По старой Кирилловской, часть 20-я

Минино - время и вечность на ладони. Рассказ археолога

Новости Москвы 
0
1567
Время на чтение 9 минут

 

В разговоре о Кубеноозерье, нельзя не поговорить об археологических древностях этого края (потому что их много и они интересны), а когда подъезжаешь к деревеньке Минино, появляется и повод об этом поговорить.

 

Здесь, вблизи нынешней в основном дачной деревеньки, стоящей неподалеку от устья речки Дмитровки, в середине 90-х и начале 2000-х годов велись археологические раскопки, давшие поразительные результаты.

 

Впрочем, те, кто хотят знать подробности работы на поселении Минино, могут найти в библиотеках трехтомник «Археология северной деревни X - XIII веков. Средневековые поселения и могильники на Кубенском озере. Научный руководитель и ответственный редактор член-корреспондент РАН Н. А. Макаров», Москва, Наука, 2007.

 

Я эти книги нашел, частично прочитал (рекомендую!), но для своего путешествия по старой Кирилловской дороге выбрал все-таки не обзор этих хоть и интересных, но очень специальных книг, а живой разговор с участником этих раскопок известным вологодским археологом и историком, заместителем директора научно-издательского центра «Древности Севера» Александром Валерьевичем Суворовым.

 

- На Кубенском озере археологические работы велись достаточно давно, - рассказывает Александр Валерьевич. - Но это были эпизодические обследования: в конце 20-х годов, в 60-е годы, случайные сборы подъемного материала в 80-е годы прошлого века. Кубенское озеро как объект обстоятельных исследований выбрал для себя Сергей Юрьевич Васильев - археолог-вологжанин, которого, к сожалению, уже нет на свете, он умер в 1996 году. Он был и основателем нашего центра «Древности Севера».

 

Он начал свои исследования в конце 80-х - начале 90-х годов, и в ходе 7 сезонов озеро было обследовано целиком, насколько это позволяли технические и материальные возможности того времени (социально-экономическая ситуация в стране была очень сложная, нестабильная). Было выявлено около 180 памятников археологии, но обследование их было едва начато, раскопками были частично изучено только несколько памятников разных эпох.

 

Мне посчастливилось быть участником тех экспедиций. Я в то время был студентом Вологодского пединститута, а Сергей Юрьевич моим руководителем курсовых и дипломной работы.

 

Идеальные условия для работы археологов на Кубенском озере - поздняя осень, когда вода опускается особенно низко, и на моторной лодке (которой у нас и не было) во все эти протоки не пройти. Поэтому мы обходили заранее намеченные для обследования участки берега на байдарке. Из памятников найденных тогда С. Ю. Васильевым особенно интересным оказался памятник Минино-1, относящийся и к эпохе первобытности (до 9-го тысячелетия до н. э.), и к древнерусской эпохе, отделенной от нас тысячелетием. Это то самое время, когда формировалась наша русская народность, когда шел процесс, который называется «древнерусская колонизация», и потоки переселенцев, в которых преобладали славянские черты, но присутствовали элементы балтских народностей, финноугров, осваивали огромные территории нынешнего русского севера.

 

Впрочем, всё это стало ясно гораздо позже, а тогда было вот как: был конец лета 1991 года, наш небольшой отряд из четырех человек под руководством Сергея Юрьевича Васильева стоял на восточном берегу Кубенского озера, в устье реки Чёрной. Поздним вечером, когда улеглась волна, мы переправились на другой берег (пришлось дважды пересекать озеро) и встали лагерем в устье реки Дмитровки. На следующее утро мы стали закладывать шурфы в местах, которые указал Сергей Юрьевич, а он пошел в сельсовет, отметить командировочное удостоверение. Вернувшись, он рассказал нам о попытке государственного переворота в Москве, это было 19 августа 1991 года. Мы, конечно, были очень обеспокоены, собрали всё наше имущество, дошли на байдарке до Песков, и рейсовым автобусом вернулись в Вологду. Так и случилось, что памятник «Минино-1» был документирован как следует только в 1993 году, когда заложили шурф 4 х 4 метра. И, вот же совпадение! - опять это происходило во время трагических событий в Москве 3 - 4 октября.

 

Тогда в Минино были найдены первые погребения. Они были очень странного вида, без инвентаря. Мы сначала их не смогли датировать. Потом, в процессе раскопок уже 1996 года они были датированы каменным веком. Вот еще одна удивительная страница истории Кубеноозерья - погребения каменного века (до 9, 5 тысяч лет назад) с прекрасной сохранностью кости. Это большая редкость для всей европейской части.

