Формирование патриотического мироощущения в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения

Из опыта работы в Санкт-Петербургском суворовском военном училище Министерства обороны Российской Федерации

ДелоРус 
0
571
Время на чтение 14 минут

Современная стратегия образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу формирования личности гражданина России. Основой для ее решения являются принятие учащимся базовых национальных ценностей, в числе которых патриотизм занимает первостепенное место [3].

Патриотизм, как «чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности со своим народом» [3, с. 7] синтезирует в себе весь последующий перечень ценностей: социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство, природу, человечество [3, с. 8-9].

Настоящий патриот солидарен с народом, имеет активную гражданскую позицию, заботится о семье и продолжении рода, трудится и созидает на благо Родины, обладает веротерпимостью и уважением к культурам малых народов и соседей, сохраняет и приумножает свое культурное наследие и видит в каждом человеке своего ближнего.

Поэтому особенно важно формировать патриотическое мироощущение у учащихся на разных возрастных ступенях и, исходя из их последовательности, предусматривать разнообразные формы и методы занятий, позволяющих ставить учащегося перед выбором, который он будет осуществлять в соответствии со своими убеждениями и приоритетами, формировать свои предпочтения и идеи в конкретные произведения научно-творческой деятельности.

Необходимость непрерывного «процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» [1] заявлено в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, которая является продолжением одноименных программ на 2001-2005 и 2006-2010 гг. и предшественницей обсуждаемой сегодня программы на 2016-2020 гг.

Особенно востребованными сегодня видятся: модернизация содержания и форм патриотического воспитания, осуществляемого в образовательных учреждениях, мотивирование учащихся к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности и последующей службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.

Рассмотрим дополнительную образовательную программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание кадет», осуществляемую в ФГКОУ «Санкт-Петербургском суворовском военном училище»[1] и ряде военно-патриотических клубах Санкт-Петербурга.

Она предусматривает три ступени воспитания, объединенные единой целесообразностью поступательного развития патриотического мироощущения и формирования на его основе ценностных ориентиров.

На первой ступени находятся первокурсники (пятиклассники), ребята 10-11 лет, только что окончившие начальную школу. Как правило, при переходе из начальной школы в среднюю, подростки ощущают свое взросление, так как они включаются в среднее звено школы. В ходе поступления в военное училище это чувство возрастает и способствует «самоутверждению» своего «Я», но с началом обучения резко снижается, потому что в условиях закрытого пансиона они снова оказываются на самой младшей ступени первокурсников. Поэтому для них уместна культурологическая стратегия [5, с. 20] педагога, позволяющая:

- в когнитивной области: обеспечить психологически комфортную атмосферу для адаптации учащихся к новому укладу жизни и мотивации их к обучению (наглядность, широта охвата материала; доступность, расстановка концептов, этапность);

- в когнитивно-творческой области: актуализировать интерес учащихся к культурным образцам и историческим событиям с последующей мотивировкой к их изучению (дифференциации, синтезированию, интегрированию) и нахождению в них своих идеалов, формировать у учащихся навыки морального и эстетического суждения;

- в психомоторной области: развивать способности самостоятельных действий в системе нового жизненного уклада;

- в сфере межличностного взаимодействия: стимулировать творческую инициативу в учебных действиях и во взаимоотношениях с командным составом и старшими членами коллектива.

          На второй ступени занимаются учащиеся второго ‒ четвертого курсов в возрасте от 12 до 14 лет, которые уже вполне адаптировались к укладу жизни военно-учебного заведения, уставным взаимоотношениям, единоначалию и дисциплине.

