Здравствуйте, Филипп Александрович!
Вы являетесь координатором Движения в поддержку строительства 200 храмов в Москве. Как оно возникло?
Движение возникло как реакция общества на московскую программу строительства новых храмов "Программу 200". Мы объединились, для того чтобы совместно решать схожие проблемы. Сначала это произошло в общине строящегося храма во имя святых Царственных страстотерпцев на Войковской, потом в общегородском общественном движении поддержки строительства храмов. Наше Движение сугубо общественное. Это добровольное сообщество людей, преимущественно с храмовых площадок из разных районов Москвы, которые столкнулись с воинствующим безбожием и хотят отстоять свои святыни. Я делюсь своим опытом. Несмотря на
провокации и стремление сорвать строительство храма во имя святых Царственных Страстотерпцев, мы наш храм отстояли.
20 марта в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по вопросам градостроительной политики. Эксперты обсуждали законодательные и правовые аспекты строительства социальных объектов на озелененных территориях, в парках и скверах. Противники строительства храмов оказывали психологическое давление,
прерывая выступления специалистов, выкрикивали оскорбления, попросту бесновались. Руководители Общественной Палаты стали свидетелями безобразных выходок храмоборцев, которые показали, что их цели
и задачи далеки от заботы об экологии, а направлены исключительно против строительства храмов.
В последнее время ими активно эксплуатируется экологическая тема. Но шумиха по поводу строительства храмов в зеленых зонах - только повод для манипуляций. Храм - не газозаправочная станция, не мусоросжигающий комбинат, а украшение города. Храм - это всегда зеленая и безопасная зона с чистыми и ухоженными газонами. В спальных районах с типовой массовой застройкой храм всегда приятен глазу. Наше законное право - ходить в храмы рядом со своим домом. Так сложилось в Москве, что храмов на окраинах почти нет, или их очень мало. Например, в 8-миллионной Греции больше 20 тысяч храмов, а у нас несколько сот на 15-миллионный город.
У меня шестеро детей. Разве я не могу молиться рядом с домом? Почему мои дети не могут видеть службу из-за тесноты в храме? Почему в выходной я должен толкаться в храме как в час пик в метро? Это серьезный вопрос, и он для нас принципиален. Мы считаем, что наши противники дискриминируют нас, отказывая в праве молиться там,
где мы живем.
Есть ли у Движения благословение священноначалия?
Мы работаем по благословению протоиерея Всеволода Чаплина, который возглавляет синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с обществом. У нас теплые отношения со многими настоятелями приходов.
Филипп Александрович, что бы Вы могли порекомендовать православным общинам, которые впервые столкнулись с организованным противодействием строительству храмов?
Свою позицию нужно озвучивать. Найти журналистов церковных и светских и начать громко говорить о своих проблемах и интересах. Позвонить на радиостанцию "Радонеж" и попросить эфира. Писать письма в инстанции, префектуры и Мэрию. Писать Святейшему Патриарху и Президенту нашей страны. Обязательно собирать подписи жителей в поддержку строительства храма. Свой опыт мы суммировали в Памятке-рекомендации группам поддержки строительства православных храмов в Москве. Эти рекомендации актуальны и для других городов России. Текст можно найти в сети Интернет.
Что является самым важным в Памятке-рекомендации?
Главное - ознакомить жителей района со своей позицией. Сделать это можно с помощью листовок о строительстве храма с чётким разъяснением вашей позиции, с призывом к населению о поддержке строительства.
Кто может оказать поддержку?
Со своими проблемами и интересами необходимо знакомить городских и государственных чиновников. Если мы сами не будем говорить и действовать, о нас никто не позаботится. И даже если чиновники настроены очень положительно, то они о вас могут не знать или владеть недостоверной информацией.
Особенно важно наладить взаимодействие с муниципальными депутатами. От них зависит согласование решения о выделении участка земли под строительство храма. У нас сложился очень вредный стереотип: боязнь чиновников. В каждом чиновнике видится враг, такой "разоритель Отечества". Мы же встречали замечательных чиновников, которые прекрасно относятся к Церкви, к нашим интересам. Я им благодарен и не стыжусь этого. Я благодарен и городским властям, и Администрации Президента, куда мы тоже обращались. Я благодарен всем, кто нам помогал.
Поймите, что позицию страуса, позицию выжидания того, что кто-то - батюшка, епископ, Патриарх, Мэр, Президент - сделают работу за нас, надо оставить в прошлом. Дом Божий надо защищать как свой собственный. Не должно быть разделения на свое и чужое. Каждый же борется за свой дом, квартиру, имущество, земельный участок, если нависает угроза отторжения. А дом Божий для нас - это жизнь. Это наше начало пути в вечность. Там совершается
Божественная литургия, таинства, там сосредоточие церковной жизни. Почему мы должны от него отказываться?
Православие является стержнем русской культуры и государственности. Нам не надо стыдиться своих интересов. Надо их последовательно отстаивать.
"Белые платочки" и русские богатыри.
Низкий поклон этим людям, которые пережили эпоху чудовищного давления, гонений и сохранили нашу веру. Они передали ее нам: "Ребята, молодежь, приходите, несите дальше". И перед нами стоит та же задача. Нельзя впускать в себя дух пораженчества. Наша история еще не закончена. На нас лежит колоссальная миссия по воцерковлению, по преодолению богоборческого периода. С исторической точки зрения прошло очень мало времени с прекращения гонений на верующих, это наш "вчерашний день". Поэтому новомученники играют такую важную роль в нашей жизни: они практически наши современники, они ровесники наших родителей и дедов. Это очень важно. Память о новомученниках и исповедниках российских помогает нам жить.
Беседовала Лада Савонина
Источник: Возглас