Сегодня модно быть в тренде. Модно разбираться в гаджетах, быть офисным планктоном, жить в крупном городе, Москве например, и говорить «фу», когда речь заходит о деревне с коровами и навозом. Такова современная реалия, исказившая и испортившая некогда могущественный русский народ. Эта реалия - итог влияния средств массовой информации, где круглосуточно идет пропаганда красивого и беззаботного образа жизни, порочащая житие и бытие исконно русского деревенского образа жизни. Это плод трудов советской власти - раскулачившей русского мужика и массово выгнавшей народ из деревень в города. И, к великому сожалению, мало кто сегодня понимает, что жизнь в деревне это гармония человека и природы, это поистине Богом установленный образ человеческого бытия, когда в благодатном сельскохозяйственном труде на земле человек добывает свой хлеб. Все как в словах Бога Адаму: «И в поте лица твоего, будешь есть хлеб свой» (Быт.: 3,19).
А кто сегодня в поте лица своего добывает себе хлеб? Таких мало. Молодежь все более стремится стать менеджерами или экономистами и сидеть в офисах за компьютерами, не понимая, что жизнь в деревне это свежий воздух, натуральные продукты питания, чистая вода и масса других, уже не материальных, а духовных и душевных ценностей. И вот он результат - деревни вымирают, поля зарастают бурьяном, а дома - уникальные по своим архитектурно-плотницким изыскам русского мужика-крестьянина - безжалостно разваливаются и гниют.
Но, Бог милостив. Он всегда России и русскому народу дает шанс выжить. Выстоять в сложных политических, военных или экономических штормах. В таких случаях Бог посылает России уникальных людей. В 988 году - Он послал нам князя Владимира, чтоб выстоять на Руси православие и избавиться от язычества. Потом Александра Невского для избавления Руси от татар. Потом Ивана Грозного чтобы усилить могущество и территориальность России. Затем Патриарха Никона для наведения порядка и благочестия в русской церкви. В 1812 году - князя Михаила Кутузова, чтоб выгнать французов. А потом Николая II и Петра Столыпина сделать Россию экономической державой, а потом и Сталина для победы над фашизмом.
Сегодня, когда вековечная опора Русской державы - деревня, гибнет, Господь посылает для ее спасения уникальных людей, скромных тружеников, горячо любящих землю и труд на ней. Людей, у которых это стремление не в каких-то выгодах, а в душе - и оно оправдано волей Божией. И в этом стремлении Его - Бога, - промысел и милость.
Еще раз лично мне пришлось убедиться в этом, когда я познакомился с молодой русской девушкой коренной москвичкой Натальей. Мы познакомились в августе 2012 года назад на берегах реки Сить на торжествах посвященных памяти русских воинов, павших в борьбе с монголо-татарами. Наталья тогда еще только приехала из Москвы в наше село Брейтово Ярославской области. Она приехала, как говорится на ПМЖ, - жизнь в Москве, как она тогда говорила, ну просто достала, надоело видеть бесконечно куда-то бегущую массу людей, людей, устремленных в какой-то свой мир, не замечающий мира окружающего. В Москве, как тогда говорила Наталья, не видно ни смены времен года, ни погоды, ни птиц, ни вообще ничего того, что приятно человеческому глазу и уху. А в Брейтове на побережье Рыбинского водохранилища в окружении лесов и вымирающих деревень это все наяву, наяву настоящая жизнь, где ощутимо то, что человек это часть окружающего мира и этой природы. Где в тихом храме можно молиться, а не видеть суетящиеся спины людей с постоянными просьбами: а поставьте вон там свечку.
Прожив 4 года в Брейтове, Наталья поняла, что село, деревня это - ее. Это ее призвание, это ее любовь и это ее будущая жизнь. Жизнь, о которой она мечтала с детства - о тихой и размеренной в трудах на земле.
Нынешней весной, окончательно распрощавшись с квартирой в Москве которую она все эти годы сдавала, Наталья построила себе на живописном берегу реки Сить в тихой безлюдной деревне - в 30 км от райцентра в селе Байловском дом, а рядом с домом -...ферму. Да-да, большую ферму коровник на трех гектарах земли.
Все друзья Наташи были удивлены и обескуражены - она молодая и красивая девушка, москвичка, с хорошим образованием вдруг решила завести коров, коз, куриц и баранов.
