Остановимся далее на некоторых российских новомучениках, которым преп. Серафим был особенно близок, укрепляя их на пути мученичества за Христа. Наиболее известно имя священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который избрал своим небесным покровителем в монашестве преп. Серафима, сделав очень много для его прославления. По окончании работы над "Летописью Дивеевского монастыря" архимандрит Серафим (Чичагов) удостоился видения преподобного Серафима. Не оставлял преподобный Серафим священномученика Серафима (Чичагова) и в годы гонений.
Владыка Серафим неоднократно подвергался арестам. В апреле 1923 года митрополит Серафим после освобождения из ссылки получил разрешение вернуться в Москву. В этот период он не принимал участия в церковном управлении и входил в группу духовенства, объединившуюся вокруг Даниловского монастыря, которую иногда называют "даниловской оппозицией" или "даниловским синодом". В этом монастыре жил духовник митрополита Серафима архимандрит Георгий (Лавров). В группу, помимо митрополита Серафима, входили: архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Филипп (Гумилевский), епископ Гурий (Степанов), епископ исповедник Амвросий (Полянский), сщмч. Николай (Добронравов), епископ Парфений (Брянских), архиепископ Пахомий (Кедров). В Даниловском монастыре преподобный Серафим пользовался особым почитанием. В дни его памяти 15 января и 1 августа совершались архиерейские богослужения.
16 апреля 1924 года были арестованы глава "даниловского синода" архиепископ Феодор (Поздеевский) и митрополит Серафим. В следственном деле говорится: "гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...". Митрополиту Серафиму пришлось давать показания о событиях 1903 года. Через три месяца митрополит Серафим был освобожден. Он хотел поселиться в Дивеевском монастыре, но игумения Александра (Траковская) ему в этом отказала. С 1928 по 1933 годы владыка занимал Ленинградскую кафедру, а после ухода на покой жил в Подмосковье на ст. Удельная. Здесь его часто посещал митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, который также с особым почитанием относился к преподобному Серафиму. Во время очередной волны репрессий сщмч. Серафим (Чичагов) был вновь арестован. 11 декабря 1937 года он был расстрелян и захоронен на полигоне в Бутово.
Другим почитателем преподобного Серафима был сщмч. Серафим (Звездинский). В годы обучения в семинарии Николай Звездинский, будущий святитель, был исцелен молитвами преподобного Серафима Саровского от смертельной болезни, и благодарную память об этом пронес через всю жизнь. В 1908 году он принял постриг с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. В письме брату после пострига монах Серафим писал о том, как укреплял его преподобный в минуты душевных терзаний перед мирно. Преподобный Серафим так кротко, так нежно глядел на меня своими ласковыми голубыми глазами (знаешь, образок, от которого я получил исцеление)..." 3 января 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
29 ноября 1922 года епископ Серафим был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. В письмах из тюрьмы духовным чадам епископ Серафим постоянно вспоминает преподобного Серафима: "Молитвы Батюшки Преподобного да хранят вас, да утешают, да ободряют". Владыка Серафим просит своих духовных чад помолиться о нем преподобному Серафиму. Преподобный Серафим был почитаем и сокамерниками епископа Серафима. В одном из писем он сообщает: "В камере мне подарили панагию своего изделия с изображением прп. Серафима". В мае 1923 года он был выслан в Зырянский край.
В 1925 году епископ Серафим был одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского). 13 апреля 1926 года он был выслан из Москвы и до своего ареста осенью 1927 года проживал в Серафимо-Дивеевском монастыре и Сарове. Об этом периоде жизни владыки сохранились воспоминания его духовной дочери и келейницы схимонахини Иоанны (Патрикеевой): "Боязливая игумения не сразу позволила столь известному святителю совершать богослужения в обители. Долго страдал Владыка; наконец, своим смирением и молитвою склонил матушку исполнить его прошение. В подвальной церкви иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Преосвященный Серафим стал ежедневно совершать Литургию, молясь за обитель и за свою осиротевшую паству. После Литургии проходил по канавке, приняв сердцем правило преподобного Серафима - полтораста молитв "Богородице, Дево, радуйся" ежедневно. 19 июля 1926 г. (1 августа по н.ст. - Д.С.), в день прославления преподобного Серафима Саровского, Владыка служил в Сарове. Множество богомольцев участвовали в торжестве. В последний раз служил Владыка Серафим в Сарове на престольный праздник Успения Божией Матери - и это было последнее торжество и последнее архиерейское богослужение в обители преподобного Серафима. По возвращении Владыки ему был дан приказ служить только в Дивеево, а в Саров не выезжать. 17 марта 1927 г. мощи преподобного Серафима Саровского были увезены из Сарова. Дивеевский монастырь продержался еще весну и лето... 9 ноября было последним днем в Дивеево. Ночью пришел приказ собираться, и под проливным дождем Владыку вместе с другими духовными лицами повезли в Арзамас".
Вместе с епископом Серафимом в этот период в Сарове и Дивеево жил епископ Тамбовский Зиновий (Дроздов). Именно он сослужил епископу Серафиму в Саровской Успенской пустыни в день памяти прп. Серафима 31 июля - 1 августа 1926 г. Одна из духовных дочерей владыки монахиня Таисия (Арцыбушева) записала проповеди епископа Серафима этого периода, в которых он неоднократно обращается к преподобному Серафиму Саровскому. Он приводит в пример его подвиг 1000-дневного моления на камне, рассказывает о том, как преподобный удостоился видения ангелов во время Божественной литургии. Говоря о молитве, епископ Серафим учит, что необходимо, по примеру прп. Серафима, после окончания литургии хранить духовное чувство, а не рассеиваться.
