С юных лет Григорий отличался от сверстников своей особой религиозностью, поисками Бога. «В 15 лет, - вспоминал он позднее, - в моем селе в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее... Я мечтал о Боге... Душа моя рвалась в даль... Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами, подолгу беседовал о Боге, о приходе, о птицах... Я верил в хорошее, в доброе... и часто сиживал я со стариками, слушая их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о Царе Грозном и многомилостивом... Так прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне... И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился... Неудовлетворен я был. На многое ответа не находил... И грустно было».
Недоброжелатели Распутина любят утверждать о его особой «греховности». Большая часть этих утверждений сознательная клевета. Но, естественно, «несть человека, который бы жил и не согрешил». Как православный христианин Г.Е. Распутин постоянно каялся в своих грехах. По преданию, святой праведный Иоанн Кронштадтский исповедовал Распутина и «был глубоко тронут его искренним раскаянием».
Приблизительно в 1892 г. в душе Распутина начинает происходить перелом. По его словам, когда он работал в поле, ему явилась Пресвятая Богородица, благословила его и исчезла. Распутин отправился к подвизавшемуся в Верхотурском монастыре блаженному Макарию. Макарий объяснил явление Богородицы как указание на то, что Григорий создан для большого дела и, дабы укрепиться духовно, он должен сходить на богомолье на Афон. После этого, по воспоминаниям дочери Распутина Матрены, «в жизни моего отца что-то произошло, что изменило совершенно всю его, а впоследствии и нашу жизнь. Раньше отец жил как все крестьяне, занимаясь хозяйством. Вдруг он оставил семью и ушел странствовать. Должно быть, что-то произошло у него в душе: он перестал пить, курить и есть мясо и ушел из дома».
Известно, что по молитвам Распутина был исцелен от «падучей» болезни сын Великого Князя Петра Николаевича - Князь Роман.
Причина приближения Распутина к Царской Чете объясняется далеко не только его даром исцеления. Если бы деятельность Распутина сводилась только к горячей молитве за Наследника и к роли духовного советника Императора Николая II, то Распутина нужно было бы всячески изолировать от публичного общества. Скрытый от общих глаз неподалеку от Императорской резиденции, Распутин мог бы точно так-же оказывать молитвенную и духовную помощь Царской Семье. Тем более известно, что Распутин тяготился своей известностью и не стремился к ней. Кроме того, к помощи Распутина Царь и Царица прибегали в крайних случаях, когда обычная медицина была безсильна, а жизнь Цесаревича висела на волоске.
В 1907 г. начинаются относительно регулярные встречи Царской Семьи с Распутиным в домике А.А. Вырубовой. Впрочем, и они были нечастыми, иногда в присутствии третьих лиц. Тем не менее из характера дневниковых записей Николая II видно, что эти встречи очень интересовали Императора. Вот несколько таких записей. 12 марта 1907 г.: «Вечером покатались и заехали к Анне В. Видели Григория с Феофаном: так было хорошо!»; 6 апреля 1907 г.: «Имели радость повидать и поговорить с Григорием. Обедала Анна»; 10 мая 1908 г.: «Вечером виделись с Григорием у Ани В. и разговаривали около двух часов»; 23 мая 1908 г.: «После обеда покатались и заехали к Анне В., где виделись с Григорием и долго с ним разговаривали»; 4 февраля 1909 г.: «В 6 часов к нам приехал архимандрит Феофан и Григорий. Он тоже видел детей»; 23 июня 1909 г.: «После чая к нам приехали: Феофан, Григорий и Макарий». 15 августа 1908 г.: «Вечером долго беседовал с Григорием».
А.Н. Варламов пишет, что «болезнь Наследника всерьез проявилась после того, как Распутин был введен во Дворец и, совершенно очевидно, что не она была причиной первых встреч крестьянина с Августейшей Четой». Первое облегчение болезни Наследника по молитвам Распутина произошло в конце 1907 г., после целого года общения Царской Четы с сибирским крестьянином. Очевидцы вспоминали, как это было: «У Цесаревича Алексея был сильный приступ гемофилии. Обезсиленный от потери крови, он лежал на кровати с закрытыми глазами. Рядом с ним на коленях стояла Государыня и горько рыдала. Вошел Распутин. Он повелительным тоном потребовал, чтобы все присутствующие опустились на колени и молились. Сам же устремил свой проницательный взгляд на больного ребенка и положил руку ему на голову. Цесаревич слегка вздохнул и открыл глаза. Он не испугался, увидев около себя чужого бородатого человека, а улыбнулся. Это был знак того, что жизнь стала возвращаться к больному. Кровотечение остановилось, кризис прошел, и Цесаревич стал поправляться».
Осветить подлинную роль, какую играл Г.Е. Распутин в жизни русского общества начала ХХ в., представляется очень трудным. Это объясняется, прежде всего, той стеной лжи и фальсификаций, которой личность Распутина отгорожена от безпристрастного изучения историков. Этими ложью и фальсификациями наполнена большая часть воспоминаний о Распутине.
Самые разные люди шли к Распутину для разъяснения всевозможных религиозных вопросов. Как рассказывают очевидцы, после ранней обедни в каком-нибудь монастыре, причастившись Святых Таин, богомольцы собирались вокруг него, слушая его беседы. Многие отмечают глубокую проницательность и интуицию Распутина. Только познакомившись с человеком, он мог его очень метко охарактеризовать. Для многих представителей высшего света «после вечных интриг и зла придворной обстановки» беседы с ним служили утешением. Даже ученые люди и священники находили его интересным. Хотя Григорий был малограмотен, он, тем не менее, наизусть знал Священное Писание и умело толковал его. Знавшие его в то время отмечают, что он помогал во всякой нужде, то есть отдавал все, что у него было, и утешал советами и объяснениями тех, кто приходил к нему поделиться своими заботами.
В 1911 г. Распутин добровольно покинул столицу и совершил па- ломничество в Иерусалим.
В 1910-1912 гг. начинается настоящая травля Распутина, создание его мифологического, вымышленного образа. Главной причиной этой травли была особая роль, какую играл Г.Е. Распутин в оказании помощи Царской Семье и лично Императору Николаю II. Распутин не только вымаливал жизнь Наследника во время тяжелых его кризисов, но снабжал Государя какой-то важной информацией, характер которой пока не известен. Однако о том, что это была важнейшая информация, свидетельствует та особая травля, которая началась в отношении Распутина.
Главной причиной травли Распутина была его верность Императору Николаю II и Императрице Александре Феодоровне. В этом он отличался от подавляющего большинства русского общества, дословно соблюдал присягу на верность Царю, которая гласила: «Клянусь честно нелицемерно служить своему Природному Государю Императору Николаю Александровичу не жалея живота своего». Распутин так и поступал. Он не заботился вопросом, будет ли это к его личной пользе или нанесет вред. «Я готов умереть за моих дорогих Царей», - не раз говорил он. И это не была ни поза, ни пустая болтовня - он доказал это 17 декабря 1916 г.