Церковь и деньги 2: продолжение ответов на «острые» вопросы

0
517
Время на чтение 6 минут

Часть 1

Источник: Православие.фм

Почему в Церкви всё за деньги? Не берёт ли Она деньги бандитов? Почему Церковь не отчитывается перед обществом за собранные пожертвования? Куда уходит такое огромное количество денег? Попробуем понять вместе.

В первой статье из цикла «Церковь и деньги» – “Церковь и деньги 1: ответы на «острые» вопросы” – мы попытались честно ответить на многие распространённые вопросы о церковной экономике, но не смогли охватить все животрепещущие темы.

В сегодняшней публикации мы продолжим разбирать вопросы, связанные со сбором и распределением пожертвований, их источниками и ответственностью перед обществом.

1. Разве правильно, что церковные лавки открыты прямо в храмах?

В Евангелии мы можем в нескольких местах прочесть о том, как Господь Иисус Христос изгонял торгующих и меновщиков из храма. Сегодня же, действительно, в некоторых храмах церковные лавки расположены не в виде отдельного здания на территории, а прямо в храме. Звон монет и вопросы о стоимости книг, свечей и икон могут отвлекать стоящих рядом верующих и мешать им сосредоточиться на молитве. И это нехорошо.

Но попробуем посмотреть на ситуацию с другой стороны. Настоятели храмов также сознают неправильность такого положения вещей и стремятся перенести церковную лавку в отдельное здание на улице. Многие приходы уже и сделали это. Но разные храмы имеют разные возможности.

Некоторые храмы расположены в плотной городской застройке и им выделен настолько малый участок земли, что поставить на нём отдельный церковный киоск просто негде. В других храмах территория большая, а вот прихожан и, соответственно, пожертвований немного. Поэтому собирание средств на открытие лавки в отдельном здании занимает несколько лет.

В проектах сегодняшних храмов церковную лавку стараются выносить в отдельный объект на территории и, вероятно, лет через 20 лавка внутри храма станет исчезающей редкостью, как и следовало бы.

2. Почему священнослужители ходят в дорогих облачениях, а в храмах можно увидеть роскошное убранство?

Бог сотворил весь огромный мир для нас и дал нам земли и разнообразные земные блага для существования. Храм – это то место, которое мы, в свою очередь, выделяем из хозяйственного оборота и посвящаем Богу. Наша малая жертва Ему из Им же для нас данных богатств.

Выделяя большую территорию под храм, стремясь построить на ней величественный и прекрасный собор и наполнить его красивыми резными киотами, фресками, ажурными паникадилами и другой утварью из самых лучших материалов, мы показываем нашу благодарность Творцу за Его заботу о нас.

Если заглянуть в историю, то даже первые израильские храмы были отделаны серебром, золотом и медью, дорогими породами дерева и ценнейшим камнем, а облачения священнослужителей – пошиты из лучших тканей.

В Церкви Нового Завета, священство за богослужением является ещё и образом Самого Господа Иисуса Христа во славе. Поэтому богослужебные облачения священнослужителей могут быть сшиты из дорогих тканей, а кресты, митры и панагии – быть изготовлены из золота, серебра и настоящих драгоценных камней (хотя в реальности сегодня гораздо чаще используются искусственные сплавы и фианиты).

Таким образом, богатые богослужебные облачения, ризы икон и церковная утварь из драгоценных или просто высококачественных материалов – это правильная и добрая традиция.

Если же говорить о повседневных облачениях духовенства, то обычно они довольно скромны. Конечно, среди клириков могут попасться щёголи, шьющие себе шёлковые рясы. Но это большая редкость.

3. Перед кем должна отчитываться Церковь?

Критики Церкви, призывающие Её открыть источники своих доходов и подробно отчитаться о расходах, как правило принадлежат к либерально-атеистическим кругам и в храм их, как говорится, “даже калачом не заманишь”. Поэтому их требования отчёта у Церкви выглядят весьма странными.

Если уж Церковь и должна нести отчёт перед км либо, помимо Господа, который несомненно строго спросит со своих служителей за неправедные траты лепт верующих, то только перед членами Церкви. То есть перед священнослужителями и постоянными прихожанами храмов. Но им, как правило, отчёт и не требуется, потому что они итак видят и знают, сколько их приходом собрано средств и куда они пошли.

Почти все постоянные прихожане храма берут на себя часть его забот, отвечают за какое-либо направление его деятельности и входят в приходской совет, которому настоятель даёт знать о собранных храмом пожертвованиях и источниках их поступлений. Сообща с приходским советом, настоятель намечает направления использования собранных средств: в этом году открыть воскресную школу, в следующем – пристроить колокольню, ещё через год – открыть благотворительную столовую и пункт раздачи вещей для бездомных и т.п.

