Храм над могилой матери Преподобного Иосифа Волоцкого

В церкви XVII столетия во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла до недавнего времени работали тяжелые деревообрабатывающие станки

Новости Москвы 
0
768
Время на чтение 11 минут

 18 октября/31 октября - Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515)

Вот уже многим более четырех веков общепризнанным Небесным Покровителем славного русского города Волоколамска является Святой XV-XVI столетий - уроженец здешних мест Преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515). Великий подвижник появился на свет в родовом волоцком селе Язвищи около 1440 года в дворянской семье Ивана Григорьевича и Марины Саниных. А деда Ивана Григорьевича звали Александром Саниным, был он выходцем из Русской Литвы, около 1408 года прибыл на службу Волоцкому Князю и получил от него вотчину - село Язвищи. Григорий Александрович Санин и его супруга в преклонном возрасте приняли монашество с именами Герасим и Ирина. Их сын Иван Григорьевич и Марина Санины имели четверых сыновей. Старшего назвали Иваном Ивановичем. Семи лет Ивана отдали в обучение Старцу Крестовоздвиженского монастыря города Волоколамска Арсению Леженке, а уже с девяти лет юный Иоанн Санин стал читать и петь в храме.

Когда Ивану Ивановичу Санину исполнилось 20 лет, он попросил родительского благословения на пострижение в монахи и через Тверь отправился к Преподобному Пафнутию Боровскому, где 13 Февраля 1460 года принял постриг с именем Иосиф.

Своего больного отца, также постригшегося в монахи с именем Иоанникий, Преподобный Иосиф поселил в своей келье и 15 лет ухаживал за ним. В том же Боровском монастыре приняли монашеский постриг братья Преподобного Иосифа - Вассиан и Акакий, а затем и племянники Досифей и Вассиан. После смерти Преподобного Пафнутия Боровского 1 Мая 1477 года и по его завещанию Игуменом Боровского монастыря был избран Преподобный Иосиф, но два года спустя из-за какого-то нестроения Преподобный Иосиф вернулся в Волоколамск и с разрешения Князя Бориса Васильевича Волоцкого неподалеку от города на берегу р. Струги основал новую пустыньку. 6 Июня 1479 года там в присутствии Князя Бориса была заложена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Успенская Пустынь вскоре разрослась в монастырь, где Преподобный Иосиф стал Игуменом.

Мать Преподобного Иосифа Марина ещё в 1460 году постриглась в древнем женском Волоколамском монастыре Священномученика Власия Севастийского, подвизалась там тридцать лет, получила последнее напутствие от своего старшего сына - Успенского Игумена Иосифа, почила и была им погребена в 1490 году. По суждению волоколамского краеведа позапрошлого столетия, возможно, основанному на местном устном предании или на не дошедшем до нас письменном источнике, сам Преподобный Иосиф над могилой Блаженной Схимонахини Марии во Власиевском монастыре возвел деревянный храм или придел во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Волоколамский Власиевский монастырь неоднократно разорялся пожарами и нашествиями, но непременно возобновлялся. В 1638 году Власиевский монастырь был приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю и стал городским подворьем знаменитой обители, очевидно, с той поры обитель стала мужской. В 1693-1696 годах во Власиевском монастыре над могилой Схимонахини Марии стараниями Архимандритов Иосифо-Волоколамского монастыря Николая и Алексия с братией был возведен каменный храм Апостолов Петра и Пала, который стал основным монастырским собором.

Видимо, в судьбе Преподобного Иосифа Волоцкого день памяти Апостолов Петра и Павла имел какое-то особое значение. На это косвенным образом указывает и то, что незадолго до возведения собора во Власьевском монастыре в самом Иосифо-Волокаламском монастыре в 1679-1680-х годах над Святыми Вратами был устроен каменный храм Апостолов Петра и Павла.

Власиевский монастырь Волоколамска просуществовал до 1764 года, тогда обитель была упразднена, а соборный монастырский Петропавловский храм стал, по одним сведениям, приходской церковью, а по другим - некоторое время оставался городским подворьем Иосифо-Волоколамского монастыря, но без собственного монастырского статуса.

В 1830 году уже к приходскому храму были пристроены приделы Святого Праведного Алексия человека Божия и Святого Великомученика Георгия Победоносца. В 1886 году приделы были расширены по проекту почитателя древнерусского стиля - архитектора Сергея Ивановича Бородина (р. 1832 - + после 1894 года), уроженца волоколамской деревни Холстниково. Надгробие над могилой Схимонахини Марии (Саниной) было отреставрировано. Обычай же служения ежегодных панихид братии Иосифо-Волоколамского монастыря над могилой Блаженной Схимонахини Марии сохранялся вплоть до закрытия монастыря и Петропавловского храма при советской власти.

Несмотря на пристройки 1830-1880-х годов Волоколамский храм Апостолов Петра и Павла сохранил каменную основу XVII столетия и главную Святыню храма XIV века - чтимую гробницу Блаженной Схимонахини Марии (Саниной).

