Нравственность и дух русского предпринимательства

Бывший СССР 
0
240
Время на чтение 10 минут

Толковый словарь великого и могучего русского языка определяет нравственные правила для воли и совести человека как «мораль». В современном представлении мораль характеризует культуру человеческих отношений. Принципиально важно, что моральные нормы не опираются на юридические кодексы и нормативы. Их основой служит совесть и честь. Мораль базируется на убеждениях и идет от почвы и души.

Профессиональная нравственность есть конкретизация общечеловеческой морали к условиям деятельности. Судьбоносная связь с нравственностью вытекает из самой сути предпринимательства. Ни один учебник не принесет предпринимателю больше пользы, чем живое человеческое общение. В орбите предпринимательства оказывается великое множество партнеров, «власть придержащих», попутчиков, наемных работников, поставщиков и потребителей. Взаимное доверие- важный ингредиент взаимоотношений. Для внутривенной веры значимость принципов морали стоит не на последнем месте.

Богомольная российская цивилизация имеет специфическую историческую логику. Бело-золотая Киевская Русь не являлась феодальным обществом в европейском и формационном смысле этого слова. У славян феодальные социально-трудовые отношения возникали непосредственно в лоне общинно- родовых ценностей. Еще менее формационным был патриархальный российский капитализм на рубеже ХIХ - ХХ столетий.

Славянские географические просторы и богатство воображаемых вариантов расслабляли волю и обернулись непривычкой напряженно трудиться, используя каждый день как последний шанс. Не все русские народные пословицы и поговорки были проникнуты идеей трудолюбия и пассионарности. Многовековые традиции возбуждали социальное отчуждение и не способствовали превращению трудовой деятельности в главную жизненную потребность.

Социальное бытие российских непосредственных производителей было самодостаточным и замкнутым на православно- исторические традиции. Содержание народной жизни было очень далеко от «Северной Пальмиры» и тем более от оптимальной Европы, складываясь преимущественно из борьбы с двумя в целом враждебными силами - суровой природой и властью.

Русское начало имело противоречивую особенность- привязанность к земле и уход от нее в беспредельность и трансцендентные сферы. Одновременная любовь к почве и к надмирному идеалу является не просто гармонией антиномий, а свидетельством того, что земля и дух вступили между собой в особые отношения.

Российское христианство в формате православия было привнесено и посажено приказом еще не разделенной на четыре ветви власти и подчинялось ей. Церковь призывала к лояльности по отношению к вертикали, и землеробам оставалась примирительная и утешительная сторона религии. В старообрядческих скитах святость по-соседски жила с грехом. Со староверами в основном остались юродивые и в официальной трактовке церкви сомкнулись с еретичеством.

Определенные тенденции европеизации начались еще в период реформ (ре- форм) Петра с порядковым номером «1». Однако российский «бизнес-слой» был чрезвычайно тонким и гетерогенным. Почвенная российская культура, опирающаяся на русскую идею, укрепляла деловую репутацию в предпринимательской и купеческой среде посредством православной религиозности. Отправной точкой мировоззрения купеческого сословия была не западническая, а православная старообрядческая идиллия «святой Руси».

Существовали важные отличия «русского дела» от европейского бизнеса. Российское предпринимательство рассматривалась не как источник успеха, а как «своего рода миссия, возложенная Богом или судьбой». Цели инициативной деятельности соотносились с принципами христианской морали. Важен был не только размер доходов, но и структура расходов. Неверно было бы утверждать, что все бонусы отечественных предпринимателей имели абсолютно легитимное происхождение. Но они тратили немалые деньги на нужды всего общества по собственной душевной потребности.

Финансовые инъекции были значимы в богоугодной деятельности рисующих-поющих-пишущих. Крупными бескорыстными жертвователями на дела искусства были П.М. Третьяков, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов. Дом последнего мецената в Абрамцево под Москвой стал любимым местом встреч и напряженной работы художников. Талант Ф.И. Шаляпина и эмбрион оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка» не стали бы полноценными плодами без заинтересованного участия С.И. Мамонтова. Широко покровительствовал наукам и искусствам, распространяя щедрую благотворительность на всех, с кем приходил в прикосновение барон-меценат А. Л. Штиглиц.

Представитель известной московской купеческой фамилии П.А. Бурышкин писал, что «Бог богатство дал в пользование и потребует по нему отчета...» или, как выражал по-французски ту же мысль П.П. Рябушинский, «Richesse oblige!» («Богатство обязывает!»). «Великая русская мечта» состояла в том, что верность идеалу и богу приравнивалась с твердостью и надежностью в держании слова при устном заключении договора.

