Вышла в свет монография петербургского педагога, кандидата искусствоведения, Виктории Олеговны Гусаковой «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников». Публикуем автора слово о книге.
Настоящее издание «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» посвящено рассмотрению дидактической роли иконописи, в частности, величайшей святыни России и памятника древнерусского искусства, иконы «Святая Троица» кисти Андрея Рублева в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.
Сегодня эта тема обретает особенную актуальность в связи с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания в сфере государственной политики Российской Федерации. «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования»[1].
В современном российском обществе образование можно рассматривать многопланово: как способ трансляции культурно-исторического и научного опыта от одного поколения к последующему, и как фундамент для развития этого опыта, обеспечивающий успешное движение цивилизации. В таком случае назначение образования заключается в сохранении и передаче во времени базовых национальных ценностей, которые интегрируют ценности «семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества»[2]. Они определяют содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности, как сложного многопланового процесса, неотделимого от культурно-исторических и социальных вех.
Духовно-нравственное воспитание позволяет не просто дать обучающимся знания о том, как следует выстраивать свою жизнь, чтобы реализовать свой личностный потенциал, а сформировать мировоззрение и развить гражданскую идентичность. «Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России»[3].
Появившись на Руси в конце X века, иконопись на протяжении столетий стала отражением базовых национальных ценностей в изобразительных образах, и потому постижение ее религиозно-культурологических традиций сегодня позволяет понять самобытность отечественной культуры, уяснить для себя жизненно важные смыслы, которыми до нас руководствовались наши предки, и на их основе развить гражданскую идентичность.
В виду этого настоящая монография «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» представляется актуальной и полезной в воспитательном процессе и в подготовке к урокам гуманитарного цикла (истории, мировой художественной культуре) и занятиям по программам дополнительного образования. Ее текст можно использовать:
- для предоставления учащимся дополнительных знаний по истории создания, иконографии и смысловом (духовном, богословском, нравственном) содержании иконы «Святая Троица» Андрея Рублева; символики русской иконы и особенностям развития иконографии «Святая Троица» от раннехристианского сюжета «Гостеприимство Авраама» до одноименных изводов русского иконописца Андрея Рублева и его западноевропейского современника Робера Кампена;
- для формирования умений анализировать произведения живописи разных жанров (икона и фреска), сопоставлять между собой одноименные сюжеты, созданные русскими и западноевропейскими мастерами, на предмет выявления в них общечеловеческих и базовых национальных ценностей; получать эстетическое удовольствие от созерцания шедевров мирового искусства;
- для развития навыков выявления общих композиционных мотивов в произведениях искусства, раскрывающих один и тот же сюжет, но созданных в разные эпохи или мастерами-современниками, принадлежащих разным художественным традициям, с последующим выявлением в них жизненно важных смыслов для истории в целом и личности, включая себя самого.
Таким образом, изложенный в монографии материал способствует:
- в достижении личностного результата: актуализации у учащихся эмоционально-ценностных переживаний событий своего исторического прошлого и формировании у них чувства сопричастности к этим событиям как их наследников; развитию контекстного мышления, интегрирующим религиозно-, культурно-, исторические смыслы; формировании ответственности за сохранение и приумножение культурного наследия; укоренению в сознании учащихся базовых национальных ценностей как норм жизни; мотивированию их на выработку жизненной стратегии согласно этим нормам;
- в достижении метапредметного результата: выявлению философско-мировоззренческого потенциала содержания следующих предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры, с учетом возрастных особенностей старшеклассников для его восприятия.
Для современного педагога аксиомой является утверждение, что осуществляемое в образовательном учреждении воспитание должно быть природосообразно и культуросообразно. Поэтому традиции необходимо черпать из культурного наследия России как целостного многоконфессионального государства, обладающего своей историей и многообразной самобытной культурой. Здесь важно учитывать, что духовная составляющая культурного наследия напрямую взаимосвязана с религией. Отсюда вытекает, целесообразность актуализации именно религиозно-культурологических традиций: больших - общегосударственных и малых, связанных с конкретным регионом и проживающей в нем народностью. Такой интегрированный подход способствует укоренению молодежи «в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» и формированию у них чувства сопричастности к своей межпоколенной группе людей в составе единой страны.
Религиозно-культурологические традиции иконописи являются важным компонентом культурного наследия России, сохраняющим и воспроизводящим в изобразительном символико-догматическом образе совокупность духовных и нравственных ценностей.
В отличие от других жанров изобразительного искусства, в частности живописи, икона ориентирует человека на осмысление вечного будущего с позиции временного настоящего и акцентирует его внимание на целесообразности преходящего и проходящего в контексте устоявшихся в народе ценностей. Семиотика иконописи, а также технология создания изводов, регламентированная церковными правилами - канонами, соотносимыми с незыблемыми ценностями бытия, возводит икону на высшую ступень в жанровой иерархии изобразительного искусства.