 

Но главные находки и открытия, сделанные в Минино относятся к древнерусскому времени - c X по XIII века.

 

Настоящий размах работы на Минино получили в 1996 году, когда, там начала работать Онежско-Сухонская экспедиция Института археологии Российской Академии наук и центра «Древности Севера». Сергей Юрьевич Васильев умер за два месяца до начала работ экспедиции, когда уже была достигнута договоренность о совместных работах.

 

Руководил экспедицией в то время перспективный кандидат наук Николай Андреевич Макаров, вскоре защитивший докторскую диссертацию (вскоре он был избран и членом-корреспондентом РАН и директором института археологии РАН).

 

Макарова я имел в виду, конечно! Он был избран тогда же и директором института археологии РАН.. Опыт исследования средневековых памятников у Макарова был колоссальный (до этого многие годы он работал в Белозерье). Памятник Минино привлек его внимание прекрасной сохранностью культурного слоя: развалы печей-каменок, кости, чешуя рыб, обожженные зерна злаков - прекрасный археологический источник. Работы велись с 1996 по 2003 год. В 2004 - 2005 годах я продолжал обследование захоронений каменного века (это моя специализация) и древнерусских захоронений.

 

Выделяют два направления колонизации на территории нынешней Вологодской области. Один - «верховой» - из Новгородской земли, и «низовой» - со стороны Ростовской земли. Расселялись они на свободных территориях вдоль водных путей. Вот такие группы поселенцев осели и на Кубенском озере. Это происходило в конце Х века. На протяжении XI -XIII веков на Кубенском озере расцвела одна из таких групп древнерусского населения. Что это были за люди, на каком языке они говорили? Мы можем судить об этом только по косвенным данным. Недавно в Вологде была найдена берестяная грамота, она относится к XIV веку - написана на русском языке. В Минино мы надписей не обнаружили. Но если взять древнерусские летописи, в которых пишется о Белоозере, одном из крупнейших городов того времени, который расположен рядом с Кубеноозерьем, то видно, что уже в XI веке его жителей называют не чудью, не весью, а именно белозерцами, как рязанцев, тверичей и т. д. Речь уже идет о древнерусском населении, которое, наверняка, говорило на русском языке и являлось представителем смешанного населения, которое объединяло и местных финно-угорских поселенцев и славян, пришедших из Новгородской земли и из Поволжья.

 

Есть и такое мнение, мол, славяне жили на русском севере с каменного века, они там еще на мамонтов охотились... Это всё фантастические конструкции, которые мы здесь обсуждать не будем. Ведь реалии - они тоже очень интересны: оказывается, что уже в древнерусское время здесь было развито ремесло (например, найдены кузница и литейные печи); население было плотно включено в международную торговлю. Что вологжане того времени могли предложить миру? Как сейчас для экономики России важнейшее значение имеет экспорт нефти и газа, так в то время главным экспортным продуктом была пушнина: мех куницы, белки, бобра... Костями этих животных буквально усеяны все поселения древнерусского времени. Основное направление экспорта - страны Центральной Азии и Переднего Востока, Северная Африка, Европа (разумеется, сами мининцы туда не плавали, это был многоступенчатый обмен). А оттуда поступало на территорию Руси, в том числе и вологодчины, и поселения Минино - восточное серебро, кавказский горный хрусталь, египетские стеклянные бусы, восточные и европейские монеты, прибалтийский янтарь... Кубенское озеро - это и начало пути в Приуралье. Нами найдена бронзовая подвеска в виде медведя в «пермском зверином стиле», такие же предметы находят в Приуралье, у нас есть керамика оттуда - это свидетельства и торговых обменов и движения населения.

 

Торговля шла по крупным водным путям, которыми так богата Русская равнина. Вся наша русская цивилизация возникла на этих путях. В Вытегорском районе расположена точка «Атлека», это слово состоит из названий Атлантического и Ледовитого океанов и Каспийского моря. Это удивительная точка, из которой вода, выпавшая с дождем, с равной вероятностью может утечь в один из этих трех бассейнов. Она имеет высоту над уровнем моря всего около 300 метров. Интересно, что подобные точки, разделяющие три водных бассейна, есть еще в горах Турции и в Скалистых горах в США, но там высота этих точек над уровнем моря около 2000 метров, а расстояние до моря несколько десятков, максимум - сотен километров. А у нас - тысячи километров. Это означает, что наша равнина очень полога, и реки, которые текут по ней - спокойны, а значит судоходны. Вот этот масштаб водных путей и задал масштаб всей нашей русской цивилизации. Значение этих водных путей мы сейчас, может быть, недооцениваем, а они создали костяк русской цивилизации, которая в те века и формировалась. На этих огромных пространствах всегда было что-то, что объединяло мелкие племенные группы - общность политических интересов, общность экономики, язык, вера.

