Психолог Ирина Голикова полгода прожила на Бали, где пыталась помочь Алексею Зубареву построить православный храм. Именно Ирина, воцерковившись раньше Алексея, подарила ему Евангелие, после прочтения которого он вернулся в Россию православным человеком, успев познакомиться со всеми основными религиями. А Ирину привела в храм святая блаженная старица Матрона Московская, день обретения мощей которой мы празднуем 7 марта. Читая рассказы людей о чудесной помощи нашей любимой Матронушки, хочется рассказать и о чуде, происшедшее 8 лет назад с Ириной Голиковой.
***
- Ирина, как и когда Вы пришли к вере?
- В православный храм я начала ходить достаточно давно, с момента рождения ребенка. Как истинный перфекционист купила книжки о том, как правильно вести себя в храме, какие выполнять ритуалы, традиции, как вообще правильно жить. Я все это делала, но моей души это не касалось. То я ходила в храм, то полгода или год не ходила. А по-настоящему пришла в храм, можно сказать, через профессию. Я психолог и готова помогать всем нуждающимся (www.igolikova.ru). Работая с клиентом и стараясь достичь совершенства в своей профессии, в какой-то момент поняла, что вдруг уперлась в какую-то стену, в какой-то потолок. И дальше дело не пошло. Понимая, что есть что-то еще, я стала искать и вышла на парапсихологию. Стала общаться с интересными ребятами, которые называли себя целителями и увлекли меня идеей помощи людям. Эта прекрасная идея, и все звучит очень привлекательно, когда не знаешь механизмов, как это работает, каким силами все это воплощается в жизнь. Они говорили: «Мы будем изучать ангелов, мы научимся помогать людям сверхъестественными силами, мы будем развивать яснознание, ясновидение, будем видеть болезни и исцелять людей». «Здорово, - подумала я. - Да, давайте исцелять. Я прямо всех хочу исцелить. Давайте все попробуем, так интересно». И я пошла на курсы, стала учиться, жизнерадостно общаться с ними на различных их тусовках в Москве и в других местах. Увлеклась словно новой игрушкой. Познакомилась с людьми, которые достигли в этой сфере больших достижений. Я имена не буду называть. Это достаточно известные, популярные люди. Они мне кое-что напредсказывали. Друзей и кучу знакомых к ним притащила. А потом что-то стало не то происходить. Тут я стала сомневаться. И в какой-то момент я вдруг испытала очень странное состояние - у меня исчез интерес к жизни. Полная апатия. Как будто искру какую-то забрали из моей души. Примерно месяц я ходила как робот. Мне не хотелось ни творить, ни работать, я спала, ела и смотрела телевизор. До этого много лет я вообще телевизор не смотрела. У меня его не было. А тут на съемной квартире я просыпалась и целый день смотрела телевизор, уставала от этого, ужинала, засыпала, просыпалась, и так длилось целый месяц. Была страшная для меня жизнь. Это называлось смерть души. Я понимала, что больше не могу обратиться к этим людям, потому что у меня была внутренняя уверенность, что я от них пострадала. Меня, наверное, как-то «отвампирили».
- И как Вам удалось справиться с этой проблемой?
- Я внутренне молилась, и вдруг мне приходит в голову четкая мысль: «Тебе нужно попаломничать в монастыре». Я думаю: «Хорошая мысль». Забиваю в поисковике: «Паломничество в монастыре». И на первой странице самый первый монастырь стоит Покровский. Я у Матронушки была уже до этого. Приходила к ее святым мощам без особой веры. Кто-то меня привел, сказал приложиться, мол, будет хорошо. Я такая: «Ну, ладно. Почему бы и нет». А тут я обратила внимание на некий знак - то, что это был первый монастырь в списке. Но все равно позвонила по всему списку. Во всех остальных было что-то не так. А в Покровском мне сказали: «Прямо завтра можете приходить, мы вас прямо с утра ждем». По большому счету, паломничество - это просто когда куда-то приехал помолиться и живешь в гостинице. На самом деле это трудничество. То что в Покровском монастыре называется «паломничеством», в других монастырях называют «трудничеством». Ты приходишь туда, живешь монастырской жизнью, трудишься, входишь в расписание, в круг, который там существует. В зависимости от состояния человека, от его запроса и возможностей кто-то живет там месяц во время отпуска, кто-то может приехать на год.
