богатые дарования службе Царю и русской державе.
Новое злодеяние обнаружило только идейную и умственную слабость ненавистников России и ее священных устоев. Они все еще не понимают, что никакое насилие не может ни искоренить идеи, ни доставить ей прочное торжество. Для них остается неведомым исторический опыт, непреложно свидетельствующий, что политические убийства, самый гнусный и подлый род убийств, остаются обыкновенно безплодными, и к ним прибегают в безсилии только представители отживающих начал, неспособных достичь торжества мощью собственной правоты. Припомним, для примера, гибель Цезаря, Генрихов III и IV, Вильгельма Оранского, Линкольна, даже Марата! Разве их убийцы достигли намеченной цели, разве злодейство остановило роковое течение событий? Разве может насильственное устранение одного, вдобавок смертного по самой природе, человека обусловливать победу каких-либо идеалов, ибо отдельная личность не способна ни воплотить их в обществе, ни погубить их. Среда же не изменится, историческое прошлое не изгладится из книги вечности, общие условия не примут нового вида благодаря мученической кончине борца за определенное творческое и вековое начало. Стало быть, только безсмысленная ненависть может толкнуть на такое нелепое и позорное деяние, заслуживающее только полного осуждения всех здравомыслящих людей независимо от их политических убеждений. Но отсутствие политической и общественной зрелости сказались в полной мере на отношении некоторых кругов к омерзительному убийству Плеве: темными намеками и рабским «эзоповским» языком они старались дать понять, что эта «мера» была вызвана крутым образом действий усопшего сановника, а потому заслуживает оправдания. Как будто злодейство перестает быть таковым в силу знаменитого иезуитского правила: «цель оправдывает средства». Эта неискусная уловка свидетельствует лишь о крайне невысоком нравственном уровне общества, имеющего в своих рядах убийц и их духовных сообщников, а потому и навлекающего на себя заслуженную кару Божию в виде войны и надвигающейся из глубин Азии холеры.
Но Всемогущий Бог, отрезвляя нас невзгодами, не забывает и милостями, ниспослав Императору и России долгожданного Наследника и будущего Повелителя, нареченного во святом крещении Алексеем [2]. Несомненно, выбор имени сделан неслучайно: невольно перед мысленным взором встает образ тишайшего Царя, наиболее привлекательного из всех московских Самодержцев. После лихолетья он оказал Родине много услуг и подготовил осуществление великого подвига, подъятого его сыном. Истово благочестивый, глубоко верующий, поистине православный Государь этот был милосерд к преступникам, заботился о насаждении законности изданием Судебника, радел о чистоте веры и правильности обряда исправлением книг церковных, не забывал о своих единоверцах и единоплеменниках, приняв под свою высокую руку Малороссию. Важнейшие мероприятия проводились им в тесном единении с Землей и отличались поэтому соответствием назревающим современным запросам. При нем замечаются ростки славянской взаимности, и западноевропейское просвещение проникает уже приспособленным к национальным и вероисповедным особенностям славянского народа, ибо учителями выступают южноруссы. Да поможет же Всевышний Царственному Младенцу быть, подобно Алексею Михайловичу [3], верным сыном св. Православной Церкви и просвещенным Государем, блюстителем кровных русских нужд и поборником великой всеславянской идеи, да найдет Он в сынах и внуках наших достойных сподвижников и прилежных работников над благом родной земли. Современные же отцы да приложат рачительное старание к воспитанию подрастающих поколений, дабы Россия узрела новых Ртищевых, Ординых-Нащокиных, Матвеевых [4], показавших, что можно быть русскими людьми и по своему просвещению не уступать образованным сынам других народов, ставя благо собственного выше всего.
Эта задача существенно облегчается трогательной и умилительной заботливостью о современных нуждах, проявляемой Николаем II, поистине Милостивым, ко вверенной Ему Промыслом великой семье русского народа. Какой русский без сердечного волнения может читать Высочайший Манифест от 11 августа [5]? Позорное телесное наказание, тяготевшее без малейшей пользы над миллионами наших единокровных братий, кануло ныне в вечность без потрясений и шума по воле Царя, довершившего намерения своих державных Деда и Родителя. Россия перестала быть «страной кнута», и «представители господствующей народности» получили то право личной неприкосновенности, коим уже давно пользуются разные инородцы. Вот красноречивое доказательство их мнимого «угнетения и приниженности»! В «великой семье русского народа» все племена являются братьями, и любвеобильное сердце Самодержца обнаруживает о всех одинаковое попечение: рядом с милостями для основания государства - многомиллионного русского крестьянства щедрой рукой рассыпаются льготы для иноплеменников, от «кочевых, бродячих и оседлых инородцев», от туземцев Кавказского, Туркестанского и Степного края до жителей Царства Польского и Великого Княжества Финляндского. Для евреев, причинивших столько хлопот своими притязаниями и подстрекательствами, обнародовано особое распоряжение, направленное к уравнению их положения с другими жителями империи.
О, если бы наши инородцы и иноплеменники правильно поняли высокие побуждения Государя и стали бы работать над благом единого общего Отечества, оправдывая доверие и заботы со стороны Престола! Великодушие имеет неодолимую силу над благородными сердцами, и будущее покажет, окажутся ли признательными те, из среды коих вышло столько врагов величия России. Во всяком случае, виновные должны нести заслуженные кары, а целые народы не могут подлежать ответу за вину отдельных лиц, хотя обязаны всячески противодействовать их преступным стремлениям.