Средства, собранные на уровне епархии обсуждаются и распределяются на ежегодном епархиальном собрании с участием настоятелей и бухгалтеров храмов, а также священников и мирян, возглавляющих или ведущих важные направления работы в епархиальных отделах.

Наконец, уже Архиерейский собор Русской Православной Церкви (или Межсоборное присутствие в годы, когда Архиерейский собор не проводится), также с участием глав и сотрудников Синодальных отделов, определяет направления использования пожертвований, собранных всей Церковью, где каждый епископ может высказать свои предложения.

Таким образом, для находящихся в Церкви Её экономика прозрачна. А если говорить о внешних критиках, то какое право имеют эти люди, не участвующие в жизни Церкви, требовать у Неё каких-то финансовых отчётов, равно как и любых других отчётов о внутренней жизни Церкви? Может быть завтра они начнут диктовать верующим, где и какие совершать Таинства и формировать христианские догматы? У них нет такого права!

4. Сколько зарабатывает священник?

Прежде всего, стоит сказать, что священническое служение, как и служение воинское, это именно служение, а не работа. Хороший священник полностью отдаёт себя Богу и своим прихожанам и заработок в иерархии его внутренних мотиваторов располагается где-то в конце списка. Священнослужители и церковнослужители никогда не жили особенно богато и те, кто стремится заработать, обычно идут в банкиры, зубные врачи, лётчики и другие высокодоходные профессии, а отнюдь не в Церковь.

Посвящая большую часть своего времени служению у Святого престола, священник вправе рассчитывать на своё содержание приходом. Собранные храмом из разных источников доходы распределяются по разным направлениям трат, 30-50% которых может уходить на оплату труда священника (или нескольких священников и диакона, если приход большой), церковнослужителей (пономаря, регента хора, певчих) и работников храма (бухгалтер, работники лавки, уборщицы, сторожа и т.п.).

Священник живёт не богаче своего среднего прихожанина. Если это кафедральный собор в крупном городе, то его оклад может составить 30-50 000 рублей в месяц. Если это храм на городской окраине или в небольшом городке, то оклад составит 20-30 000. В сельских же храмах ставка священника и вовсе может колебаться в приделах 10-20 000 рублей, так как пожертвования прихожан здесь нередко представляют собой продукты личного хозяйства – яйца, пирожки, соленья, молоко и т.п.

Вторым источником дохода священника (не диакона, который не может совершать большую часть Таинств самостоятельно) являются требы – Таинства Крещения, Венчания, Соборования, молебны, освящения квартир, домов и других помещений, автомобилей и вещей по просьбе верующих. Как правило, часть полученных таким образом средств священник сдаёт в общую кассу прихода (из которой, напомним, впоследствии формируется в том числе и его оклад), а часть оставляет себе.

Здесь всё зависит от щедрости жертвователя и расположения прихода (опять же, крупный город, городок или сельская местность). Некоторым людям просто нечего дать священнику, другие же могут достать из кармана и вручить ему сразу 50 000 рублей и не особенно оскудеть. Средний доход от треб обычно составляет около 20-25% от оклада священника.

Наконец, священники могут заниматься преподавательской деятельностью в семинарии, университете, школе или вести какие-то курсы, либо в свободное от богослужений время подрабатывать по светской специальности (более характерно для зарубежных приходов, но встречается и в России). Ведь многие священники до рукоположения имели разнообразные профессии: были врачами, строителями, программистами, журналистами и т.п. В этом случае они получают уже классическую зарплату.

5. Семьи священников традиционно многодетны. Как им удаётся на зарплату содержать большую семью?

В зависимости от расположения прихода, священнику может хватать или не хватать оклада и средств, полученных с треб, для содержания большой семьи.

В этом случае, священники городских храмов во внебогослужебные дни стараются подрабатывать по своим светским профессиям или преподавать. В сельских храмах положение дел может сильно облегчаться наличием собственного подсобного хозяйства – огорода, коров, кур и прочей живности.

Также, как правило, прихожане городских (меньше) и сельских (больше) храмов жертвуют продукты за поминовение своих усопших близких. Продукты с кануна идут на храмовый стол и какую-то их часть священник может забрать домой для пропитания своей семьи.

В некоторых наиболее бедных храмах многодетные священнослужители могут получать дополнительную надбавку к окладу от архиерея, перераспределяющего в их пользу часть средств крупных приходов.

Кроме того, священнослужители это такие же граждане России, как и все остальные. Соответственно, многодетные священники могут получать от государства пособия и льготы, причитающиеся всем многодетным семьям, что тоже несколько облегчает их жизнь.

Андрей Сегеда

Источник: Православие.фм

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сегеда
Все статьи Андрей Сегеда
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06