Церковь и деньги 3: Экономика прихода, жалованье священнослужителей

0
935
Время на чтение 11 минут

Из каких источников складываются доходы каждого храма и на что в нём тратятся деньги? Зачем храму спонсоры? Сколько отчисляет в епархию каждый храм? Сколько получают священнослужители и церковнослужители? Разберёмся вместе в экономике православного прихода.

В первых двух статьях из цикла “Церковь и деньги”: “Церковь и деньги 1: ответы на «острые» вопросы” , а также “Церковь и деньги 2: продолжение ответов на «острые» вопросы”, – мы попытались честно ответить на ряд распространённых общих вопросов о церковной экономике.

Новая статья серии будет посвящена рассмотрению экономики мельчайшей единицы церковного объединения – отдельного православного прихода. Также, в связи с недавней “уткой” о миллионных и двухсоттысячных “зарплатах” священнослужителей, мы рассмотрим реальный порядок священнического жалованья и доходов в целом в нескольких регионах – в крупных и малых городах и на селе.

1. Православный приход и спонсоры

Единый церковный организм, на сегодняшний день, разделён на 15 Поместных Православных Церквей. Каждая Поместная Церковь может иметь в своём составе Автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и другие объединения, которые состоят из епархий. Отдельная епархия возглавляется архиереем – высшим по сану представителем православного духовенства.

Но епископ не может одновременно находиться в каждой территориальной церковной общине своей обширной епархии. Поэтому священники и диаконы помогают ему в служении, формируя церковный клир и управляя общинами на местах – приходами.

Приход – это именно зарегистрированная в государственных органах территориальная община православных верующих, возглавляемая священником. На момент своего образования, приход может не иметь ни храма, ни объектов инфраструктуры, ни даже выделенного участка земли. Тогда первой целью общины станет получить землю и воздвигнуть на ней всё необходимое для совершения богослужений и жизнедеятельности церковного организма.

Землю приходу может выделить в собственность или в безвозмездное пользование администрация того населённого пункта, где он расположен. Также, нередко, участок под храм могут передать или завещать храму благотворители.

С постройкой храма всё гораздо сложнее. В прежние времена храм ставили “всем миром”. Каждый житель местности вносил свою денежную лепту или участвовал в строительстве своими трудами. Размеры и великолепие храма зависели от численности общины.

Сегодня, большая часть жителей того населённого пункта или района крупного города, где расположен приход, посещает храм от случая к случаю, лишь по большим церковным праздникам (хотя бывают и исключения). И тех вкладов, что могли бы собрать постоянные прихожане, на постройку храма обычно бывает совершенно недостаточно.

Поэтому, возглавляющий общину священник и члены приходского совета вынуждены искать для строительства храма ктиторов (крупных благотворителей) из числа предпринимателей, чиновников, руководителей общественных организаций – тех, кого сегодня принято именовать “спонсорами”. И хорошо, когда их удаётся найти, потому что в противном случае строительство храма может затянуться на десятилетия.

Как правило, помощь храму оказывается не денежными средствами в чистом виде, а материалами или работами. Одна компания способна выделить несколько мешков цемента, другая – машину песка. Какой-то благотворитель готов покрыть храму крышу, а какой-то чиновник – заасфальтировать церковный двор.

Так, со временем, приход отстраивает свой храм, благоустраивает территорию, ставит церковную лавку, домик священника, воскресную школу, гараж, мастерскую и другие необходимые объекты.

2. Источники приходских доходов

Но вот храм построен и функционирует. Какие же источники формируют бюджет прихода?

Церковная десятина – смотря где. Например, в зарубежных приходах Русской Православной Церкви отчисление на поддержание приходской жизни десятой части (или какого-то иного процента) со своих доходов это весьма распространённая норма. В России и странах СНГ отчисления десятины практически не встретить в силу менталитета и секуляризации общества.

При этом, большинство людей всё же считают себя православными и приходят в храм креститься, венчаться, освящать дома и машины, ставить свечи и подавать на поминовение записки с именами близких. И именно эти люди, “захожане”, как их в шутку именуют священники, и приносят храму основной доход, внося ту “рекомендуемую сумму пожертвования”, которая указывается в церковных лавках. Пожертвование за записки и свечи (производство которых обходится в несколько раз дешевле установленного размера пожертвования), является основным источником пополнения бюджета храма.

Реализация православной литературы, церковной утвари, крестиков и цепочек из драгоценных металлов, икон и прочего наполнения церковного киоска на самом деле почти не приносит денег приходу, потому что себестоимость печати икон и издания книг весьма высока, как и себестоимость ювелирной продукции. Плюс транспортные издержки на доставку из “Софрино” (подмосковное предприятие – основной производитель церковной продукции) в ту местность, где находится храм. Эти изделия призваны скорее удовлетворить духовные запросы верующего, чем принести средства храму.

