itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игуменья и княгиня. Матушка Тамара на Елеоне

Часть 2. Гефсимания, где начиналась монашеская жизнь инокини Тамары

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
579
Время на чтение 16 минут

Часть 1

II.1. «Присутствие Божие стало особенно ощутительно»

Во второй половине декабря 1946 года в Святом Граде Иерусалиме по благословению митрополита Анастасия было положено начало монашеским подвигам инокини Тамары. Здесь она пребывала в окружении великих христианских святынь и с благоговением относилась ко всем святым местам, связанными с земной жизнью Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых апостолов. Первые пять лет инокиня жила под небесным покровительством Пресвятой Матери Божией, в Ее почитаемом доме - Гефсимании, расположенной у подножия западного склона горы Елеон (Масличная гора). Рядом находилась Кедронская долина (долина Иосафата), примыкающая с востока к стене Старого города. Инокиня Тамара знала, что с этой долиной связано библейское пророчество о Страшном Суде: именно здесь для последнего Суда будет собрано Господом все человечество...

Гефсимания - место благоговейного почитания, куда, согласно Евангелиям, Иисус Христос приходил с учениками, где Он молился перед арестом, был предан и арестован. С Гефсимании начались Страсти Христовы и Крестный путь Богочеловека. Возвышавшийся в Гефсимании изящный пятиглавый храм в русском стиле, назван в честь Св. Марии Магдалины. Он сооружен из белого местного камня на средства дяди инокини Тамары - императора Александра III, его братьев и сестры в память об их матери императрицы Марии Александровны, урожденной принцессы Гессенского дома, принявшей православие. Ежегодно в ночь со 2 на 3 июня инокиня Тамара молилась об упокоении императрицы Марии Александровны, скончавшейся в 1880 году от туберкулеза. Инокиня поминала ее и возле мраморных досок, где на русском греческом латинском и арабском языка вырезана надпись: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны». Внешний вид белого храма, вокруг которого располагался Гефсиманский женский монастырь, производил на инокиню Тамару радостное и светящееся впечатление. Этот храм стал для нее великой русской святыней и частью потерянной Родины.

Инокиню Тамару окружала и манила в Гефсимании божественная, дивная природа. Первое время она в раздумьях и с молитвами на устах ходила по Гефсиманскому саду, останавливала свой взор на стволах и кронах древних олив и кипарисов. Она внимательно разглядывала цветы миндаля, олеандра, «кораллового дерева», брахихитона, любовалась бугенвиллeями, впитывая в себя источающие цветочные запахи и духовный аромат этого исключительного по своей красоте священного места, столь любимого Господом.

Здесь, в основанной в 1934 году Гефсиманской общине Воскресения Христова, в храме Св. Марии Магдалины с 1939 года хранилась почитаемая святыня - Смоленская икона Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» («Гефсиманская Одигитрия»). А под храмом с 1920 года в специальной усыпальнице находились останки умученных большевиками, но в то время еще не прославленных ее родственницы - великой княгини Елизаветы Федоровны и преданной ей келейницы - инокини Варвары, убитых под Алапаевском вместе с братьями инокини Тамары - князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами. Усыпальницу с гробами открывали очень редко, не более одного-двух раз в год и то по просьбам пребывавших на Святой Земле представителей духовенства РПЦЗ [1]. По окончании литургии все участвовавшие в ней благоговейно входили со свечами в усыпальницу, припадали к гробам и со слезами совершали панихидное пение. Все молящиеся плакали [2]. Сестры видели слезы и в глазах молчаливой инокини Тамары.

Конечно, она вспоминала в гефсиманской келии и свои встречи в императорской России с «тетей Эллой» (так звали дети великого князя Константина Константиновича великую княгиню Елизавету Федоровну. - Примечание автора). Она, 15-летняя княжна Татиана ( так звали княжну. - Примечание автора) , после трагической гибели супруга тети Эллы - великого князя Сергея Александровича (1857-1905) вместе с родителями ездила в Москву к гробу убиенного князя. Здесь, как позже писала в своих воспоминаниях игуменья Тамара, однажды «за столом великая княгиня Елизавета Федоровна говорила в ответ на общий разговор, что ожидает на том свете усопшего: «Души усопших в бездействии не бывают. Им от Бога назначается духовная деятельность, и они поднимаются от силы в силу. Так написано у Св. Отцов» [3].