Еще одним фактом, говорящим о том, что икона может стать востребованным средством духовно-нравственного воспитания старшеклассников, является сохранение религиозно-культурологических традиций иконописи до наших дней, несмотря ни на какие исторические потрясения.
Опыт духовно-нравственного воспитания через широкомасштабное ознакомление учащихся с произведениями лучших мастеров искусства и литературы успешно используется современными педагогами. Важной дидактической единицей в процессе такого воспитания выступает художественный образ.
Проблемой воздействия художественного образа на формирование личности занимались: философы (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман); педагоги (К.Д. Ушинский, А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Б.П. Юсов), психологи (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский), искусствоведы (В.Р. Виппер, С.М. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологи (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятели культуры и искусства (В.В. Кандинский, А. Матисс, К.С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский) и др.
Как правило, в качестве предмета изучения исследователи используют светские произведения, а иконописи практически не касаются. В научной литературе рассмотрение иконы, за редким исключением, происходит с позиции моленной святыни - объекта почитания в православной культуре или жанра религиозного искусства.
Изучение иконописи, в частности, творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова входит в некоторые основные общеобразовательные программы, например, истории и мировой художественной культуры. Символика иконы, некоторые иконографические изводы и иконописный канон очень кратко рассматриваются на занятиях по модулю «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе, а также в близких ему дополнительных образовательных программах и воскресных школах.
Но если в первом случае, иконы изучаются с точки зрения их художественной ценности и значимости в истории мировой культуры, то во втором, знакомство с иконой может происходить с позиции ее места в церковном обряде и включать предания о чудесах, происходивших по молитвам перед ней.
Использование иконографических компонентов иконы или образа в целом в качестве дидактических единиц, а также в смысловом сравнении их с аналогичными по содержанию католическими образами, встречается крайне редко и уже, как правило, на ступени высшего или среднего профессионального образования.
На это упущение еще в самом начале XX столетия указывал доктор церковной истории Н.В. Покровский. Он писал, что современники «забывают исконную черту русского консервативного воззрения на икону: икона - предмет религиозного почитания; в то же время она служит одним из учительных средств для народа: икона для неграмотных людей»[4].
Современная картина искусствознания демонстрирует глубокие примеры исследования иконописи. Важной ее особенностью, отмеченной всеми исследователями без исключения, стал иконописный канон, который предписывает изображать образ в строгом соответствии с его духовным назначением. Икона, в отличие от любого другого художественного произведения, не должна содержать случайного композиционного элемента, который отвечал бы только эстетическим требованиям или отражал субъективное видение художника. В иконе каждый компонент несет дидактическую нагрузку. Эта особенность иконы определяет ее важность в образовательном процессе.
Чтобы знакомство с иконой, подразумевающее нахождение (узнавание) в ней и принятие через нее базовых национальных ценностей, которые были нормами жизни предков и должны стать такими же нормами для потомков, происходило гармонично, необходимо интегрировать светский и религиозный подходы. Об этом говорил Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Уделяя особое внимание воспитанию юношества "в духе и истине", заботясь о его нравственном возрастании и укреплении в вере, Церковь должна говорить с молодыми людьми на понятном и доступном им языке, используя для этого, в том числе и последние достижения в области информационных технологий»[5].
В предлагаемом издании икона, в частности «Святая Троица» работы Андрея Рублева, представлена как религиозный, исторический и культурный гипертекст, который требует прочтения на четырех уровнях: буквальном, аллегорическом, моральном и анагогическом.
Буквальный уровень подразумевает рассмотрение и ознакомление с сюжетом; аллегорический - раскрытие зашифрованного в иконных образах смысла; моральный - соотнесение этого смысла с собственными жизненными установками; анагогический - самосовершенствование.
Для большинства современных юношей и девушек характерно прочтение иконы на двух первых уровнях, тогда как только третий и четвертый дают возможность уяснить духовный и нравственный смысл иконы и добровольно принять запечатленный на ней образ в качестве идеала. Отсюда, важная задача педагога заключается в направлении обучаемых, чтобы они могли «читать» икону на всех четырех уровнях.
Решение это задачи описано на страницах настоящей книги, где показан путь последовательного «прочтения» старшеклассниками иконы «Святая Троица» Андрея Рублева, открывающий им широкие возможности для формирования своей событийности и реализации жизненных устремлений в соответствии с базовыми национальными ценностями.
Монография адресована специалистам педагогам учреждений среднего общего и профессионального образования, всем интересующимся вопросами воспитания. Она может стать методическим подспорьем на уроках по истории, мировой художественной культуре и основам православной культуры.
[1] Концепция по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России. - М., 2009. - С. 15.
[2] Там же. - С. 16.
[3] Там же. - С. 17.
[4] Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. - СПб., 1901. - С. 5.
[5] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Речь на XII Всезарубежном съезде православной молодежи в Париже. 2 июля 2011 года. URL: www.pravoslavie.ru/news/47386.htm [дата обращения 24.08.2014].
2. Re: «Святая Троица» Андрея Рублева - детям
1. Re: «Святая Троица» Андрея Рублева - детям