Как православным относиться к соблазнам неоязычества? Святое Предание однозначно указывает - как! «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина - называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Схоларию - Марк Ефесский (из послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами).
Математические законы однозначно гласят, что истина и ложь никак не совместимы. Любая прибавка лжи к истине превращает всякое логическое выражение в ложь. Даже малые попытки заимствований из неоязычества каких угодно выгодных инноваций и внедрения их в церковную жизнь приводят в итоге к отступлению от Православия, прежде всего в миссионерской, образовательной и просветительской деятельности.
«Универсальность» демонизма во внедрении зла проявилась и в украинских трагедиях. События на Украине ясно показали, что либерализм, нацизм и неоязычество тесно координируют свои действия, так как имеют общую духовную основу - демонизм.
Православие призвано нести в этот мiр любовь и истину. Однако сама духовная война всегда и везде ведется без всяких компромиссов. Евангелие однозначно и многократно это утверждает.
«Ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников» (3 Ин. 1:7).
«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21-22).
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14-16)
Своим Определением Архиерейский собор Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовал, что «...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е. Блаватской, "Учение живой этики" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
Как показатель существенности освещаемой в данной статье проблемы укажем, что 17 - 20 сентября 2015 в Оточец - Словения состоялась VIII встреча Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект. Темой встречи стало обсуждение насущного вопроса: «Секты - неоязычество - секуляризм: опасность эрозии православной нравственности». На ней были озвучены весьма содержательные доклады. По ее окончании был принят итоговый документ[1]. В нем, в частности, сказано: «Что касается неоязычества, участники сошлись на мнении, что по существу оно не имеет ничего общего с древним язычеством, кроме разве что того, что оно также является идолопоклонством.
Участники Совещания отметили, что неоязыческое движение, зародившееся и действующее в рамках оккультного движения «New Age», сегодня действует чрезвычайно активно и напористо. Одна из наиболее заметных его характеристик - это чрезвычайно агрессивное отношение к Иисусу Христу, Его Церкви и к христианским святыням. В навязываемой неоязыческими пропагандистами картине мира христианство предстает фанатичным гонителем древней высокой и мудрой цивилизации народов. Взамен христианской системы ценностей они предлагают распространение некоего вымышленного ими дохристианского образа жизни, в котором доминируют все греховные страсти, которым покровительствуют заново придуманные ими образы давно забытых языческих божеств.
Неоязычество способствует подрыву основ единства общества и достоинства человека, в то время как его неконтролируемое распространение способствует развитию экстремистского деструктивного национализма».
Итак, русской православной цивилизации вновь предстоит отвечать на очередной вызов рецедива отголосков славянского язычества. Несомненно, молитвы, знания и опыт начиная с наших православных предков и до нынешних поколений в этом святом деле исключительно важны.
Наши предки выбрали себе Православие и отвергли язычество по очень веским причинам!
Без высших позитивных духовных идеалов в обществе и государстве нет: объединяющей цели; эффективной политики; единой правовой системы; единой системы образования; единой системы социальных программ. Без высших позитивных духовных идеалов у общества и государства нет будущего!
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.» (Мф.28:18-20)
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, представитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке
[1] http://iriney.ru/main/dokumentyi/itogovyij-dokument-viii-vstrechi-mezhpravoslavnogo-soveshhaniya.html