...В день отпевания убиенного князя в комнате остались только великая княгиня Елизавета Федоровна и княжна Татиана. Княгиня села в кресло, а княжна стала перед ней на колени... Через много лет в Иерусалиме игуменья Тамара напишет о себе: «...Смотрела ей прямо в глаза, и она смотрела в глубину моих глаз. Молча. Полчаса. Не произносили ни одного слова. Не отрывая глаз. Бурно, скорбно изливала я ей свою душу. Передавала ей свое желание, о котором и говорить в то время нельзя было, и которое теперь сбылось. Чувствовала, что она все понимает... Меня утешила и подкрепила. Без одного движения. Через полчаса я встала, поцеловала ей руку со словами: «Благодарю тебя. Слава Богу за все» [4].

Не забывала в Гефсимании инокиня Тамара и о дорогом подарке любимой тети Эллы - «розовой топазной брошке с бриллиантами» ( это украшение подарил когда-то своей супруге великий князь Сергей Александрович.-Примечание автора), присланной повзрослевшей княжне Татиане. Эта брошка украшала ее наряд в начале марта 1907 года, когда она присутствовала на бале для молодежи в Павловском дворце [5]. В Мраморном дворце, вспоминала инокиня Тамара, в родительском фотоальбоме хранились многие фотографии ( и где они теперь?) , запечатлевшие некоторые сцены из любительского спектакля «Евгений Онегин» с участием великой княгини Елизаветы Федоровны в роли Татьяны и цесаревича князя Николая Александровича, будущего императора Николая II. Безбородый и с «кучерявыми волосами» цесаревич Николай исполнял в спектакле 1890 года роль Онегина. А тетя Элла («Татьяна») выглядела на сцене прекрасно в белом и ...черном платьях.

...Община во главе с игуменьей Марией (Робинсон;1898-1969) насчитывала в конце сороковых годов около тридцати человек и несла большое социальное служение среди местного арабского населения. При ней были больница и Вифанская школа, где, возможно, преподавала инокиня Тамара. По воспоминаниям очевидцев тех лет, «половина сестер [была] явно не русского типа: темные, смуглые, носы с горбинкой, а говорок и все повадки русские, чуть ли не московские. <...> Этому способствовали две монахини, коренные москвички и родные сестры: схимонахиня Сергия и монахиня Варвара (Цветковы) - высокой культуры русские женщины» [6]. Монахини Сергия и Варвара были самыми ближайшими помощницами игуменьи Марии. Внутренне высоко благоустроенная в духовном отношении обитель - женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова - оказала благотворное влияние на духовное становление и на всю ее дальнейшую монашескую жизнь инокини Тамары.

Спокойная и смиренная инокиня выполняла в этой обители все возложенные на нее временные и постоянные послушания, со всеми была доброжелательна. Держала себя с достоинством, никому из сестер обители не рассказывала о своей прошлой жизни. Территориально рядом с ее монастырем находился православный храм Успения Богородицы, куда часто к гробнице Богоматери и к гробнице Св. богоотец Иоакима и Анны ходила инокиня Тамара молиться. Инокиня находилась вместе с православными, которые перед Успением несли крестным ходом Плащаницу из Малой Гефсимании, что близ Храма Гроба Господня, по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери. Инокиня Тамара произносила молитвы и у расположенного на территории ее монастыря мемориального камня. На него, по преданию, Богоматерь уронила Свой пояс для уверения апостола Фомы в Своем вознесении на небо. С сестрами инокиня Тамара посещала службы в Александро-Невском храме на «Раскопках», поднималась на прославленную Вознесением Христа Масличную гору, где в соседнем с Гефсиманией женском монастыре торжественно отмечались праздники Святого Вознесения и Обретения глав Иоанна Крестителя.