Требы – третий и весьма весомый источник повседневного поступления средств в храмовую кубышку. Регулярные богослужения в Церкви совершаются бесплатно. Но иногда священника просят о совершении дополнительных Таинств и молитвенных чинов: Крещения, Венчания, отпевания, молебна, панихиды, освящения квартиры, автомобиля, самолёта, корабля и т.п. Священник, в свою очередь, просит верующих оставить за это пожертвование для храма.

Церковные кружки. Приходя в храм вы можете увидеть в нём “церковные кружки” – деревянные или металлические запираемые на замок ящички с прорезью вверху, куда собирают средства на определённые цели, указанные на самой “кружке”: “на общую свечу”, “на ремонт храма”, “на пасхальные подарки сиротам” и т.п.

Раз в год, или к определённой на кружке дате, комиссия во главе с настоятелем и бухгалтером храма вскрывает церковные кружки и направляет собранные средства на указанную статью расходов.

Литургийный и исповедальный сборы – дополняют общие доходы в некоторых храмах (традиция не очень распространена и в большинстве храмов её не встретить). Как правило, в больших соборах во время литургии можно встретить храмовых работников с блюдами или подносами, которые обходят молящихся и на которые верующие кладут посильную лепту (литургийный сбор). Иногда, возле исповедующего прихожан священника стоит корзинка, куда исповедники, по желанию, также опускают деньги – это исповедальный сбор.

Даже уже отстроенный храм не откажется от пожертвований, время от времени совершаемых крупным благотворителем. Ведь иногда в храме нужно сделать ремонт. В другое время – поставить возвести корпус для воскресной школы или домик священника (чаще всего – при сельском храме). Наконец, значительные средства бывают нужны на миссионерские или благотворительные проекты прихода. Здесь помогают вклады ктиторов.

Маленькое производство – иногда. Многие храмы обеспечивают собственные нужды и, частично, реализуют вовне продукцию производства, созданного на своей территории. Кто-то сдаёт площади кружкам и студиям творчества, где-то работает столярная мастерская или мини-пекарня. Приход вправе заниматься такой деятельностью. С неё он платит налоги на прибыль, а небольшой получившийся доход употребляет на уставные цели.

Государственные субсидии и гранты – не всегда и не для всех. Как правило, на эти средства могут рассчитывать храмы, признанные памятниками архитектуры, которым требуется ремонт. Или же храмы, создавшие крупные благотворительные НКО и несущие большую социальную нагрузку.

В зависимости от местонахождения прихода (село, небольшой городок, крупный город) и его величины (одноштатный приход, крупный храм, собор), приходские доходы могут составлять от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц.

3. Расходы и траты православного храма

Сразу отделим от 5% до 20% храмового дохода на отчисления в епархиальное управление – один из источников пополнения средств епархиальной и общецерковной казны. В зависимости от благословения архиерея, который всегда принимает во внимание материальное положение храма, епархиальные отчисления могут быть уменьшены ,сведены на несколько лет к нулю или даже уйти “в минус” (когда владыка, например, перераспределяет часть средств богатого собора в пользу, маленького сельского храма, который тяжело строится).

Следующая весьма весомая часть расходов храма – это коммунальные платежи – отопление, водоснабжение, электроэнергия, иногда газ и государственные налоги. В одной из предыдущих статей цикла мы уже рассматривали, какие налоги платятся Церковью, поэтому подробно на них останавливаться не будем. Только добавим, что помимо налогов самого прихода, им также делаются налоговые и пенсионные отчисления официально трудоустроенных церковнослужителей. Налоги и коммунальные платежи могут “съедать” до 30% бюджета храма.

В храме служит как минимум один священник. Иногда – несколько священников и один-два диакона. Также приходу обязательно нужны – бухгалтер, иногда юрист, пономари для помощи священнику в алтаре, звонарь на колокольню, регент и певчие для церковного хора, несколько сотрудниц в церковную лавку, несколько уборщиц, один или несколько сторожей, преподаватели воскресной школы.

В больших храмах сюда могут добавляться ещё и пресс-секретарь, который будет вести храмовый сайт, катехизаторы, готовящие верующих к Таинству Крещения, социальный работник, заботящийся о сборе и распределении помощи между бездомными, малоимущими и больными, руководитель молодёжного движения, водитель, разнорабочий.

Всем этим людям настоятелю прихода (священнику) необходимо регулярно, хотя бы минимально, оплачивать их труд. Именно на жалованье священников и оплату труда церковнослужителей уходит большая часть приходского бюджета. Около 30-50%.

Оставшиеся свободными средства могут быть отложены (ведь когда-то храму потребуется ремонт или строительство очередного объекта инфраструктуры). А могут быть использованы на просветительские или благотворительные цели.

