В одном из своих выступлений на Высшем Церковном Совете председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сказал: «Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю».
В этих словах - вся громадность, стоящих сегодня перед Церковью задач.
Когда полтора года назад до педагогических коллективов воскресных школ довели «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», было от чего прийти в уныние.
Систему воскресных школ предлагалось строить по типу общеобразовательных. Огромное количество часов отводилось на изучение церковного пения и церковнославянского языка почти по семинарским программам, начиная с начальной школы. От осмысления этого возникала тихая паника и мысль: «это что, диверсия?». Было очевидно, что такие нововведения просто разрушат то, что есть и не дадут построить ничего нового, ведь цель воскресных школ не просто дать детям сумму знаний, а помочь им органично войти в Церковь, найти в Ней свое место, построить живые отношения с Богом.
Тогда же была проведена аттестация воскресных школ, показавшая неподъемность новых требований. После огромной работы по усовершенствованию документов, 9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил новое Положение, регламентирующее организационные принципы работы воскресных школ, и новый Стандарт - определяющий содержание и объем их деятельности. Изучение этих двух документов дает возможность смотреть в будущее с гораздо большим оптимизмом.
Воскресным школам предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем, сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к богослужебной, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.
Эти и многие другие вопросы обсудили педагоги воскресных школ Горноалтайской епархии на семинаре, который прошел в рамках проекта «Ко Христу - вместе!», поддержанного Фондом «Соработничество». Благодаря финансовой поддержке Фонда стало возможным проведение двухдневного семинара на базе отдыха «Шале «Прискальный»».
Педагоги воскресных школ представили презентации о своей работе - о построении учебного процесса на приходах, об используемых учебно-методических пособиях, о трудностях и интересных находках. Как оказалось, во всех воскресных школах епархии проводится большая и важная работа, педагоги трудятся с большим интересом и любовью к своему делу и детям.
Важной составляющей семинара стал круглый стол, на котором обсудили проблемы организации летнего отдыха детей, конкретный опыт приходов.
Большой интерес вызвали мастер-классы успешно работающих педагогов по созданию военно-патриотического клуба, мастерской керамики, театральной студии, видеомастерской.
Интересное обсуждение состоялось на круглом столе «Проблемы воскресных школ епархии и пути их решения». Руководитель клуба «Колокол» при Преображенском храме г.Горно-Алтайска Ольга Давыдкина поделилась опытом создания подросткового объединения. Это выступление затронуло важную проблему взаимоотношений подростков и Церкви, когда вчерашние малыши, с радостью и удовольствием ходившие в воскресные школы, подрастая, уходят. И из школы, и из Церкви.
Как быть? Как относиться к синим волосам и драным джинсам? Как терпеть сленг и вызывающее поведение? Как быть, когда подросток,бросив через плечо: «не очень-то мне нужна ваша Церковь», уходит, громко хлопнув дверью, а через неделю снова открывается дверь в классе и туда робко просовывается знакомая синяя челка? Что делать, когда бдительные церковные бабушки упрекают в том, что «ваши дети себя вести не умеют»? - что со всем этим делать? - на этот вопрос Ольга Владимировна отвечает: любить их. Всяких, с челками и без оных. Не потакать, не заигрывать - любить.
Благодаря формату мероприятия у его участников была возможность не только поработать в конференц-зале, но и неформально пообщаться и обсудить возникшие вопросы за чашкой чая. А вечером, когда закатное солнце особенно красиво отражается в Катунской воде, общение продолжилось около костра. Оказалось, что батюшки, присутствовавшие на семинаре, имеютопыт работы с подростками «в природных условиях» - когда-то, до священства, они работали в детских лагерях и на турбазах. Весьма своевременной оказалась гитара, и все с удовольствием пели песни - духовные, народные, туристские. Особенно дружно и слаженно звучала песня, выразившая общее настроение: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!...»
Участники семинара выражают благодарность Фонду «Соработничество» за финансовую поддержку, обеспечившую возможность проведения семинара, а также хозяйке базы отдыха «Шале Прискальный» Дибровенко Елене Александровне за гостеприимство и благотворительность, поскольку участников семинара оказалось гораздо больше, чем планировалось.
Ксения Балакина, педагог воскресной школы
с. Майма, Республика Алтай