У «Стопочки» Спасителя на Месте Вознесения Господня на Елеоне, в двухстах-трехстах метрах от которой уже в 1881 году завершилось строительство русского храма, а архимандрит Антонин заботился о его внешнем и внутреннем убранстве [7], инокиня Тамара предавалась воспоминаниям. Она пыталась восстановить в памяти хотя бы некоторые подробности из очень давних рассказов отца, великого князя Константина Константиновича, посетившего Иерусалим во время кругосветного путешествия в 1881-1882 гг. [8].
Вместе с сестрами инокиня Тамара ходила к главной святыне Святого Града Иерусалима - Храму Гроба Господня, где расположено много святынь и памятных мест, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя. Здесь она возжигала белые свечи, поминала своих дорогих родителей, убиенных и умерших родственников. В Старом Городе на остановках Крестного пути Спасителя инокиня вспоминала и о том, что ее отец, великий князь Константин Константинович был автором драмы «Царь Иудейский», рассказывающей о Страстной Седмице. В русском народе это сочинение называли «Евангелием от Великого князя». Причем, автор драмы выступал также и в роли актера, талантливо сыграв роль Иосифа Аримафейского в постановке пьесы в Императорском Эрмитажном театре Санкт-Петербурга...

В сопровождении сестер инокиня Тамара ездила и в принадлежащий до XVII-го века грузинам монастырь Святого Креста (Крестный монастырь) на западе Иерусалима, где произрастало Древо Креста Господня и где, согласно легенде, похоронен подвизавшийся там в монашеском сане великий грузинский поэт Шота Руставели. Там, предполагают некоторые историки, когда-то была и легендарная правительница Грузии - святая царица Тамара. О точном месте ее захоронения никто не знал из числа знакомых инокине Тамаре иерусалимских священнослужителей. О «засекреченной могиле» и о тщетных попытках ученых раскрыть ее тайну, инокиня слышала еще в годы мирской жизни в России.

...После отпевания царицы Тамары во избежание надругательства над ее телом, в ночь похорон из собора Светицховели во Мцхете вышли девять, а по другим источникам - десять процессий с гробами и разъехались в разные концы страны. Инокине Тамаре рассказывали местные знатоки Святой Земли и о другом существующем здесь предании: прах царицы был перевезён в Иерусалим, в монастырь Святого Креста, поскольку царица якобы дала себе обещание совершить паломничество в Святой Град, но при жизни так и не смогла его исполнить.

«Присутствие Божие стало особенно ощутительно», - этой строкой из письма от 3 декабря 1917 года княгини Татьяны Константиновны великой княгине Татьяне Николаевне можно охарактеризовать состояние души инокини Тамары в Гефсимании. И далее читаем в этом послании: «...какое счастье, что мы можем черпать утешение и силу в покорности Воли Божией. Как жалки все те, которые этого не признают, которые ищут счастье в тленных радостях земли, а не в том, чтобы всегда носить Христа в своем сердце...» [9].


Литература


[1]. См.: Серафим (Иванов), архиепископ. Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952. - Интернет-журнал «Инок», 2008, номер 3.

[2]. Там же.

[3]. Игуменья Тамара. К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери). - См.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича Поэта КР/ Под ред. А.А. Геринга. -Париж, 1962.

[4]. Там же.

[5].См.: Дневник великого князя Константина Константиновича. 1906-1907 гг. - М., 2015, с. 291.

[6]. См.: Серафим (Иванов), архиепископ. Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952. - Интернет-журнал «Инок», 2008, номер 3.

[7]. Елеонский Вознесенский монастырь // Православная энциклопедия, Т. 18. - М., 2008, с. 319-324.

[8]. Матонина Э., Говорушко Э. К.Р. (Константин Константинович Романов). Cерия «ЖЗЛ». - Москва: Молодая гвардия, 2008, с.653.

[9]. Cм. раздел писем и документов в кн: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна.1890-1979.-М.,2015, с.258



II.2. В годы арабско-израильской войны


В стране пребывания инокини Тамары 30 ноября 1947 года началась арабско-израильская война, длившая два года. Военные столкновения проходили и вблизи Гефсимании. В дни боев и перестрелок инокиня Тамара вместе с сестрами коленопреклоненно молилась перед чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия», прославленной в 1554 году в ливанском селении Рихания и переданной в дар обители митрополитом Гор Ливанских Илием (Карам; 1903 -1969). Во время Второй мировой войны перед этой иконой митрополит Илия молился о спасении России.

О том страшном военном времени и о заступничестве Божией Матери позже вспоминала гефсиманская игуменья Варвара (Валентина Цветкова; 1889 -1983): «...Мы видели Ее славу и чудеса. Во время Первой Палестинской войны мы взяли святую икону Божией Матери и пошли с ней вдоль монастырских стен с пением молебна к Ней и великомученику Георгию. Останавливаясь у каждого из четырех углов монастырского сада, священник благословлял всю обитель святою иконою. Мы молились о защите и покрове от пуль, которые падали вокруг, как дождь! Земля была покрыта осколками шрапнели, но под покровительством Пресвятой Владычицы никто из нас нимало не пострадал!» [1].

