Посох игумении

Светлой памяти игумении Елисаветы (Беляевой, †2010). 4 часть

Новости Москвы 
0
872
Время на чтение 17 минут

 






БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

Матушка Елисавета трепетно относилась к Святой Земле. Радовалась любой возможности посетить ее и поклониться ее святыням.

 

 

    На развалинах храма Ирода. Игумения Елисавета с архиеп.Женевским Михаилом и автором. 2006 г.

Как великую милость и силу Божию, которую Господь являет нам, она воспринимала схождение Благодатного Огня, которое происходит в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Она говорила, что этим ежегодным чудом, происходящим в канун Православной Пасхи, «Господь явно показывает, что он пришел для всех на землю, для каждого из нас».

С 2003 года Благодатный Огонь в рамках программы «Всеправославная молитва: Просите мира Иерусалиму» Фонд Андрея Первозванного стал доставлять специальным рейсом со Святой Земли.

Матушка Елисавета приняла на себя бремя доставки Благодатного Огня из Москвы в Псков. Самолет с Благодатным Огнем в специальном контейнере прибывает около 12 ночи, и чтобы успеть к Пасхальной Литургии в Пскове, надо было буквально пролетать ночью почти 900 километров по плохой дороге Москва-Псков. Она всегда успевала это сделать. Последний раз она доставила Благодатный Огонь в Псковскую епархию 19 апреля 2009 года.

В апреле 2005 года матушка Елисавета (Беляева) была членом официальной делегации, прибывшей на Святую Землю за Благодатным Огнем. В ее составе также была известный журналист из Пскова Татьяна Недосекина, удостоенная этой поездки как победитель конкурса на лучшее освещение в СМИ принесения мощей священномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Остались воспоминания матушки Елисаветы об этом незабываемом событии. «Поражает величие и слава Божия, которые являет нам Господь в своих чудесах, в знамениях и в явлении Благодатного Огня. И душа, соприкоснувшись с таким чудом, становится какою-то растерянной. Она не может все воспринять, обнять необъятное, что видит при восхождении Огня. Мы пережили состояние мира и благодатного покоя при громадном количестве людей, тесноте, находясь у Гроба Господня с семи утра. И, в ожидании волнение охватывает людей в Храме, оно переживается внутренне, и внутренним этим переживанием мы все соединяемся и становимся как дети. Начинаем чувствовать свою беспомощность, свою слабость, мы становимся потерянными, как будто нас оставил отец и сила благодатная. Но появляется Благодатный Огонь - и неописуемая радость! Началось такое ликование! Наступает облегчение: Господь не оставил нас! Вспыхивают пучки свечей, и над головами людей в этот момент пламя громадное, объявшее всех, и всеобщий восторг, всеобщая радость и человеческий страх: не сгорим ли? Море огня над нами. И это море огня и есть море нашего ликования. Хочется всех обнять, со всеми чувствуешь родство, чувствуешь себя родным всему миру. Каждый человек ощущает это единство, и душа трепещет о таком Чуде. Не передать тот восторг и ту радость, с которыми люди покидают Храм Воскресения. Здесь действительно не чувствуешь ни эллина, ни иудея, а весь мир становится единой, общечеловеческой семьей.

Передать все чувства невозможно. Переживания очень глубоки, как-то горестно проявляется суетность нашей жизни. Меркантильность забот. Мы забываем, что в мире есть Высшее начало, Высшая Божественная сила, перед которой разум человеческий останавливается, и вся эта суета теряет вдруг всякий смысл. Явление Божественного чуда и Божественной любви все переворачивает. У каждого человека душа становится растерянной - вот ради чего мы должны жить. Ради вот этого, что дается бесплатно, безвозмездно для каждого. Когда сходит Благодатный Огонь радость общего ликования примиряет всех, все разделение уходит, и человек чувствует только свою беспомощность перед величием Божиим. И в этой беспомощности рад любить всех».

Принесение в Россию десницы Иоанна Предтечи

Матушка принимала активное участие в программах фонда Андрея Первозванного, а потом фонда «Андреевский флаг». Но особая миссия выпала на нее при подготовке программы Принесения в Россию десницы Иоанна Предтечи из Черногории, Цетинского Петровского мужского монастыря, которая состоялась в 2006 г. И трудно сказать, оказалось бы эта программа возможной, если бы ни то удивительное событие, которое тогда при визите делегации Фонда Андрея Первозванного не произошло в резиденции митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия.