Работа с ними выстраивается согласно культурно-творческой стратегии, которая подразумевает:

- в когнитивной области: создание на занятиях событий, настраивающих подростков на осмысление субъективной реальности и нахождение в ней «смыслов ситуации» [7, c. 13], то есть ближайших целей и ориентиров, важных для личностного развития;

- в когнитивно-творческой области: формирование способностей к дальнейшему оперированию найденными на предыдущей ступени культурными образцами (они же показатели духовных и культурных интересов учащихся) в последовательно и целенаправленно осуществляемой общественно-значимой деятельности;

- в психомоторной области: стимулирование общественно-полезной деятельности при вхождении в разные социальные группы;

- в сфере межличностного взаимодействия: расширение коммуникативного и деятельного пространства учащегося с установлением в нем социального партнерства как в коллективе училища и за его пределами.

На третьей ступени обучаются воспитанники старших курсов от 15 до 17 лет. Их деятельность организуется согласно культурно-личностной стратегии педагога. Она направлена на:

‒ в когнитивной области: организацию исследовательской и проектной работы учащихся, основанной на результатах деятельности, осуществляемой на предыдущих ступенях, и формирование у воспитанников научных интересов и взглядов на окружающий мир и самого себя в нем;

‒ в когнитивно-творческой области: сотрудничество в поиске идеала, опыт которого ему близок учащимся по духу и патриотическому мироощущению, содействие учащимся в определении смысложизненной позиции (своего места в непрерывном потоке жизни для е продолжения и сохранения доброй памяти в потомках);

‒ в психомоторной области: содействие самореализации личности;

‒ в сфере межличностного взаимодействия: стимулирование мотивации учащихся к дальнейшему самоопределению в профессиональной, гражданской, культурной и других сферах жизни.

Обучение по программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание кадет» предусматривает клубную форму занятий. На первой ступени оно осуществляется в клубе «Летописец», на второй ‒ в клубе «Суворовское училище в культурном пространстве Санкт-Петербурга» и на третьей - в клубе «Наследники Александра Невского» (аналогичные клубы можно организовать в любом учебном заведении, а на второй ступени рассматривать именно его и его традиции в том культурном пространстве - села, города, республики, где оно находится).

В задачи участников клуба «Летописец» входит представить конкретную календарную дату - сегодняшний день, данный для жизни и деятельности, в контексте истории с позиции его значимости для нас. Все события настоящего дня необходимо проиллюстрировать произведениями искусства, которые связаны с ними по смыслу, либо изображают их. Каждый член клуба выбирает область себе по душе: кто-то отслеживает вехи военной истории, кто-то ‒ эпизоды судеб знаменитых людей, кого-то привлекает литература и искусство, кого-то ‒ наука и религия, сказки и мультипликация. Календарь составляется на неделю. В конце недели каждый участник представляет свою часть, все вместе ее обсуждают.

В ходе занятий учащиеся могут проявить свои личностные качества и выразить индивидуальные предпочтения, а также узнать, «чем наполнен внутренний мир» их сокурсников и приобщится к этому миру, что способствует формированию сплоченного малого коллектива взвода и его адаптации к коллективу всего училища. Создание же календаря, как значимого для всего училища произведения, повышает самооценку и развивает чувство ответственности: каждый участник клуба «Летописец» несет ответственность перед товарищами за размещенную в календаре информацию и, в случае возникновения вопросов, готов ее разъяснить.

В процессе работы над календарем происходит эмоционально-ценностное осмысление истории. Главные вопросы, на которые отвечают учащиеся, могут звучать так: как то или иное событие (личность, произведение) повлияло на историю, культуру, конкретных людей, тебя самого? Какой смысл оно имело в истории, культуре, жизни людей и какой смысл ты вынес из него? Как произведения искусства отражают смысл календарной даты (на чем поставлен акцент, как он выражен, что хотел сказать художник, что хотел подчеркнуть ты, избирая именно эти произведения искусства).

Обоснованность, глубина и широта ответов на эти вопросы позволяют определить: степень приобщения учащегося к своей культуре и ее ценностям; его укорененность в отечественных традициях; широту кругозора и готовность осмыслять историю с позиции нравственности; эстетические предпочтения, умения воспринимать произведения искусства на разных уровнях; мотивацию учащегося к созданию значимых для окружающих произведений.