Инокиня Тамара и сестры с болью восприняли известие о том, что 9 апреля 1948 года два объединенных еврейских отряда атаковали арабское население деревни Дейр-Ясин, когда оказавшиеся в районе военных действий 254 араба, в том числе женщины и дети, были убиты. Одновременно были изгнаны все арабские жители из поселка Айн-Карем под Иерусалимом, откуда более тридцати монахинь из находившегося там Горненского монастыря покинули его из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата и добровольно ушли в Елеонский монастырь. Командование иорданской армии сразу же после начала арабо-израильской войны распорядилось у подножия Елеонской горы установить несколько дальнобойных орудий для обстрела Иерусалим. Штаб иорданской армии планировал разместить на территории женского монастыря танки, а на его высокой колокольне - специальную военную сигнализацию, что в случае военных действий грозило катастрофическим разрушением самой русской обители. Усердные монашеские молитвы и решительные действия монастырского начальства помешали реализации этого рискованного плана [2].

Тем временем Гефсиманский монастырь, где подвизалась инокиня Тамара, временно стал тем местом, где разместилось руководство Русской духовной миссии ( далее - РДМ РПЦЗ). Само ее здание возле Троицкого собора в Иерусалиме до 1948 года находилось в юрисдикции РПЦЗ, однако члены Миссии занимали лишь малую часть здания, остальное - британский суд. На русской территории к тому времени британские власти создали и окружили колючей проволокой военный городок «Бевинград». После образования в 1948 году государства Израиль архимандрит Антоний и его сотрудники были изгнаны из здания Миссии. Новообразованное государство признало Московский Патриархат в качестве правопреемника дореволюционной Русской Православной Церкви и вернуло ему недвижимое имущество Русской духовной миссии [3]. Новыми властями Иерусалима миссийское здание и другие русские постройки были сданы в наем для размещения в них Испанского консульства, суда Палестинского Мандата, больниц, тюрем, бараков и складов британской жандармерии.

30 ноября 1948 года на Святую Землю из СССР прибыла делегация духовенства, которой надлежало стать Миссией Московской Патриархии ( далее - РДМ МП). В числе делегации был архимандрит Леонид (Лобачев; 1896-1967) и иерей Владимир Елховский. По некоторым данным, их «с любовью встретил старейший русский священник в Иерусалиме архимандрит Мелетий, бывший преемник архимандрита Леонида Сенцова» [4]. РДМ МП возглавлял сначала архимандрит Леонид, а в 1949 году - епископ Владимир (Кобец; 1884-1960). Таким образом, в Иерусалиме уже с 1948 года существовали параллельные структуры - две Русские духовные миссии.

Инокиня Тамара, наученная в мирской жизни по-христиански и мужественно принимать все удары судьбы и быть готовой к грядущим испытаниям, молча, но не без волнения в сердце слушала в Гефсимании откровенный рассказ жившего с 1934 года на Святой Земле архидиакона Мефодия (Попович) - карпаторосса, ревнителя Православия и преданного человека России и монархии [5]. Он состоял в братстве Русской духовной миссии и поведал гефсиманским сестрам горькую историю о том, как жестоко израильские власти выдворяли отказавшихся покидать здание Миссии и как скончался не переживший мучений монах Никифор. Избитый до потери сознания и наотрез отказавшийся сдавать ключи вверенного ему храма, отец Мефодий был свидетелем жестоких событий передачи храма и имущества Миссии [6]. Тогда местные власти в занятой ими части Иерусалима отторгли от РПЦЗ ее имущество и передали его не Российскому Палестинскому обществу (так называлось ППО в СССР с 1918-го по 1992 годы), а правительству СССР. Оно в свою очередь передало часть церковного имущества Московской Патриархии, а большую часть продало Израилю [7].


Литература



[1]. Игумения Варвара. Письмо из Гефсиманской Обители. - Иерусалим: Издание Гефсиманской обители, 1997, с.7.

[2]. Елеонский Вознесенский монастырь // Православная энциклопедия, Т. 18 (с. 319-324). - М., 2008.

