24 апреля 2014 года в Москве были подведены итоги 4-го Международного конкурса имени С.Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Победителем конкурса и обладателем Первой премии стала московская писательница Ирина Дегтярева.
***
- Ирина Владимировна, поздравляю вас с замечательной наградой. Насколько я знаю, вы второй раз побеждаете в таком ответственном писательском состязании, как конкурс им.С.В.Михалкова. Расскажите подробнее о конкурсе и о ваших произведениях, которые вы представляли на него?
- В ноябре 2007 года, к 95-летию Сергея Владимировича Михалкова, Российский Фонд Культуры и Совет по детской книге России объявил Литературный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Его целью было привлечь внимание к детской литературе, «открыть» новые имена, поощрить писателей, работающих для детей.
Сергей Владимирович стал почетным председателем жюри. К сожалению, мне не довелось поучаствовать в том, первом, конкурсе.
Незадолго до этого в качестве члена бюро секции детской литературы Союза писателей я присутствовала на торжественном заседании в честь 100-летнего юбилея Агнии Барто. Заседание возглавлял Сергей Владимирович. Он с большим теплом отзывался об Агнии Львовне, и мне это особенно запомнилось. Я поняла для себя, что Сергей Михалков - несомненно талантливый человек, который способен оценить и признать талант своих коллег и готов помогать молодым авторам, преследуя нашу общую цель - развитие детской литературы.
В августе 2009 Сергей Владимирович, к сожалению, ушел из жизни. В память о нем было принято решение проводить Литературный конкурс на лучшее художественное произведение для подростков регулярно, с периодичностью раз в два года. Девизом конкурса стали крылатые слова С.В. Михалкова «Сегодня дети - завтра народ».
Помимо авторов из России и стран СНГ в конкурсе приняли участие русскоязычные писатели Канады, США, Израиля, Монако, Германии, Польши, Латвии, Финляндии. Конкурс приобрел международный статус.
Я стала лауреатом 3-ей премии II Международного конкурса им. С. Михалкова на лучшее произведение для подростков с книгой рассказов «Цветущий репейник», которую опубликовали в том же 2010 году.
Это одно из самых главных преимуществ конкурса - издание книг победителей. Так, от конкурса к конкурсу, издается по три новых книги современных детских писателей, которые попадают в библиотеки и рекомендованы для чтения в школах.
Моя книга «Цветущий репейник» посвящена сложному этапу взросления еще совсем юного человека. Герои книги взяты из разных социальных слоев - из городов и поселков, из семей благополучных и не очень. Объединяет их всех одно: общая родина - Россия. Дети взрослеют, каждый день закладываются новые основы для их будущего. И каждый из них стремится к свету, несмотря на то, что переживает нелегкое время - начало расцвета личности и возмужания.
В следующем конкурсе я участия не принимала. Но через четыре года решила поучаствовать снова. Специально для конкурса написала повесть «Степной ветер». Она о мальчишке, живущем с семьей на хуторе в Ростовской области. В повести рассказывается об его взрослении, шалостях, исканиях, взаимоотношениях с окружающим миром. В повествовании затрагиваются темы героизма, любви к Родине, Христианства. В произведении содержится много познавательного - о цирке, о выездке лошадей и соревнованиях, об истории и культуре казачества, представителем которого главный герой, Мишка Потапов, является. Повесть я посвятила памяти своего учителя Сергея Анатольевича Иванова.
И вот, 24 апреля были объявлены победители IV Международного конкурса им. С. Михалкова на лучшее художественное произведение. К моей большой радости, первую премию присудили мне. Стоит отметить, что все эти годы, прошедшие с первого конкурса, жюри никому не присуждало первую премию, поэтому такое решение жюри накладывает на меня особую ответственность, и я надеюсь, в дальнейшем не разочаровать ни коллег, ни читателей.
- Когда и почему вы стали писать для подростков? Что привлекает и волнует в этой проблеме?