 

 

              Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 

Президент фонда Александр Владимирович Мельник особое внимание уделял программам, связанных с братским сербским народом. Частыми гостями в фонде были митрополит Приморский и Черногорский Амфилохий и замечательная сербская актриса Ивана Жигон. Широко образованные и доброжелательные они также прекрасно говорят на русском языке.

В 2004-2005 гг. в фонде начали говорить о том, что в Черногории, в Цетинье находятся Гатчинские святыни. Благодаря сербской актрисе Иване Жигон у нас у всех появились небольшие двухсторонние иконы - на одной стороне Десница Иоанна Предтечи, на другой икона Божией Матери Филермская - главные Гатчинские святыни.

Деликатность вопроса заключалась в следующем, что с 1799 года российские императоры стали хранителями этих святынь, которые многие века принадлежали мальтийским рыцарям.

После захвата Мальты республиканской Францией в 1798 году великие святыни ( части древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой и а святого Иоанна Крестителя) были принесены в Россию мальтийскими рыцарями в 1799 году, после того как император Павел 1 стал гроссмейстером их ордена, а Петербург - стал штаб-квартирой рыцарей. Эти святыни хранились в царской семье, с 1923 года - у вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, матери императора Николая II. После её кончины в 1928 году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и Патриарх Сербский Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. После окончания Второй мировой войны из монастыря спецслужбами Югославии святыни были увезены в Подгорицу, а затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными. Но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня, которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона Богородицы так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.

Большую роль в сохранении святынь сыграл митрополит Черногорский и Приморский Владыка Амфилохий, в столице митрополии которого - в Подгорице - эти святыни ныне и находятся. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий является одним из самых известных и почитаемых архипастырей Сербской Православной Церкви.

Окончательное решение о принесении Десницы Иоанна Предтечи в пределы Русской Православной Церкви было принято Сербской Православной Церковью после поездки делегации Фонда апостола Андрея Первозванного в Черногорскую митрополию. Это произошло в начале апреля 2005 года. В состав делегации, которую возглавил президент Фонда А.В. Мельник, вошли представители Московской Патриархии, депутаты Московской городской думы, представители Правительства Московской области, Российской Академии наук, дирекции ОАО «Мотор-Сич» (Запорожье, Украина), представители СМИ России и Украины.

Члены делегации посетили святыни Черногории, среди которых Острожский монастырь с мощами Василия Острожкого, храмы и монастыри Котора, Будвы, Херцен-Нови, а также городское кладбище Херцег - Нови, где нашли последний приют тысячи наших соотечественников. Делегация возложила венок к обелиску «Русским людям, потерявшим родину, обретшим вечный покой в братской земле».

Состоялась встреча с Генеральным консулом Российской Федерации в Республике Черногория В.Э. Ванеевым и Консулом Российской Федерации в Республике Черногория Ю.В. Битюгом.

В состав делегации входила и настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета (Беляева). Матушка не только поклонилась святыням Черногории, но и приняла активное участие во встречах со священнослужителями, жителями Черногории, а также непростых переговорах о возможности принесения Десницы Иоанна Предтечи в Россию.

Как всегда всех, кто встречался с матушкой, поражала ее исключительная искренность и любовь к людям, как к светским, так и к служителям Церкви, монашествующим. Примером ее великодушия и жертвенного служения Православию стал случай, который произошел в резиденции митрополита Черногорского Амфилохия. Он этот случай и определил успех нашей поездки и судьбу программы Принесение десницы Иоанна Крестителя в пределы Русской Православной Церкви. Я в этом убеждена.

Делегация находилась в Черногории несколько дней. Мы встречались со многими людьми, посещали монастыри и поклонялись святыни, но так и не встречались с митрополитом Амфилохием, который должен был, наконец, принять решение о возможности проведении программы. Был последний день пребывания в Черногории, делегация в резиденции митрополита.

Ожидая аудиенции у владыки, в приемной матушка Елисавета увидела сербскую монахиню и начала с ней разговаривать. Это была маленького роста, худенькая молодая по возрасту монахиня, как оказалось, игумения знаменитого сербского монастыря, основанного в средние века предками митрополита Черногорского Амфилохия. Игумения говорила на чисто русском языке. Оказалось, что она русская и несколько лет тому назад приехала в Сербию из России, из Пермского края; здесь приняла постриг, подвизалась в монастырях, а сейчас уже как настоятельница восстанавливает с сербскими сестрами монастырь. Он находится высоко в горах, зимой отрезан от мира. С большим трудом туда, в высоко горы доставляется провизия, не говоря о стройматериалах, которые приходится нести практически на руках. Матушку поразил подвиг нашей соотечественницы, принявшей на себя тяжкое бремя игуменства и восстановления разрушенной святыни. Мы увидели мозолистые натруженные руки, которые игумения прятала под опрятной, но старенькой мантией.