          Вторая ступень представлена клубом «Суворовское училище в культурном пространстве Санкт-Петербурга». На занятиях учащиеся изучают культурное пространство Санкт-Петербурга, определяя свое место в нем. Если на первой ступени они составляли календарь, то теперь они выстраивают экскурсионные маршруты по городу, исходя из своих интересов и уже полученных знаний и найденной информации на первой ступени. Эти маршруты имеют целью показать «духовную наследственность» людей, разных по происхождению, вероисповеданию и культуре, но объединенных единой творческой инициативой - созидание и сохранение города, как живого, постоянно растущего и развивающего организма, имеющего свое тело (реальное пространство, состоящее из улиц, площадей, памятников архитектуры и скульптуры и т.д.), душу (сочиненные здесь стихи, звучавшая музыка и т.д.) и дух - грандиозный замысел Петра I. Каждый оказавший волею судьбы в Санкт-Петербурге человек становится частью этого организма, вживается в него, растет и развивается вместе с ним, формирует его культурное пространство и свое «внутреннее Я» через коммуникативное и деятельностное соприкосновение с ним.

Экскурсионные маршруты, составляемые учащимися второго - четвертого курсов предназначены для первокурсников и направлены на раскрытие смысловых основ жизнедеятельности архитекторов, скульпторов, художников, писателей, поэтов, военачальников, государственных деятелей и простых людей.

Программа клуба «Суворовское училище в культурном пространстве Санкт-Петербурга» имеет краеведческую направленность, но акценты в ней расставлены не столько на изучение истории города и его архитектурно-художественного наследия, сколько на раскрытие самими учащимися судьбы города через судьбу живших в нем личностей с последующей проекцией на свою жизнедеятельность. Основная идея клуба, ставшая его девизом - «Я есть, потому что они были».

Занятия в клубе позволяют сформировать у учащихся чувство ответственности за сохранение города и расширение его культурного пространства перед потомкам, которое на данном этапе воспитывается благодаря развитию их общественно-значимой деятельности. Учащиеся проводят экскурсии для младших товарищей, то есть для тех, кому нужна помощь в учебе (в частности в работе над календарем в клубе «Летописец») и поддержка в адаптации, как в коллективе училища, так и в большом городе (особенно для приезжих из других регионов). Такое сотрудничество способствует органичному вливанию первокурсников в коллектив и городское пространство, развитию у старших учащихся активной творческой позиции, направленной на общественно-значимую деятельность, повышению их внутренней самооценки и формированию чувства ответственности.

Главным показателем успешности реализуемой программы является выстраивание сотрудничества старших учащихся с младшими по принципу «духовной наследственности», общим «геном» которой является единая творческая инициатива, возникающая у старших, подхватываемая младшими и совместная реализуемая в общественно-значимых произведениях (в данном случае разработке календаря и экскурсионных маршрутов), а также желание обучаться на третьей ступени.

На третьей ступени учащиеся занимаются исследовательской и проектной работой Название их клуба «Наследники Александра Невского» призвано указать, что современные кадеты в своем развитии опираются на опыт российского доблестного воинства «печальников за веру», «стоятелей за землю», поражавших врагов Отечества не только оружием, но и силой духа. Выбор же имени Александра Невского обозначает «духовную наследственность» кадет, обучающихся на берегах Невы, где совершал свой подвиг Александр Невский и где его чтили его потомки, среди которых и основатель Санкт-Петербурга Петр I. Стремление изучать традиции российского воинства - «духовное содержание побед», развивать их в своей жизнедеятельности и доносить и смысл до младших товарищей отразилось в главной идее клуба - «Я есть, чтобы они жили».

Результаты исследований и свои проекты учащиеся представляют на училищных и городских конференциях, конкурсах и других мероприятиях. Полюбившимся жанром работ стал слайд-фильм, выполненный по сценарию на основе исследовательской работы. Каждый слайд обязательно включает тщательно подобранные художественный образ (фото, произведение живописи или скульптуры) как иллюстрацию к тексту и музыкальное сопровождение. Текст читают сами ребята. Такие слайдфильмы старшеклассники делают для организации досуга младших товарищей с целью гармоничного приобщения их к национальным идеалам России.