[3]. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Приглашение к паломничеству. -М.: Московский Патриархат, 1998, c. 42.

[4]. Там же.

[5]. Монастырь на Елеоне. Храм. Люди. Судьбы./ Автор-составитель Г. Майерталь.-Иерусалим, 2006, с.5.

[6]. См.: Потапов Виктор, протоиерей. Русская Православная церковь заграницей и судьбы Русской Палестины. 1921-1948. (Доклад, прочитанный на 2-ой церковно-исторической конференции в г. Москве в 2002 г.). - Вашиннтон, 2002.

[7]. Там же.



II.3. Знакомство с архимандритом Димитрием


Настоящим озарением для инокини Тамары стало ее знакомство и сближение в Гефсиманском монастыре c прибывшим в апреле 1950 года из послевоенного Штутгарта (Германия) на Святую Землю архимандритом Димитрием (Биакай; 1908 - 1985). Его вскоре назначили духовником женской обители и настоятелем храма Св. Марии Магдалины. Первое время по прибытии в Иерусалим отец Димитрий поселился в Гефсимании, где занимал отдельный маленький домик из двух комнат и кухни. Отец Димитрий сначала выполнял функции заместителя, а после ухода архимандрита Антония (Сенкевич; 1903-1996) и сам возглавил Русскую духовную миссию в юрисдикции РПЦЗ. В Гефсимании началась большая духовная дружба архимандрита Димитрия и инокини Тамары, длившаяся потом около трех десятилетий.

Одними из общих тем начала духовного общения священника и инокини в свободное от послушаний время была так называемая «грузинская тема»: святые Грузинской Церкви и древние княжеские родовые фамилии Грузии. Отец Димитрий рассказывал, что в ноябре 1941 года он стал пострижеником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Постриг совершил его учитель и духовный наставник - схиархиепископ Антоний Таврический и Симферопольский (в мантии - Димитрий, в миру - князь Давид Ильич Абашидзе; 1867-1942), причисленный в 2011 году к лику преподобных местночтимых святых Киевской епархии.

В воспоминаниях архиепископа Серафима (Иванов; 1897-1987) рассказывается, что отец Димитрий до эмиграции долгое время состоял келейником и личным секретарем схиархиепископа Антония, проживавшего на покое в Киеве: «Было у кого научиться богословской премудрости». Схиархиепископ Антоний, по происхождению грузин, «был некогда инспектором тифлисской семинарии, когда там учился Сталин. Семинаристы любили своего инспектора, и Сталин, очевидно, тоже, ибо он дал приказ чекистам не трогать старца архиепископа. Владыка тихо доживал свой век в Киеве и умер уже при вошедших в город гитлеровцев прямо на руках у отца Димитрия.

Проживавших на Елеоне членов РДМ РПЦЗ и всех гефсиманских сестер естественно интересовали некоторые биографические данные нового руководителя РДМ и настоятеля гефсиманского храма. Со временем и инокиня Тамара узнала из уст самого духовника и другие подробности о его жизни до его появления на Святой Земле.

Родился отец Димитрий ( в миру - Исмаил Александрович) 18 февраля / 2 марта 1908 года в Киеве. Его мать - украинка, а отец был татарином, служившим офицером в царской армии. Тетя по линии матери была настоятельницей одного из киевских монастырей. В начале декабря 1941 года в Киеве монах Димитрий сначала был рукоположен в сан иеродиакона, а конце того же месяца - в сан иеромонаха. Через год он уже служил в Лаврской канцелярии и был назначен членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры. В самом конце или сразу по окончании Второй мировой войны иеромонаха Димитрия возвели в сан игумена [1]. Детальных сведений о том, как и при каких обстоятельствах отец Димитрий оказался на юго-западе Германии, где его сразу приняли в клир РПЦЗ, не имеется. Однако известно, что заседавший уже 18 сентября / 1 октября 1946 года в Мюнхене Синод РПЦЗ постановил возвести игумена Димитрия в сан архимандрита. Этот акт состоялся 4 октября того же года в г. Вендлинген. В ноябре 1949 года постановлением Архиерейского Синода отец Димитрий, служивший тогда в Штутгарте и в церкви одного из лагерей беженцев, получил новое назначение - служить в Иерусалимe [2].