 

Минино - одно из многих сотен поселений, но ему была уготована очень интересная судьба: через сотни лет его нашли и исследовали. В Минино собрана крупнейшая в мире коллекция вещей из сельских поселений древнерусского времени. Во всем огромном древнерусском мире нет более обследованного сельского поселения, чем Минино. Работы там велись специалистами-археологами высокой квалификации: это и специалисты по древнерусскому времени, специалисты по тем или иным категориям находок - кость, дерево, металл, керамика; это антропологи, роль которых была незаменима при исследовании могильников; это специалисты по исследования костей животных. Отбирались пробы грунта в поисках зерна и в итоге получены данные о земледелии: в древнерусское время, тысячу лет назад, здесь уже возделывались злаковые культуры...

 

Жители Минино были членами огромного древнерусского сообщества, занимали в нем свое место. Не надо думать, что они «жили в лесу, молились колесу» - в XI веке это были добрые христиане (в течение XI века на территории Вологодской области произошел переход от обряда сожжения умерших к обряду трупоположения, это безусловно свидетельство о распространении христианства). Найдены и на поселении и в захоронениях предметы личного благочестия - иконки, крестики...

 

Дома древних мининцев были скромных размеров: 3 х 3 - 3 х 4 метра, обычно состояли из одной отапливаемой части и иногда какой-нибудь пристройки. Но люди того времени уже занимались земледелием и возделывали те же культуры, что и нынешние крестьяне - ячмень, пшеницу, рожь, овес, просо... Они пекли хлеб, они делали блины (мы это знаем, потому что нашли сковороды). Они ловили рыбу, били зверя - и пушного, и лося, и бобра. Активно торговали. Хозяйство мининца XII века было более товарным, чем у крестьянина XIX века.

 

Но в XIII веке все это пошло на спад, и в XIV веке активная жизнь на Минино прервалась, хотя и не угасла полностью - деревенька Минино и сегодня стоит примерно на том же месте.

 

На смену колонизации промысловой пришла колонизация сельскохозяйственная, люди стали селиться там, где удобнее заниматься сельским хозяйством, а не охотой. Сельскохозяйственное освоение края привело к тому, что мы получили ландшафт, который видим сегодня - поля, перелески, пойма озера, заросшая кустами. В древнерусское время эти места выглядели иначе: бескрайние леса с небольшими участкоми полей и сенокосов вдоль рек и вдоль озера.

 

На протяжении более 10 тысяч лет (от 9 тысячелетия до нашей эры) люди жили и хоронили своих мертвецов на одном и том же месте. Конечно, нельзя сказать, что это были сменявшиеся поколения одного и того же населения. За тысячелетия разные племена бывали на этом берегу. Но безусловный факт, что природа нашего Кубеноозерья была привлекательна для людей всегда. И сегодня мы точно так же, как они, те люди, радуемся хорошему улову, солнышку, урожаю, рады зачерпнуть воды из ручейка или озера...

 

... Конечно, есть особое чувство, магия, когда в твоих руках оказывается предмет, который века и тысячелетия назад принадлежал нашим далеким предкам. Эта магия и манит в археологи многих людей с романтическим настроем. Сама атмосфера поиска, атмосфера лагеря - все это, конечно, романтично. Но надо знать и помнить, что раскопки - это, прежде всего, тяжелая, кропотливая, иногда нудная, работа. Приходится перебирать, срезая тонкими слоями, многие кубометры земли, просеивать через сито, промывать. Это тяжелый труд, от которого устают колени, спина... И, все-таки, это очень интересное и нужное дело - археология. Ни чуть не жалею, что посвятил ему свою жизнь...

 

Александр Валерьевич подает мне обломок керамического горшка с каким-то орнаментом: «Вот это второе тысячелетие до нашей эры», - поясняет он... Тысячи лет назад человек касался этой глины, лепил горшок, в котором варил пищу... Время сжимается в моей ладони, разжимается и становится вечностью...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Анатольевич Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Анатольевич Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32