Развитие исследовательской и проектной деятельности у учащихся старших классов в русле духовно-нравственного воспитания позволяет сформировать в личностном результате: «способность ставить цели и строить жизненные планы»; в метапредметном - «самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Понятия «исследовательская» и «проектная деятельность учащихся» имеют принципиальную разницу. «Проект - представление того, чего еще нет, на основании эле­ментов того, что существует (английский парк или японский сад на месте этой свалки; крепость, запирающая этот горный проход; боевой корабль, рассчитанный на эту задачу). Исследование - адекватное описание того, что уже существует (элементы биоце­ноза этого леса; химический состав воды в этой реке; литератур­ные и исторические источники этого текста). Первый вид деятель­ности тренирует воображение, второй - внимание» [4, 238.]. В области духовно-нравственного воспитания выполнение проекта в старшей школе развивает у учащихся навыки создания и осуществления их творческого замысла, превращения идеи в социально-, культурно- значимый или общественно-полезный объект, а проведение исследования открывает возможности к овладению элементами методов научного познания, что способствует гармонизации внутреннего мира, развитию духовных потребностей и мотивации к самообразованию и самодисциплине. Фактически исследовательская и проектная деятельность возможна только у старшеклассников на третьей ступени рассматриваемой программы, потому что к этому времени они уже имеют определенный запас знаний и опыт их применения.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся клуба «Наследники Александра Невского» направлена на изучение духовно-нравственных традиций российской армии, ведущих свое начало из Византии и включающих любовь к родине и верность заветам отцов, отчелюбие и братолюбие, миротворчество, милосердие, самоотверженность, мудрость. Особенно важным для духовно-нравственного воспитания будущего военнослужащего представляется раскрытие (узнавание) базовых национальных ценностей в онтологическом плане, как компонентов его смысложизненной позиции в единой смысловой цепи жизни народа России в целом. Это возможно только с развитием эмоционально-чувственной сферы личности. Иными словами, чтобы быть патриотом, солидарным гражданином и семьянином надо любить родину, народ и семью; чтобы ценить искусство и природу - уметь испытывать эстетические переживания, а чтобы быть человеком необходимо совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя: трудиться, растить детей и т.д. Важно, чтобы принятие ценностей осуществлялось учащимися не из-за страха наказания со стороны государства (внешних законов) или Божьей кары, а из-за «я поступаю так, чтобы мне и другому было хорошо», «потому что не могу иначе» из-за своего «внутреннего закона» или по вере, которая подразумевает не страх, а боязнь огорчить Всемилостивого Бога или «посрамить отцов».

Такая исследовательская и проектная деятельность не может иметь принуждаемый (ученик проводит исследование, чтобы в конце года сдать ЕГЭ) или подкупаемый (ради получения высоких баллов или получения денежного приза) характер, но только исходить из интересов учащегося и его духовно-нравственных устремлений.

Человеку свойственна тяга к познанию. Но в отличие от животного, у которого «исследовательский» рефлекс «что такое?» (согласно физиологии И.П. Павлова) выражен в форме «биологической осторожности», человек имеет врожденную потребность в конструировании «картины мира» и поиске Истины. Евангельское утверждение: «И познаете Истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32) может стать ключевым понятием педагогики, развивающейся в русле отечественных религиозно-культурологических традиций, без которых российское образование перестает быть культуросообразным. В этом случае исследовательская и проектная деятельность старшеклассников будет ориентироваться на познание Истины, узнавание ее в действиях и поступках своих предков, и получение блага - материального - имеющего общеполезную значимость; духовного - доставляющего автору и окружающим духовную радость; нравственного - мотивирующего к самосовершенствованию и не исключающего наличия в нем двух первых.