 

 

В Сербской Церкви монашествующие священники и настоятели монастырей не носят нагрудных крестов. Но матушка Елисавета, повинуясь одному ей понятному порыву, сняла свой игуменский крест на надела на онемевшую сестру-игумению. Буквально через минуту члены делегации были приглашены в покои владыки Амфилохия для переговоров. Сербская игумения осталась ждать в приемной. Трудно представить сейчас, как бы они начались и протекали, но настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета задала им особый тон. Матушка обратилась к митрополиту Амфилохию с просьбой приять ее игуменский крест и благословить носить этот крест как наградной сербской игумении, родом из России. Владыка Амфилохий пригласил сербскую игумению, надел на нее наградной крест в знак особых отношений наших Поместных Церквей и признательности этой безымянной подвижнице Православия от Сербской Церкви и ее Родины - России. Владыка, как и все мы, был растроган случившимся.

Через год с небольшим, в июне 2006 года, из Черногорской митрополии в пределы Русской Православной Церкви прибыла великая святыня - Десница Иоанна Предтечи, которой поклонились миллионы людей. И благополучно возвратилась в Черногорию.

Матушка и дети

Матушка была прирожденным педагогом, за такими людьми дети ходят толпами. Она очень любила детей. Всегда была ими окружена. Пыталась, как могла помочь, а если надо спасти - спасала. От разных бед разных детей, никогда не делая различия, кто их родители. Многих детей я видела приезжая в монастырь. Здесь они, как ангелы, попадали в родную стихию и были окружены любовью искренней. Какие праздники всегда она для них организовывала! Она билась на смерть за спасение детей в болезнях. Искала врачей, обращалась к старцам, ездила днем и ночью, чтобы спасти ребятенка. Возраст здесь не имел значения. Была свидетелем следующего, в том числе, случая.

Он произошёл с молодым человеком, который учился вместе с моими дочерями в Московском авиационном институте. Однажды девочки приходят и говорят, что их друг внезапно госпитализирован, у него обнаружены в обеих почках опухоли, которые необходимо удалить. Будет полостное удаление, назначена операция в Красногорском госпитале через несколько дней. Парня на эти воскресные дни отпустили домой.

А матушка тогда была в Москве. Я звоню ей вечером, когда смогла найти. Она сказала, чтобы этот парень приехал к ней в Ясенево, где обычно она останавливалась у своих друзей. Девочки мои позвонили больному. И мы все вместе с его другом поздно вечером поехали к матушке. Приехали часов в двадцать. Она с молодежью разговаривала до часу ночи. Особенно внимательно с болящим. Рассказала свою историю об исцелении от рака. И строго, но с удивительной любовью сказала ребятам, что она и сёстры монастыря будут молиться о его выздоровлении, но от них тоже зависит сейчас жизнь их друга. Они все должны пойти в храм на Литургию, исповедаться и причаститься и заказать специальный молебен о здравии и на нём присутствовать самим. Мы так и сделали. В воскресенье все вместе пошли на Иерусалимское подворье - Филлиповскую церковь на Арбате. Причём пришли и другие ребята. Человек десять. Многие из них были первый раз в храме. Исповедались, причастились у отца Михаила Крутеня. Потом этот замечательный батюшка сам ещё уделил время больному, провёл молебен о здравии. Ребята были в состоянии катарсиса. Я их спрашивала, что больше всего их потрясло? «Когда все в храме запели «Верую во Единого Бога...»! Вот она - душа христианка!

В понедельник юношу положили в госпиталь, а через пару дней выписали. Как показал томограф, опухоль в одной из почек исчезла, а другая, сформировавшись в некое яйцо, на ножке «выползла» из почки. Врачи по новейшей технологии ввели проколом ножницы и иссекли опухоль. На этом всё и закончились. Ребята вскоре пришли на соборование, стали ходить в храм. И для них на всю жизнь матушка стала родным человеком.