Часто храмы собирают средства на подарки к Рождеству и Воскресению Христовым в детские дома, в дома престарелых и инвалидов. При большинстве храмов приобретаются продукты из которых фасуются продуктовые наборы для бездомных или которые используются в бесплатных столовых для малоимущих. Миссионерские поездки по школам, ВУЗам и другим общественным учреждениям также требуют расходов. На социальное и миссионерское служение прихода как раз и уходят его оставшиеся средства – до 30%.

4. “Зарплаты” священнослужителей

Строго говоря, называть доход священника или диакона “зарплатой” некорректно. Священник, как и воин, служит Богу и людям всем своим существом. Сколько, к примеру, может стоить готовность воина пожертвовать своей жизнью за Родину и её жителей? Сколько стоит пролитая им кровь? Мы не в состоянии компенсировать ни первое, ни второе, отдавая ему лишь малое жалованье, которое не служит платой за его подвиг, а позволяет поддерживать его существование. И хорошее государство стремится поддерживать жалованье своего защитника на максимально высоком уровне.

Так же обстоит дело и со священниками. Мы не оплачиваем отработанное священником время. Не существует никаких “священнико-часов”. Он доступен для нас круглые сутки. Батюшка молится за нас и вместе с нами Богу. Мы – содержим его самого и его семью. Священник полностью посвящает себя Богу и своим прихожанам, осуществляет служение. Поэтому получает не “зарплату”, а именно жалованье.

Однако, некоторые СМИ заявляют, что священники в Москве получают до 1 000 000 рублей, а в регионах – до 200 000 в месяц. Откуда такие астрономические суммы и правдивы ли они? Отнюдь! Это клевета на православных священнослужителей, доход которых обычно соответствует доходу их среднего прихожанина (допускаю, что могут существовать священнослужители, действительно запускающие руку в церковную казну или имеющие богатых личных спонсоров и, через это получающие миллионы, но и из двенадцати апостолов нашёлся один предатель Иуда, так что возможное исключение нельзя считать правилом).

Мне удалось опросить знакомых священнослужителей из нескольких регионов (и даже стран), служащих в крупных городах, маленьких городках и на селе. Пусть они сами свидетельствуют о себе:

Храм в посёлке неподалёку от Новосибирска: “Как тебе сказать, зарплата 15 000, с требами примерно 25-28 000 получается”.

Храм в Берлине (Германия): “У меня лично зарплата 700 евро в месяц. Что для Германии очень мало. Многие наши священники работают параллельно на светских работах, чтобы содержать приход и семью. Мы живём не в православной стране, поэтому богатых спонсоров и меценатов у нас нет. И так во всех странах Западной Европы”.

Для сравнения – минимальное пособие по безработице и пособие для беженцев в Германии – 400 евро. Средняя зарплата – 3 700 евро. Средняя стоимость булки хлеба – 1,30 евро, килограмма картошки – 1,12 евро, литровой бутылки молока 0,87 евро, поездки на общественном транспорте – 2,80 евро.

Красноярск, один из центральных храмов: “У меня на круг 36 000 в месяц выходит”.

В Москве: “В среднем в Москве зарплаты 30-60 тыс., если священник получает больше, то скорее за счёт каких-то спонсоров, духовных чад и треб. Дьяконское жалованье почти такое же, большой разницы нет”.

Сельский храм в Луганской области Украины: “Наши реалии абсолютно отличны от российских и, тем паче, от столичных городов. У нас 10 000 рублей считается богатством”.

Храм в небольшом городке в Новосибирской области: “По штатному расписанию 16 тысяч. Ещё примерно столько же получаю на требах. Среди приходов это считается не маленьким жалованием. Обычно среднее по Новосибирску – 23-27 тысяч. А вот в сёлах священникам живётся совсем плохо…”.

Один из городских храмов Томска, у священника много детей: “У меня 45 тысяч рублей со всякими надбавками. Я штатный священник, у моего собрата 40 тысяч”.

Алтайский край, город Белокуриха, маленький храм в основном посещаемый туристами: “Моё жалование – 20 тысяч в месяц”.

Крупный храм в Новосибирске: “Зарплата штатного священника 27 000 р. На требах 15-25 000 р. Редко больше. Нас 7 штатных священников, поэтому требная неделя раз в 7 недель. Плюс пакет продуктов, когда служишь”.

Как видите, жалованье священника весьма небольшое. Складывается из трёх основных источников – небольшой официальный оклад, пожертвования за требы (часть из которых идёт в кассу храма), продукты, приносимые прихожанами за поминовение усопших родственников.

Заметная часть расходов священника – траты на мобильную связь (много разговаривает), бензин для автомобиля (очень много ездит), детей (семьи в среднем по 3-6 детей).

Андрей Сегеда

Источник: Православие.фм

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сегеда
Все статьи Андрей Сегеда
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06