От редакции. 5 марта после продолжительной болезни на 83 году жизни преставился монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) - известный русский поэт, прозаик, литературовед. 13 апреля исполнилось 40 дней со дня его кончины. Отец Лазарь был постоянным автором «Русской народной линии». В день его погребения мы публиковали подборку последних его стихов. В сороковины вы могли прочитать на РНЛ слово В.А.Воропаева о почившем. Сегодня предлагаем вниманию читателей одну из последних литературоведческих заметок монаха Лазаря.
***
Давно мне об этом хотелось сказать... Да кто бы меня стал слушать? А дело-то серьезное. У меня есть Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в 10-ти томах (изд. 4, Л.: Наука, 1979). В томе IX-м в «Алфавитном указателе произведений А.С. Пушкина» (заметим: «произведений А.С. Пушкина») указаны эпиграммы: стр. 398: «Гр. Орловой-Чесменской (эпиграмма). II, c. 334»; стр. 420: «На Фотия (эпиграмма). II, c. 335»; стр. 433: «Разговор Фотия с гр. Орловой (эпиграмма). II, с. 333». Итак, это - «произведения А.С. Пушкина». Открываем II том, видим, что эти вещи помещены в разделе «Стихотворения, приписываемые Пушкину».
Значит, все же - не Пушкин? Когда-то кто-то «приписал» ему? И этого было достаточно, чтобы публиковать эпиграммы в Полном собрании сочинений А.С. Пушкина. Зачем? Эпиграммы клеветнические, грубо-оскорбительные. Кто решил, что можно печатать в ПСС великого русского поэта стряпню, где авторство Пушкина ничем не доказано? Кто? Но теперь, как говорится, и концов не найдешь. Однако давайте хоть в дальнейшем не оскорблять памяти Пушкина, - не публиковать под его именем то, что ему «приписано».
Этого мало. У нас почему-то сложилась практика печатать и то, что автор не хотел вообще предавать тиснению, - ни при жизни своей, ни после смерти. Это касается в особенности писем. Есть случаи, когда писатели высказывали желание, чтобы по их кончине не собирали и не издавали их писем и более всего частного, бытового, семейного характера.
Одно дело - «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, - сам выбрал, сам отдал издателям. Другое дело - письма Пушкина к его жене Наталье Николаевне. Разве они предназначены для всеобщего прочтения? Вот высказывание Пушкина в письме от 18 мая 1834 года к супруге его: «Одно из моих писем попалось полиции и так далее. Смотри, жёнка: надеюсь, что ты моих писем списывать никому не дашь; если почта распечатала письмо мужа к жене, так это ее дело, и тут одно неприятно: тайна семейственных сношений, проникнутая скверным и бесчестным образом; но если ты виновата, так это мне было бы больно. Никто не должен знать, чтó может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни. Я пишу тебе не для печати; а тебе нечего публику принимать в наперсники. Но знаю, что этого быть не может, а свинство уже давно меня ни в ком не удивляет» (Т. Х, с. 377).
Однако тираж десятого тома ПСС Пушкина - 300 тысяч экземпляров... Пушкин сказал, что пишет «не для печати», что всякое обнародование его писем к жене - «свинство»... Пушкиноведам это нипочем! Разве в «пушкиноведении» не Пушкин главное лицо?
То же и с «приписанными» ему эпиграммами. Неужели Пушкин («умнейший человек в России» - по слову Императора Николая I) мог так тяжко оскорбить женщину поистине святую, и ее духовника - православного подвижника, человека высокой духовной жизни, боровшегося с врагами нашей Церкви? Конечно, нет. Это наши «пушкиноведы» старались представить Пушкина атеистом, сочувственником разных разрушителей, «вольнолюбивых», антимонархически настроенных людей. Этих эпиграмм я здесь цитировать не могу. Они всем доступны и находятся во II томе ПСС А.С. Пушкина в 10-ти т. на стр. 333-335. Помещены совершенно незаконно. Не могу также цитировать и того, что содержится в письмах Пушкина к жене. Опубликование некоторых мест - «скверный и бесчестный» (по Пушкину) поступок.
Вопрос к пушкиноведам - когда это кончится?