Специального богословского образования отец Димитрий не имел, но зато, по выражению знавших его архиереев РПЦЗ, владел «богословской премудростью» и обширными знаниями в области истории Церкви и религии, что обнаружили еще в Германии и позже заметили все члены Миссии и гефсиманские сестры вместе с инокиней Тамарой. По воспоминаниям архиепископа Серафима (Иванов), архимандрит Димитрий принял Миссию «в очень печальном состоянии: источников для ее существования почти никаких уже не было, ибо все, что приносило доход, осталось в Израиле. По данным владыки, Израиль передал СССР, а в его лице - Миссии Московской Патриархии часть земельных участков и строений на территории Израиля, которыми до этого распоряжалась РДМ РПЦЗ. Так, из числившихся до этого за Миссией 37-ми участков 18 из них остались за РПЦЗ, а 11 отошли к Московской Патриархии. Восемь участков уже были проданы до 1948 года как «имевшие мало ценности». В собственности РДМ РПЦЗ осталось все то, что находилось на контролируемой Иорданией части Израильского государства, в том числе в Старом городе Иерусалима.

В то время Иерусалим был поделен на две части: восточную и западную. РДМ МП оказалась на западной части, контролируемой Израилем. Старый город Иерусалима принадлежал территории Иордании. Членам РДМ МП для того, чтобы поклониться святыням в Храме Гроба Господня и другим великим христианским святыням, большая часть которых находилась в восточной части, необходимо было получить визу Иордании [3]. В те очень сложные времена, когда Израиль и Иордания противоборствовали друг другу, получение виз было исключительно трудным делом. По этой причине только 15 июня 1949 года духовенство РДМ МП было представлено Патриарху Иерусалимскому Тимофею.

Королевство Иордания не имело дипломатических отношений с СССР, поэтому никакие переговоры о русской собственности на иорданской территории с советскими властями не велись. В 1949 году на Святой Земле насчитывалось около 60 тысяч православных верующих, после раздела Палестины 19 тысяч из них оказались под суверенитетом Израиля, а остальные - в Иордании. От мужского иноческого состава РДМ РПЦЗ осталось только несколько человек, а всем им необходимо было обслуживать три монастыря и ряд приписных храмов, «защищать с правовой стороны миссийное достояние, драгоценнейшее в духовном отношении, хотя и не приносящее материальных ценностей» [4].

После первой арабо-израильской войны и образования в 1948 году государства Израиль повсюду в Иерусалиме царил хозяйственный кризис. Инокиня Тамара и архимандрит Димитрий были свидетелями тяжелого послевоенного времени на Святой Земле, когда нищета и разруха царили повсюду, в том числе и в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеонской горе. Однако им обоим предстояло возрождать в хозяйственном и в духовном смысле женскую обитель и налаживать деятельность очень израненной, но не разорванной в клочья Русской духовной миссии РПЦЗ.


Литература

[1]. Корнилов А. А. Архимандрит Димитрий (Биакай) и армянский лагерь перемещенных лиц в послевоенной Германии. -[Электронный ресурс] URL: http://nashasreda.ru/arximandrit-dimitrij-biakaj-i-armyanski...ii/

[2]. Там же.

[3]. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Приглашение к паломничеству.-М.: Московский Патриархат, 1998, c. 44.

[4]. См.: Серафим (Иванов), архиепископ. Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952. - Интернет-журнал «Инок», 2008, номер 3.

Проза.ru

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Бывший СССР
Responsible Statecraft: теория Запада о необходимости разгрома России основана на фантазии
Аналитический центр отмечает, что ирония моралистического подхода, используемого американским национализмом, заключается в том, что высокие цели покончить с несправедливостью приводят к тому, что война становится ещё более аморальной
28.01.2023
За что критикуют учение Льва Гумилёва
О Евразийстве, национальном вопросе и будущем мира
28.01.2023
Эх, тельняшка!
Крик души моряка-ветерана
28.01.2023
Кто высасывает соки из страны?
Ситуацию может изменить только национализация украденных у государства в 90-е годы предприятий
28.01.2023
Почти что исповедь с проповедью
Послесловие к дискуссии о белом патриотизме
27.01.2023
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:26
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:23
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 22:55
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 22:44
Когда мы победим?
Новый комментарий от Кожухевич
28.01.2023 19:20
Эх, тельняшка!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.01.2023 19:14
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2023 19:02