Кажется, есть одно, правда, очень сомнительное «оправдание» для режиссёра Учителя, создавшего омерзительный фильм, в котором клеветнически, отвратительно изображается Государь Император Николай II, члены Августейшей Фамилии и, вообще, история России. Дело в том, что фильм «Матильда» является попросту автопортретом г-на Учителя, который он по какой-то прихоти изволил изобразить в костюме Государя Императора!
Все художники принадлежат двум разновидностям: одна (собственно, это и есть художники) умеет видеть другого и изображает именно его, удивительным образом проникая в те тайны души своего визави, которые, зачастую тот и сам не умеет заметить в себе. А другая, что ни пытается изобразить, изображает только самоё себя. Г-н Учитель, несомненно, принадлежит ко второй из разновидностей и не имеет отношения к первой.
В современном российском кино представителей первой категории почему-то не обнаруживается. Нынешним кинохудожникам желательно на грудь таблички привешивать с наименованием персонажа, которого в этот раз изображает «мастер перевоплощения». Говорят, в лондонском театре «Глобус», времён В. Шекспира, таким способом решался вопрос дефицита декораций - вместо них стояли таблички с надписями «ЛЕС», «РЕКА» и т. п.
Деление художников по указанному признаку существует в любом виде искусства, но особенно наглядно оно в фотографии первой половины ХХ века. Настоящие фотохудожники углублялись в жизнь, искали красивые виды, старались в повседневном увидеть вечное. Для этого им приходилось вглядываться в тысячи человеческих лиц, пересекать огромные пространства, забираться в самые отдалённые и труднодоступные места планеты. Фотографы же другой категории не собиралась перемещаться ни в какие дальние страны. Они работали в людных местах, привлекая обывателя нехитрым, но рентабельным средством. На листе фанеры изображался пейзаж, героическая или изящная сцена, а вместо лиц главных героев прорезались отверстия, через которые, путём сувания в оныя собственной физиономии, обыватель без всяких усилий (но за определённую плату) мог как бы перенестись в самые красивые места Земли или перевоплотиться в любую героическую личность. Например, можно было стать джигитом, верхом на коне размахивающим шашкой посреде островерхих гор, авиатором, мужественно разрезающим крылом своего аэроплана мрачные тучи в грозовом небе, или томной красавицей, увозимой прекрасным принцем на верном коне в очаровательный замок. Согласитесь - замечательный способ реализации любой мечты идиота.
Фанерки с прорезями для физиономий давно ушли в прошлое. Но их современные аналоги предоставляют гораздо больше возможностей для сублимации нереализованных фантазий. Чтобы в полной мере воспользоваться новым, высокотехнологичным инвентарём, в современной России желательно стать кинорежиссёром. Тогда не только можно выполнить свой автопортрет в любом костюме, но и получить значительную сумму из бюджета в собственное, практически бесконтрольное пользование.
Таким путём пошёл А. Учитель. Начав с воспевания военно-патриотической пионерской игры «Зарница» («Сто тысяч я», 1977), пройдя трудный путь певца социалистических свершений («Пуск. Портрет одного события», 1978), спев многосерийную перестроечную оду нынешним пенсионером советского андеграунда («Сколько лиц у дискотеки?», 1980; «Рок», 1988; «Ёлы-палы, или Митьки в Европе», 1990; «Последний герой», 1992), изящно поклонившись творческому мейнстриму («Баттерфляй», 1993) он добился высокого звания режиссёра, которое не только позволяет реализовывать свои внутренние фантазии за счёт внешнего бюджетного финансирования, но и, судя по примеру другого режиссёра О. Сенцова, заниматься на территории Российской Федерации чем угодно, вплоть до организации террористических актов. А если кто-либо «встанет на пути у высоких чувств» очередного «творца», то ему всё сообщество «режиссёров с обострённой социальной чувствительностью»[1] дружно и гневно крикнет: «А если ты встал - отойди... Не плюй против ветра, не стой на пути!»[2].
Конечно, г-н Учитель не замечен, в отличие от г-на Сенцова, в организации террористических сообществ или изготовлении самодельных взрывных устройств. Он просто создал за счёт госбюджета полнометражную «кинофанерку» с отверстием для собственной физиономии, через которую он уверенно смотрит вдаль, надеясь увековечиться в своём автопортрете, выполненном, почему-то «в костюме» Государя-страстотерпца Николая II Александровича Романова[3].
Конечно, изображает в фильме Николая II не сам режиссёр, а какой-то заезжий порноактёр. Но актёр - это лишь краска в руках режиссёра, материал для создания изделия. А изделие - это внутренний автопортрет г-на Учителя, передающий всю гамму устремлений и чаяний, обуревающих его художественную душу. Не очень-то чистый материал для собственного автопортрета избрал г-н режиссёр! Подобного рода материалы для своих поделок любят так называемые «современные художники».
Разврат богемы - издавна притча во языцех. Судя по тому, какое «искусство» продвигает режиссёр Учитель, он не чужд того, что изобразил в своём фильме «Матильда». И зачем в таком случае замахиваться на изображение Государя Императора? Не лучше ли было снять какой-нибудь откровенный фильмец с названием «Пасынки галёрки»? Или «Закулисные тайны». Или «Хочешь снять - умей втереться» - очень режиссёрская тема. Во всех отношениях. И в отношении власти, к которой следует втереться, чтобы снять фильм. И в отношении молодых околотворческих особ, которых некоторые режиссёры вполне не прочь «снять» на время для собственного удовольствия.
А до «Автопортрета в костюме Государя», право слово, г-н Учитель не дорос. Не сидит на нём костюмчик. Да и не из того материала собрался он воздвигнуть себе памятник. Хотя, может, это - самый подходящий материал для памятника режиссёру Учителю.
Первичным материалом для режиссёрской и, вообще, работы любого художника, служит душа художника - «от избытка сердца...». Чтобы создать золотую статуэтку, нужно, как минимум, иметь золото. Из другого материала золотого изделия не получится. А вот с золотом в душе г-на Учителя, кажется, большой, большой дефицит. Зато другого материала избыток. А раз так, то в костюм Императора рядиться ему не стоит. Пусть постоит в откровенном костюме Афродиты или Аполлона, в крайнем случае - Дискобола работы Мирона.
Императорское достоинство признаёт только чистое золото и не выносит нечистот ни под каким видом. Даже если они блестят.
Протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии
[1] Слова А. Сокурова, сказанные им в оправдание О. Сенцова (Константин Шавловский. Опыт солидарности. Журнал «Сеанс» (21 мая 2014). Цит. по «Википедии». Проверено 13 июля 2015).
[2] Слова из песни Б. Гребенщикова, который также высказался в оправдание О. Сенцова:
Не стой на пути у высоких чувств,
А если ты встал - отойди,
Это сказано в классике,
Сказано в календарях,
Об этом знает любая собака:
Не плюй против ветра, не стой на пути.
[3] Более откровенный «автопортрет в костюме Государя» позволил себе Н. Михалков, также заступившийся за О. Сенцова. Он просто сыграл Государя Александра III в эпизоде фильма «Сибирский цирюльник».
2. Re: Автопортрет в костюме Государя
1. Чудесные случаи. Помощь по молитвам