- И как проходило Ваше трудничество?
- Я приехала в монастырь зимой в совершенно упадническом состоянии. Это было Сретенье Господне, 15 февраля. Меня отвели в двухэтажный корпус, в котором жили паломницы-трудницы. Он стоит рядышком с монастырем. Я поставила сумку с вещами, и мне сразу же дали послушание - плюшки раздавать. Были очень сильные морозы и огромная очередь к мощам. А я очень боюсь холода. Для меня зимой находиться на улице - это просто катастрофа. Но дали послушание, и я пошла плюшки раздавать. Это была полевая кухня, где раздавали горячую кашу, чай и плюшки. Я пришла с желанием делать дело, которое мне поручили. И не успела зайти на территорию монастыря, как в этот момент ко мне вернулась радость жизни. Это произошло одномоментно. Краски появились! Я тут же развеселилась невероятно. Классно! Люди вокруг. Я давай со всеми общаться. И к вечеру того дня, оставшись в келье, я мысленно разговаривала с Матронушкой: «Матушка Матрона, спасибо огромное. Я просила, чтобы интерес к жизни вернулся, и он вернулся так моментально. Это сказочно. Я понимаю, что должна тебя отблагодарить, потрудиться, но не знаю сколько. Вот ты мне скажи, сколько». Мне приходит очень четкий ответ - три месяца. До этого я мало с такими вещами сталкивалась, у меня маленький был опыт общения. Сейчас бывает, что я понимаю иногда. А тогда я удивилась: «Надо же мысль такая от Матронушки!» Молилась несколько дней подряд. Мне сказали: «Вот у нас на подворье никто не хочет ездить, потому что там сельское хозяйство, очень трудная работа. Это не цветочки раздавать, там нужно пахать». Я говорю: «Пошлите меня туда, на передовую». На самом деле хотелось уединения, потому что в Покровском монастыре все равно суета. Хотелось, чтобы душа помылась, очистилась, отдохнула. Поехала я в село Марково, недалеко от Бронницы, на востоке. Участок там большой. Наша келья была тогда прямо под алтарем в храме. Сейчас келья для трудниц в другом месте находится. И вот те три месяца заложили фундамент для моего воцерковления. В тот период нас было трое. Были все условия для уединения, для изучения духовной литературы. Я вообще люблю читать. Мне это нравится. Там были очень глубоко духовные книги. Начала сразу с «Лествицы» Преподобного Иоанна Синайского, то есть Иоанна Лествичника, что уж там мелочиться. В основном читала святоотеческую литературу - поучения для монашествующих. Давно это было, 8 лет прошло. Кто-то из старших сестер говорит: «Что это ты читаешь? Тебе же не положено еще». Я говорю: «Ну, знаете, так Господь послал. Может, и хватит мозгов». Ну, собственно говоря, я после этого с Матронушкой не расстаюсь. Постоянно ношу ее образок. Молюсь ей.
- Помогает Матронушка Вам?
- Да. Постоянно помогает. Конечно, у меня появились и другие любимые святые, к которым у меня какие-то родственные чувства. Это как близкие давно знакомые люди, с которыми я встречусь. Именно Матронушка привела меня в храм Софии Премудрости Божьей на Софийской набережной. Но я не знала, что про меня говорят, что она меня туда привела. Потом про какую-то девушку разговор зашел, и мне священник сказал: «Ты что, не знаешь ее? Ее же, как и тебя, Матронушка в наш храм привела».
- Спасибо большое за Ваш рассказ про Матронушку. Она привела Вас в православный храм, Вы послали Алексею Зубареву Евангелие, которое произвело в нем духовный переворот. В то время он жил на Бали, откуда через 8 лет вернулся в Россию православным человеком. А сколько времени Вы там прожили? Стоит ли вообще ездить на Бали, на Ваш взгляд?