Истории известных деловых семей - Кокоревых, Губошиных, Крестниковых, Морозовых, Корниловых и многих других могли бы стать социальным мифом, подобно легендам о Дж. Рокфеллере, Я. Фуггере, Э. Карнеги и Д. Моргане, но судьба распорядилась с ними менее справедливо.

Традиционный российский уклад ориентировался на общину с главной ценностью «равенство». Социально-экономические сдвиги требовали ее разрушения и смещения фокусов политической власти. Однако практически изменялись только некоторые ее формальные аспекты и механизмы. В целом эмансипация крестьянства возбуждала неоднозначную реакцию в общественном сознании и рост преступности. Освободительная реформа была своеобразной попыткой догнать Запад при сохранении системы политической власти.

Можно в трех чтениях за один раз согласиться с современным философом С.Б. Чернышевым, который отмечает, что «Россия с безумной скоростью покрылась сетью железных дорог, приобрела миллионный слой фабричных рабочих и к началу ХХ века оказалась в пятерке наиболее развитых европейских стран. Но по существу- то в указанную пятерку вошла не сама страна, а лишь ее островок, крохотный (в масштабах страны) уклад величиной с Голландию. Он охватывал 2% населения и был во многом наведен, индуцирован извне, финансовой пуповиной связан с Европой. Прочая Русь продолжала жить по заветам дедов и прадедов»©.

Березово-ситцевая Россия не была метрополией, в ней не нашлось места для Т. Мальтуса. Пока Запад овладевал Новым Светом, русские осваивали Небесный Иерусалим. Живущая на пике духовного и эсхатологического напряжения святая Русь остается наиболее возвышенным и мистическим образом.

Русский идеолог панславизма Н.Я. Данилевский еще задолго до О. Шпенглера и А. Тойнби обосновал учение о человечестве как сочетании цивилизаций, имеющих свои собственные задачи. Он доказал этическую проблематичность некой единой цивилизации и показал, что на таковую обычно претендует наиболее сильный в данный момент социальный организм, стремящийся подавить другие и присвоить себе право называться «общечеловеческим».

Показателем того, что западные социальные идеалы не проникали слишком глубоко в массовый общественный менталитет и сознание интеллигенции, может служить биографический материал из популярного еженедельного журнала «Нива». В этом периодическом издании «бизнесмены» представлены в основном как личности с неоднозначной репутацией. Если же они репрезентировались в положительном аспекте, то в основе позитивной оценки лежала не предпринимательская деятельность, а то, что она имела либо почвенную направленность, либо служила высоким идеалам науки, искусства, просвещения, либо совмещалась с меценатством.

В большинстве случаев авторы биографий даже скрывали от читателей, что их герои являются предпринимателями без бизнес-тренингов. Они представлялись общественными деятелями, помогающими организации научных экспедиций, выдающимися изобретателями, знаменитыми писателями, журналистами, основателями музеев. И т. д.

После 1917 года не сразу, но наступил год 1985-й. Иногда ходивший на несколько метров в народ статный и молодой М.С. Горбачев любил говорить о «общечеловеческих ценностях» и концепции «общеевропейского Дома» с трезвенническим уклоном. В средства массовой информации пошел гулять «человеческий фактор».

Один из «архитекторов перестройки» А.Н. Яковлев на ХХVIII съезде КПСС в июле 1990 года «отчитал» Спасителя, сославшись на авторитет Ватикана: «Христос, как известно, в свое время изгнал фарисеев, то есть купцов и менял, из храма, предназначив свою религию бедным. Было это около двух тысяч лет тому назад. И лишь полтора года тому назад, через несколько веков после Реформации, Ватиканом было публично признано, что только заработанное богатство помогает очищению души и ведет в рай, что предпринимательство надо поддерживать, ибо оно облегчает положение человека на этом свете, дает ему средства к возвышению»©.

В вышедшей на геополитическую панель современной России как самом большом осколке СССР предпринимательство есть политический артефакт. Политика и геополитика с запахом углеводородов как точка приложения комбинирующего интеллекта превращаются в вид финансово- калькулятивной практики и понимаются как «искусство возможного». Из политического компромисса и диспозиции истекают новые финансовые возможности.