- Я бы не сказала, что специализируюсь на литературе, адресованной только лишь подросткам. Писала для разных возрастов. И когда я в 1997 году поступила в Литературный институт имени А.М. Горького на семинар детской литературы (руководители - Р.С. Сеф и С.А. Иванов), я планировала заниматься только детской литературой и в это же понятие включала и прозу для подростков.
Но некоторые из тех произведений, которые у меня получались, не брали в детских журналах, поскольку считали их взрослыми, а во «взрослых» журналах их считали детскими. Таково отличительное свойство «подростковой» литературы. Уже не дети, но еще не взрослые.
И меня все больше привлекали проблемы именно этого периода, когда человек еще во многом ребенок - наивность, открытость, отсутствие страха смерти, и в то же время он уже задумывается о своей дальнейшей судьбе, сталкивается с первыми жизненными сложностями, изменяются его взаимоотношения с родителями и окружающими. Порой, молодой человек и сам себе не рад - своей угловатости, максимализму при отсутствии достаточного опыта и багажа знаний. Любому писателю интересны острые углы, кризисные ситуации, а именно ими так богата жизнь подростка. Отчасти поэтому, кроме детской литературы, параллельно, я пишу на военно-патриотическую тему - война в Чечне, а теперь и последствия ее, судьбы молодых ветеранов - это те же острые углы, хождение по лезвию ножа, психологический слом. Во «взрослых» произведениях у меня не редко встречаются персонажи-подростки, которые как нельзя лучше помогают создать «нужный фон», настроение для создания образа главного, взрослого, героя.
Но и для маленьких я писала, для младшего школьного возраста. Рассказы о мальчике Мотьке выходили в альманахах и журналах, в книгах-сборниках. Есть у меня и фантастическая повесть для подростков. Однако реализм - это все же основное мое направление и в детской, и во взрослой прозе.
- Что вы думаете, Ирина Владимировна, о состоянии детской литературы в современной России?
- Детская литература в наши дни находится, на мой взгляд, в критическом положении. Не побоюсь именно так охарактеризовать ситуацию. То, что книжные магазины пестрят яркими обложками, совершенно не отражает реального положения вещей. Что кроется за этими красивыми картинками? Только лишь подтверждение, что полиграфия в современном мире находится на высоком уровне, тем более что многие книги печатаются за границей. Содержания, а тем более глубокого, воспитательного, как мы привыкли с советских времен - нет.
Что на прилавках? Масса переводных изданий сомнительного качества или переизданные книги детских классиков - это само по себе хорошо и необходимо. Родителей только и выручает старая советская литература. Там нет мата, нет наркоманов и всей той грязи, которую норовят вылить на нас уже не только с помощью взрослых книг, но и внедряют это в детскую литературу. Издают серии книг, так называемые «ужастики», детские детективы. Про вампиров, монстров и т. д.
В положении о конкурсе им. С. Михалкова есть требование, которое, к сожалению, не действует в большинстве нынешних издательств: «Произведения, культивирующие насилие, употребление алкоголя и наркотиков, криминальный и аморальный образ жизни, агрессивное поведение, использование ненормативной лексики к участию в конкурсе не допускаются».
Да, цель конкурса - возрождение лучших традиций русской и советской литературы для подростков. Но такой правильно ориентированный конкурс чуть ли не единственный в нашей стране и вряд ли он один сможет кардинально изменить современный литературный процесс, который, как я убеждена, навязан нам извне. Это западная мораль и западные «ценности», чуждые нам. Без серьезной, продуманной государственной программы большой вопрос, кого мы вырастим на нынешней печатной продукции (книгами их язык не поворачивается назвать)? Как бы нам в погоне за прибылью, за тем, чтобы угодить западным спонсорам, на чьи деньги существует большинство издательств, не забыть простую истину, емко и точно сформулированную Сергеем Владимировичем Михалковым «Сегодня дети - завтра народ».
- Спасибо, Ирина Владимировна, за интервью. Желаю вам творческих удач, новых книг для подростков и взрослых.
Беседовал Геннадий САЗОНОВ
МОСКВА - ВОЛОГДА