Исходя из культурных традиций, благо, как итог исследовательской деятельности старшеклассника, может рассматриваться не только как удовлетворение собственных интересов и амбиций, но, что гораздо более значимо, - удовлетворение интересов другого, но не из-за эгоистического желания личной выгоды или славы, а исключительно по любви. Исходя из этики, достигаемое человеком благо в широком смысле есть результат его собственного естественного желания стать самостоятельно значимой частью некой общности - класса, группы - к которой он принадлежит. И в первом и во втором случае в основе такой исследовательской деятельности лежит естественное природное стремление человека быть счастливым.

Исчерпывающую формулировку счастья, применимую в образовательном процессе, дал отечественный педагог К.Д. Ушинский: «...Счастье для существа, стремящегося к беспрерывной и беспрерывно расширяющейся деятельности, есть сама эта деятельность, беспрерывная и беспрерывно расширяющаяся... у каждого человека свое представление о счастье именно потому, что у каждого своя жизнь и своя жизненная деятельность, а самая эта деятельность и есть счастье» [6, с. 380]. Далее Ушинский указал, что «счастье как деятельность», направленная во благо, напрямую отождествляется с физическим и духовным трудом человека.

Руководствуясь мнением К.Д. Ушинского можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание учащихся должно осуществляться в процессе реализации личностных качеств в исследовательской и проектной деятельности через самовоспитание и обнаружение идеалов, на основе которых возможно формирование патриотического мироощущения, устойчивой смысложизненной позиции, включающей «ситуативные» и «вечные» вопросы сохранения мира, продолжения рода и защиты Отечества.

Получаемые в результате реализации рассмотренной программы знания, навыки и умения необходимы учащимся для воспроизводства ими духовных основ национальной и гражданской идентичности российских граждан в будущем и формирования четких и ясных нравственных ориентиров в последующем жизнестроительстве, а также в предпрофильной подготовке к профессии типа «человек - человек» (командир - подчиненный). Программа обеспечивает изучение достижений прошлого и технологий, необходимых в будущем; позволяет вовлекать учащихся в работу над исследованиями и проектами, в процессе которой они имеют могут осваивать, изобретать, создавать, выражать мысли и чувства, принимать решения, помогать друг другу и объединяться в группы для общего дела, раскрывать свои таланты, расширять кругозор, и, наконец, выстраивать свою жизненную стратегию, направленную на сохранение и укрепление блага Отечества.

Гусакова Виктория, докторант РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат искусствоведения

 

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». URL.: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml [дата обращения 11.11.14].

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. - М.: Русский язык, 2002. - Т. IV.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание / Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. - М.: Просвещение, 2009.

4. Любжин А. И. Бюрократия и наука: что может дать средней школе их - симбиоз? // Вопросы образования. - 2011. - N3. - С. 237-243.

5. Слободчиков В.И., Черникова Т.В. Проектирование системы духовно-нравственного воспитания школьников на основе возрастно-нормативной модели развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - N 11 (75). - 2021. - С. 17-22.

6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / Педагогические сочинения: в 6 томах. - М.: Педагогика, 1990. - Т.VI.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

 



[1] С 2006 по 2010 гг. эта программа успешно реализовывалась в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе (упраздненном с 2010 г.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Олеговна Гусакова
«Он верил только в Единого Бога!»
Суворовцы о канонизации Александра Васильевича Суворова
07.06.2019
Что вырастит в своей душе ребенок после таких встреч?
Виктория Гусакова выражает недоумение в связи с организацией для школьников творческой встречи с весьма неоднозначным писателем О’Санчесом
30.05.2016
С картин звучит «Молитва за Россию»
Виктория Гусакова об открывшейся в Петербурге выставке потомственного художника и священника Ивана Рейпольского
12.03.2016
Нам открылись следы страшного разрушения…
Виктория Гусакова об археологических исследованиях фундамента Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, взорванного в безбожные годы
27.10.2015
Все статьи Виктория Олеговна Гусакова
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49