Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века

19 июля/1 августа - обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)

Бывший СССР  Религия 
0
3060
Время на чтение 7 минут
Преподобный Серафим, явив образец смирения и терпеливого несения скорбей, особенно почитался многими новомучениками XX века, канонизированными Русской Православной Церковью. Именно прп. Серафим предсказал эпоху гонений на Церковь Христову, множество мучеников и исповедников, и его незримое присутствие укрепляло их в подвигах и мученической смерти.
Остановимся далее на некоторых российских новомучениках, которым преп. Серафим был особенно близок, укрепляя их на пути мученичества за Христа. Наиболее известно имя священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который избрал своим небесным покровителем в монашестве преп. Серафима, сделав очень много для его прославления. По окончании работы над "Летописью Дивеевского монастыря" архимандрит Серафим (Чичагов) удостоился видения преподобного Серафима. Не оставлял преподобный Серафим священномученика Серафима (Чичагова) и в годы гонений.
Владыка Серафим неоднократно подвергался арестам. В апреле 1923 года митрополит Серафим после освобождения из ссылки получил разрешение вернуться в Москву. В этот период он не принимал участия в церковном управлении и входил в группу духовенства, объединившуюся вокруг Даниловского монастыря, которую иногда называют "даниловской оппозицией" или "даниловским синодом". В этом монастыре жил духовник митрополита Серафима архимандрит Георгий (Лавров). В группу, помимо митрополита Серафима, входили: архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Филипп (Гумилевский), епископ Гурий (Степанов), епископ исповедник Амвросий (Полянский), сщмч. Николай (Добронравов), епископ Парфений (Брянских), архиепископ Пахомий (Кедров). В Даниловском монастыре преподобный Серафим пользовался особым почитанием. В дни его памяти 15 января и 1 августа совершались архиерейские богослужения.
16 апреля 1924 года были арестованы глава "даниловского синода" архиепископ Феодор (Поздеевский) и митрополит Серафим. В следственном деле говорится: "гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...". Митрополиту Серафиму пришлось давать показания о событиях 1903 года. Через три месяца митрополит Серафим был освобожден. Он хотел поселиться в Дивеевском монастыре, но игумения Александра (Траковская) ему в этом отказала. С 1928 по 1933 годы владыка занимал Ленинградскую кафедру, а после ухода на покой жил в Подмосковье на ст. Удельная. Здесь его часто посещал митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, который также с особым почитанием относился к преподобному Серафиму. Во время очередной волны репрессий сщмч. Серафим (Чичагов) был вновь арестован. 11 декабря 1937 года он был расстрелян и захоронен на полигоне в Бутово.
Другим почитателем преподобного Серафима был сщмч. Серафим (Звездинский). В годы обучения в семинарии Николай Звездинский, будущий святитель, был исцелен молитвами преподобного Серафима Саровского от смертельной болезни, и благодарную память об этом пронес через всю жизнь. В 1908 году он принял постриг с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. В письме брату после пострига монах Серафим писал о том, как укреплял его преподобный в минуты душевных терзаний перед мирно. Преподобный Серафим так кротко, так нежно глядел на меня своими ласковыми голубыми глазами (знаешь, образок, от которого я получил исцеление)..." 3 января 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
29 ноября 1922 года епископ Серафим был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. В письмах из тюрьмы духовным чадам епископ Серафим постоянно вспоминает преподобного Серафима: "Молитвы Батюшки Преподобного да хранят вас, да утешают, да ободряют". Владыка Серафим просит своих духовных чад помолиться о нем преподобному Серафиму. Преподобный Серафим был почитаем и сокамерниками епископа Серафима. В одном из писем он сообщает: "В камере мне подарили панагию своего изделия с изображением прп. Серафима". В мае 1923 года он был выслан в Зырянский край.
В 1925 году епископ Серафим был одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского). 13 апреля 1926 года он был выслан из Москвы и до своего ареста осенью 1927 года проживал в Серафимо-Дивеевском монастыре и Сарове. Об этом периоде жизни владыки сохранились воспоминания его духовной дочери и келейницы схимонахини Иоанны (Патрикеевой): "Боязливая игумения не сразу позволила столь известному святителю совершать богослужения в обители. Долго страдал Владыка; наконец, своим смирением и молитвою склонил матушку исполнить его прошение. В подвальной церкви иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Преосвященный Серафим стал ежедневно совершать Литургию, молясь за обитель и за свою осиротевшую паству. После Литургии проходил по канавке, приняв сердцем правило преподобного Серафима - полтораста молитв "Богородице, Дево, радуйся" ежедневно. 19 июля 1926 г. (1 августа по н.ст. - Д.С.), в день прославления преподобного Серафима Саровского, Владыка служил в Сарове. Множество богомольцев участвовали в торжестве. В последний раз служил Владыка Серафим в Сарове на престольный праздник Успения Божией Матери - и это было последнее торжество и последнее архиерейское богослужение в обители преподобного Серафима. По возвращении Владыки ему был дан приказ служить только в Дивеево, а в Саров не выезжать. 17 марта 1927 г. мощи преподобного Серафима Саровского были увезены из Сарова. Дивеевский монастырь продержался еще весну и лето... 9 ноября было последним днем в Дивеево. Ночью пришел приказ собираться, и под проливным дождем Владыку вместе с другими духовными лицами повезли в Арзамас".