Не всегда искренний в самоконтроле и ангелоподобный за государственный счет политик иногда задумчиво смотрит на Айфон и склонен утверждать и повторять, что былое утопическое напряжение полу- бессознательно подчинилось социальной реальности. Вертикаль финансово застрахована и регулярно ставит на саму себя. Переиначивая «крылатую фразу» В.И. Ленина «Политика есть самое концентрированное выражение экономики»© к олигархическим реалиям, можно с выражением сказать: «Политика есть самое концентрированное выражение богатства».

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые юбилейным Архирейским собором в августе 2000 года, не дают ясного представления о православном взгляде на гео - экономическую проблематику. Имеющие вид преуспевающих грешников львы духовенства могут служить и Богу, и Мамоне. Они не спешат опрокидывать столы менял по всему свету, дистанцируются от проблем Отечества, сводят веру к исполнительству обрядов и отпускают грехи по мобильному телефону.

Далеко не случайно термин «управление» активно заменяется английским словом «менеджмент». Имеется определенный смысл в схожести звукорядов: «управление», «право», «правда», «правый», «справедливость», «нравы», «равный» и «нравственность». Еще китайский мыслитель Мо-цзы полагал, что управление существует для того, чтобы устанавливать справедливость. Античный Платон выделял справедливость в качестве основного условия и принципа совершенного государства.

Управлять должны нравственные люди, а «нравственность есть правда» и формируется в самом процессе социального бытия и совместной жизнедеятельности, в стихии обыденного общественного сознания и повседневной практике. Генетической предпосылкой и простейшей формой еще не обособившихся различных нормативных систем можно считать тесно связанные с мифологией и религией национальные обычаи. Самопожертвование- высшая степень нравственности.

Бессмысленно ксенотрансплантировать либеральные идеалы и свободу извне. Свободу следует трактовать как «осознанную необходимость» быть нравственным и выводить из сущностных социальных внутренних характеристик. Как человек рождается быть свободным, так и социум возникает, чтобы иметь право на ментально обусловленное свободное существование как родовую потребность.

В первородном смысле предпринимательство есть атрибутивное свойство человечества с определенной положительной ценностью. Самостоятельные инициативные энтузиасты и строители светлого настоящего вылавливают идеи из воздуха и системно материализуют их, связывая людей таким образом, что из этой надличностной связи вырастает новое качество. В данном аспекте предпринимательство сближается с понятием «социальное творчество».

Обрусевший датчанин В.И. Даль в своем знаменитом толковом словаре живого великорусского отмечает, что «предпринимать» - значит затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, что данный процесс связан со смелостью, решительностью и отвагой, доходящей до безрассудства, означая свершение чего-либо значительного©.

Термин «предпринимательство» содержит неразличимое слияние трех значений. Чего-то важного, значимого, высшего. Чего- то архаического, предшествующего (предок, предшественник). И чего- то авантюрного, опережающего (предвидеть, предохранять, предотвращать). Предприниматель- это не профессия, а слой компетенции в человеке.

В противоположность полю боя рынок является ареной соревнования и хорошо создает богатство. Однако он не всегда справедливо его распределяет. Время есть не только деньги и предпринимательство не должно укладываться в прокрустово ложе американского понимания бизнеса, в котором индивидуумы, пребывающие в объятиях невидимых мускулистых рук рынка, используют свои новаторские способности не для развития личности и культуры, а для увеличения капитала. Здесь творчество направлено на реализацию превратной формы, на повышение отчужденного стоимостного богатства. Неограниченная конкуренция заканчивается саморазрушением. Бог в Вечности с улыбкой младенца не очень много думает о конкуренции и либерализме.

Еще не совсем забывший нагорную проповедь индивид с рейтингом или без настойчиво ищет свое человеческое предназначение и в Вечном усматривает неисчерпаемое богатство, не «вписывающееся» в экономические потребности. Целесообразная деятельность и внешний продукт есть только одна из составляющих человеческого Бытия. Производство вещного богатства не должно выступать как идеал человека и общества.

«Чем иным является богатство - писал густобородый К. Маркс- как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких- либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не производит себя в какой- либо одной только определенности, а производит себя во всей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления»©.

Эхо Библии иногда слышится в написанных спичрайтерами президентских речах, а решение проблемы состоит не в отказе от принципа целесообразности, а в том, чтобы нравственный человек воспроизводил себя во всей целостности. Необходимо не отрешение от «материализма» потребностей, а превращение искусственных потребностей в средство саморазвития, а производства как конечной цели - в творчество человеком самого себя. Шансы на возрождение - в глубине, где далеко не каждый миг является высшим.

Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, эксперт Центра социально-консервативной политики, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Емельянов
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45