Матушка и поезд

Матушка очень часто ездила в поезде Псков-Москва и Москва-Псков. Её знали все проводницы, начальники поезда. Это был необычный пассажир, который часто не спал всю ночь, а работал со своими бумагами и документами. А если надо мог нажать и на стоп-кран, если видела, что знакомый монах не успевает за отходящим поездом.

А если надо - просто остановить идущий поезд, встав перед ним на рельсы. Ради чего? Чтобы вернуть великую святыню Русской Православной Церкви Русской Православной Церкви.

 

 

                                                                                  Великая Пустынь

С 1766 года Спасо-Елеазаровский монастырь берег как зеницу ока древнейшую из известных псковскую икону Спаса Всемилостивого, явленного в XIV веке в Великой Пустыни. Пустынь с 1766 года до сих пор в разорении, а икона с 1918 года до 2010 года была в заточении в запасниках Псковского музея. И была бы до сих пор. И речь ведь шла не только о древнейшей иконе, а о святыне, перед которой в годы смуты и смертельной опасности на колени становился весь Псков.

Времена к 2010 году начались другие, но часто в кабинетах сидели чиновники, которым любо было делать все так, чтобы ничего не делать.

После открытия монастыря каждый год, в день обретения иконы, монахини ходили и молились перед ней, предварительно договорившись об этом с руководством музея.

Эта икона сохранилась благодаря жертвенному подвигу Московского реставратора Александра Ивановича Анисимова (1877-1937). Он работал в центре Игоря Грабаря и поехал в Псков описывать иконы в начале 20-х годов - «образцы ценной художественной живописи», как тогда говорили. Он нашёл эту икону: она была сильно повреждена, когда с неё снимали оклад из серебра и золота («предмет церковной роскоши»), немилосердно выдирая гвозди. Анисимов взял её в центр Грабаря и реставрировал шесть лет. Он восстановил икону полностью и отвёз обратно в музей. В то время это было очень опасно. Вскоре после возвращения иконы в музей Анисимов был арестован, получил срок 10 лет, и в 1937 году он был расстрелян. А святыня, если бы не матушка Елисавета, до сих пор была бы в запаснике.

Но, чтобы передать Церкви чудотворную икону ранга Владимирской, надо было совершить невозможное - заставить сделать это высшие эшелоны власти. Они не хотели её отдавать, хотя для них она была просто древняя икона из запасников. Но и ссориться с Церковью было не желательно. И тогда решили создать некую видимость уступок монастырю. И сорвать возвращение. Для этого продумали очередную глупую подлость. Чтобы насолить надоевшей упрямой настоятельнице.

Последний поезд на Москву уходит из Пскова в 18 часов. И ровно в 18 игуменье Елизавете звонят чиновники из Министерства культуры России и говорят: «Матушка, если вы будете завтра в 8 утра у нас в министерстве, то решится положительно вопрос о передаче иконы в ваш монастырь. А если вы не приедете, то икону не передадут». Они были уверены, что матушка не сможет сесть на поезд, который уже по расписанию «ту-ту». Никто не сможет сесть.

Кроме матушки. А она взяла паспорт, села в машину и поехала наперерез поезду. Ей предстояло доехать до Пскова 30 километров, а потом по направлению к Порхову пересечь железную дорогу, по которой должен был проехать состав. Игуменья Елизавета вышла на рельсы и остановила поезд на железнодорожном переезде. Поезд не должен был там останавливаться, но матушка встала на рельсы...

Все чиновники из Министерства культуры знали, что «поезд ушёл» и матушка никак не может появиться у них в назначенное время. Но, к великому изумлению министерских чародеев, они увидели её у себя в назначенный срок - 8 часов утра: «Дорогие братья и сёстры, вы мне сказали, вот и я приехала...» В результате икону возвратили Русской Православной Церкви, а Святейший Патриарх Кирилл 19 августа 2010 года передал её в родной дом - Спасо-Елеазаровский монастырь, где она вновь воссияла.

Игумения

Многие вспоминая матушку, говорят, что она была любвеобильным человеком, поражавшим своей добротой, отзывчивостью, целеустремлённостью, работоспособностью, образованностью. Я тоже это подтверждаю. В то же время матушка понимала, что она не просто монахиня, а игуменья. И не просто игумения, а игумения, в воспитание которой вложили свои души столько старцев, праведников, передавая через неё лучшее, что собрано столетиями отечественным добротолюбием и благочестием. Да и традиции Спасо-Елеазаровского монастыря, монахов которого называли железными, требовали высочайшей ответственности.