С октября 1927 года по апрель 1932 года епископ Серафим, ушедший на покой, проживал в городе Маленки Владимирской области. В письмах этого периода он также часто обращается к образу прп. Серафима. Так, в письме к брату Михаилу Ивановичу он советует ему читать по примеру прп. Серафима 150 раз "Богородице Дево, радуйся", говоря, что это "дивное врачество". Сщмч. Серафим (Звездинский) был расстрелян 27 августа 1937 г. в Омске.
Преподобного Серафима Саровского очень любил и почитал священноисповедник Афанасий (Сахаров). Так, в 1954 году он писал монахине Маргарите (Зуевой): "Преподобный Серафим особенно близок нам, он жил сравнительно недавно, и в наши дни на нашей памяти прославлен. Мне же Господь привел и жить в местах, близких к тем, где подвизался он. Когда в 42-м году мне не было позволено возвратиться в родные места, я хотел было поселиться в Мордовии. Но тогда и это мне не было разрешено. А через четыре года без моей просьбы привезли меня поближе к Сарову. Слава Богу за все". Святитель Афанасий (Сахаров) составил службу преподобному Серафиму Саровскому.
Преподобный Серафим был почитаем не только самим святителем Афанасием, но и близкими ему людьми, некоторые из которых проходили с ним по одному делу в 1943-1944 годах как "организаторы церковного подполья". Община находилась в Загорске и руководил ею архимандрит Серафим (Батюков). Архимандрит Серафим до конца 1927 года служил в храме свв. Кира и Иоанна на Солянке, а затем, не приняв Декларацию митрополита Сергия, поселился нелегально в Загорске в доме монахини Ксении (Гришановой), которая с 1911 по 1925 гг. являлась монахиней Серафимо-Дивеевского монастыря. Как следует из следственного дела, у о. Серафима окормлялись и другие монахини Серафимо-Дивеевского монастыря, вынужденные покинуть обитель после ее закрытия в 1927 году. До своей смерти в феврале 1942 года архимандрит Серафим духовно окормлял большую группу верующих. В ходе следствия по делу "церковного подполья" 8 декабря 1943 года сотрудники НКГБ СССР вскрыли захоронение архимандрита Серафима, которое находилось в подполе деревянного дома в городе Загорске. Согласно составленному акту "на отдельных частях тела (кисти рук и лица) сохранилась телесная окраска кожи". Отец Серафим был захоронен в рясе, епитрахили и с деревянным крестом. Иеромонах Иеракс (Бочаров) с 1931 года служил вместе с архимандритом Серафимом (Батюковым) в храме свв. Кира и Иоанна на Солянке до их закрытия, а затем проживал в г. Болшево на нелегальном положении. Он также был тесно связан с сщмч. Сергием Мечевым. В 1941 году иеромонах Иеракс был арестован и вскоре расстрелян.
Община храма свт. Николая на Маросейке была еще одним местом особого почитания преподобного Серафима. После смерти протоиерея Алексия Мечева в 1923 году общину возглавил его сын протоиерей Сергий Мечев, канонизированный, как и его отец, на Архиерейском Соборе 2000 года. 29 октября 1929 года о. Сергий Мечев был арестован. В следственном деле сохранились изъятые у одного из духовных сыновей о. Сергия записки, где он описывает свое духовное общение с прот. Сергием. Он пишет, что о. Сергий дал ему приложиться к "кусочку от камня преп. Серафима", который хранился завернутый в бумагу за образом этого святого. По свидетельству прихожан храма на Маросейке, после каждого вечернего богослужения совершалась особая молитва прп. Серафиму Саровскому.
Многолетняя прихожанка храма на Маросейке Елена Владимировна Апушкина вспоминала об особом почитании преподобного Серафима в этом храме. В своих письмах из мест ссылок сщмч. Сергий Мечев неизменно поминал преподобного Серафима, вознося к нему свои молитвы и призывая его заступничества за своих чад духовных.
Большим почитателем преподобного Серафима был протоиерей Владимир Богданов, принявший тайный постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Владимир был настоятелем храма прп. Серафима при Серафимовском комитете помощи раненым. Отец Владимир имел много духовных чад, в том числе монашествующих и священников. Он подолгу жил в Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастыре и поддерживал с ними тесную духовную связь. Отец Владимир был близок к архимандриту Серафиму (Батюкову), который после смерти о. Владимира в 1931 году принял некоторых его духовных чад.
В проповедях протоиерея Валентина Свенцицкого много внимания уделялось прп. Серафиму. В восемнадцати проповедях, составленных в 1928 году и посвященных прп. Серафиму, протоиерей Валентин Свенцицкий раскрывает перед нами всю глубину духовного образа преподобного Серафима.
Таким образом, для многих новомучеников и исповедников российских, лишь некоторые из которых перечислены выше, прп. Серафим Саровский являлся примером высоты духовного подвига, смирения, незлобивости и терпения. Преподобный находился в живой духовной связи с ними, укреплял их в их подвиге.
Церковный вестник, N 13-14, июнь 2004 г.