По летописным свидетельствам, город Волоколамск официально считается самым древним городом Подмосковья: впервые он упоминается в Лаврентьевской Летописи под 1136 годом! По научно обоснованному свидетельству специалистов, город вокруг древнего Волока, связывающего бассейны рек Москвы и Верхневолжья, возник на столетие раньше - ещё во времена Великого Князя Ярослава Мудрого. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами остатки древних городских мостовых и артефакты той поры. Бережное отношение жителей и ответственных чиновников современного Волоколамска к своей старине как бы должно подразумеваться как нечто несомненное и безусловное.

Конечно, храмы XVII века не относятся к такой глубокой древности, но давайте обратимся к исторической статистике сохранившихся объектов той эпохи. Всего в Российской Федерации полностью или частично сохранилось 892 храма постройки XVII столетия. Из них в Москве - 150 церквей, во всем Подмосковье - 116 таких храмов. А вот в древнем Волоколамском районе до наших дней дожили только пять храмов, возведенных в XVII веке. Вот их перечень.

1. Надвратная церковь Апостолов Петра и Павла в Иосифо-Волоколамском монастыре в селе Теряево, создана в 1680-х годах.

2. Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, строился в 1688-1692 годах.

3. Храм Апостолов Петра и Павла над могилой Схимонахини Марии в самом Волоколамске, был выстроен в 1693-1696 годах.

4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске, выстроенный в Варварьинском монастыре 1695 году. В советское время храм оставался действующим.

5. Церковь Апостола Иоанна Богослова в селе Каменки, построенная 1697 году.

Как видим, в самом древнем Волоколамске сохранилось только два храма XVII века!

В советское время храм был обезображен, были снесены верхние ярусы шатровой колокольни, храмовый купол и подкупольный барабан, уничтожено надгробие Схимонахини Марии: гробницу просто сравняли с уровнем пола. В храме в разные годы располагали различные предприятия и учреждения, хлебзавод, гараж... Но кирпичная основа XVII века пережила советскую власть, и можно было предполагать, что столь древний храм, памятник архитектуры, в наше время должен не только сохраняться, но и быть восстановлен в качестве действующей православной церкви. Однако действительность была далека от таких предположений.

Обратимся к некоторым официальным документам, определяющим статус храма Апостолов Петра и Павла, а также свидетельствующим о его недавнем использовании по крайней мере с 2008 года.

«Справка о принадлежности имущества к объектам культурного наследия (памятника истории и культуры)» Министерства культуры Московской области от 18 Сентября 2013 года N 137-20 свидетельствует: «Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693-1696 гг., расположенная по адресу: Московская область, город Волоколамск, ул. Советская, д. 28, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 N 84/9 и пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является объектом культурного наследия регионального значения».

То есть ещё 15 Марта 2002 года Волоколамский Петропавловский храм правительством Московской области был признан особо сберегаемым культурным объектом.

В «Архивной справке на объект культурного наследия - Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693-1696 гг., расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Советская», выданной Министерством культуры Московской области от 28 Февраля 2014 года под N 51, сообщается такая интересная информация: «В 1978 г. на памятник был составлен паспорт научного учета». И это было в «дремучем», «совковом» 1978 году!

В письме Министерства культуры России от 18 Августа 2014 года под N 4588-10-04 подтверждается, «что объект «Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693-1696 гг.» является объектом культурного наследия регионального значения...»

Всё это касается юридического статуса уникального для Волоколамска церковного памятника XVII века. Как же он использовался до сих пор?

В письме Министерства культуры Московской области от 25 Сентября 2014 года под N 19ТГ-1411/14-07, подписанном заместителем министра Р.М.Васильевым, сообщается: «20.08.2014 года в результате инспекционного выезда установлено, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии и предположительно находится в пользовании ОАО «Волоколамское ПТП РЖКХ»... Министерством культуры Московской области в администрацию городского поселения Волоколамск направлен запрос о незамедлительном предоставлении информации о собственниках и пользователях церкви Петра и Павла, а также о принятии мер к недопущению сноса и перестройки объекта культурного наследия, а также застройки его территории. После установления собственника/пользователя Министерством культуры Московской области, с согласия прокуратуры Московской области, будет проведена его внеплановая проверка. В случае выявления нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, Министерством культуры Московской области будут приняты меры по привлечению виновных лиц к предусмотренной законом ответственности».

В письме от Главного управления социальных коммуникаций Московской области от 28 Августа 2014 года под N 33 ГТ-448 свидетельствуется: «Церковь Апостолов Петра и Павла, находящаяся по адресу г. Волоколамск, ул. Советская, д. 28, внесена в уставный капитал ОАО «Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства» на основании решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области....Указанная церковь включена в «Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории Московской области», утвержденный постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 г. N 84/9...»

Чем же занимается ОАО «Волоколамское ПТП РЖКХ», в уставной капитал которого включен уникальный православный храм XVII века?

Председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов на своей страничке в Фейсбуке 29 Сентября этого года написал об этом так:

«Если вы думаете, что времена, когда храмы превращали в фабрики и склады прошли, то поезжайте в Волоколамск и убедитесь в обратном. Волоколамские депутаты превратили храм XVII века в столярный цех. Древняя святыня разрушается, а районные власти не намерены ни реставрировать памятник архитектуры, ни возвращать его Церкви. Речь идет о храме Апостолов Петра и Павла, памятнике архитектуры регионального значения, построенном в 1693-96 гг. на месте Власьевского монастыря Волоколамска, существовавшего с XII века. Здание храма (ул. Советская, д. 28) было внесено в уставный капитал ОАО «Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства» на основании решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района в 2008 году. Генеральным директором указанного ОАО (преобразованного из муниципального предприятия) является председатель Совета депутатов Волоколамского муниципального района Шаргаева Татьяна Николаевна. В храме было размещено столярное производство с мощными станками, вибрация которых разрушает здание. Кроме того, грубо нарушаются и другие требования законодательства об охране объектов культурного наследия - по мнению Минкультуры Московской области, памятник находится в неудовлетворительном состоянии. По имеющейся информации, в 2007 году сотрудниками муниципального предприятия при проведении работ для укрепления полов под станки была самовольно вскрыта, а затем залита бетоном могила схимонахини Марии, матери выдающегося церковного и общественного деятеля рубежа XV-XVI веков, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, Преподобного Иосифа Волоцкого. В 2015 году будет отмечаться 500-летие со дня кончины Преподобного, однако волоколамские власти не спешат выселять цех из храма, передавать его Церкви и реставрировать. На обращения общественности и представителей Церкви с просьбами разрешить эту вопиющую ситуацию, глава Волоколамского муниципального района Евгений Гаврилов заявил о необходимости «комплексного подхода к данной проблеме», а также о том, что «нельзя допускать непродуманности и поспешности». Вместо вывода цеха из храма и научной реставрации уникального памятника Евгений Гаврилов лишь предложил «привести в элементарный порядок фасад церкви». Татьяна Шаргаева с этим согласилась, сказав, что ПТП готово это сделать. Необходимо отметить, что в аналогичном положении находится и комплекс церкви Воздвижения Креста Господня (улица Соборная, 22), расположенный на месте летописного Крестовоздвиженского монастыря, самого древнего в Волоколамске - основанного в XII в. Князем Ярославом Мстиславичем. Церковь и прилегающая территория ранее были заняты мебельной фабрикой, а в настоящее время приватизированы как «литейный цех» и используются в качестве склада. Московское областное отделение ВООПИиК считает недопустимым подобное отношение к памятникам истории и культуры и объектам религиозного назначения в древнейшем городе Московской области. Исторический Волоколамск уже понес невосполнимые утраты как во время Великой Отечественной войны, так и в послевоенные, а особенно - в последние годы. Содержать в таком состоянии памятники церковного зодчества в самом центре старинного города непозволительно. Мы призываем муниципальные и областные власти принять все необходимые меры для скорейшей передачи Петропавловского и Крестовоздвиженского храмов Русской Православной Церкви, их научной реставрации и восстановления».

От себя напомним, что именно в Волоколамском Крестовоздвиженском монастыре первоначальное духовное образование получил будущий великий Святой - Преподобный Иосиф Волоцкий.

Музейная культура современного Волоколамска сейчас претерпевает бурное развитие. Но это культурное и духовное возрождение России на Волоколамской земле почему-то медленно доходит до чиновников Волоколамска и Волоколамского района.

Слава Богу, администрация Волоколамска под давлением Священноначалия Московской Епархии, Правительства Московской области и православной общественности приняла разумное решение и к 21 Октября нынешнего года ликвидировала деревообрабатывающий цех в стенах Петропавловского храма Волоколамска, станки были демонтированы и вывезены. Есть надежда, что в ближайшее время в храме начнутся молебны и возобновится регулярное Богослужение. И нам можно было бы обойтись без данного критического материала.

Но в путях деятельного покаяния полноценная масштабная реставрация древней Волоколамской Святыни потребует очень больших долговременных усилий и весьма значительных материальных средств. И мы надеемся, что грядущее 500-летие блаженной кончины Преподобного Иосифа Волоколамского подвигнет не только жителей Волоколамска, Волоколамского района, Москвы и Подмосковья, но множество православных со всей России сделать свой посильный вклад в дело возрождения этой Святыни. Мы полагаем, что православной общественности, просто неравнодушным людям под эгидой Священноначалия Волоколамской земли необходимо создать фонд для возрождения великой Святыни, оповестить православных о всероссийском сборе средств для реставрации.

Преподобный Отче Иосифе, моли Бога о нас!

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Часть вторая. Просьба молитвы об узнике
15.12.2024
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Филипп Александрович Грилль
Древняя святыня возвращена Церкви!
После 78 лет запустения храм святых апостолов Петра и Павла XVII века в Волоколамске вернулся в лоно Православной Церкви
29.04.2015
Дом Божий надо защищать как собственный
Беседа с Филиппом Гриллем, социогом, отцом шестерых детей, координатором общественного движения в поддержку "Программы-200"
11.04.2014
Все статьи Филипп Александрович Грилль
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 22:03
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12