И при всём своём добросердечии она умела, когда надо, быть твёрдой и даже жёсткой. Владыка Евсевий не раз говорил, что у нее был твердый мужской характер.

Люди, которым Господь попущает общаться с игуменами и игуменьями, владыками, должны не забывать, с кем имеют дело и насколько это ответственно. Однажды, когда матушка очередной раз приехала в фонд «Андреевский флаг», где я тогда работала, её встретил президент фонда Александр Мельник. И она ему говорит: «Александр Владимирович, человек, которого Вы в прошлый раз ко мне подводили, и он меня спрашивал, что нужно сделать, он поступил, как я благословила?» А Мельник начал оправдывать своего протеже: «Да вот, Вы знаете, к сожалению, он не сделал так, потому что...».

Она из милой, открытой всем монахини, стала грозной игуменьей. И сказала Мельнику, к которому вообще-то очень тепло относилась: «Александр Владимирович, а почему он не выполнил так, как я ему сказала? Вы понимаете, что я не просто монахиня - я игуменья. Вы понимаете, какая мера ответственности лежит на каждом слове, которое я произношу? В следующий раз, если вы кого-то рекомендуете или просите какое-то разрешение у меня, либо спрашивайте и выполняйте, либо не спрашивайте и поступайте, как считаете нужным». И мы почувствовали себя перед матушкой какими-то школьниками, которых надо выпороть розгой.

«В монашестве мужском возможно длинное восхождение, - продолжала матушка, - монах, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, Патриарх. А в женском - только монахиня и игуменья. И мы сразу молимся Божьей Матери, которая всегда слышит молитвы игуменьи».

Последняя встреча

Она состоялась ранней весной 2010 года недалеко от Министерства регионального развития на Садовом кольце. Рядом с Лиховый переулком, где находится здание бывшего Епархиального дома - великой святыней Православия: здесь прошли все заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917 году и было восстановлено Патриаршество. Многие из участников Собора вскоре приняли венец мученичества. Сейчас это здание принадлежит Свято-Тихоновскому Православному университету и идет его историческая реконструкция. Этот дом построил в 1903 году будущий священномученик Киевский и Галицкий митрополит Владимир. В нем был домовый храм в честь равноапостольного князя Владимира. Тогда осенью 2008 года на восстановленный купол храма был освящен и восстановлен крест. Историей Епархиального дома мне тогда приходилось заниматься. Но неслучайно мы встретились здесь под покровом равноапостольного князя Владимира. Последние годы мы с матушкой все чаще говорили о предстоящем 1000-летии преставления князя Владимира (в 2015-м году), грандиозности этого события и сверхважном - связи князя Владимира со Псковщиной. Равноапостольный князь - величайшая историческая фигура, равновеликой ему нет. Он изменил себя, приняв Православие, и изменил векторно судьбу Руси-России. Но он, - говорила матушка, - наш, Псковский. Действительно, он родился в имении его бабушки, великой княгини Ольги, недалеко от Выбут, её родины, в селе Будник. О чем напоминает многие века огромный камень, сброшенный в годы богоборчества в реку Черёху. На том месте, где он стоял, матушка с отцом Олегом Тэором установили скромный крест. В ста шагах от креста стоит скромненькая часовенка в честь князя Владимира. Доехать туда практически невозможно - аварийный мост на подъезде. И это в 20-ти километрах от Пскова... Здесь он, как свидетельствует житие, возрастал под крылом своего дядьки, богатыря Добрыни Никитича, воспитывался и был готов уже в 10 лет занять престол Новгородского княжества, в который входили и псковские земли.

В 18 лет он стал уже Великим князем Киевским и княжил 35 лет - самый длинный период в истории отечества. По святоотеческому преданию, князь Владимир при строительстве Десятинной церкви продал имение своей бабушки Ольги Будник и деньги внес как десятину на строительство. В церкви был похоронен он сам, его супруга византийская царевна Анна, княгиня Ольга и его мама управляющая делами княгини княжна Малка.

Князь не забывал Псков, где родился и вырос, и в конце жизни в 1014 году из Новгородского княжества выдел Псковское и посадил в нем княжить своего младшего сына Судислава, прославленного в лике святых. Матушка была уверена, что это очень важно. Мы договорились о дальнейших планах. Зазвонил телефон. Матушку ждали в министерстве. Вечерним поездом она уезжала в Псков. Расставаясь, меня благословила, а сама перекрестилась на крест Владимирского собора Епархиального дома, сказав: «Думаю, что скоро каждый школьник в Пскове будет гордиться, что земляк князя Владимира. Равноапостольный княже Владимир, моли Бога о нас!».