Глубокая вера в человека, в лучшие качества его существа веет ото всего Манифеста и невольно заражает и увлекает всех читающих это детище милосердия, продиктованное безконечной добротой и отзывчивостью, внушенное «постоянным влечением сердца» - явить милость всем особенно в ней нуждающимся, преклонить заботу к судьбе тех, которые, по бедности и временным нуждам, оказались неисправными в разных платежах, а равно тех, кои, преступив веления закона, искупили уже отчасти свою вину или по другим обстоятельствам заслуживают снисхождения».
Несмотря на великую тягость нежеланной войны, Государь простил недоимки, штрафы, взыскания буквально на целые сотни миллионов «с ущербом для казны» и «возмещением убытков земским учреждениям». Миллионы людей так или иначе испытывают разнообразный милости; многие тысячи «осиротевших детей офицерских и нижних чинов, запечатлевших кровью на далекой окраине пламенную преданность России, получат надлежащее призрение и воспитание, ибо Монархом признано «священной Его обязанностью всемерно озаботиться изысканием необходимых для сего способов».
Царь всенародно свидетельствует, что Ему «особенно отрадно прийти на помощь верным подданным облегчением их неотложных нужд» в «переживаемую ныне годину испытаний, которая вызвала напряжение сил народных, но и явила пред лицом всего мира высокие примеры непоколебимой доблести и беззаветной любви к Родине». Каждый подданный найдет отраду в посильном облегчении великого подвига царственного служения родной земле, ибо все благие намерения Государя могут осуществиться только под условием добросовестного выполнения всеми нами лежащих на нас обязанностей: в то время как наши братья проливают свою кровь и полагают живот свой за други своя в ущельях далекой Маньчжурии, мы, оставшиеся дома, должны удесятерить производительность своего труда, зорко блюсти внутреннюю безопасность, чтоб наша дорогая Родина вышла победительницей из кровавого навязанного ей состязания.
Наши герои должны быть уверены, что только подонки общества способны в России попирать ногами обязанности всякого честного гражданина нашего великого Отечества, ибо надо опуститься до животного или оподлиться окончательно, чтоб в такие минуты работать в угоду врагам Родины и мешать благородным начинаниям Государя, всей душой желающего, чтоб его милости «послужили к вящему укреплению в среде народной добрых нравов, уважения к законным правам каждого». Этой надеждой вдохновляются все русские люди, и они найдут в себе достаточно сил и мужества, чтоб добиться ее осуществления.
Примечания
[1] Плеве Вячеслав Константинович (1846-1904) - правый государственный деятель, действительный тайный советник, министр внутренних дел, член Русского Собрания. Убит террористами 15 июля 1904 г. в разгар Русско-японской войны. А. С. Вязигин приводит исторические примеры, когда убийство государственных деятелей не изменило ход истории. Цезарь Гай Юлий (100-44 до Р.Х.) - римский государственный и политический деятель, фактически первый римский император. Убит заговорщиками-республиканцами. Генрих III (1551-1589), французский король, последний монарх династии Валуа. Заключил военный союз с протестантами-гугенотами. 1 августа 1589 смертельно ранен католическим монахом Жаком Клеманом. Генрих IV (1553-1610) - французский король, основатель династии Бурбонов. Издал Нантский эдикт 1598 г. о веротерпимости, уравнявший в правах католиков с протестантами-гугенотами. Убит 14 мая 1610 г. католическим монахом Франсуа Равальяком. Вильгельм I Оранский (1533-1584) - первый штатгальтер Голландии, лидер борьбы за независимость Нидерландов. Убит 10 июля 1584 г. католиком Бальтазаром Жераром. Линкольн Авраам (1809-1865) - 16-й президент США (1861-1865). В годы его правления началась Гражданская война. Смертельно ранен 14 апреля 1865 г. через несколько дней после окончания войны, в ложе театра южанином, актером Джоном Уилксом Бутом. Марат Жан Поль (1743-1793) - публицист, идеолог и деятель так называемой Великой французской революции конца XVIII в. 13 июля 1793 г. заколот кинжалом Шарлоттой Корде.
[2] Св. страстотерпец Цесаревич Алексий родился 30 июля (12 августа) 1904 г.
[3] Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676), второй царь династии Романовых. Судебник (Соборное Уложение) был принят в 1649 г., воссоединение Малороссии с Россией состоялось в 1654 г.
[4] Выдающиеся деятели эпохи царствования Алек- сея Михайловича Тишайшего: Ртищев Федор Михайлович (1625(1626?)-1673) - государственный деятель, возглавлял ряд приказов, получил название «милостивого мужа»; Ордин-НащокинАфанасий Лаврентьевич (?-1680) - дипломат, возглавлял Посольский приказ; Матвеев Артамон Сергеевич (1625-1682) - выдающийся государственный деятель, дипломат, преемник Ордина-Нащокина на посту главы Посольского приказа. Убит во время стрелецкого бунта.
[5] Высочайший Манифест от 11 августа 1904 г. был издан по случаю крестин Цесаревича Алексея, содержал ряд традиционных милостей (прощение недоимок, смягчение наказаний и т. д.), а также отменял телесные наказания для крестьян по приговорам волостных судов.