Вместе с епископом Серафимом в этот период в Сарове и Дивеево жил епископ Тамбовский Зиновий (Дроздов). Именно он сослужил епископу Серафиму в Саровской Успенской пустыни в день памяти прп. Серафима 31 июля - 1 августа 1926 г. Одна из духовных дочерей владыки монахиня Таисия (Арцыбушева) записала проповеди епископа Серафима этого периода, в которых он неоднократно обращается к преподобному Серафиму Саровскому. Он приводит в пример его подвиг 1000-дневного моления на камне, рассказывает о том, как преподобный удостоился видения ангелов во время Божественной литургии. Говоря о молитве, епископ Серафим учит, что необходимо, по примеру прп. Серафима, после окончания литургии хранить духовное чувство, а не рассеиваться.
С октября 1927 года по апрель 1932 года епископ Серафим, ушедший на покой, проживал в городе Маленки Владимирской области. В письмах этого периода он также часто обращается к образу прп. Серафима. Так, в письме к брату Михаилу Ивановичу он советует ему читать по примеру прп. Серафима 150 раз "Богородице Дево, радуйся", говоря, что это "дивное врачество". Сщмч. Серафим (Звездинский) был расстрелян 27 августа 1937 г. в Омске.
Преподобного Серафима Саровского очень любил и почитал священноисповедник Афанасий (Сахаров). Так, в 1954 году он писал монахине Маргарите (Зуевой): "Преподобный Серафим особенно близок нам, он жил сравнительно недавно, и в наши дни на нашей памяти прославлен. Мне же Господь привел и жить в местах, близких к тем, где подвизался он. Когда в 42-м году мне не было позволено возвратиться в родные места, я хотел было поселиться в Мордовии. Но тогда и это мне не было разрешено. А через четыре года без моей просьбы привезли меня поближе к Сарову. Слава Богу за все". Святитель Афанасий (Сахаров) составил службу преподобному Серафиму Саровскому.
Преподобный Серафим был почитаем не только самим святителем Афанасием, но и близкими ему людьми, некоторые из которых проходили с ним по одному делу в 1943-1944 годах как "организаторы церковного подполья". Община находилась в Загорске и руководил ею архимандрит Серафим (Батюков). Архимандрит Серафим до конца 1927 года служил в храме свв. Кира и Иоанна на Солянке, а затем, не приняв Декларацию митрополита Сергия, поселился нелегально в Загорске в доме монахини Ксении (Гришановой), которая с 1911 по 1925 гг. являлась монахиней Серафимо-Дивеевского монастыря. Как следует из следственного дела, у о. Серафима окормлялись и другие монахини Серафимо-Дивеевского монастыря, вынужденные покинуть обитель после ее закрытия в 1927 году. До своей смерти в феврале 1942 года архимандрит Серафим духовно окормлял большую группу верующих. В ходе следствия по делу "церковного подполья" 8 декабря 1943 года сотрудники НКГБ СССР вскрыли захоронение архимандрита Серафима, которое находилось в подполе деревянного дома в городе Загорске. Согласно составленному акту "на отдельных частях тела (кисти рук и лица) сохранилась телесная окраска кожи". Отец Серафим был захоронен в рясе, епитрахили и с деревянным крестом. Иеромонах Иеракс (Бочаров) с 1931 года служил вместе с архимандритом Серафимом (Батюковым) в храме свв. Кира и Иоанна на Солянке до их закрытия, а затем проживал в г. Болшево на нелегальном положении. Он также был тесно связан с сщмч. Сергием Мечевым. В 1941 году иеромонах Иеракс был арестован и вскоре расстрелян.
Община храма свт. Николая на Маросейке была еще одним местом особого почитания преподобного Серафима. После смерти протоиерея Алексия Мечева в 1923 году общину возглавил его сын протоиерей Сергий Мечев, канонизированный, как и его отец, на Архиерейском Соборе 2000 года. 29 октября 1929 года о. Сергий Мечев был арестован. В следственном деле сохранились изъятые у одного из духовных сыновей о. Сергия записки, где он описывает свое духовное общение с прот. Сергием. Он пишет, что о. Сергий дал ему приложиться к "кусочку от камня преп. Серафима", который хранился завернутый в бумагу за образом этого святого. По свидетельству прихожан храма на Маросейке, после каждого вечернего богослужения совершалась особая молитва прп. Серафиму Саровскому.
Многолетняя прихожанка храма на Маросейке Елена Владимировна Апушкина вспоминала об особом почитании преподобного Серафима в этом храме. В своих письмах из мест ссылок сщмч. Сергий Мечев неизменно поминал преподобного Серафима, вознося к нему свои молитвы и призывая его заступничества за своих чад духовных.
Большим почитателем преподобного Серафима был протоиерей Владимир Богданов, принявший тайный постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Владимир был настоятелем храма прп. Серафима при Серафимовском комитете помощи раненым. Отец Владимир имел много духовных чад, в том числе монашествующих и священников. Он подолгу жил в Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастыре и поддерживал с ними тесную духовную связь. Отец Владимир был близок к архимандриту Серафиму (Батюкову), который после смерти о. Владимира в 1931 году принял некоторых его духовных чад.
В проповедях протоиерея Валентина Свенцицкого много внимания уделялось прп. Серафиму. В восемнадцати проповедях, составленных в 1928 году и посвященных прп. Серафиму, протоиерей Валентин Свенцицкий раскрывает перед нами всю глубину духовного образа преподобного Серафима.
Таким образом, для многих новомучеников и исповедников российских, лишь некоторые из которых перечислены выше, прп. Серафим Саровский являлся примером высоты духовного подвига, смирения, незлобивости и терпения. Преподобный находился в живой духовной связи с ними, укреплял их в их подвиге.

Церковный вестник, N 13-14, июнь 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Сафонов
Все статьи Священник Димитрий Сафонов
Бывший СССР
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
День памяти святого Императора Юстиниана I и святой Царицы Феодоры
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей И.Г.Орлова, И.И.Шувалова, П.Д.Киселева, генерала Д.С.Дохтурова, художника П.И.Федотова и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
27.11.2024
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48