 

Промысл Божий и Божии избранницы

Матушка была духовными узами крепко привязана к святым мученице Елисавете Феодоровне, в честь которой и была пострижена, и преподобной Евфросинии Полоцкой. Она старалась как можно чаще ездить в Полоцк. В Спасо-Елеазаровском монастыре при первой же возможности начала восстанавливать домик, который был построен Великой княгиней Елисаветой Феодоровной для своего духовного отца архимандрита Гавриила (Зырянова), с 1911 года проживавшего в обители святого Евфросина. Как известно Великая княгиня Елисавета Феодоровна почитала святую Евфросинию Полоцкую и приняла горячее участие в переносе её мощей из Киев-Печерской Лавры в Полоцк. Умерла, как известно прп. Евросиния на Святой Земле и была погребена в Лавре Феодосия Великого, а после захвата Святой Земли оттоманами её мощи пребывали в Киеве. Посещая Святую Землю, наша паломническая группа обязательно посещала Лавру Феодосия Великого. И всегда матушка Елисавета горячо молилась и настаивала на молебне у раки преподобной Евросинии. Мы с радостью это делали. Но она всегда у раки святой находилась в особом состоянии, словно предчувствовала, что и её жизнь фактически закончится на Святой Земле. Так это и произошло, только матушку смогли вывести самолетом в Москву. На следующий день она уже была в Боткинской больнице.

Промыслительно, что вторая игумения монастыря носит имя Евфросинии и что матушка начинала свое служение в Снетогорском монастыре, где духовником архимандрит Гермоген (Муртазов), который в свое время в Пюхтицах принял первую исповедь будущей игумении Елисаветы, а тогда смертельно больной Татьяны и отмолил её, возможно, прозревая её игуменство и крестоношение, как и назначение второй игумении и её крестоношение - монахини Евфросинии для столь важной для России обители.

Какой силы духом нужно обладать матушке Евфросинии, чтобы подхватить выпавший игуменский посох в такой обители и с таким достоинством, мужеством продолжить дело не только матушки Елисаветы, а прекрасное и высокое служение монастыря как одной из великих святынь Русской Православной Церкви. Без которой немыслима Россия.

Совсем недавно из Спасо-Елеазаровского монастыря назначили на место почившей игумении Людмилы воспитанницу матушки Елисаветы монахиню Татиану.

Рассуждая о матушке Елисавете, схиархимандрит Власий сказал: «В спорте, в легкой атлетике есть такой кросс - эстафета. Бегун бежит и передает следующему члену команды общую палочку. Вот эта палочка говорит о неразрывности времен, лет. Церковь едина. Будь она в гонении, будь она, как говорят, в климате потепления, будь она в чем - не важно! - всегда есть те люди, на которых можно опереться. Это те духовные пастыри, которые избирают себе избранников-последователей, тех, которые последуют по их стопам». Продолжается вечная жизнь духа и Церкви, верных последователей Христа и земного Его Отечества России.

Сегодня матушка Елисавета (Беляева) молится о нас горячо, с любовью и надеется, что мы понесем, кто просто эстафетную палочку, а кто и игуменский посох. Избранницам Божиим это по силам.

 

 

Саров. В ядерном центре

 

Лития на могиле матушки. Служит Патриарх Кирилл. 19 авг. 2010

 

Схиархимандрит Илий на могиле матушки

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Медунина
Символ нашей победы
Епископ Луховицкий Евфимий передал икону «Держава» Военно-учебному центру МЭИ
10.05.2024
Божие чудо
Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва)
06.03.2024
Рождественские подарки из России сирийским детям
«Фонд апостола Павла» реализует очередную программу «Православное Рождество в Сирии»
23.12.2023
Герои России
Российские пилоты Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин установили мировой рекорд высоты для экипажа паралёта-двойки
20.09.2023
Над нами Пастырь бдит…
Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова
26.04.2023
Все статьи Виктория Медунина
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На похоронах христианского политика Джимми Картера звучал «гимн атеизму»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.01.2025 09:22
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 09:15
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 23:08
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 21:08
Что же такое начётничество?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
13.01.2025 20:16
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 20:07
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 19:21