- Смотря, для какой цели. Отдохнуть туда можно поехать. Это место для людей, которым очень важен телесный отдых. Там весь образ жизни заточен именно под тело. Там приживаются люди, которые умеют постоянно получать удовольствие именно от телесной жизни, кому важны такие вещи, как серфинг, йога. Мне достаточно быстро стало тоскливо, потому что у меня должна быть еще жизнь души, работа, творчество. На Бали нет ни одного православного храма. И все попытки открыть там православный храм, неоднократно предпринятые русской диаспорой, разбивались.
- Слышала от Алексея, что и Вы в этом принимали участие.
- Да. Собираясь ехать на Бали, я пошла за благословением к своему духовному отцу. И он говорит: «Я не могу тебя туда пустить. Как ты будешь исповедоваться, причащаться?». Я звоню Леше: «Леш, а как же я? Батюшка не пускает». «Да построим мы храм, что ты переживаешь». Тут я пришла, говорю: «Батюшка, все меняется, теперь мы будем строить храм». «Ну, теперь, конечно, езжай».
- Алексей сказал, что вам не удалось построить храм. В чем причина, на Ваш взгляд?
- Я приехала на Бали во всеоружии - молитвословы, акафисты, крещенская вода, книги, утреннее и вечернее правила - все у меня было. Но, не смотря на духовную жизнь, я и не заметила, как меня растащило по кусочкам. Я как-то пыталась молиться, но в одиночестве это практически невозможно. Понятно, что святые люди уходят куда-то в уединение, а не торчат в таком странном, развратном месте, где действительно проповедуется со всех сторон только удовольствие, только жизнь тела. Это зависит от человека. Если человек готов этим довольствоваться, он найдет там свое место, ему будет хорошо. Собственно, там были такие люди, я с ними была знакома. Я все время молилась: «Господи, только Ты знаешь, нужен ли тебе здесь дом? Есть ли здесь вообще люди, которым нужен Твой храм, кроме нас с Алешей. Может, больше никому не нужен, и Ты, Господи, сомневаешься?». И Господь устроил, в конце концов, так, что мы там не только храм не построили, но и уехали оттуда. Стало понятно, что люди, чья душа не может без истины, без Бога, не могут там долго задерживаться, потому что нет ни одной причины, чтобы там оставаться. Хотя, в принципе, люди там дружелюбные, погода отличная. Замечательно приехать отдохнуть на Бали недели на три во время отпуска. Люди уезжают, чуть-чуть не наевшись этого отдыха, и они тоскуют. А мне через месяц такого отдыха реально все надоело. Я уже начала думать: «Так, нужно что-то делать, нужно куда-то ехать». Я прожила на Бали полгода, потому что у меня были обязательства перед друзьями из Москвы и Питера. Они говорили: «О, ты будешь жить на Бали, мы к тебе приедем». Кто в январе прилетел, кто - в феврале, кто - в марте. Но главное, что меня там задержало на полгода, - это то, что мы занялись храмом, и я не могла резко уехать, Алешу оставить. Но что из этого вышло, уже Алексей рассказал. Мы собрали около 500 подписей, и он полетел с ними в Патриархию брать разрешение на строительство храма... Но Алексея очень сердило, что не подписался никто из пользователей русских сёрф-школ. На Бали очень мощная языческая структура, многобожие. На каждом шагу языческие божки, истуканы, идолы достаточно страшненького вида. Их много. Им постоянно приносят жертвы. Полагаю, именно они не пускают туда истинного Бога, потому что Он их выметет оттуда моментально. Другие религии - да, пожалуйста. Но как только заходит речь о православии... Наши попытки построить храм тоже разбились...
- Спасибо, Ирина. Уверена, что Ваш рассказ будет интересен для многих людей, которые не знают, где получить помощь. Мне Матронушка тоже не раз помогала. Блаженная мати Матроно, спасибо тебе! Моли Бога о нас, грешных!
Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора
1. Очень