Почему освящение ракеты ничем не хуже освящения пращи!

0
511
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.фм

Немного о том, чем плох опубликованный для обсуждения верующими проект документа “О благословении православных христиан на исполнение воинского долга” и почему освящать ядерные ракеты допустимо и правильно.

3 февраля на официальном сайте Русской Православной Церкви, а также на сайтах Межсоборного присутствия, Богослов.ру и “Приходы” был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».

Центральным местом этого документа стало предложение, а может быть даже и требование, так как было выражено оно в безапелляционной формулировке “должно быть”, перестать освящать “оружие неизбирательного действия, а также оружие массового поражения”.

Я считаю, что данный документ нуждается в глубокой переработке и повторном обсуждении. Постараюсь в нескольких не слишком объёмных пунктах выразить несогласие с центральным предложением данного “проекта документа”, равно как и с некоторыми другими формулировками, и пояснить, в чём вижу его несоответствие многовековой практике Церкви и просто здравому смыслу.

Во-первых, в самом начале документа приводится наставление иноку святителя Афанасия Великого, как пример того, что Церковь благословляет воинов и воинское служение. Но святой папа Афанасий жил в IV веке от Рождества Христова и неплохо было бы вспомнить о том, что Церковь не высказывалась против воинского служения и ранее этого времени.

Так, ещё в книгах Ветхого Завета Господь лично даёт Моисею, а затем и другим вождям народа Израильского, наставления о ведении войн и благословляет занятие ими военным путём обетованной земли Палестины.

Современник и Предтеча Спасителя, святой пророк Иоанн Креститель на вопрос воинов о том, как им спастись, также не повелевал им оставить воинское служение (а значит и связанные с ним вынужденное применение насилия и даже использование оружия).

Напомню, как это прозвучало: “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лк.3:14). “Никого не обижайте” здесь имелось в виду – вне строя. То есть “не обижайте просто так”. И Евангелие не оставило для нас каких-либо возражений Предтече со стороны Господа Иисуса Христа…

Наконец, уже ранние христианские авторы, начиная с апостола Павла, многие века во множестве используют метафоры воинского служения для примеров духовной борьбы со страстями и выказывания верности христианина Богу. Если бы воинское служение Церковью считалось чем-то низким или хотя бы малопочётным, никто не приводил бы таких примеров.

Во-вторых, неподготовленный, не снаряжённый должным образом и безоружный человек воином не является и свою задачу выполнит плохо. И Церковь, благословляя войско на защиту своей земли, благословляла доспехи и оружие бойцов, их коней и снаряжение, не выделяя из него «более опасное» и «менее опасное».

О самом факте такого благословения упоминает даже вышеназванный “проект”, отмечая что “по крайней мере с XII века в русской истории известен чин “опоясывания мечем” юного княжича в знак его готовности нести воинское служение и участвовать в обороне своих земель. Личное холодное оружие князей и воинов благословлялось Церковью как символ их статуса и готовности нести свое служение”.

В данном случае между мечом и автоматом, пращой и ракетой нет принципиальной разницы. С развитием цивилизации оружие усложнялось и становилось всё более смертоносным, но по-прежнему делится на личное, дистанционное, тяжёлое и сверхтяжёлое. И при определённых условиях, например в ночном бою, даже личное холодное оружие может иметь “неизбирательное действие”. Ткнув в темноте в предполагаемого противника разве нельзя попасть в мирного жителя?

А дистанционное оружие? Ни для кого не секрет, что сегодня существуют такие понятия как “беспокоящий огонь”. Когда очередь из автомата даётся в определённом направлении просто для того, чтобы враг не расслаблялся и тратил силы на содержание наблюдателей и секретов. Разве не может эта очередь прийтись в мирных жителей? По логике составителей документа автомат становится таким образом “оружием неизбирательного действия” и благословению не подлежит.

А как быть с историей? Ведь Церковь благословила на защиту Отечества Красную армию в дни Великой Отечественной войны. С её “Катюшами”, бомбардировщиками, тяжёлой артиллерией и т.п. Как быть с благословением прежними священниками прежних военачальников и их армий, в которых были пращи и луки, катапульты, стреломёты и требушеты?

Где логика, наконец? Как благословить самого воина, не благословляя его оружия? А без благословения воин-христианин пользуясь всем современным оружием, согрешает? Получается так? И чтобы сохранить благословение Церкви на себе он должен от предлагаемого оружия отказаться? Насколько же эффективно с палкой будет защищаться от вражеских ракет? Это как благословить строителя возводить дом, запретив ему использовать доски и кирпичи…

В-третьих, в “проекте” априорно утверждается, что освящение оружия массового поражения и оружия неизбирательного действия “не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий”.

А почему, собственно, не соответствует? В многовековой традиции Православной Церкви совершались освящения военных кораблей. В том числе византийских огнемётных дромонов, русских многопушечных линкоров, бомбардирских судов. Также много веков освящалась артиллерия. Затем, в начале Первой Мировой войны освящались первые русские бомбардировщики “Илья Муромец”. В ходе Великой Отечественной освящались танки и самолёты. Что это, как не многовековая традиция?

В то же время, как уже говорилось выше, всё это оружие при определённых условиях может стать «оружием неизбирательного действия», как и личное оружие современных бойцов. Но из этого не следует, что бойца на защите Родины следует оставить только с освящённым знаменем в руках и барабаном на шее.

В заключение хочется сказать, что составители этого “проекта документа” забывают главное. Почему именно Церковь благословляет воинов и воинское служение! К сожалению, после грехопадения человеческая природа расстроилась и стала «удобопреклонной ко злу». И восстановить её может только Сам Господь, синергически, при горячем желании со стороны самого человека.

Многие люди в силу своего свободного волевого выбора такого желания не испытывают и живут отнюдь не евангельскими идеалами. Они рады поживиться за счёт труда другого человека и учинить насилие над его женой и детьми…

Чтобы этого не происходило в масштабах государств, ради ограничения зла в мире, и нужна армия. Армия, вооружённая современным оружием и благословлённая Церковью отстоять свою Родину. Не нападать на кого-либо, а именно отстаивать свою страну. Но с применением всех самых современных средств обороны. В том числе, например, и ядерных ракет.

На вооружении России ядерное оружие стоит много десятилетий. И пока оно не было применено против жителей ни одной страны мира. Но именно его наличие и сама готовность к его применению уже несколько раз спасали мир от очередной мировой войны.

Составителями “проекта”, по моему мнению, была неверно выбрана его исходная посылка. Важно не то, с каким именно оружием Церковь благословляет воина: с арбалетом, автоматом или бластером. Важно, на какое применение этого оружия Церковь воина благословляет. Если благословляется строго оборона, защита Отечества и всех живущих в нём людей, здесь ничто не противоречит традиции Церкви.

Андрей Сегеда

Источник: Православие.фм

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сегеда
Все статьи Андрей Сегеда
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Vladislav
17.06.2024 22:47
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от С. Югов
17.06.2024 22:45
Исторический контекст отрицания «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Фиалковский
17.06.2024 20:11
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Агафон
17.06.2024 19:55
Американские новые «Старые правые» о «еврейском вопросе»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.06.2024 19:20
Здравый смысл
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.06.2024 18:42