Многие друзья и знакомые Наташи находились в некотором скепсисе: а быть может она вскоре и вовсе бросит начатое, угаснет в своем желании, и тогда вложенные деньги будет не вернуть. Но, непреодолимое желание стать счастливой на своей земле было сильнее уговоров знакомых и родных.
И Наталья счастливой стала.
Сейчас в ее хозяйстве три коровы, три теленка, с десяток коз, кошки, собаки и со всем этим хозяйством Наталья справляется одна. Совершенно одна. Когда мы с моим другом в минувшие выходные приехали проведать Наталью, она была безмерно счастлива своей жизнью. И это несмотря на то, что каждый день ей приходится вставать в половине шестого утра, и до позднего вечера - доить коров, убирать навоз, таскать сено и дрова, готовить скотине еду, развозить покупателям по соседним деревням молоко, топить печку, разгребать снег. И так каждый день без выходных. При всем при этом Наталья живет в деревне, в которой всего один сосед такой же фермер, бывший чиновник районной администрации, разочаровавшийся в том, что силами администраций и государственных структур можно поднять сельское хозяйство.
А как сегодня поднять Аграрную Россию? Лишь только собственными практическими силами, собственным примером, таким как наша героиня, которая одна кормит 9 (!) семей и при этом счастлива. И тут невольно вспоминаются строки Николая Некрасова:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,-
И правда, в каком другом селении, в какой другой стране решится женщина в одиночку поднимать деревню? Только русская с ее силой духа и характера. И снова строчки Некрасова о таких женщинах:
В игре ее конный не словит, В беде - не сробеет,- спасет; Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!
Наталья рассказывает, что когда жила в Москве и работала в офисе, то уставала больше чем сейчас, живя в столице, не был ни сил и ни энергии. А сейчас даже усталости не чувствуется. Почему так? Все просто - свежий воздух, натуральные, без консервантов и всяких «Е» продукты питания, вода из колодца и... помощь Божия, явно ощутимая в этом богоугодном деле.
Рядом с поместьем Наталья - большая старая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом святителя Николая построенная в середине 19 века. Храм более 70 лет брошен и разорен, но его стены крепки, а на куполах сохранились кресты и в планах Натальи и ее соседа Петра Михайловича - восстановить эту святыню, спасти от разрушения.
Планов у Натальи много. Несмотря на все сложности, Наталья не просто справляется со своим хозяйством, она планирует расширять его. Увеличить поголовье коров, завести пасеку, разбить сад, расширить огород и сделать еще очень и очень многое. И это тоже черта именно русского, не боящегося сложностей человека. Пример Натальи - другим наука, как человек становится счастливым, счастливым в том, что для большинства считается позорным, немодным и «некрутым». И это подтверждает народную мудрость, что не в деньгах счастье. А в любви.
Зачем стремиться в города и всю жизнь горбатиться на ипотеки и кредиты? Когда счастье человека - в малом, - в труде на земле, в преображении своего отечества своими трудами, в преображении самого себя.
Все мы вышли из деревни, где труд и жизнь идут во благо души и тела человека. Это тяготение к деревне происходит у каждого русского человека где-то на генном уровне. И это в себе замечает не каждый. Человек это начинает чувствовать лишь тогда, когда приезжает в такое вот место и ощущает запах дыма из печной трубы, запах навоза, мычанье коров и кукареканье петухов и когда видит припорошенный снегом лес и усыпанную белизной округу. И слышит тишину вокруг себя без гула машин по асфальту. Пейзаж - русского мира. И это как раз и есть то самое почвенничество, философия русской жизни, о которой писали великие наши мыслители ХХ века - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин и конечно Фатей Яковлевич Шипунов.
Жизнь и труды этой русской трудолюбивой девушки - вызывает глубокое уважение, ведь благодаря таким людям как Наталья, которыми должно гордиться наше государство и всячески поддерживать - есть надежда на то, что наше сельское хозяйство и наша русская деревня с баньками и коровами не умрет, а возродится и снова станет столпом Русской цивилизации.
Дмитрий КОНОВАЛОВ, директор Культурно-исторического центра «Затопленное Верхневолжье», Ярославская область
Фото Александра Груничева
1. -