Об исторической памяти и атомизации, или Кто ты, живущий за соседней дверью?

0
634
Время на чтение 5 минут

«Атомизация социальная - явление разрыва социальных связей (дружеских, семейных, соседских), появление изолированных индивидов, социальные связи и контакты которых носят преимущественно безличный, рациональный характер». Энциклопедия социологии

«История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Мигель де Сервантес Сааведра

Тема потери исторической памяти русского народа родилась не вчера и умрет не завтра. Эта проблема - одна из наиболее болезненных в современной России и если задуматься, то именно в ее решении лежит ключ ко многим другим злободневным проблемам, как общественным, так и личным.

Зная историю своего народа, человек начинает гордиться своими предками, своей Родиной и культурой - это воспитывает в нем патриота и достойного гражданина своего Отечества.

В государстве с умело организованной преемственностью поколений общество консолидировано (то есть дружно), и за счет взаимопомощи более благополучно в социальном плане. Его не сотрясают межнациональные и межрелигиозные конфликты, потому что люди знают, как жили их предки и сколько раз они выручали друг друга во время общих бед. Многие экономические, политические и социальные проблемы, если об этом знать, уже имеют свое удачное разрешение в пролом.

История собственной семьи избавляет человека от многих стрессов. Самые актуальные для жизни вопросы, мировоззренческие, решаются естественным образом, через восприятие человеком духовного наследия и устремлений своих предков. Воспитание собственной личности получает поддержку в примерах из жизни не только национальных героев, но и отцов, дедов и прадедов, которые самоотверженно трудились, блюли данное слово и жили в верности супругам и ответственности за своих детей.

Когда человек помнит, как жили и осуществляли воспитание детей его предки, как они разрешали споры и мирили домочадцев, то и знаменитый тургеневский конфликт «отцов и детей» как-то сам собой рассасывается. В общем, плохо быть «Иваном, не помнящим родства» и не знающим истории Отечества.

Конечно, в потере исторической памяти о семье и народе виноваты не всегда мы сами. Были и объективные причины - сильнейшие общественные потрясения, такие как петровские реформы, революции начала XX века, две мировые и одна гражданская война и перестройка. Но также мы страдаем и от собственной бездеятельности, гнушения (пренебрежения) национальной культурой (истинно богатой, цельной, нравственной и гармоничной) и нежелания восстанавливать память о своей семье.

А сегодня к проблеме потери исторической памяти добавляется и другая, которая ее только усугубляет и имя ей - атомизация. Сейчас, зачастую, мы не только смутно представляем себе родную историю, не только ничего не знаем о своих прадедах и пращурах, но и даже о соседях по дому или коллегах по работе.

Над нами исподволь возобладало западное отношение к человеку - как к механизму в системе, исполнителю некоей общественно полезной функции.

Если поколением ранее, во времена моей матери, люди ходили друг к дугу в гости, встречались, как выразился бы апостол Иоанн Богослов, «устами к устам», пили чай, пели народные песни и вели долгие неторопливые беседы по вечерам, то теперь наше межличностное общение сводится к торопливым и болезненно лаконичным СМСкам и контактерству в социальных сетях.

Письменная речь вообще бедна на передачу эмоций, там всего три знака отражающих эмоциональное состояние, а все остальное выражается художественными средствами. Но сейчас мы настолько разучились пользоваться даже и ею, что изобрели специальные эрзацы, которыми пытаемся передать наше настроение и состояние («смайлики»). Впору как Диоген, начать ходить по городу или по дому с вопросом: «кто ты, живущий за соседней дверью»?

Чем живут наши соседи, соработники и сослуживцы? Часто мы не интересуемся этим, не проявляем к ним внимания или интереса. В итоге, лишаемся возможности узнать много интересного, открыть через другого человека ранее неизведанные грани мира и обрести друзей. А когда сталкиваемся с неприятностями или бедами, то обнаруживаем, что до боли одиноки и помочь нам некому, потому что мы и наши проблемы тоже оказываются никому неизвестны и не интересны.

Хорошо, если человек знает Бога - в трудные моменты он будет молиться, и Господь укрепит и успокоит его. А если нет? Тогда в его душе появляется отчаяние. Многие люди именно из-за этого кончают жизнь самоубийством. Потому, что их некому поддержать, они одиноки.

Я частенько благодарю Бога за то, что в моем детстве еще не было онлайн-игр и планшетных компьютеров. Мне довелось несколько лет поиграть во дворе в «пятнашки», «цепи кованые», индейцев, рыцарей, партизан и скалолазов. Я знавал не только ребят своего двора, но и нескольких окрестных. В лучшие времена на ту или иную игру нас набегало до шестидесяти человек.

В юности довелось поучиться в клубе юных моряков, поучаствовать в городском чемпионате по стрельбе, областных интеллектуальных играх, поездить по детским лагерям.

В молодости - учиться в колледже, институте и семинарии, служить в армии. С тех пор я поддерживаю контакты с несколькими людьми (их немного, не более десятка), которых имею честь называть своими друзьями. И опыт нашего общения свидетельствует о том, что это уникальные и интересные люди, к тому же готовые поддержать меня в моих начинаниях, помочь в беде.

А что мы видим сегодня? Великолепно выполненные из ярко раскрашенной и качественно обработанной фанеры дворовые детские площадки, заменившие ржавые железные конструкции моего детства, девственно пусты.

Могучие в прошлом молодежные сообщества и учебные центры хиреют на глазах от отсутствия учащихся или дробятся на все более мелкие группки.

В институтах появились факультеты дистанционного обучения, студенты коих лишены нормального общения с преподавателями не только на занятиях, но даже и на экзаменах, а в первый и последний раз видят их на вручении диплома.

В своих домах мы приходим к соседям только для того, чтобы те сделали музыку потише. Когда кто-то из нас в последний раз поздравлял жителей своей лестничной площадки с днем рождения или приглашал в гости?! Сейчас таких мало...

И в связи с этим может быть поставлен под вопрос весь путь технического развития человечества. Действительно ли мы облегчаем свою жизнь новыми механизмами или эти «костыли» лишают нас жизни, делая нас придатком техномира?

Недавно, благодаря случайной встрече у лифта, я узнал, что в моем доме этажом выше живет дедушка Виктор - ветеран Великой Отечественной войны, который многие годы работал машинистом на железной дороге, всю жизнь любил и был верен одной женщине - своей жене и воспитал пятерых детей.

Сожалею ли я об этом знакомстве? Отнюдь! Время, проведенное в беседах с ним, я потратил с пользой для своей души.

С детства я любил историю и считал, что неплохо ее знаю. Но после этого неожиданного знакомства, во мне крепнет желание узнать о своих предках больше, чем я знаю сейчас, понять, чем они жили, к чему стремились, какой жизни хотели для меня, своего потомка. А еще мне хочется стать более открытым к миру, более человечным и внимательным к окружающим, чем сейчас и верится, что вокруг нас значительно больше хороших людей, чем плохих.

Андрей Сегеда, преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Об исторической памяти и атомизации, или Кто ты, живущий за соседней дверью?

Настоящая жизнь не в городе, а на земле. Там знают соседей и приглашают их в гости, там всё напоминает об истоках Руси и её культуре... Современный город это смерть для всего живого и рай для всего искусственного и мёртвого.
Берест / 07.07.2015, 11:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сегеда
Все статьи Андрей Сегеда
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28